Общественно политическая социально экономическая обстановка рф. Где в россии лучше жить. Место России в мировой экономике

Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2014 году

Некоторые методологические пояснения

Индекс производства - относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах. Различают индивидуальные и сводные индексы производства. Индивидуальные индексы отражают изменение выпуска одного продукта и исчисляются как отношение объемов производства данного вида продукта в натурально-вещественном выражении в сравниваемых периодах. Сводный индекс производства характеризует совокупные изменения всех видов продукции и отражает изменение создаваемой в процессе производства стоимости в результате изменения только физического объема производимой продукции. Для исчисления сводного индекса производства индивидуальные индексы по конкретным видам продукции поэтапно агрегируются в индексы по видам деятельности, подгруппам, группам, подклассам, классам, подразделам и разделам ОКВЭД. Индекс промышленного производства - агрегированный индекс производства по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды". По Российской Федерации данные приведены с учетом поправки на неформальную деятельность.

Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" - это строительные работы, выполненные организациями собственными силами на основании договоров и (или) контрактов, заключаемых с заказчиками. В стоимость этих работ включаются работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, модернизации жилых и нежилых зданий и инженерных сооружений.

Данные приводятся с учетом объемов, выполненных субъектами малого предпринимательства, организациями министерств и ведомств, имеющих воинские подразделения, и объема работ, не наблюдаемых прямыми статистическими методами в строительстве.

И ндекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство" - относительный показатель, характеризующий изменение объема работ в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Оборот розничной торговли - представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве. Стоимость товаров, проданных (отпущенных) отдельным категориям населения со скидкой или полностью оплаченных органами социальной защиты, включается в оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не включается стоимость товаров, проданных (отпущенных) из розничной торговой сети юридическим лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и индивидуальным предпринимателям, а также оборот общественного питания.

Оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу товаров собственного производства населению через торговые заведения, находящиеся на их балансе, или с оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли включает также продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на розничных рынках и ярмарках.

Оборот розничной торговли формируется по данным сплошного федерального статистического наблюдения за организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, выборочного обследования малых предприятий розничной торговли (за исключением микропредприятий), которые проводятся с месячной периодичностью, а также ежеквартальных выборочных обследований розничных рынков, ежегодных выборочных обследований индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с распространением полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения. Кроме того, в соответствии с требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли торгующих организаций досчитывается на объемы деятельности, не наблюдаемой прямыми статистическими методами.

Индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный показатель, характеризующий изменение оборота розничной торговли в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах.

Объем платных услуг населению представляет собой денежный эквивалент объема услуг, оказанных резидентами российской экономики (юридическими лицами и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) гражданам Российской Федерации, а также гражданам других государств (нерезидентам), потребляющим те или иные услуги на территории Российской Федерации. Этот показатель формируется в соответствии с методологией формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению, утвержденной приказом Росстата от 26 июня 2013 г. N 234 и введенной в действие с 1 января 2014 г. (далее - новая Методология) на основании данных форм федерального статистического наблюдения и оценки ненаблюдаемой деятельности на рынке услуг.

Динамику объема платных услуг характеризует индекс физического объема, исчисленный путем сопоставления его величины за отчетный и базисный периоды в сопоставимых ценах. В целях обеспечения сопоставимости в динамике расчет индексов физического объема произведен по отношению к данным 2013 года, пересчитанным по новой Методологии.

Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат, направленных на строительство, реконструкцию (включая расширение и модернизацию) объектов, которые приводят к увеличению их первоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, на формирование рабочего, продуктивного и племенного стада, насаждение и выращивание многолетних культур, инвестиции в объекты интеллектуальной собственности: произведения науки, литературы и искусства; программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, произведенные нематериальные поисковые затраты, затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и т.д.

Данные об инвестициях в основной капитал приведены с учетом инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства и досчетов объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами.

В состав инвестиций в основной капитал включены затраты, осуществленные за счет денежных средств граждан и юридических лиц, привлеченных организациями-застройщиками для долевого строительства.

Затраты на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств на вторичном рынке в объеме инвестиций в основной капитал не учитываются.

Инвестиции в основной капитал учитываются без налога на добавленную стоимость.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал - относительный показатель, характеризующий изменение объема инвестиций в сравниваемых периодах. Рассчитывается в сопоставимых ценах. В качестве сопоставимых цен приняты среднегодовые цены предыдущего года.

Индекс производства продукции сельского хозяйства - относительный показатель, характеризующий изменение объема производства сельскохозяйственной продукции всеми сельхозпроизводителями (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, хозяйствами населения) в сравниваемых периодах. Индекс производства продукции сельского хозяйства - агрегированный индекс производства продукции растениеводства и животноводства. Для исчисления индекса производства продукции сельского хозяйства используется показатель ее объема в сопоставимых ценах предыдущего года.

Общая площадь жилых домов определяется как сумма площадей всех частей жилых помещений, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, площадей лоджий, балконов, веранд, террас, подсчитываемых с соответствующими понижающими коэффициентами, а также жилых и подсобных помещений в построенных населением индивидуальных жилых домах. К помещениям вспомогательного использования относятся кухни, передние, холлы, внутриквартирные коридоры, ванные или душевые, туалеты, кладовые или хозяйственные встроенные шкафы. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальных домах для одиноких престарелых, детских домах к подсобным помещениям относятся столовые, буфеты, клубы, читальни, спортивные залы, приемные пункты бытового обслуживания и медицинского обслуживания.

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения исчисляется на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.

Стоимость минимального набора продуктов питания , рассчитываемая Росстатом, отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен и не является составляющим элементом величины прожиточного минимума. При ее расчете, в отличие от величины прожиточного минимума, используются единые, установленные в целом по Российской Федерации, условные объемы потребления продуктов питания и средние потребительские цены на них по субъектам Российской Федерации.

Индекс потребительских цен - характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего периода.

Индекс потребительских цен в 2014 г. рассчитывался на базе данных регистрации цен на 506 видов товаров (услуг)-представителей, которая осуществляется 21-25 числа каждого месяца более чем в 66 тыс. организаций торговли и сферы услуг в 272 городах на территории всех субъектов Российской Федерации.

Индекс цен на первичном и вторичном рынках жилья рассчитываются на основе зарегистрированных цен на вновь построенные квартиры и на квартиры функционирующего жилого фонда, находящиеся в собственности, если они являются объектами совершения рыночных сделок.

Наблюдение ведется по выборочному кругу организаций, осуществляющих операции с недвижимостью в территориальных центрах и отдельных городах субъектов Российской Федерации. При регистрации цен на квартиры учитываются их количественные и качественные характеристики. Средние цены по Российской Федерации рассчитываются из средних цен, сложившихся в ее субъектах. В качестве весов используются данные о количестве проданной общей площади квартир отдельно на первичном и вторичном рынках жилья, накопленном за предыдущий год.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за период исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

Данные по среднемесячной начисленной заработной плате предварительные.

Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

Реальные денежные доходы населения - характеризуют изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах (с корректировкой на индекс потребительских цен). Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.

Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. Число дней задержки считается со следующего дня после истечения этого срока.

Безработные (в соответствии со стандартами Международной Организации Труда - МОТ) - лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службы занятости, использовали или помещали объявления в СМИ, Интернет, непосредственно обращались к администрации организации или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешениями, лицензиями и т.п.);

были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.

Обучающиеся в образовательных учреждениях, пенсионеры и инвалиды учитывались в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

Информация об общей численности безработных приведена по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости. Отношение численности безработных к численности экономически активного населения (занятых и безработных), рассчитанное в процентах, характеризует уровень безработицы .

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения - трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. Информация о численности безработных, получивших официальный статус в государственных учреждениях службы занятости населения, разрабатывается Федеральной службой по труду и занятости населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости - число вакансий (требуемых работников), сообщенных работодателями в государственные учреждения службы занятости населения.

Сведения о рождениях, смертях получаются на основании статистической разработки данных, содержащихся в записях актов о рождении, смерти, составляемых органами записи актов гражданского состояния. В число родившихся включены только родившиеся живыми.

Естественное движение населения - обобщенное название совокупности рождений и смертей, изменяющих численность населения так называемым естественным путем. К естественному движению населения относят также браки и разводы, хотя они не меняют численность населения, но учитываются в том же порядке, что и рождения и смерти.

В целях статистической сопоставимости данные по Российской Федерации за 2013 г. пересчитаны с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополю.

Показатели предварительные, по данным помесячной регистрации за январь-декабрь соответствующего года.

Данные о миграции населения получены в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учета мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также (с 2011 г.) при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более. Снятие с регистрационного учета осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.

В целях обеспечения статистической сопоставимости миграционный прирост по Российской Федерации за 2013 год рассчитан с учетом данных по Республике Крым и г. Севастополю. За январь-декабрь 2014 года данные предварительные.

Величина прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации установлена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации", в субъектах Российской Федерации она устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается: в целом по России - Правительством Российской Федерации, в субъектах России - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" с 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, кроме Самарской области.

Данные по Архангельской и Тюменской областям (с учетом автономных округов) органами исполнительной власти не устанавливаются.

Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации - бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Статистические показатели по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю . Для формирования официальной статистической информации по Российской Федерации с учетом новых субъектов Российской Федерации статистическое наблюдение в Республике Крым и городе Севастополе должно быть интегрировано в систему российской государственной статистики с тем, чтобы показатели и данные по ним формировались на основе российской статистической методологии.

В течение переходного периода - до конца 2014 года - формирование официальной статистической информации по Республике Крым и городу Севастополю осуществлялось на основе утвержденных Росстатом временных методологических указаний по организации статистических наблюдений, расчету показателей и порядку предоставления данных по отдельным направлениям статистического учета.

Более подробную информацию о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации можно получить в открытом доступе на официальном сайте Росстата www.gks.ru .

Федеральная служба государственной статистики

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе.

Тяжелое экономическое наследие, доставшееся от Союза ССР, затрудняло проведение реформ в России. Все же с января 1992 ᴦ. российское правительство во главе с Е. Т. Гайдаром приступило к экономическим реформам, призванным обеспечить переход к рынку, к легитимной частной собственности. К этому времени страна находилась в крайне тяжелой ситуации. За минувший год цены выросли в 8-11 раз, валовой национальный продукт сократился на 15- 20%. На полках магазинов практически не осталось ни промышленных товаров, ни продуктов питания.. В экономике России преобладали добывающие отрасли и военно-промышленный комплекс, процветала гигантомания, многие предприятия выпускали никому не нужную, устаревшую продукцию. Программа экономической реформы по выводу страны из кризиса включала в себя ряд мер: либерализацию цен на большинство товаров, т. е. отказ от их административного регулирования, свободу торговли и приватизацию - продажу большей части государственной собственности частным лицам. Избранный путь “шоковой терапии”, по мнению сторонников так называемой монетарной модели экономики, должен был привести к равновесию между платежеспособным спросом (предприятий и населœения) и товарным предложением. Считалось, что в итоге удастся достичь стабилизации экономики и создать необходимые условия для ее подъема. При этом оптимистические прогнозы не подтвердились. Либерализация цен привела к их росту не в 5 раз, как планировалось, а в 100 и более раз. Большинство населœения страны оказалось за чертой бедности. Выпуск необеспеченных товарной массой денег не только не прекратился, но постоянно рос. В целом за 1992 ᴦ. выпуск наличных денегувеличился по сравнению с 1990 ᴦ. в 54 раза. Надежды на достижение рыночного равновесия, сдерживание инфляции развеялись. Правительство вынуждено было установить высокий уровень налогообложения, свести до минимума расходы бюджета на социальные нужды и содержание армии, прибегнуть к другим непопулярным экономическим мерам. В результате усилилась социальная напряженность в обществе. Активизировалась оппозиция правительственному курсу. Оплотойее стал Съезд народных депутатов и его Верховный Совет. Разногласия возникли и в самом российском руководстве. Ряд государственных деятелœей, в частности вице-президент А. В. Руцкой, подвергли критике политику реформ, проводимую правительством Гайдара. Под давлением VII Съезда народных депутатов Ельцин согласился на отставку Гайдара, исполнявшего в то время (декабрь 1992 ᴦ.) обязанности премьер-министра. Новым премьер-министром стал В. С. Черномырдин.

Распад СССР и крах перестройки подвели черту под попытками социалистического реформаторства. Кризис во всœех сферах общества, который сопровождал возникновение суверенных государств на обломках Советского Союза, был крайне тяжелым.

В России к осœени 1991 ᴦ. положение в экономической сфере стало катастрофическим, особенно в области продовольственного обеспечения страны. Во всœех городах были введены талоны. Часто эти талоны просто нечем было отоваривать. Более чем в 60 из 89 российских регионов запасов продовольственного зерна не было вообще, а выработка муки осуществлялась за счёт немедленной (с колес) переработки поступившего зерна по импорту.

Валютные резервы были практически полностью исчерпаны, а золотой запас впервые за всœе время существования государства составлял менее 300 тонн на 1 января 1992 ᴦ. Рубль как денежная единица находился на грани гибели. Это означало, что не было смысла заниматься производственной деятельностью, потому что на рубли, заработанные от продажи, купить было ничего нельзя. Страна впадала в коллапс, реальной становилась угроза голода и холода. Что делать в этой ситуации? Теоретически было два пути:

Первый – вводить чрезвычайные меры и с помощью силы снабжать города продовольствием, но данный путь в XX в. страна уже проходила несколько раз;

Второй – либерализовать экономику через радикальные реформы.

В последние месяцы 1991 ᴦ. Президентом России Б.Н. Ельциным было сформировано правительство, состоящее из молодых реформаторов, в котором ведущую роль играл ученый-экономист Е.Т. Гайдар.
Размещено на реф.рф
Он был сторонником либеральных рыночных преобразований и взял на себя ответственность за трудные и болезненные решения по осуществлению реформы.

Реформы, предложенные Е.Т. Гайдаром, обострили большинство социальных проблем:

Начались хронические задержки выплаты заработной платы;

Появилась безработица, рост которой постоянно увеличивался;

Обострилась криминогенная обстановка в обществе;

Стал падать жизненный уровень значительной части населœения;

Стало реальностью невиданное за последние годы имущественное расслоение;

Ухудшилась демографическая ситуация (падение рождаемости, увеличение смертности); массовый характер приняла ʼʼутечка умовʼʼ за границу, где им создаются достойные условия для работы и жизни.

Трансформация социально-экономической системы проходила очень тяжело и имела отрицательную динамику с точки зрения роста внутреннего валового продукта (ВВП) до 1996 ᴦ. Первые признаки экономического роста появились в 1997 ᴦ., когда объём промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим годом.

Финансовый кризис 17 августа 1998 ᴦ., при всœей его тяжести и трагичности для части населœения страны, оказался позитивным фактом именно для отечественной промышленности. Рухнули финансовые пирамиды, оттягивавшие средства из реального сектора экономики, сократился избыточный импорт. Производство (в том числе в военно-промышленном комплексе) стало оживать. Благоприятной для России в 1999–2007 гᴦ. оказалась и конъюнктура на нефть на мировых рынках, что позволило существенно увеличить доходы государства. С 2000 ᴦ. ВВП имеет устойчивый, в среднем 6 %, ежегодный прирост. В данный период России удалось рассчитаться с внешними долгами. При этом еще много предстоит сделать, прежде чем экономика России станет сильной, конкурентоспособной и процветающей.

Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социально-экономическое положение в Российской Федерации на современном этапе." 2017, 2018.

Продолжение анализа социально-экономическое положение России последних двух десятилетий, как и в предыдущей части, иллюстрировано обильным статистическим материалом и приводит к не менее печальным выводам.

Михаил Бочаров
Социально-экономическое положение Российской Федерации в 1990-2006 годах

"Экономические стратегии", №05-06-2007, стр. 130-139

Окончание.
Начало см. в № 4/2007.

Экономическая ситуация в Российской Федерации

Россия, как правопреемница Советского Союза, в процессе перехода к рынку утеряла многие из ранее наработанных преимуществ и предпосылок. Ее производственный потенциал резко снизился из-за преступных методов приватизации, проблем финансирования, а также в связи с накапливающимся физическим и моральным износом основных фондов практически во всех отраслях производства. По данным Госкомстата РФ, около 30% основных фондов страны находятся в эксплуатации уже более 40 лет, а свыше 90% производственного оборудования – более 15 лет. Что касается технического уровня, то только 15% основных фондов в России соответствует мировому уровню, около трети подлежит немедленной замене, а более 55% требует модернизации в самое ближайшее время. Резкое сокращение объемов финансирования фундаментальных и прикладных исследований обескровило научное обеспечение экономического развития страны.

"Суммарные экономические потери страны за годы "ельцинских" реформ (1992-2000 гг.) в 2,5 раза превысили потери СССР в годы Великой Отечественной войны. По внутреннему производству, т.е. по реальному богатству населения, Россия скатилась к уровню 1960 г. Накануне реформ РСФСР уступала по валовому продукту США в 4 раза, Японии – в 2 раза, а к 2000 г. Россия стала уступать США в 17 раз, Японии – в 5 раз" (1).

Мы живем почти исключительно за счет материальных фондов, созданных в советское время, которое ежедневно хаем и осуждаем. Откуда же возникли и за счет чего появились сотни миллиардеров и тысячи миллионеров в России? Ответ на этот вопрос, конечно, есть.

Главный итог 2005 г. – богатые стали еще богаче. Совокупное состояние 100 самых богатых людей РФ выросло на 107 млрд долл. и составило 248 млрд долл. Количество миллиардеров составило 44 – на 14 человек больше, чем годом ранее. В 2006 г. этот рост продолжился (стало 53 миллиардера).

Депутат Госдумы О.Г. Дмитриева в интервью журналу "Российская Федерация сегодня" сказала: "Команда, возглавляющая социально-экономический блок, Греф, Кудрин и Зурабов, вряд ли что-то может изменить. Ее ошибки уже очень дорого обходятся стране. Их "стоимость" – 1,5 трлн руб. Это больше, чем наши расходы на национальную оборону, безопасность, социальную политику, вместе взятые. Исправить можно отдельные недостатки. А здесь не ошибки, а неправильная концепция экономического курса, вопиющая некомпетентность в условиях абсолютной безответственности власти. Она совершает одну ошибку за другой и ни за что не отвечает" (2).

Реальное участие Российского государства в экономике страны с каждым годом уменьшается. Президент Всероссийской организации качества, председатель Госстандарта России, профессор Г.П. Воронин в декабре 2005 г. привел следующие цифры: "Доля государственной собственности в ВВП США – 32%, Японии – 35%, Англии – 40%, Канады – 43%, Германии – 48%, Италии – 51%, Швеции – 62%, Китая – 66%, в России – 10%". Китай за те же 15 лет реформ достиг огромных успехов в развитии экономики.
Если в России основной причиной роста ВВП является благоприятная для нас конъюнктура цен на нефть и газ, то в Китае увеличение ВВП происходит за счет развития всех отраслей народного хозяйства, включая стремительный рост малого и среднего бизнеса.

Еще более высокие показатели развития экономики за последние 15 лет демонстрирует Малайзия, где, кстати, нефть и газ находятся под абсолютным контролем государства. За период с 1988 по 1996 г. ВВП страны увеличился почти в 3,5 раза, доход на душу населения возрос в 2,8 раза. За десятилетие с небольшим производство электротехнической и электронной промышленности возросло в 32 раза, изделий из каучука – в 13 раз, химической промышленности – в 10 раз, производство нефтепродуктов и металла – в 7 раз, тканей и готовой одежды – в 6 раз, обработанной древесины – в 5 раз и т.д.

Если в 1957 г. население Малайзии составляло 4,7 млн человек, то в 1995 г. – уже 21 млн, а к 2004 г. оно возросло до 25 млн человек. Бывший премьер Махатхир Мохамад считал, что для освоения всей территории страны и создания емкого внутреннего рынка необходимо иметь достаточно высокие темпы прироста населения (не менее 2,6% в год), с тем чтобы его численность достигла к 2095 г. 70 млн человек. Уже сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72 года, а у женщин – 75 лет. Расходы государства на социальные цели постоянно растут. Так, в 1979 г. они составляли 19,66%, а в 1996 г. – уже 25,1% всех расходов государства. При этом расходы на образование составляли 70% всех социальных расходов или 20% всех текущих расходов. В своей книге "Путь вперед" Мохамад, в частности, замечает: "В Малайзии сегодня нет безработных. Это позволило покончить с нищетой. Если принять во внимание ту минимальную помощь, которую оказывает правительство, и помощь со стороны семей, то бедности в стране нет вообще. И уже совершенно определенно в Малайзии никто не голодает, никто не вынужден рыться в мусорных ящиках, как это происходит во многих других странах" (3).
Возрождение российской экономики невозможно без массированных капиталовложений. Большие внутренние финансовые источники для этого имеются, уровень сбережений в России достаточно высок, но и довольно большие деньги (десятки миллиардов долларов) ежегодно вывозятся за рубеж.

По словам министра финансов РФ А.Л. Кудрина, произнесенным в апреле 2006 г., увеличивать бюджетные расходы в 2007 г. нельзя, т.к., если вычесть из бюджета доходы от сверхвысоких цен на нефть, дефицит лишь за первое полугодие 2006 г. составит 4,7%. Но из средств массовой информации, а также из уст членов Правительства РФ мы ежедневно слышим совсем другое: что ежегодный рост экономики страны составляет 7%, что экономическая конъюнктура весьма благоприятна, и т.д., и т.п.

В самых больших масштабах вывоз капитала у нас осуществляют отнюдь не Абрамович и подобные ему миллиардеры и миллионеры, а Кудрин и Греф. Они главные организаторы утечки российских денег. Даже те средства, что они отняли от сверхвысоких цен в нефтяном и газовом секторах российской экономики, поступают в Стабилизационный фонд, а затем вкладываются в иностранные ценные бумаги. Т.е. государство изымает сегодня деньги из экономики страны и вкладывает их в экономику других стран, прежде всего США.
Президент США Джордж Буш направил в конгресс проект бюджета на 2007 г. (финансовый год начинается с 1 октября 2006 г.) с дефицитом в 354 млрд долл. Наше Правительство сформировало бюджет на 2007 г. с профицитом около 1,5 трлн руб., т.е. США, понимая, что необходимо развитие государства, планирует увеличение внутреннего долга, а также дополнительно берет у России колоссальные финансовые ресурсы. (Кроме средств Стабилизационного фонда Россия покупает американские ценные бумаги и за счет золотовалютного резерва страны.)

"Россия сидит на сундуке с золотом, который в последние годы уже переполняется благодаря экспорту важнейших ресурсов страны – нефти и газа. Недавний скачок цен на энергоносители позволил России настолько увеличить свои золотовалютные резервы, что эта бывшая коммунистическая страна может жить вполне сносно, даже богато. Аналитики считают, что для того, чтобы избавиться наконец от практически полной зависимости от экспорта нефти и газа с помощью диверсификации – от совершенствования транспортной системы до поддержки малого бизнеса, – у России сейчас идеальное время, поскольку после обвала рубля, вызвавшего финансовый кризис в 1998 г., экономика уже значительно продвинулась вперед" (4).

"В условиях рекордных нефтяных доходов Президент Путин упускает благоприятную возможность диверсифицировать экономику и провести столь необходимые стране структурные реформы. Позиции Путина очень прочны, поэтому тот факт, что он не осуществляет реформы, позволяющие увеличить потенциал роста в стране, вызывает грусть и разочарование" (5).

В зарубежных и частично в российских СМИ говорят и пишут о России как о государстве с не-эффективной и некомпетентной властью, заведшей страну в тупик. Часть публикаций и выступлений прямо указывает на системный кризис власти: идеологический, интеллектуальный, кадровый, организационный и т.д. Однако необходимо вернуться к публикуемым Госкомстатом РФ цифрам, свидетельствующим об экономическом развитии государства за последние 16 лет (см. табл. 1).

Таблица 1. Некоторые итоги экономических реформ в промышленности России за 1991–2006 гг.

Как видно из таблицы, многие отрасли народного хозяйства за годы "реформ" прекратили свое существование. Разумеется, представленная таблица является только маленькой иллюстрацией положения дел в экономике. Спектр выпускаемых товаров, конечно, значительно шире и их перечисление займет не один десяток страниц, но о некоторых отраслях необходимо сказать особо. Так, можно вкратце изложить положение дел в авиастроении.

В середине 2006 г. на одном из заседаний Правительства РФ прозвучало мнение: "Российского авиапрома больше не существует". Конечно, это был крик души специалиста в надежде, что его услышат. Но тем не менее положение в авиапроме действительно катастрофическое. В сентябре 2006 г., выступая на заседании Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи, заместитель министра транспорта РФ С.А. Аристов сделал заявление, которое лишь отчасти можно считать сенсационным. Он сообщил, что в настоящее время существует реальная угроза обвального сокращения авиаперевозок, поскольку из эксплуатации вот-вот начнут выводиться воздушные суда, выработавшие свой ресурс. А таких лайнеров, по словам замминистра, около 70%.

По данным высокопоставленного чиновника Правительства, за истекшие 15 лет в российские авиакомпании поступило только 36 отечественных самолетов I-III классов. Именно по этой причине компании эксплуатируют зарубежные машины вторичного рынка. Впрочем, не только из-за этого. Тот же новый ТУ-154 имеет одну цену, а купленный где-нибудь в Китае – совершенно другую. Китай благоразумно избавляется от морально устаревших самолетов, которые уже не пускают в Европу из-за грохочущих двигателей. Но и импортные машины далеко не панацея: иностранные самолеты мало адаптированы к нашим условиям. Так, например, при сертификации одной из моделей "Боинга" ресурс по посадкам из-за наших "великолепных" взлетно-посадочных полос уменьшен. О полосах говорил и заместитель министра. По его словам, износ взлетно-посадочных полос сейчас составляет до 80%. И денег на ремонт выделяется крайне мало. Аристов сообщил, что за период с 2002 по 2006 г. на ремонт взлетно-посадочных полос поступило 20,9 млрд руб., в то время как ежегодно требуется от 25 до 30 млрд в течение 5-7 лет.

Из книги "Авиация в России": "В 1914-1918 гг. Россия произвела 5565 самолетов. Уже на тот момент в России было 12 авиастроительных предприятий" (6). До 1989 г. в СССР выпускалось ежегодно свыше 1500 крылатых машин. Из выступления на заседании коллегии ФАВТ 6 марта с.г. тогдашнего главы Росавиации А.А. Юрчика: в 2005 г. со стапелей всех авиастроительных предприятий России сошло 17 воздушных судов. Жуткий рост по сравнению с 2004 г. – 6 самолетов. Примерно такая же ситуация в российском судостроении. В России 3/4 границ – морские. Чем для нас является отечественное судостроение, понятно без слов.

На судостроительных заводах СССР было построено свыше 50% тоннажа морского транспортного флота страны, занимавшего шестое место в мире, 60% флота рыбопромысловых судов, являвшегося крупнейшим в мире, а также 80% речного флота. Строились научно-исследовательские суда, плавучие и стационарные платформы для добычи нефти и газа на морском шельфе, а также разнообразные суда для их обслуживания. По большинству направлений морской техники наша страна была на уровне ведущих морских держав, а по ряду направлений опережала их. Мы имели ряд признанных в мире приоритетных достижений. Это атомные ледоколы, корабли и суда на подводных крыльях и воздушной подушке, корабли-экранопланы и т.п. За последние годы в судостроении, гражданском и Военно-морском флоте России произошли большие изменения. Объем государственного оборонного заказа сократился в 20 раз, а гражданского судостроения – более чем в 5 раз. Уровень использования мощностей на судостроительных предприятиях снизился до 20-25%. Из-за резкого сокращения объемов строительства гражданских судов в России не обеспечивается восполнение естественного старения отечественного флота. Так, в 2002 г. было построено всего 4 морских транспортных судна (ранее – 35-40 морских судов ежегодно).

Аналогичное положение со строительством судов смешанного и речного плавания. Количество грузовых судов в речном флоте сократилось за последние восемь лет на одну треть. Средний возраст судов превысил 20 лет. В 2002 г. было построено всего 8 судов смешанного и речного плавания (ранее – примерно 25 судов ежегодно).

Еще хуже обстоит дело с пополнением промыслового флота. В рыбопромысловом флоте России резко сократилось количество судов, уменьшились годовые объемы вылова рыбы с 7 до 4,5 млн т в год. Свыше половины судов этого флота из-за превышения сроков эксплуатации требует замены.

В 2002 г. было построено всего 9 промысловых судов. В годы, предшествовавшие распаду СССР, их ежегодно строилось свыше 100. Утвержденные ранее Правительством Российской Федерации долгосрочные программы по развитию торгового и промыслового флотов не выполнены. Так, программой "Возрождение торгового флота России" предусматривалась поставка морскому флоту в 1993-2000 гг. 589 судов общим дедвейтом 8427 тыс. т. Пополнение же составило всего около 25% по количеству судов и 5% по дедвейту от намеченного в программе. Программой развития рыбного хозяйства намечалось строительство рыбопромысловых судов на предприятиях Российской Федерации в 1996-2000 гг. в количестве 301 единицы. Фактически поставлено только 14.

Весь мир строит суда в кредит, который составляет примерно 80% от цены судна, т.е. дается рассрочка платежа на 10-12 лет под 5-6% годовых, а 20% вносит будущий судовладелец. В России этого нет. Отечественные судостроители проигрывают в конкурентной борьбе с зарубежными производителями судов, поскольку находятся с ними в неравных условиях. Наши высокие налоги, в том числе НДС, таможенные пошлины и др. повышают стоимость строящихся судов на 20-25%. Но главная угроза конкурентоспособности отечественного судостроения другая. Все без исключения судостроительные предприятия страны уступают в два-три раза ведущим компаниям Европы и Азии по продолжительности и трудоемкости постройки кораблей всех классов и назначений. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта, износ оборудования механических цехов судостроительных заводов составляет 85%, литейных – 73-75%, комплексных доковых – 65%. Из-за устаревшей материально-технической базы российские судостроители строят дорого и медленно. Например, строительство танкера дедвейтом 47 тыс. т на "Адмиралтейских верфях" занимает в среднем 19 месяцев. Затраты на обработку 1 т металла составляют 105 человеко-часов. По международным стандартам длительность строительства такого судна – 7-8 месяцев, а затраты на обработку 1 т металла – 29 человеко-часов. Если в ближайшие два-три года не провести техническое перевооружение, то в обозримой перспективе выдержать конкуренцию с зарубежными предприятиями, оснащенными передовым технологическим оборудованием, будет невозможно. Необходимо привести хотя бы один пример отношения государства к проблеме судостроения. В 1993 г. по инициативе администрации Клинтона, в США принимается Закон "Национальная судостроительная инициатива". Этот документ дает возможность американским судовладельцам получить при постройке судов на верфях США правительственные гарантии кредита в размере 87,5% от стоимости судна с рассрочкой на 25 лет.
Именно масштабная государственная поддержка лежит в основе и южнокорейского, и китайского чуда.

Ни для кого не секрет, что автомобилестроение, как и авиастроение, и судостроение, является локомотивом развития экономики страны, в том числе металлургических переделов, машиностроительной базы, резинотехнической и стекольной промышленности, электроники и многого другого. Никто не отрицает необходимости привлечения западных инвесторов для строительства в России (в основном сборочных) автопредприятий. Но по большому счету мы отдаем свой рынок американскому, южнокорейскому, итальянскому бизнесу (а скоро к ним присоединится и китайский), которые, поставляя нам как готовые машины, так и комплектующие на сборочные заводы, развивают свою экономику, создают тысячи рабочих мест у себя на родине, вывозят полученную прибыль и т.д.

Китай недавно принял решение о строительстве у себя 100 отечественных автозаводов. Эта страна в течение ближайших 10 лет намерена значительно увеличить объем экспорта автомобильной продукции на мировые рынки, в стоимостном выражении экспорт достигнет в год уровня 120 млрд долл. Почему Россия, имея на сегодня значительные финансовые ресурсы, мощнейшую сырьевую базу, человеческий потенциал, не может создать свои автопредприятия, выпуская для населения дешевые "народные" автомобили?
Объектом пристального внимания в данной статье является деятельность строительного комплекса страны, и в том числе производство строительных материалов. Фактическое производство строительных материалов в 2006 г. к уровню производства 1990 г. составляет: цемент – 66%, кирпич строительный – 46,9%, материалы строительные нерудные – 41,5%, сборные железобетонные изделия – 30,9%, материалы мягкие, кровельные и изоляционные – 50,1%. Соответственно, происходит и значительное сокращение объемов строительства во всех сферах экономической деятельности.

Почти на каждой девятой стройке, предусмотренной инвестиционной программой, в 2006 г. строительство не велось. Из 1234 строек, запланированных к вводу в 2006 г. за счет федерального бюджета, введено полностью только 317, т.е. 25,7% и частично – 145 строек. Причем по объектам социального комплекса должна быть введена в эксплуатацию 771 стройка, а фактически построено только 174 объекта, т.е. 22,6%. И такое положение повторяется из года в год. Если рассматривать удельный вес убыточных предприятий и организаций в РФ по основным отраслям экономики в процентах, то получим еще более безрадостную картину. Так, если в 1990 г. в промышленности страны было 7% убыточных предприятий, то в 2006 г. – около 40%; в сельском хозяйстве было 2,8%, в 2006 г. – 38,2%; в строительстве было 7,2%, в 2006 г. – 31%; в жилищно-коммунальном хозяйстве было 22,5%, в 2006 г. – 58% и т.д.

Заслуживает внимания динамика в финансовой сфере, особенно за последние 7 лет.

При незначительном увеличении объемов производства кредиторская задолженность увеличилась за 7 лет в 2,6 раза, а дебиторская задолженность – в 3,9 раза, что свидетельствует о явном ухудшении финансового состояния всех отраслей народного хозяйства и конкретных предприятий со всеми вытекающими последствиями.

Таблица 2. Некоторые итоги экономических реформ в промышленности России за 1991–2006 гг.

Таблица 3. Кредиторская и дебиторская задолженности предприятий и организаций РФ (млрд руб.)

Таблица 4. Суммарная задолженность предприятий и организаций РФ

Табл. 4 показывает реальную ситуацию в экономике Российской Федерации. Суммарная задолженность за 7 лет возросла в 4 раза, хотя реальное производство возросло не столь значительно. Кредиты банков и займы для предприятий страны возросли в 9,7 раза, что при годовой процентной ставке в 15-20% повлекло очень большое удорожание выпускаемой продукции и снижение ее рентабельности.

Импорт не просто вырос с 45 млрд долл. до 140 млрд. Главное, не в лучшую сторону изменилась его структура. Она становится все более и более потребительской. Резко выросли закупки за рубежом товаров ширпотреба, бытовой техники и автомобилей. Импорт продовольствия ежегодно растет, а отечественные предприятия тем временем приходят в упадок и не выдерживают конкуренции с наплывом дешевых зарубежных товаров.

Если долги государства худо-бедно сокращаются, то коммерческие обязательства российских компаний растут. И в этом – главная проблема. В принципе, нет ничего страшного в том, что частные компании берут в долг на международном рынке. Они взяли – им и расплачиваться. Беда в том, что основные заемщики нашего как бы коммерческого сектора – компании, которые либо принадлежат государству полностью, либо – контрольным пакетом. А раз так, то по их обязательствам, в конце концов, опять будет отвечать государство.
Если в 2000 г. наши "коммерческие" структуры были должны иностранцам 31,4 млрд долл., то к началу нынешнего – уже более 180 млрд. Получается, что за последние 5 лет долги российских корпораций западным кредиторам выросли более чем в 6 раз.

В счет будущих поставок нефти и газа кредиты берутся на строительство различных объектов, газо- и нефтепроводов, на покупку других компаний, рекламу и т.д. Вдумайтесь в эти цифры: за последние 6 лет задолженность российских банков перед иностранцами выросла на 41,2 млрд долл., а долги корпораций – на 103,6 млрд! Только за 2005 г. внешние заимствования предприятий, в основном принадлежащих государству, составили почти 50 млрд долл. Получается, что за прошедшие шесть лет (без 2006 г.) долговая нагрузка на каждого россиянина увеличилась с 1000 долл. до 1800, а совокупный внешний долг государства – со 160 млрд до 260 млрд долл. Делая анализ социально-экономического положения в стране, невозможно не сказать о ценах. За все 16 лет "реформ" цены буквально на все стремительно растут. Уже сегодня цены на продукты питания и товары повседневного спроса сравнялись, а иногда и превышают цены в Европе и США.

Зарубежный опыт в решении проблем ценообразования, в частности в сельском хозяйстве, достаточно богат и эффективен. Так в США для государственной поддержки агропрома принят ряд специальных законов, которые предусматривают прямые выплаты и уменьшенные проценты по кредитам, льготное налогообложение и страхование сельхозкультур, ограничение роста тарифов на электроэнергию и другие меры. В результате на 1га пашни в США приходится 800 долл. субсидий; в Европейском союзе – 900 долл. различных субсидий и льгот. А у нас в России – от 12,5 до 15 долл. за 1 га.

В той же Малайзии существует схема предоставления субсидий мелким фермерам, но ее целью является не борьба с бедностью, а поддержание цен на основные продукты питания на низком уровне, чтобы население страны не страдало от постоянного роста цен на продовольствие. Рыбаки также получают подобные субсидии, целью которых является контроль цен на рыбу.

Особую тревогу вызывает систематический рост цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населению. Табл. 5 показывает этот рост только за последние 7 лет.

Таблица 5. Индексы цен и тарифов на отдельные группы платных услуг населению в РФ в 2000–2006 гг.



Заключение

С 1991 г. в России начались "реформы", результаты которых можно было проследить по таблицам, представленным в данной статье. Преступная деятельность первого Президента России Б.Н. Ельцина в течение 9 лет ничему не научила политиков, депутатов, общественных деятелей страны. В декабре 1999 г. полномочия Президента были переданы преемнику В.В. Путину, который немедленно заявил, что он продолжит курс "реформ", начатых его предшественником и даже наградил его в 2001 г. вторым высшим орденом Российской Федерации – орденом "За заслуги перед Отечеством I степени" и пакетом льгот как для него лично, так и для членов его семьи. За последние 7 лет ситуация в стране не претерпела серьезных изменений. Курс "реформ" продолжился. Хуже стало со свободой слова, с правами человека, с преступностью. В обществе стремительно растет расслоение на сверхбогатых, богатых, бедных и нищих.

Одновременно за эти 16 лет были разрушены государственное управление, фундаментальная наука, системы здравоохранения и образования, в том числе профтехобразования, служба лесного хозяйства, геологоразведка, практически ликвидирована некогда мощная и эффективная структура водного хозяйства и мелиорации и многое-многое другое.
Президент страны ежегодно обращается к парламенту и обществу вроде бы с вполне разумными предложениями. Телеканалы практически ежедневно показывают высших должностных лиц государства, говорящих об успехах в экономике и грандиозных национальных проектах. Правящая партия "Единая Россия" считает выбранный курс абсолютно правильным. Т.е. в стране все развивается нормально, Правительство справляется с поставленными задачами, хотя иногда есть упоминания о некоторых недостатках.

Однако цифры и фактическое положение дел в социально-экономической сфере говорят совсем о другом. В небольшой статье невозможно осветить все проблемы, накопившиеся за последние 16 лет. Ясно одно: Россия не может слепо копировать методы рыночной экономики, систему здравоохранения, образования, работу топливно-энергетического комплекса, транспорта и систему управления в том виде, в каком они существуют в странах Европы и особенно в США. Тем не менее в мире есть у кого поучиться, да и сами мы имеем немалый опыт, испробовали все. Предложений по коренному изменению положения дел в лучшую сторону множество. К сожалению, все 16 лет, и особенно последние 7 лет, они полностью игнорируются властью. Но надежда всегда остается. Миллионы россиян верят, что в конце концов здравый смысл восторжествует.

ПЭС 84/20.04.2007

Примечания
1. Сидоров В. Куда идет Россия? Аргументы и факты. 2005. № 40.
2. Дмитриева О. Россия спонсирует развитые страны. Российская Федерация сегодня. 2005. № 7.
3. Dr Mahathir bin Mohamad. The Way Forward. Wiedenfeld & Nicolson, London, UK, 1998.
4. J. Dempsey. And what now, Mr. Putin? The International Herald Tribune. August, 8, 2005.
5. The Times. September, 2, 2005.
6. Авиация в России. М.: Машиностроение, 1988.

Экономика России - это многокомпонентный комплекс хозяйственной и иной деятельности, складывающийся из относительно развитого аграрно-индустриального сектора и сферы услуг. Несмотря на развитие частного предпринимательства и приватизации ряда хозяйственных объектов, государство и государственные компании контролируют около 70 процентов ВВП страны. В то же время современное социально экономическое положение России можно считать неудовлетворительным.

Место России в мировой экономике

В глобальной экономике Россия занимает шестое место по ВВП. В 2017 году совокупный валовый внутренний продукт страны составил около 4 трлн долларов. По уровню номинального ВВП наша страна находится на 11-м месте в мире, а его объем составляет 1527 млрд долларов. В то же время по показателю ВВП на одного человека РФ располагается лишь на 48-м месте.

Общий вклад России и мировую экономику также невелик и составляет до 3,2%, а в секторе мировых активов - 1 процент.

Изменения в экономике страны в историческом прошлом

В 19 веке социально экономическое положение России находилось на очень низком уровне. В советский период экономика страны отличалась стабильностью и имела плановый характер. Решающую роль играли хозяйственные отрасли: добывающая, обрабатывающая, сельскохозяйственная. ВВП на душу населения был небольшим, однако социального неравенства практически не наблюдалось. Но в конце 80-х что-то пошло не так, в результате чего прежняя система рухнула, а на смену ей пришла плохо организованная рыночная. Начался резкий спад производства, рост цен, падение инвестиций, увеличением внешних займов, снижение доходов жителей и прочие негативные явления.

При этом экономика переориентировалась с плановой на рыночную. Несмотря на жесткое налоговое законодательство, наблюдалось систематическое уклонение от уплаты налогов. Также характерным для 90-х годов стало увеличение разрыва в уровне жизни разных российских регионов.

Экономика нулевых годов

Нулевые годы стали самыми успешными в плане восстановления российской экономики. Ежегодный рост ВВП в этот период составлял от 5,1-5,2% в 2001 и 2008 до 1 % в 2000-м и 8,5% в 2007-м. Отмечен рост в промышленном и сельскохозяйственном секторе, а также строительстве. Доходы населения росли. Сокращение бедности составило 16% (с 29 в 2000 до 13 в 2007).

Налогообложение стало более либеральным, а собираемость налогов выросла. Для подоходного налога была установлена плоская шкала. В целом количество налогов уменьшилось в 3 раза (от 54 до 15). В частности, был сокращен налог на прибыль.

В 2001 году введено право собственности на землю. Также были проведены и другие реформы: банковская, пенсионная, льготная, трудовая и другие виды. С 2006 года рубль стал свободно конвертируемой валютой.

Экономика страны после 2010 года

До 2014 года состояние экономики оставалось благоприятным. После выхода из локального кризиса 2008-2009 годов произошло быстрое восстановление и дальнейший рост ВВП страны. В 2012 Россия вошла во Всемирную торговую организацию, что могло сказаться и на дальнейшей судьбе страны. С этого же года прогрессивный тренд в экономике стал переламываться. Если в 2010 и 2011 годовой рост ВВП составлял около 4, %, то в 2012 - 3,3, а в 2013 - только 1,3 процента. Еще более сильно сократился рост промышленного производства. Увеличился вывоз капитала из страны.

Более резкое ухудшение в экономике началось в 2014, что во многом объясняется падением нефтяных цен, а в конце данного года и с введением экономических санкций. Началось снижение доходов населения, отмечено резкое увеличение Официально экономический кризис стартовал в декабре 2014 года.

Социально экономическое положение современной России

Наиболее резкий спад в социально-экономическом благополучии страны произошел в 2015-2016 годах. Цены на нефть рухнули почти в 4 раза, достигнув дна в начале 2016 года, после чего начали постепенно восстанавливаться. Это привело к резкому ослаблению курса рубля по отношению к доллару и евро. Выручка от экспорта резко сократилась.

В этот период доходы населения заметно снизились, а цены, напротив, выросли. Рост цен особенно сильно ударил по наиболее значимым товарам потребления: продуктам и лекарствам. Увеличилась стоимость транспортных услуг. Резко выросла безработица (прежде всего, за счет неофициальных безработных). Пик снижения доходов населения пришелся на 2016 год, а ВВП - на 2015. Об этом свидетельствуют данные Росстат о социально экономическом положении России.

Значительное количество работников стало получать зарплату ниже установленного на тот момент прожиточного минимума.

В 2017 ситуация начала постепенно выправляться. Отмечен рост ВВП страны и резкое снижение инфляции. Зарплаты в некоторых отраслях увеличились, однако в целом уровень доходов продолжал снижаться. Увеличивалась долговая нагрузка на население и количество безнадежных должников.

В 2018 году, несмотря на резкий (до 75 долларов за баррель) рост цен на нефть, социально-экономическая ситуация в стране осталась напряженной.

Особенности экономики в конце 2017 - первом квартале 2018 года

В 2017 году в мировой экономике произошли значительные сдвиги, оказывающие влияние и на нашу страну. Ставшая уже исторической по своим масштабам сделка ОПЕК + Россия стимулировала рост цен на углеводороды. После провала нефтяных цен в начале 2016 года до 25-30 долларов за баррель, они начали постепенно восстанавливаться, однако до середины 2017 удерживались в районе 50 долл./бар.. Со второй половины данного года в течение нескольких месяцев они выросли до 70 - 75 долларов за баррель, после чего закрепились на данном уровне. Одновременно отмечен взлет цен на другие экспортные российские товары: металлы, уголь, древесину.

Данные значения гораздо выше базовых показателей, заложенных в бюджет (40 долларов за баррель). Таким образом, это должно быть стимулом для восстановления экономики страны. Однако мнения экспертов пока не столь оптимистичны. Многие отмечают назревшую необходимость преобразований, которые могли бы стать основой для будущего роста. Пока доходы населения продолжают постепенно понижаться, а экономика растет слишком медленно или даже стагнирует. В конце 2017 было отмечено снижение промышленного производства, а доходы населения за этот год снизились, вопреки прогнозам Минэкономразвития, которое давало небольшой их рост.

Сейчас нет единого мнения относительно будущего развития ситуации. Среди экспертов есть как оптимисты, так и пессимисты. Оптимисты, как и чиновники, рассчитывают на возобновление роста экономики в 2018 году.

Прогнозы на 2018 год

Информация о социально экономическом положении России предоставляется официальными структурами. По прогнозам экономистов, в 2018 году инфляция составит 4 %, а рост ВВП - 1,44 %. При этом ожидается рост доходов населения до 2 процентов. Совокупный объем инвестиций вырастет на 2,2 - 3,9 %. Однако, по мнению Орешкина, из-за отсутствия требуемых реформ рост экономики будет ниже, чем это необходимо для прогрессивного развития страны.

Среди негативных факторов эксперты указывают на следующие:

  • Высокая зависимость отечественной экономики от цен на углеводородное сырье. В этом плане никаких позитивных сдвигов они не наблюдают.
  • Недостаточный уровень государственного управления.
  • Неблагоприятная демографическая ситуация и рост числа пенсионеров.
  • Санкционная политика запада, которая ограничивает возможности для развития страны.

Среди прочих факторов аналитики отмечают возобновление роста оттока капитала.

Ситуация в регионах

В России ярко выражена разница между уровнем экономического развития в разных административных субъектах. Социально экономическое положение регионов России зачастую не одинаково и может различаться по разным показателям. На первом месте по данным параметрам находится город Москва. Далее следует Республика Татарстан, затем Ханты-Мансийский автономный округ. На пятом месте Московская область, на шестом - Тюменская. Седьмую строчку занимает Краснодарский край, а восьмую - Ямало-Ненецкий автономный округ. На девятом и десятом местах - Якутия и Красноярский край соответственно.

На последних местах находятся: Курганская область, Карачаево-Черкессия, Псковская область, Калмыкия, Ингушетия, Ивановская область, Костромская область и некоторые другие регионы страны.

Заключение

Таким образом, социально экономический анализ положения России показывает уязвимость российской экономики перед внешними вызовами. Также он говорит о необходимости смены экономического курса. У нашей страны есть все шансы для достижения высоких показателей, поскольку по разнообразию и количеству природных ресурсов Россия располагается на первом месте в мире. Грамотная и продуманная экономическая политика могла бы вывести ее в число лидеров по показателям развития экономики и социальной сферы.

Выполняя важнейшие задачи по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в наших городах и населенных пунктах, обеспечивая охрану и оборону важных государственных объектов, в том числе ядерного и оружейного комплексов страны, находясь в готовности к пресечению вооруженного конфликта в любом регионе России, внутренние войска являются гарантом безопасности и целостности государства.

На сегодняшнем занятии мы рассмотрим, какие задачи предстоит решать внутренним войскам, войскам регионального командования и воинским частям соединения в 2011 в условиях современной общественно-политической и социально-экономической обстановки.

Первый учебный вопрос (20 минут):

Общественно-политическая и социально-экономическая обстановка в Российской Федерации».

Поддержание внутренних войск МВД России в высокой степени боеготовности является непременным, условием обеспечения военной безопасности государства, а успешное решение возложенных на них задач может быть выполнено лишь при детальном анализе современной общественно-политической и социально-экономической обстановки в стране.

В частности краткую характеристику и оценку современной социально-экономической обстановки в Российской Федерации дал Президент РФ Д.А. Медведев в ежегодном Послании к Федеральному собранию 30 ноября 2010 года:

« Мы смогли стабилизировать экономику после значительного спада, и в этом году экономический рост составит около 4 процентов. Несмотря на повышение цен на продовольствие, а оно, к сожалению, произошло во всём мире, мы не допустили скачка инфляции. Задача на трёхлетнюю перспективу – снизить её до 4–5 процентов в год …

Численность безработных сейчас составляет около 5 миллионов человек, то есть она сократилась на 2 миллиона по сравнению с пиком кризиса. Это существенное достижение. Размер суверенного долга минимален. Сегодняшний уровень международных резервов России (а это около полутриллиона долларов) существенно выше, чем этот показатель в прошлом.

После беспрецедентных по своим масштабам антикризисных мер мы переходим к более сбалансированной бюджетной политике.

Реальные доходы населения за прошедшие месяцы выросли примерно на 5 процентов. На следующий год предусмотрено повышение зарплат бюджетникам. Выполняются целевые программы обеспечения жильём ветеранов и военнослужащих.

Мы находим возможности ежегодно повышать пенсии. Поставленная мной задача обеспечить всем пенсионерам доходы не ниже прожиточного минимума решена.

Отечественная атомная отрасль вернулась к серийному строительству и ежегодному вводу мощностей. Сейчас в стране строятся девять энергоблоков, при этом Россия реализует также проекты в Индии, Иране, Китае, в других странах. За три последние года заказы атомной промышленности машиностроению выросли до 10 раз, а по сравнению с 2005 годом – в 25 раз. Это хорошая цифра. Это, безусловно, и доходы для бюджета, и прямая выгода для всех работников этой отрасли.

Ещё одна тема. В мировой рейтинг (так называемый топ-500) суперкомпьютеров сегодня входят уже 11 российских систем. В следующем году производительность отечественного суперкомпьютера «Ломоносов» возрастёт более чем в 2,5 раза, и он станет одной из самых мощных вычислительных машин мира. До конца года будет полностью сформирована спутниковая группировка ГЛОНАСС, а в ближайшие два года завершится создание основных цифровых навигационных карт и начнётся применение спутниковых навигаторов системы. Возможности ГЛОНАСС теперь будет служить массовому пользователю.

Уже в следующем году цифровой доступ к пакету обязательных телеканалов будет обеспечен в большинстве приграничных регионов. Мы построим более 1000 объектов государственной сети цифрового телевещания. В текущем году мы «научили» всемирную сеть русскому языку. Это важно просто даже для нашей страны. Доменная зона «.рф» открыта и быстро набирает популярность. Я считаю, что это тоже наше достижение.

Кроме того, мы приступили к реализации новой стратегии развития российской фармацевтики. В ближайшие годы доля отечественной продукции на нашем рынке должна быть увеличена, причём увеличена радикально – с 20 до 50 процентов, а инновационных препаратов – до 60 процентов. Это повысит доступность лекарств для населения.

По сравнению с 2005 годом рождаемость в России увеличилась более чем на 21 процент. Это, кстати, замечу, один из лучших показателей в мире. Младенческая смертность сократилась на четверть. В прошлом году, впервые за 15 лет, нам удалось выйти на рост численности населения России. Во многом это, конечно, результат работы материнского капитала, национального проекта «Здоровье» и других мер социальной поддержки семей» .

Похожие статьи