Скандал вокруг «Матильды»: почему общественные деятели требуют запретить к показу историческую киноленту. Дело «Матильды»: как фильм Учителя стал самым скандальным в России Почему столько споров по поводу матильды

История с "Матильдой" не мировоззренческая (религиозная), а политическая . Большинству верующих ни фильм, ни его показ не мешают. Или мешают не больше, чем девушки в мини или секс-шопы, например. Максимум, они на фильм просто не пойдут. А "протестуют" политизированные фрики и "православные" боевики - при поддержке влиятельных кругов в Кремле и РПЦ. Не будь "Матильды", нашли бы чем еще "оскорбиться", что громить и запрещать.

Крестный ход в Питере - традиционный (в память кого-то там). И большинство участников пришли не из-за "Матильды". Но организаторы (читай представители РПЦ и местных властей) либо сами поставили в первых рядах фриков с лозунгами против "Матильды" (каких-то "казаков"; "питерские казаки" - это уже само по себе непристойный балаган), либо не решились убрать их оттуда, обратившись к полиции. В итоге - ложная картинка массы верующих, которые, якобы, все против "Матильды".

Всего за несколько дней Россия пересекла важную черту, к которой шла давно: православные экстремисты совершили две настоящие попытки терактов. ...

Россия привыкла к религиозно мотивированным мусульманским терактам, но, несмотря на часто общее гражданство убийц и жертв, они воспринимались как теракты чужих против своих, меньшинства против большинства. Нынешние нападения – это атаки своих против своих, проводимые от имени большинства. Там была борьба за независимость, здесь – борьба за власть в виде права определять границы дозволенного для всех .

Российский режим относится к тому типу, где дисциплина важнее согласия, а власть не нуждается в соавторах политической повестки и предпочитает принимать поддержку в пассивной форме подчинения и порядка. ... И то, что власть не способна дисциплинировать неукротимую Поклонскую, свидетельствует не о том, как ее идеи крепнут, а как она слабеет под напором собственных идей.

Восходящий поток «инициатива в обмен на лояльность» (по формуле «мы определяем цель, вы нас ведете») хорошо работает между нижним и средним уровнем, но не всегда или с запозданием доходит до верхнего. Когда кипучая низовая инициатива достигает наконец самого верха, Кремлю приходится иметь дело уже не с экстравагантным одиночкой, который хочет быть святее системы, а с полновесным общественным явлением.

В этом парадокс ситуации с «Матильдой»: верхнее звено, хотя предпочитает статику динамике, не всегда пресекает избыточно деятельный восторг на ранних стадиях – это мелко и не по чину и жаль одергивать полезных энтузиастов. Когда же инициатива разрастается до масштабов, при которых Кремлю незазорно ее замечать, цена ее усмирения растет, теперь оно чревато отчуждением ценных групп поддержки и демонстрацией раскола внутри патриотического большинства. В результате уже не Кремль проверяет низовые движения на лояльность себе, а они проверяют Кремль на лояльность провозглашенной им самим идеологии .

Президент России достаточно силен, чтобы одернуть начинающего депутата Поклонскую и бригаду следователей, которые открыли дело Серебренникова и тем самым осложнили ему отношения с множеством потенциальных доверенных лиц. Но на начальном этапе опускаться на уровень Поклонской или следственной группы – слишком мелко. ... Когда вопрос поднимается на уровень, не стыдный для Кремля, участники кампании гораздо более многочисленны и распалены, чем в начале, и в ее рядах уже мелькают влиятельные лица. Одно дело, когда Поклонская нападет на фильм Учителя от своего имени, другое – когда к ней присоединяется епископ Тихон Шевкунов, который много лет считается духовником Путина и некоторых высоких чинов из российских спецслужб.

Одна из проблем персоналистского режима, выстроенного в России, в том, что в нем нет сдержек, кроме самого Путина. Его слово, сказанное ex сathedra, то есть в тронной, управленческой ситуации, все еще принимается всерьез, но именно потому, что слова других высокопоставленных функционеров становятся все менее обязательными к исполнению.

В этом отношении нынешняя верхушка действительно больше не похожа на двор, чем на политбюро. Путин не может девальвировать свое царское слово, обращаясь к Поклонской или следственной бригаде, а слово практически любого другого функционера, даже если он претендует на то, что вступает в разговор от имени Кремля, весит слишком мало, чтобы остановить патриотическую кампанию, уже нарастившую мышечную массу . Ни министр культуры Мединский, который наконец выступил с весьма категорическим осуждением «гвалта» Поклонской, ни президентский пресс-секретарь Песков, ни премьер-министр Медведев с замами для этого уже недостаточно авторитетны: для участников национал-патриотических кампаний они сами – потенциальный объект публичной или келейной борьбы и желательной замены на более патриотичных чиновников.

Для организаторов публичных патриотических кампаний в стране нет идеологов, кроме Путина и их самих. Но Путин отвечает уклончиво, не разменивая высокий сан даже на легкий риск попасть в число оппортунистов, значит, осталось найти «правильного священника» и получить благословение. Русская церковь (как и лидеры мнений из мирян), подобно миру ислама, сейчас достаточно диверсифицирована на среднем уровне. А средний уровень, объединившись с активистами снизу, получает способность навязать волю высшему: и вот на свечных ящиках по приходам лежат подписные листы против «Матильды», и уже не важно, кто их положил, важно, что их не убирают.

Кроме очевидного смешения мученичества как итога жизни и святости, упрощенно понятой как пятерка за поведение, для внешних наблюдателей не всегда понятно, почему именно последний царь, проспавший империю, так почитаем среди имперских националистов. У этой традиции два корня. Еще в советское время подлинность православного духа многими измерялась признанием святости последнего царя: эмигрантская Зарубежная церковь давно почитала его святым, в то время как РПЦ и ее, по общему мнению, завербованные КГБ иерархи под давлением атеистической власти этой святости не признавали. Так что неофиту предлагалось сделать выбор между настоящим и конформистским советским православием. По этой причине культ царя-мученика существовал в русской церкви задолго до того, как Путин в процессе объединения Русской и Зарубежной церкви сделал его официальным.

Тогда же в позднем СССР в спецслужбах стал распространяться культ белогвардейцев как настоящих (не чета большевикам) патриотов, парадоксально совмещаясь с уважением к Сталину и Дзержинскому.

в момент, когда Поклонская со своим экзотическим проектом появилась в Москве, политический центр здесь уже два года сдвигался в сторону бывшего края, примерно туда, где давно трудился философ Дугин, заседало Афонское братство, а православие превращалось в коллективную идентичность, дающую право на превосходство над победителями в холодной войне. Векторы России и Поклонской совпали и дали умножающий эффект, и теперь трудно отдельно остановить Поклонскую, не ставя под вопрос заданное в последние годы идеологическое движение всей России .

Для тех, кто разработал для страны консервативный маневр, депутат Поклонская – беспокойная, но в целом своя, а ее критики – хоть и более уравновешенные – чужие. Противопоказано бить своих на радость чужим .

Путин оказался в классической ловушке начинающего идеолога. Провозгласив идеологию, он создал новую точку отсчета для обезличенной системы координат, но набор идей связан с лицом опосредованно, и Поклонская может воплощать этот набор не хуже его самого. В прежней, неидеологической России лояльность принадлежала только ему. В новой – еще и набору идей, имеющему независимое существование.

В точке кристаллизации идеологии постепенно возникает пока не четко оформленный союз верных не столько Путину, сколько провозглашенным им идеалам священников, представителей спецслужб, бизнесменов и государственных функционеров, который можно условно назвать союзом ряс и погон. Чиновники среднего и низшего уровня начинают диверсифицировать свою лояльность, разделяя ее между президентом и этим новым неопределенно-личным идеологическим центром. Так, за запрет «Матильды» вдруг начинают высказываться местные руководители, силовики, директора, тем более что снизу им кажется – такая громкая кампания вряд ли идет без одобрения с самого верха. В результате уже после заявления министра Мединского против Поклонской и в поддержку проката «Матильды» несколько прокатчиков Камчатки приняли решение не включать фильм в репертуар, уточнив, что это их «гражданская позиция», а местное министерство культуры разместило их манифест на своем сайте: двойная лояльность, верный идеалам средний уровень спорит с представителями более высокого, делая удобный выбор на ярмарке авторитетов.

(Отдельные места в цитатах выделены мной).

Скандал вокруг новой картины Алексея Учителя "Матильда" набирает все большие обороты. В связи с недавней инициативой участников общественного движения "Царский крест", еще даже не вышедшая на экраны историческая драма стала объектом пристального внимания всех ведущих критиков, депутатов и даже Генпрокуратуры. Дни.Ру решили разобраться: в связи с чем возник столь сильный ажиотаж вокруг любовного увлечения Императора.

Известно, что о "недопустимой лжи" и "клевете" в фильме уже неоднократно заявили не только участники нескольких православных организаций. Директор канцелярии российского императорского дома Александр Закатов уже пояснил в нескольких интервью, что, по его мнению, рассуждать о личной жизни царей и даже святых можно, но остается один вопрос: с какой целью? По мнению Закатова, история, представленная в фильме Учителя, является ничем иным как "извращением".

В первую очередь отметим: хоть новое творение известного режиссера и является исторической драмой, от этого оно не перестает быть художественным фильмом. Следует отличать байопик от киноискусства: ведь если в первом все должно быть выдержано в строгих рамках исторического сюжета, то во втором режиссер может смело себе позволить какие-то "вольности". Например, рассказать историю любви, которая в реальности определенно могла быть, но не случилась.

Балерина Матильда Кшесинская, как она сама заявляла, являлась любовницей и фавориткой Николая II до его помолвки с Алисой Гнессинской. Это подтверждают и мемуары известной примы, которые были опубликованы в Париже в 1960-м году. Сам Учитель, отстаивая свою позицию,ссылается именно на исторические события, которые он, вероятно, весьма основательно изучил.

Кшесинская еще в возрасте 20 лет покорила сердце цесаревича Николая и на протяжении двух с половиной лет состояла с ним в любовной связи. Судя по дневникам и воспоминаниям его современников, Николай не скрывал своего более чем трепетного отношения к приме Мариинского театра.

По факту возмущение общественности вызвал не сам исторический фильм (который к слову, никто на сегодняшний день не видел), а сам намек на то,что у столь знаковой исторической фигуры как Николай II вообще могла быть личная жизнь. Во все времена находятся критики, считающие непозволительным затрагивать тему каких-либо личных страстей людей, ставших своеобразными "иконами" целой эпохи.

По данным информационного агентства ТАСС, на сегодняшний день Генпрокуратура не нашла в фильме никаких нарушений. Вернее, в той его части, которую они смогли посмотреть. Известно, что кинолента готова не полностью, ее премьера намечена на март 2017 года.

О чем фильм «Матильда»

Создатели картины показали малоизвестную, но реальную историю любви цесаревича Николая Александровича и польской балерины Матильды Кшесинской . Впрочем, историки правдоподобность этой «лав стори» ставят под большое сомнение.

Кшесинская запомнилась прежде всего своим строптивым характером и многочисленными романами. Наследник престола приметил яркую танцовщицу на балете, где та исполняла главную партию. Николай был очарован полячкой, и у них завязался роман. Их отношениям пытается помешать поклонник балерины – поручик Воронцов. В результате история любви обрастает дворцовыми сплетнями, а влюбленные оказываются на грани разрыва...Сюжет вполне безобидный, однако фильм вызвал бурю негодования и расколол российское общество.

Борьба за культурные ценности, или Пляска на костях себе во благо

Протестное движение против Алексея Учителя и его последнего творения возглавляет Наталья Поклонская. Бывшего прокурора Крыма, а ныне депутата Государственной Думы, возмутили интимные сцены в фильме. Поклонская считает богохульством раскрытие личной жизни Николая II, который в 2000 году был причислен к лику святых. Депутат полагает, что сцены секса Николая и Матильды показывать нельзя, поскольку это будет ущемлять интересы верующих. По ее мнению, фильм – «хула на дух святой» , поэтому его нужно запретить к показу.

Поклонская, известная своим пристальным вниманием к персоне последнего российского императора, даже инициировала экспертизу сценария фильма Учителя. Ее результаты заняли 40 страниц. Эксперты пришли к выводу, что в фильме не содержится сцен, которые смогут оскорбить чьи-то чувства. Однако спор между режиссером и депутатом Поклонской на этом не закончился. Последняя продолжает чинить препятствия, добиваясь того, чтобы фильм не вышел в прокат. На данный момент у Поклонской получается лишь сделать картину самой ожидаемой премьерой 2017 года в России, также бывший крымский прокурор благодаря скандалу подогрел интерес и к своей персоне.

Между тем, премьера скандальной картины запланирована на 6 октября 2017 года . Сторонники Поклонской угрожают поджечь кинотеатры, в афише которых появится «Матильда».

Фильм «Матильда»: мнение церкви, творческой элиты и простых россиян

РПЦ решила держать нейтралитет, отстраняясь от официальных комментариев. Однако представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион назвал фильм Учителя «апофеозом пошлости» .

Творческая элита России обеспокоена перспективой снова вернуться в советское время и пережить цензуру того периода, которая калечила судьбы людей и препятствовала развитию искусства.

Простые россияне также не остались в стороне. Известно, что Поклонской удалось собрать 20 тысяч подписей от неравнодушных граждан, требующих запретить показ картины. Бюджет фильма составляет 25 млн. долларов, и народ негодует, что треть средств вложило государство.

Фильм «Матильда» (2017): актеры

Главные роли Алексей Учитель доверил иностранным актерам. Так, образ Николая II воплотил немец Ларс Айдингер . Роль Матильды исполнила Михалина Ольшанска , тоже полячка по происхождению, как и сама балерина.

Мать цесаревича сыграла Ингеборга Дапкунайте . В роли поручика Воронцова выступил Данила Козловский . В «Матильде» также снимались Сергей Гармаш, Григорий Добрыгин, Евгений Миронов.

Уже больше года не утихают жаркие дискуссии вокруг исторической мелодрамы «Матильда», в которой рассказывается история любви наследника российского престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской. В преддверии премьеры картины, которая запланирована на 26 октября этого года, вновь активизировались общественные и религиозные деятели с требование запретить ее..

Должно быть, ни один из отечественных фильмов в последнее десятилетие не подвергался такой ярой критике со стороны общественности, как «Матильда». В исторической драме режиссера Алексея Учителя идет речь о первой любви цесаревича Николая Александровича. В юности, еще до брака с немецкой принцессой Александрой Федоровной, будущий император увлекся балериной Матильдой Кшесинской. По мнению ряда историков, этот роман прекратился еще в 1894 году, и с тех пор Николай II не поддерживал никаких связей с танцовщицей. И хотя картина еще не вышла на большие экраны страны, многие решили, что в ней грубо искажены исторические факты и последний российский император выставлен не в лучшем свете. Между тем создатели проекта и не претендуют на стопроцентную историческую достоверность.

Как разгорался скандал

Алексей Учитель задумал снять историческую драму о личной жизни императора Николая II еще в 2010 году. Изначально на роль Матильды рассматривалась британская актриса Кира Найтли - ей очень понравился сценарий, и она с радостью согласилась. Однако во время подготовки к съемкам Найтли забеременела и выбыла из проекта. Долгое время ей не могли найти замену и, в конце концов, утвердили начинающую польскую актрису Михалину Ольшанскую. На роль правителя Российской империи изначально претендовал Данила Козловский, но вместо него цесаревича сыграл немецкий актер Ларс Айдингер. Впрочем, Козловский остался в проекте - ему просто достался другой персонаж. Помимо этого, в картине снялись Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш, Евгений Миронов и Григорий Добрыгин.

Съемки фильма стартовали в 2014 году в разных исторических локациях. Тогда на этот проект почти никто не обратил внимания и, естественно, ни о каких общественных волнениях и речи быть не могло. Однако чем дальше продвигалась работа над лентой, тем больше негодования вызывала.

По-настоящему всполошил общественность выход первого трейлера к «Матильде» в 2016 году. Увидев не связанные между собой отрывки, многие поспешили сделать выводы о том, что Николай II выставлен в нем как ветреный человек, придерживающийся нестрогих моральных принципов. В Русской православной церкви, например, предстоявшую картину о любовных похождениях императора сразу назвали «клеветой».

Особенно же видеоролик с содержанием любовно-эротических сцен разочаровал общественное движение «Царский крест», в котором заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры». За поддержкой они обратились к депутату Госдумы РФ Наталье Поклонской, чтобы она инициировала проверку фильма «Матильда».

Поклонская, в свою очередь, приложила немало усилий для того, чтобы Генпрокуратура РФ взялась за это дело. Более того, она попыталась добиться запрета показа фильма. По мнению политического деятеля, «Матильда» оскорбляет чувства верующих, поскольку Николай II официально причислен Русской православной церковью к лику святых. Такую позицию поддержали многие россияне, которые в том же 2016-м создали на сайте Change.org петицию, обращенную к патриарху Кириллу и министерству культуры.

«Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем», - говорится в прошении, которое подписали почти 25 тысяч человек.

Режиссер картины Алексей Учитель в открытую полемику с недовольными общественными и религиозными деятелями не вступал и попросил дождаться ее выхода на большие экраны, чтобы делать соответствующие выводы. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», - высказался Учитель в апреле этого года в интервью агентству РИА Новости.

Однако Наталья Поклонская решила идти до конца и нашла очередные зацепки, которые помогли бы ей официально добиться запрета на показ «Матильды». Депутат заявила о том, что в ее распоряжении оказались документы, свидетельствующие о сомнительных схемах финансирования фильма Учителя. А позже она сообщила о том, что намерена представлять в суде интересы семьи Романовых, члены которой также скептически отнеслись к исторической драме.

Кто заступился за Учителя и «Матильду», а кто поддерживает нейтралитет

В столь непростой ситуации многие коллеги режиссера поддержали его. В защиту члены Киносоюза опубликовали открытое письмо, в котором выступили против цензуры в индустрии в связи с давлением на Учителя.

«Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года, и его еще никто не видел. Но уже не первый месяц против картины ведется кампания, которую лишь недальновидные люди могут счесть своеобразной рекламой», - говорится в послании.

Кроме того, председатель комитета Государственной думы по культуре, режиссер Станислав Говорухин, раскритиковал идею о проверке фильма. Он заявил, что такие инициативы нужно «прерывать на корню», поскольку невозможно проверить то, чего еще по факту нет. Говорухин отметил, что не понимает, почему людей возмущают реальные факты из биографии исторического лица.

К дискуссиям даже присоединились представители исполнительной власти. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попросил не делать поспешных выводов до премьеры фильма. А премьер-министр Дмитрий Медведев предостерег граждан против проявления нетерпимости и агрессии в сфере культуры.

О ситуации высказался и министр культуры РФ Владимир Мединский. «В законе не оговариваются нарушения, которые бы могли оправдать запрет фильма. Истерическая кампания вокруг совершенно обычного фильма, который никак не оскорбляет память царя, меня возмущает. Люди, которые ее продвигают, не имеют никакого отношения к православной религии и даже к идее христианства. Мне за них стыдно», - сообщил политик в интервью французскому изданию Figaro.

До премьеры самой обсуждаемой картины этой осени остался месяц. Однако многие общественные деятели не теряют надежды, что фильм все-таки запретят в последний момент. Из-за поднявшейся волны негатива несколько сетей кинотеатров уже отказались от показа «Матильды» по соображениям безопасности. Так, недавно экстремисты подожгли автомобили возле офиса адвоката Константина Добрынина, который представляет интересы Алексея Учителя. Возле искореженных машин были разбросаны листовки с лозунгом «За Матильду гореть».

НЬЮ-ЙОРК, 3 декабря. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Скандал вокруг фильма "Матильда" - это не попытка вернуть цензуру, а нападки со стороны мракобесия. Такое мнение высказал в интервью ТАСС режиссер Алексей Учитель в субботу, когда кинокартина вышла в широкий прокат в Северной Америке, вызвав небывалый интерес зрителей.

Мракобесы пытаются влиять на умы

"Вокруг выхода картины в прокат шла борьба не со стороны критиков, - пояснил режиссер. - Борьба была более серьезная - с мракобесием, мракобесами, которые пытались запретить то, что можно запрещать только по закону. А по закону там запрещать нечего. Я рад, что мы победили в главном, и теперь фильм идет в России и других странах".

"Матильда" не сможет появиться на главных международных фестивалях из-за сроков выхода в прокат. "Мы закончили производство в конце сентября, и все крупнейшие фестивали прошли, а после проката мы уже не можем выставляться. Но на других фестивалях "Матильда" появится - в Китае, Корее и других странах", - отметил он.

Работа над четырехсерийной телеверсией, как рассказал Алексей Учитель, будет завершена к концу текущего года. "Телесериал уже вызвал большой интерес на международном кинорынке, - сказал он. - На телеэкранах этот фильм появится через год". Но что касается российской аудитории, то режиссер затруднился назвать сроки и канал вещания, заметив, что "у нас не так все просто".

Николай II, Цой, Шостакович

Очередной кинокартиной, над которой начинает работать режиссер, станет игровой фильм о рок-музыканте Викторе Цое. "Следующим летом я буду снимать историю о Цое, которого знал лично и много снимал, - пояснил он. - Там пойдет речь о событиях, которые происходили уже после его смерти. Цой в картине будет, но не актер, а в живых, документальных кадрах, которые у меня есть".

В ближайших планах Алексея Учителя - еще одна картина об исторической личности, композиторе Дмитрии Шостаковиче. "В настоящее время мы ищем, кто будет писать сценарий фильма о Шостаковиче", - сообщил режиссер.

Фильм - ребенок, за которого переживаешь

"Любой фильм для меня как ребенок или какой-то очень близкий родственник, я всегда переживаю за него как за живого человека - огорчаюсь, когда его обижают, и радуюсь, когда хвалят, очень близко воспринимаю это, - рассказал Учитель. - Я не могу находиться в зале, когда смотрят мой фильм, поскольку даже любой чих как нож в сердце. Я очень остро реагирую, нервничаю, даже если реакция по окончании просмотра хорошая.

"Я очень долго и тяжело отхожу от работы над картиной и переключаюсь на новую, этот переход для меня весьма болезненный, - поделился он. - Когда делаешь картину, весь организм как-то собирается, мобилизуется в один нерв, энергию, и я в этот период даже редко простужаюсь и болею, а когда завершается работа и картина выходит на экраны, организм часто начинает подводить". Готовые фильмы режиссер редко пересматривает. "Очень хочется сохранить чувство цельности и живой картины, которая возникает при завершении работы, тем более и прощание с ней дается так тяжело", - пояснил он.

Похожие статьи