Уникальные фрески афонского монастыря дионисиат и вехи обители. Дионисиев монастырь. Дионисиат Особо почитаемые иконы

Монастырь Дионисиат посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. Обитель была основана прп. Дионисием в XIV веке при посредстве его брата Феодосия, митрополита Трапезундского, и императора Алексия III Комнина. На место, где следовало построить монастырь, прп. Дионисию указал столп света.

В обители хранится трёхметровый царский хрисову ́ л - хартия с императорской золотой печатью. Благочестивый самодержец, кроме других пожертвований, передал прп. Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную св. евангелистом Лукой. Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. В 1592 году пираты похитили из Дионисиата эту святыню. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество. В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис. Празднование этому честному образу совершается во всех православных церквях в субботу Пятой седмицы Великого поста.

Из других святынь следует упомянуть часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апп. Иасона и Сосипатра, св. Дионисия Ареопагита, свв. Космы и Дамиана, сщмчч. Власия и Антипы, свтт. Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого и Фотия, патр. Константинопольского, вмчч. Артемия и Пантелеимона, сщмчч. Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мчч. Феодора Тирона и Феодора Стратилата, вмц. Варвары, мцц. Кириакии, Фомаиды, блгв. царицы Феофании, десницу св. Иоанна Милостивого, миро вмч. Димитрия Солунского, кровь вмч. Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. В монастырской библиотеке хранится 1200 рукописей и уникальная реликвия - стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец. Собор Дионисиата расписан известным мастером XVI века Тзордзисом, учеником ведущего представителя критской школы Феофана, а трапезная - монахами Даниилом и Меркурием. В трапезную ведёт великолепная резная дверь. Большое впечатление производят на посетителей монастыря фрески XVI века, с наружной части трапезной, написанные по таинственным сюжетам Откровения Иоанна Богослова. Выделяется фреска, изображающая последствия атомного взрыва. К сожалению, росписи нельзя фотографировать.

В конце подъёма от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов. В Дионисиате, как и в любом афонском монастыре, несколько параклисов: Похвалы Пресвятой Богородицы, Архангелов, св. Дионисия, свв. Бессребренников, ап. Иоанна Богослова, свт. Николая, свт. Иоанна Златоуста, свт. Нифона, Георгия Победоносца, свт. Нектария Эгинского, прп. Никодима Святогорца. По дороге к Агиу Павлу находится костница , а при ней храм Всех Святых. Это древнее здание было построено ещё в византийскую эпоху, о чём свидетельствуют сохранившиеся росписи XVII века.

Судьба Динисиата уникальна в ряду святогорских монастырей тем, что за последние пять столетий обитель ни разу не пострадала от пожара. Ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов, и сильнейший снегопад 1600 года. Трудности также связаны с бурным водным потоком, спускающимся с гор весной и в периоды выпадения сильных осадков.

Период наивысшего расцвета монастырь пережил в XVI веке. На пожертвования игемонов из Молдавии и Валахии был построен пирг, водопровод, собор, восточные братские корпуса и шестиярусное крыло, выходящее на море. Паломникам следует обратить внимание на полиелей - один из древнейших на Афоне (1600). В храме много древних и чудотворных икон, а все три резные двери, соединяющие его с притвором, восходят к византийской эпохе и представляют собой уникальные произведения искусства.

Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжёлым испытанием стало время греческого восстания 1821 года - в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покидать монастырь. Сейчас в Дионисиате много монахов с Кипра, родом оттуда игумен монастыря о. Пётр и всегда приветливый архондаричный о. Павел.

В XX веке в обители подвизалось много замечательных старцев. Это и отец Гавриил (+1983), автор замечательного Афонского «Лавсаика» и множества других произведений, и о. Харалампий (его изображение вы можете видеть на фотографии) и, конечно, о. Феоклит Дионисиатский. Последний - один из крупнейших православных писателей и известных афонских старцев двадцатого столетия. Отец Феоклит родился в 1916 году, а в 1941 впервые прибыл на Святую Гору. Батюшка очень любил Россию. Всё время цитировал русских писателей, особенно, Достоевского. В 2006 году отец Феоклит преставился, но паломники могут увидеть домик, где он подвизался.

Паломникам полезно знать, что в Дионисиате они смогут воспользоваться тёплым душем (не в каждом монастыре на Афоне это доступно мирянам).

Престольный праздник обители - Рождество Иоанна Предтечи. В этот день монахи готовят уникальное коливо, пожалуй, лучшее на Афоне. Другие панигиры обители: Собор Иоанна Предтечи (20 января), преподобного Дионисия (8 июля), свт. Нифона (24 августа) и суббота на Пятой седмице Великого поста (Акафист).

Величание святому Нифонту (Дионисиатский хор с приглашенными монахами. 1996 год, панигир святого Нифонта)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 1:22 мин. Размер 1.4 Mb)

Господи воззвах (Дионисиатский хор с приглашенными монахами. 2007 год, панигир святого Нифонта)
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 4:39 мин. Размер 5.4 Mb)

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

    Сюжет из Откровения Иоанна Богослова. Фреска XVI в.

  • Вход на колокольню

    Вход на колокольню

  • Колокольня

    Колокольня

  • Колокола

    Колокола

  • Вход в обитель

    Вход в обитель

  • Дверь в трапезную

    Дверь в трапезную

  • Трапезная монастыря

    Трапезная монастыря

  • Трапезная монастыря

    Трапезная монастыря

Дионисиев монастырь расположен на юго-западной стороне Афонского полуострова, на высоте 80 метров над уровнем моря, межлу Григориевым монастырём и монастырём Святого Павла. Он занимает пятое место в иерархии Святого Афона. Обитель была основана преподобным Дионисием из Касторьи в XIV веке (1370 -1374), от которого и получила свое имя, хотя в прошлом имела и другие названия, такие как “Неа Петра-и “Монастырь Великого Комнина”.

Название “Монастырь Великого Комнина” держалось в течение определённого времени, по просьбе его благодетеля, трапезундского императора Алексея III Комнина, который оказал обители очень большую финансовую поддержку. И преподобный Дионисий и его брат, митрополит Трапезунда Феодосий, прибегли к помощи Алексея, императора Трапезунда (1350-1390), чтобы иметь возможность завершить работы по постройке монастыря. После Алексея несколько византийских императоров из династии Палеологов, а также правители Валахии, такие как Неанко Басараб, поддерживали и укрепляли обитель богатыми пожертвованиями.

В XV веке в Дионисиевом монастыре подвизался и прославленный святитель Нифонт, который одно время был патриархом Константинопольским, но после многих испытаний вернулся к аскетической жизни Святой Горы. Его память празднуется 11 августа, а мощи хранятся в монастыре в раке, которая сама по себе представляет собой редкое произведение искусства.

Обитель прошла испытание пожаром в 1535 году, но, к счастью», смогла устоять, благодаря своим благодетелям. Правители Молдовы Пётр IV Рареш и Александр III Лэпушняну со своей женой Роксандрой, дочерью Рареша, были одними из самых важных благотворителей Дионисиата, что в скором времени (в 1574 году) позволило монастырю подняться на пятое место в иерархии Святой Горы, которое он удерживает и по сей день.

Несмотря, однако, на поддержку благотворителей, монастырь в XVI и XVIII веках в связи с экономическими трудностями становился идиоритмическим. Но с XIX века он вернулся к общежительной системе, которая была закреплена патриархом Каллиником V.

Кафоликон обители, посвящённый Рождеству святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (отмечается 24 июня), был построен в 1537-1547 годах. Имеет обшитую свинцом кровлю и соответствует афонскому типу соборов, хотя на восточной стороне есть два покрытых малыми куполами дополнительных помещения, в которых размещаются професис (жертвенник) и диаконикон (диаконник). Фрески относятся к эпохе возведения храма. Они принадлежат кисти иконописца Дзордзиса, представителя критской школы. Особенно примечателен резной деревянный иконостас XVIII века, включающий в себя некоторые иконы XVI века, также относящиеся к критской школе.

У обители нет фиала водосвятия, из-за ограниченности площади внутреннего двора. Колокольня расположена рядом с трапезной и представляет собой красивое внушительное трёхэтажное здание, на котором установлены и старые часы монастыря.

Трапезная монастыря находится в южном корпусе. Впечатляющими являются фрески в продоме (представляющем собой обычный портик снаружи трапезной), которые изображают сцены на темы Апокалипсиса Иоанна Богослова, при этом они являются самыми древними подобными изображениями в православном мире. Стоит также отметить фрески внутри трапезной, это работы иконописцев Даниила и Меркурия, датируемые началом XVII века, а также впечатляющее изображение Лествицы преподобного Иоанна Синайского.

На этой иконе символически показан весь внутренний, труднопроходимый и восходящий, путь человека. Лествица преподобного Иоанна представляет собой драгоценный путеводитель для каждого жаждущего пройти внутренний путь возврата в Храм Любви. “Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их не уязвленными от всякого претыкания, и представляет нам лествицу утвержденную, возводящую от земного во святая святых, на вершине которой утверждается Бог любви. […] Но взойдем, умоляю вас, с усердием и верою, на сей умственный и не бошественный восход, начало которого -отречение от земного, а конец — Бог любви”.

(Иоанн Синайский Лествичник, Лествица)

Фрески, иконы и все другие формы искусства, которые стремятся как-то изобразить неописуемую Сущность Любви, для святогорских монахов являются не только выдающимися произведениями искусства, но главным образом напоминанием об их внутренней Цели, которая состоит в Любви, в Боге. Они представляют собой средства воспитания и пробуждения, помогающие держать иноков в состоянии внутреннего бодрствования, и поэтому встречаются нам, в бесчисленных формах, практически повсюду.

Именно поэтому в каждой обители, кроме главного храма, есть много часовен, в которых монахи и паломники могут в любой момент уединиться, чтобы беспрепятственно искать внутренний Покой.

Дионисиев монастырь владеет немалым количеством пареклисов. Среди них выделяются часовни святителя Нифонта, святых Архангелов, расписанная фресками Даниилом и Меркурием (конец XVI века), и Богородицы Акафиста, первоначально украшенная фресками иконописца Макария (XVII век), которые, к сожалению, в XIX веке были покрыты новым слоем иконописи работы Михаила Кесарийского. В последнем пареклисе хранится редкий образ “Приветствие Богородицы” или же Акафистная Богородица», выполненный из воска и мастики.

Кельи монахов находятся в южном, западном и восточном корпусах монастыря, а в восточном находится ещё и кухня обители. Архондарик и комнаты для Посетителей расположены в северном корпусе. Монастырь имеет свою больницу, приют для престарелых, аптеку и стоматологический кабинет, а также редакцию для собственных изданий и публикаций.

В ризнице монастыря сохранилось множество ценных реликвий,

в частности крест Елены Палеолог, эпитафий, церковная утварь. облачения, кресты и многие другие сокровиша. Много ценных икон находится в хранилище икон, в обители хранится также много мошей святых.

Библиотека монастыря столь же богата, в ней хранятся хрисовуллы, сигиллии, 804 рукописи, 27 свитков на пергаменте и более 10.000 печатных книг, а также уникальное Евангелие XI века, украшенное прекрасными миниатюрами, и редчайшие издания Священного Писания. Здесь стоит отметить, что в монастыре подвизался и плодовитый духовный писатель старец Феоклит Дионисиатский (1916-2006), который оставил после себя значительное литературное наследие. В него входят отмеченная наградами книга “Между небом и землей”, рассказывающая о святогорском монашестве, и сочинение “Диалоги об Афоне”, посвящённое теологии умной молитвы.

К экзартимам Дионисиева монастыря относятся значительное количество кафизм и семь келлий, из которых келлия святого Стефана в Кареях является его представительством.

Пристанью обители служит строение XVI века, реконструированное братьями Мануилом и Фомой из Серреса.

Дионисиев монастырь насчитывает сегодня в общей сложности около 60 иноков братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион «,

    Баня по-гречески

    Маргаритес - типичная греческая деревня

    Ксиропотамов Монастырь. Ксиропотам

    Ксиропотамов монастырь расположен в середине Афонского полуострова, после монастыря святого великомученика Пантейлемона, на расстоянии получаса пешего хода от порта Дафни. Обитель занимает восьмое место в иерархии святогорских монастырей. Некоторые из древних названий монастыря: «Сорока святых», «Химарр» («Овражий» . «Хлоропотам» (то же, что и Ксиропотам, то есть «Засохшая река»), «святого Никифора». Существуют совершенно разные мнения относительно латы основания обители и личности её основателя.

    Загробная жизнь у древних греков

    Прежде, чем изложить эту сторону культуры народа Греции, стоит вспомнить очень известный миф. Рассказывает он о влюбленной паре: Эвридике и Орфее. Девушка погибла от укуса кобры, а ее молодой человек не мог смириться с жестокой утратой. Он отправился за любимой в подземное царство мертвых к самому царю Аиду, чтобы уговорить его вернуть ему возлюбленную.

В юго-восточной части Афонского полуострова на скале с обрывающимися в море отвесными склонами уже семь веков стоит Дионисиат, один из самых известных и авторитетных монастырей Афона, средоточие множества православных реликвий и уникальных рукописей. Устав общины Дионисиата лёг в основу уставов многих монастырей православного мира.

Преподобный Дионисий

Основателем монастыря был преподобный Дионисий, живший в XIV веке. Он родился в Греции, в селении Корис вблизи Кастории в бедной семье. Дионисий был известен своим благочестием и строгим соблюдением религиозных предписаний, о его жизни рассказывали много чудесных историй. Учителем Дионисия был Серафим, прот Афона (игумен Кареи, занимавший первое место в иерархии афонских настоятелей).

Дионисий немало странствовал по Греции, совершил паломничество в Иерусалим. Патриарх Иерусалимский предлагал ему остаться в Святом граде, намереваясь подготовить из него своего преемника. Однако преподобный отказался и вернулся в Грецию, где провёл долгие годы в отшельничестве на Афоне и горе Олимп.

Афонские монахи неоднократно просили подвижника возглавить ту или иную общину. Однажды Дионисий согласился стать игуменом монастыря Филофей, видя бедственное положение обители. Настоятель лично отправился в Константинополь для сбора милостыни и вернулся со значительными средствами. Одновременно Дионисий попытался изменить монастырский устав, приведя его в соответствие со своими аскетическими взглядами. Это вызвало ропот у части монахов, и Дионисий покинул обитель, чтобы не вносить раздор в общину.












Часть братии удалилась вместе с ним в скит Антония Великого, основателя монашества. Скит был известен своим суровым уставом и строгим соблюдением церковных канонов. Возможно, наличие столь преданных последователей натолкнуло Дионисия на мысль основать монастырь, устав которого соответствовал бы учению Антония и его собственным взглядам.

История Дионисиата

В 1370 году строительство обители было начато. Однако собранных Дионисием денег не хватило, и он обратился за помощью к своему брату Феодосию, митрополиту Трапезунда. Феодосий рассказал о Дионисии императору Трапезунда Алексею III из династии Великих Комнинов. Алексей, тративший немалые средства на поддержку монастырей, пожелал встретиться с Дионисием. После беседы с преподобным император, поражённый его благочестием, выделил нужную сумму.

В 1375 году строительство было завершено. Центром комплекса стал собор, освящённый в честь Иоанна Предтечи. Вокруг него были возведены жилые здания. В 1389 году патриарх Антоний IV придал общине официальный статус, и Дионисиат вошёл в сообщество афонских монастырей.

Дионисий в течение ряда лет возглавлял общину нового монастыря. В преклонном возрасте он оставил обитель и удалился на Олимп. Год смерти его неизвестен, Успение преподобного Дионисия отмечается 24 января.

За свою долгую историю Дионисиат пережил немало бедствий. Вскоре после завершения строительства монастырь подвергся нападению пиратов. Большинство монахов было пленено, и освободили их лишь после того, как Дионисий с помощью императора Алексея внёс большой выкуп.

После захвата турками Салоник в 1430 году Афонский полуостров стал частью Порты. Первые султаны проводили политику веротерпимости, и все привилегии, которыми монастырь пользовался при византийских императорах, были сохранены.

Расцвет Дионисиата приходится на середину XVI века и связан, как ни парадоксально, с пожаром 1534 года, когда были уничтожены практически все постройки монастыря. Дионисиат пришлось возводить буквально заново.

Заслуга восстановления монастыря принадлежит господарям Валахии и Молдавии, которые всегда поддерживали Дионисиат. Был заново отстроен соборный храм, возведены каменные жилые здания, построен водопровод. Стены собора расписал известный живописец критской школы Цорзис, а на стенах трапезной один из его учеников изобразил 21 сцену Апокалипсиса.

Удивительно - за все века, прошедшие с момента завершения работ над росписями Дионисиата, в монастыре ни разу не было сколько-нибудь серьёзного пожара.

В 1566 году указом султана Селима II монастыри Афона были лишены своих имений. Дионисиат приходит в упадок, а к концу XVI века обитель почти опустела. Монастырь стал особножительным, то есть монахи должны были сами обеспечивать себя всем необходимым.

Уже в XVII веке Дионисиат возвращает былое значение. Паломники приезжают приобщиться к хранящимся здесь реликвиям, многие богатые люди вступают в общину и завещают монастырю всё своё состояние.

Тяжёлым испытанием стали годы после греческого восстания 1821 г., когда турецкие войска разместились в монастыре, а монахи были изгнаны из своих келий. Конец преследованиям положил разгром Турции Россией в войне 1828-1829 гг. Греция получила автономию, началось возрождение афонских монастырей.

Реликвии и достопримечательности обители

Дионисиат занимает 5-е место в официальной иерархии монастырей Афона. Устав его отличается строгостью, что, вероятно, объясняет небольшое число живущих здесь монахов – их около 50.

Помимо соборного храма, на территории монастыря находится ещё 14 небольших церквей и часовен, а также кельи монахов. Строения расположены столь компактно, что в центральном храме темно даже днём.

Манускрипт XIII-го века

В Дионисиате хранится множество реликвий, бесценные иконы, рукописи и печатные книги. Главной реликвией монастыря является, безусловно, правая рука Иоанна Предтечи. Также здесь хранятся мощи апостола Луки, святого Нифонта, патриарха Константинопольского, многих других православных святых, а также части Креста Господня.

В ряду икон Дионисиата особое место занимает чудотворная икона «Приветствие Богородицы» (Акафистная). Предание приписывает её авторство апостолу Луке. Она написана в редкой технике энкаустики (воск и мастика). Это подарок Алексея III монастырю в честь основания обители.

Считается, что именно эта икона спасла Константинополь во время осады аварами и славянами в 626 году. Икону пронесли по стенам города, после чего в войсках осаждающих началась эпидемия, и они отступили. Через 900 лет икона была похищена пиратами, однако разыгравшийся шторм едва не разбил пиратский корабль о скалы и прекратился только после того, как пираты вернули икону в Дионисиат. Ещё одна попытка завладеть иконой относится к XVIII веку, когда правивший здесь паша отнял образ у монахов, однако вернул икону на место после того, как ему во сне явилась Богородица.

Славится монастырь и своими фресками. Самая знаменитая из росписей – сцены Апокалипсиса на стенах трапезной. Это наиболее полное изображение Конца света в мире. Детали фрески поражают зрителя. Многие усматривают в росписях изображения самолётов, огнемётов, бомбоубежищ, даже атомного взрыва. Первыми это хронологическое несоответствие заметили немецкие солдаты, занявшие монастырь в 1941 году. С тех пор фрески трапезной являются предметом неустанных споров и привлекают самых пристальный интерес во всём мире.

Дионисиат вправе гордиться своей библиотекой, насчитывающей свыше 1100 манускриптов и около 15 тысяч книг, среди которых уникальные первопечатные инкунабулы. Самой старой рукописью является Афонский кодекс IX века, состоящий из 259 листов пергамента и содержащий тексты четырёх канонических евангелий.

Дионисиат привлекает множество посетителей. Это и паломники, желающие прикоснуться к святыням, и учёные, приезжающие со всего мира поработать в монастырской библиотеке, и туристы, интересующиеся старинной архитектурой и искусством. Монахи обители никому не отказывают в беседе и добром слове. Красноречивая деталь – это единственный из монастырей Афона, в котором посетители могут воспользоваться тёплым душем.

С наступлением Нового 2013 года мы бы хотели познакомить Вас с интересным и редким материалом. Апокалипсис. Фрески афонского монастыря Дионисиат. Материал для нашего сайта переведен с греческого в конце 2012 года.

Закончился двенадцатый год второго тысячелетия от Рождества Христова. Смутное время. В декабре прошедшего года ждали конца света. Многие из нас, православных христиан, перед лицом суеверий, охвативших весь мир, с сомнением смотрели на календарь. Но вот перешагнули мы и этот очередной рубеж сомнений.

На вопрос о конце света один афонский монах ответил мне коротко:

«Христос же ясно сказал: дня и даты конца света НИКТО не знает. Если это 21-12-12, то Христос ошибся. Вот вкратце и вся глупость этого суждения.»

монастырь Дионисиат, святая гора Афон

Фрески Дионисиата. Апокалипсис.

Чудесные сцены из Апокалипсиса относятся приблизительно к середине 16-го века и представляют собой древнейший полный цикл на всем Православном Востоке. Он состоит из 21 сцены, и большинство из них подвергались позднейшей переписке. Они занимают оставшуюся часть двух узких стен и почти всю южную стену. Цикл начинается с 12 сцен справа от главного входа к западу, а остальные 9 сцен расположены слева от входа в восточной стороне.

Эти сцены иллюстрируют текст одноименной последней книги Нового Завета (и всего Священного Писания), которая несет особое дуновение Пресвятого Духа. Эта книга содержит описание жизни Церкви, ее преследование, возрождение человека, воссоздание тварного мира, отношения верующих и неверующих и вечная слава. Также она повествует о последних ударах, которые падут на нераскаявшееся человечество, а также о появлении и об окончательном сокрушении антихриста. Но центральной идеей является явление Христа в сопровождении небесных сил, то есть второе пришествие, конечное воскресение, за которой последует перелом, единение верующих со Христом и непрерывная, но в конце-концов победоносная борьба Христа и Церкви против богопротивных сил. Первые главы (1-3) евангелист начинает с пересмотра настоящего состояния Церкви своего времени и отправляет 7 писем к стольким же Церквям Малой Азии.

Росписи приковывают взгляд зрителя и производят особое впечатление, приводят в трепет любого, смотрит ли на них специалист-исследователь или простой верующий. Поэтому мы думаем, что здесь стоит привести их подробное описание.

Все сцены вместо надписей сопровождают один, два или больше стихов, написанных большими буквами из соответствующего текста (Апокалипсиса) сверху и снизу.

1-я сцена: явление Иисуса Иоанну (1, 9-20)

Христос является евангелисту Иоанну и диктует ему Апокалипсис. Его присутствие говорит о важности и подлинности книги. Он изображен на облаке почти во весь рост и анфас с золотым поясом на высоте груди и с поднятой правой рукой, в которой он держит 7 звезд, символы епископов церквей. Христа окружают 7 зажженных светильников, которые символизируют 7 малоазийских церквей, к которым обращена книга Апокалипсиса в форме письма. Ниже сидит исступленный Иоанн, его кресло поднялось в воздух перед горой, а взгляд и слух со вниманием обращен ко Христу.

первая, вторая и третья сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата

Надпись: (вверху сцены) Я Иоанн бы в духе, и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. (1, 9-13)

На нимбе Христа: Сущий, (над головой Иоанна) Иоанн Богослов

2-я сцена: Небесная литургия, книга и агнец (4, 1-5, 14)

Изображен Бог-отец на престоле, которого несут ангелы и окружают четыре крылатых символа евангелистов, которые несут 6 крыльев и многочисленные черные знаки (очи) на теле и на крыльях. Над головой центральной фигуры Господа небесных чинов изображены 7 факелов, «семь духов Божьих», которые символизируют Святой Дух и полноту его энергий, а далее радуга, о которой идет речь в тексте. Она считается символом мира между Богом и людьми. Слева и справа стоят 24 пресвитера, по 12 с каждой стороны: они сидят на престолах, молятся и славословят Бога с гуслями и фимиамом. Они отождествляются с небесными ликами (или множеством святых). Одновременно они поклоняются агнцу, стоящему на двух задних ногах «семирогому агнцу», который символизирует Христа и который пытается открыть тайно запечатанную книгу, находящуюся в ногах Божьих.

Надпись: И вот престол стоял на небе, и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису, и радуга вокруг престола (4, 2-3)

3-я сцена: Четверо всадников (6,1-8)

Четыре всадника изображены в построении устремляющимися на испуганных людей. Они различаются между собой цветом коней, головным убором, одеянием и оружием, которое они держат в правой руке: первый на белом коне носит царский венец и поднимает лук (символ победы, власти и царства), второй рыжий носит шапку и держит меч, третий вороной держит весы и сеет голод по земле. А четвертый бледный. Кажется, что последний выходит прямо из открытой пасти адского зверя, поражая копьем (трезубцем) падших на землю людей и сея везде смерть. Одновременно тот же зверь в нижней левой части иконы изрыгает пламя из пасти, усиливая и дополняя дело смерти» и других всадников.

Надпись: И вот конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан ему был венец, и вышел он как победоносный (6,2).

третья и четвертая сцены Апокалипсиса на фресках Дионисиата

4-я сцена: Открытие пятой печати (6, 9-11)

Шесть ангелов разворачивают длинную белую ткань сверху и сзади столообразного жертвенника, чтобы обернуть в ней нагих мучеников, находящихся в нижней части изображения. Под жертвенником можно различить мертвые тела еще шести мучеников, одного рядом с другим. Вероятно, речь идет об антиминсе, то есть о ткани, покрывающей Святой Престол, без которой невозможно совершить православную литургию. В нее вшиты мощи святых и мучеников.

Надпись: Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (6,9).

5-я сцена: Снятие шестой печати (6, 12-17)

В верхней части изображены два облака, перекрещивающиеся между собой, которые окружают и луну, красную как кровь, и солнце в тот момент, как оно темнеет. В нижней части изображены разрушенные сильным землетрясением городские стены. Люди, испуганные всем происходящим, прячутся группами в пещерах – горных прибежищах. Разрушение мира сопровождается звездным дождем. Звезды с огнями падают на город и скалы.

Надпись: + И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и луна сделалась как кровь и звезды небесные пали на землю (4, 12-14).

6-я сцена: Запечатление 144.000 избранных (7, 1-12)

Сначала изображается ангел на облаках, который держит на плече крест, «печать Бога Живаго», а ниже другие четыре ангела приказывают поднятыми мечами ветрам не дуть ни на землю, ни на море. В нижней части можно различить еще одного ангела, который в левой руке держит чашу, а правой рукой запечатывает избранных (12.000 из каждого колена Израилева), очерчивая знак креста на челе. Также в центре композиции за скалами вторая группа людей, одетых в белое, которые «прошли великое гонение, омыли свое одеяние и обелили его кровью Агнца».

Надпись: + И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.

И видел я иного ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога Живаго (7, 1-2).

7-я сцена: Седьмая печать и золотая кадильница (8,1-13)

Изображен Иисус в белой одежде (Пантократор), сидящий на троне в окружении семи ангелов, трубящих в трубы высоко в сторону центра. Другой ангел напротив изображен с кадильницей, из которой исходит дым. Под этой главной сценой изображен немного приподнявшийся, как будто летящий справа налево на облаках, ангел гнева, а с двух сторон за ним следуют солнце и луна. Наконец, в самой нижней части можно различить суда, которые разбивает о скалы бурное море.

Надпись: И видел я семь ангелов, которые стояли перед Богом, и дано было им семь труб. И пришел иной ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу, и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение (8,2-5)

8-я сцена: Пятая труба (9, 1-12)

Справа верху изображен трубящий ангел, обращенный к центру, тогда как большую часть композиции занимает построенный из равной величины камней «кладезь бездны» со звездой и человеческим ликом (головой) в дыму, поднимающемся из колодца в виде гриба. Из-за дыма солнце и луна затемнены, тогда как люди внизу пали мертвыми. Одновременно с небес падают многочисленные крылатые чудища (саранча) с человеческими головами, царскими венцами и хвостами с жалом, предназначенным, чтобы жалить людей, не носящих печать Божию на челе.

Надпись: Пятый ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, она отворила кладезь бездны, и вышел дым из кладезя, и помрачилось солнце, и из дыма вышла саранча, и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы (9,1-4).

9-я сцена: Шестая труба (9, 13-21)

За небесным жертвенником Иисус, одетый в белое (см. 7-ю сцену), тогда как из верхнего левого угла к центру композиции летит трубящий ангел. В нижней части изображены 4 ангела суда, а вместе с ними алчущие крови всадники, сидящие на львах с хвостами змей. Они уничтожают людей, а из пасти зверей извергается сера и дым. Две темы разделяются облаками, образующими гирлянду.

Надписи: = Ветхий деньми. – в другом месте – И пятый ангел вострубил и сказал: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрате, чтобы умертвить третью часть людей, число конного войска было две тьмы тем (9, 13-16)

(на нимбе с крестом у Иисуса): Сущий

10-я сцена: Ангел с раскрытой книгой (10, 1-11)

В 10-й сцене изображается видение Иоанна, согласно которому ему предстает ангел, который передает ему раскрытую книгу с заповедью «съесть ее». Голова ангела окружена круглым нимбом, из которого исходят лучи, тогда как его ноги, похожие на «столпы огня», ступают одна по морю, а другая по суше. Одновременно он поднимает левую (вместо правой) руку в виде клятвенного жеста: «воздел он десницу к небесам и клялся Живущим во веки веков». Над ангелом изображена радуга с тремя разноцветными полосами, зеленой, красной и желтой. Иоанн с левой и нижней части композиции немного приклоняет колени и двумя руками с явным трепетом берет книгу у ангела.

Надпись: И видел я другого ангела сильного сходящего с неба, облаченного облаком, над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные (10, 1)

(над нимбом Иоанна): Святой Иоанн Богослов

(на двух страницах раскрытой книги): Возьми и съешь ее, она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка как мед (10, 9).

11-я сцена: Измерение храма (11, 1-7)

Изображение еще одного видения Иоанна – измерение им самим внутренней части храма в Иерусалиме по повелению небесного голоса. Иоанн изображен держащим в протянутых руках жезл, которым он измеряет вертикальные поверхности храма. Рядом с ним изображен каштаново-рыжий крылатый зверь с короной на голове и раскрытой пастью. Он игриво движется в левую сторону, где стоят два мученика, которых он грозится убить. Согласно надписям, речь идет о Енохе и пророке Илье, которые не познали смерти, а были взяты на небо, и которые явятся свидетелями во дни антихриста. В глубине композиции можно различить внутреннюю часть храма с прекрасным полом и престолом, сокрытым под разукрашенным пологом.

Надпись: И дана мне трость, подобная жезлу, и сказал ангел: встань и измерь храм Божий, и дам двум свидетелям моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (11, 1-3)

(над нимбом Иоанна): Иоанн, (над двумя мучениками): Енох Илия

12-я сцена: Жена и дракон (12, 1-17)

Левую часть занимает светящаяся женщина, стоящая прямо. Согласно отцам она олицетворяет Богородицу или Церковь. Она облачена в солнце, увенчана двенадцатью звездами и ступает на перевернутый полукруг. Напротив нее на правой стороне изображен семиглавый дракон. Он взбешен, и из его пасти исходит водная река, чтобы потопить женщину, а его хвост поднимается вверх по всей поверхности росписи. Земля разверзается и поглощает реку, тогда как одновременно два ангела с дубиной и мечом нападают на дракона над его головами. Одновременно два других ангела на облаках поднимают Христа-младенца в полотне на небеса, где виден пустой разукрашенный престол.

Надпись: 12. И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд (12, 1)

(справа и слева от женщины): Матерь Божия

13-я сцена: Два зверя (13, 1-8)

В центре композиции изображены два зверя один напротив другого. Один поднимается от земли и имеет вид ягненка, у которого два повернутых рога, что делает его похожим на барана. Другой выходит из моря. У него 7 голов со столькими же венцами и ужасным хвостом, который проходит под животом и достигает облаков. Первый зверь склоняет людей, стоящих слева внизу, чтобы они поклонились другому семиглавому рыжему зверю, и оба угрожают христианской общине. Наконец, оба зверя, антихрист и лжепророк, побеждаются и исчезают из истории.

Надпись: 13. И увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадем. И увидел я другого зверя, выходящего из земли, он имел два рога, подобные агнчим. И он заставляет всех людей поклоняться первому зверю (13, 1, 11-12)

(над головой ягненка): Антихрист.

14-я сцена: Агнец Сиона и падение Вавилона (14, 1-13)

Семирогий агнец Божий изображается стоящим на горе Сион, изображенной в виде лестничных скал, как обычно изображаются горы в византийской иконописи, В левой передней ноге он держит скипетр победы. Он окружен верными сподвижниками, символами четырех евангелистов. Ниже изображены ангелы-музыканты, играющие на арфах, а еще ниже три ангела суда. Из них средний держит раскрытую книгу (Евангелие), тогда как два других провозглашают или показывают падение Вавилона у своих ног. Разрушенный Вавилон занимает нижнюю часть композиции. Таким образом, агнец, который впервые появляется ранее, когда пытается раскрыть книгу с семью печатями (глава 5), показан здесь побеждающим. Он стоит на горе Сион и уже попрал силу Лукавого (глава 14).

Надписи: 14. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи (14,7).

(Раскрытая книга ангела): и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его (14, 7)

(Над развалинами): кто поклоняется зверю, тот будет пить вино ярости Божией + пал Вавилон великий (14, 8-10).

15-я сцена: Жатва и сбор винограда (14, 14-20)

Следующая по очереди идет сцена видения жатвы и сбора винограда. Христос в центре сидит на облаках. Он окружен нимбом с крестом, на голове его венец, а в правой руке он держит серп. Напротив Христа тоже на облаках стоит ангел суда, и кажется, что Христос разговаривает с ним. Сцену дополняют три ангела внизу, из которых двое жнут, а третий собирает виноград и бросает его в давильню в левом нижнем углу. Но из давильни вместо вина исходит кровь, которая символизирует гнев Божий.

Надпись: И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. (14, 14).

16-я сцена: Семь ангелов с чашами гнева (15, 1-16, 21)

На верхней части росписи изображаются по всему пространству семь ангелов суда, каждый из которых опустошает чаши гнева Божия, слева, справа и внизу. Справа внизу изображен одноглавый крылатый зверь, который изрыгает в гневе три нечистых духа в виде лягушек. Он изрыгает их на группу из трех царей, которые стоят напротив него в нижнем левом углу.

Надпись: И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия (15, 1).

17-я сцена. Великая блудница и зверь (17, 1-18)

Изображена ступенчатая скала. На вершине зверь, несущий блудницу, движется влево. Блудница, как свидетельствует надпись, олицетворяет Вавилон, «мать блудницам и мерзостям земным» (17, 5). Или же она намекает нам на Древний Рим (семь холмов), символичный и совершенно условный город, центр отступничества и разврата, который царит повсюду с приходом антихриста. По другому толкованию она символизирует сборище неверного (падшего) народа Божьего.

Зверь, занимающий почти весь центр композиции, передан красно-коричневым цветом. У него 7 голов, 10 рогов и длинный хвост. На нем сидит женская фигура, обращенная немного влево. Они носит золототканую царскую одежду, распущенные волосы и корону из пяти частей, а в правой руке торжественно поднимает чашу, наполненную «мерзостями», держа ее за основание. Кажется, что зверь сгибается под ее тяжестью. В нижней части росписи стоят цари земные, взгляд которых обращен вверх, а руки воздеты в молитве.

Надпись: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (17, 1, 3)

18-я сцена: Падение Вавилона (18, 1-24)

В верхнем левом углу изображается ангел, летящий направо и проповедующий «пал, пал Вавилон, великий город». Можно различить город, преданный четырем огням, выходящим из зданий. Под ним второй ангел бросает в Евфрат большой камень, который уже выскользнул из его рук. В нижней части на первом уровне изображены 5 человек – царь и 4 купца. Они оплакивают разрушение города. Их движения направлены в разные стороны, а вещи брошены на земле.

Надпись: После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; И воскликнул он: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов. И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает (18, 1,2,11)

19-я сцена: Победа всадника на белом коне (19, 11-21)

Изображается столкновение двух групп всадников со шлемами: по цвету одежды они делятся на красных слева и белых справа. Во главе второй группы стоит небесный воин, или, как гласит надпись, «Слово Божие». Он появляется с драгоценным венцом на голове и держит длинный меч, который исходит из его уст. Это воинство обращает в бегство противника и ввергает его в озеро с огнем и серой, а белые хищные птицы, которых ведет ангел над облаками, падают с неба, чтобы разорвать побежденных, то есть трупы воинов безбожного воинства. Во время столкновения двух строев семиглавый дракон с рогами получает от белого всадника смертельный удар, и, побежденный, низвергается на скалы.

Надпись: И вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, и на голове Его много диадем. Имя Ему: «Слово Божие» (19, 11.13)

(над небесным всадником): Слово Божие.

20-я сцена: Ангел влачит закованного в цепи Сатану (20, 1-3)

Изображается ангел, который занимает почти все пространство росписи сверху вниз: в правой руке он держит большой ключ, чтобы открыть, а потом закрыть дверь бездны. Левой он держит конец красной цепи, которой он сзади связал руки Диавола, и ведет его в правую сторону. Дьявол черный и с рогами. Он шагает к пещере бездны, где он скованный будет заперт тысячу лет.

Надпись: + И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть Диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет (20, 1-2).

21-я сцена: Новый Иерусалим (21, 1-27)

Этой сценой завершается цикл росписей на тему Апокалипсиса Иоанна, праздником радости завершаются и ужасные образы разрушения мира. Сверху справа изображен ангел Господень, обративший голову к восхищенному Иоанну, которому правой рукой он показывает на Новый Иерусалим со словами: «Се скиния Бога с человеками». Город занимает нижнюю часть композиции, от одной вертикальной плоскости до другой. Помимо зубчатых стен, различаются общественные и прочие здания. На возвышающихся башнях над каждыми воротами изображаются стоящие ангелы-стражи. Небесность образа передается испускающим лучи золотым треугольником Святой Троицы, который выходит из-за облаков и устремляется к городу. В действительности речь не идет о спуске с небес старого Иерусалима, но о «новом» царствии Божьем, где удел получат победители мира и страстей.

Надписи: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

(в верхнем правом углу): Святой Иоанн Богослов.

Эти фрески сделали в прошлом люди, живущие в монастыре и за его пределами, чтобы объяснить темы Апокалипсиса. Такие попытки продолжаются и по сей день, но не существует окончательного толкования этой книги. Чаще всего ее толкуют как рассказ о будущих событиях, принимая во внимание пророческий характер книги Апокалипсиса. Но в любом случае точное время исполнения предвидимых событий невозможно определить. Некоторые считали, что в ней изображается битва добра и зла, или что речь идет о столкновении двух миров, церковного и атеистического, или даже о крушении двух бесчеловечных систем, капиталистической и коммунистической, и о победе христианской культуры. Но несмотря на то, что всегда есть соблазн попытаться определить время исполнения пророчества, лучше бы дождаться исхода самого пророчества (как пишет Ириней). Вместе с тем надо было бы принять во внимание и сделать скидку на время создания книги Апокалипсиса. Это нужно для того, чтобы избежать или, по крайней мере, ограничить выстраивание фантастических теорий.

Специалисты создали вокруг этих росписей неразбериху, и окончательная позиция так и не была обозначена. Все это произошло по той причине, что такие существенные вещи, как богословский текст, время развития событий, ход всемирной истории и вечность не были учтены.

Мы полагаем, что настоящему их объяснению может способствовать только вера. По отношению к историческим, нравственным, богословским и мистическим расхождениям текста Апокалипсиса надо подходить с опаской и осторожностью. Не следует забывать, что евангелист Иоанн рассказывает и обозначает исторические события и лиц символически. Одновременно необходимо отдаляться от всякой субъективной трактовки текста. Надо использовать то, что установлено в православном учении нашей Церкви, которое мы обязаны сохранять неизменным. Не исключено, что живописцы, создавшие эту удивительную роспись, а также их помощники, знали это.

Заканчивая наш анализ мы подчеркнем три основных момента: 1) согласно завету самого Господа пророческое слово книги не должно быть скрыто, а должно читаться как можно более широкой аудиторией, 2) искусство передает сцены с этими событиями, чтобы напомнить нам текст и вынести его перед нашими глазами и 3) росписи на тему Апокалипсиса находятся за пределами храма, чтобы эсхатологично призывать монахов и паломников к постоянному поспешению и покаянию.

текст и иллюстации подготовлены к публикации специально для «ПравНовостей» Евгением.

Монастырь Дионисиат

Обитель Дионисиат считается пятой по чести в афонской иерархии. Дионисиат, посвященный святому Иоанну Предтече, стоит на юго-восточном побережье полуострова между монастырями Григориат и святого Павла. Дионисиат построен на узкой полосе отвесного камня, на высоте 80 метров над уровнем моря. Из-за этого обитель иногда называют «Неа Петра» (Новая скала).

Монастырь Дионисиат был основан в XIV веке. Точная дата неизвестна: примерно около 1370 или 1375 года обитель основал преподобный Дионисий Корис из селения Корисос около Кастории. На место, где следовало построить монастырь, преподобному Дионисию указал столп света.

Преподобный Дионисий начал строительство сам, но так как его собственных средств было недостаточно для завершения работы, его брат Феодосий, митрополит Трапезундский, обратился за помощью к правителю Трапезундской империи – императору Алексею III Комнину. Личность святого Дионисия произвела такое впечатление на императора, что он назвал его «ангелом, посланным Богом с благой вестью о спасении» и охотно даровал ему просимое. В связи с этим благодеянием Дионисиат часто называли «монастырем великого Комнина». В обители до сих пор хранится трехметровый царский хрисовул – хартия с императорской золотой печатью. Император кроме других пожертвований передал преподобному Дионисию и чудотворную икону «Похвала Пресвятой Богородицы», по преданию, написанную евангелистом Лукой.

Вскоре после окончания работ на монастырь напали пираты. Они захватили в плен большинство монахов и держали их до тех пор, пока император и святой Дионисий не собрали деньги для выкупа.

Патриарх Антоний IV официально даровал монастырю именование Патриаршего в 1389 году, и, таким образом, он начал самостоятельную жизнь на Афоне. С обителью связана жизнь святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, принявшего монашество здесь в середине XV века и после многих превратностей возвратившегося сюда, где и преставился.

В 1535 году после страшного пожара правители Византии и Молдо-Валахии помогли восстановить монастырь. Также ущерб монастырю нанесли землетрясения 1585 и 1765 годов и сильнейший снегопад 1600 года.

В XVII веке Дионисиат опустел и стал особножительным. Общежитие было восстановлено в 1805 году. Тяжелым испытанием стало время греческого восстания 1821 года – в обители обосновались турецкие войска. Монахи преследовались и вынуждены были покинуть монастырь.

Массивное каменное здание монастыря опоясано вдоль ряда келий хрупкими деревянными балконами, зависшими над простирающимся далеко внизу морем. Собор монастыря Дионисиат посвящен святому Иоанну Предтече – это типично афонская базилика с покрытыми свинцовой обшивкой куполами. Поскольку монастырь стоит на узкой полоске скалы, постройки размещены очень компактно. Из-за этого в храме темно даже днем, так как соседние здания загораживают окна.

Собор Дионисиата расписан известным мастером XVI века Цорзисом, художником критской школы. Они были написаны Цорзисом в 1546 – 47 годах в традиции Феофана Критского. В храме замечательный деревянный иконостас, отделанный золотом, с тонкой, богатой деталями резьбой. В трапезную, расписанную монахами Даниилом и Меркурием, ведет великолепная резная дверь. Большое впечатление производят фрески XVI века с наружной части трапезной, написанные по таинственным сюжетам Откровения Иоанна Богослова. Эти фрески изображают картины современной нам войны, в том числе атомные бомбы, бомбоубежища, самолеты-истребители и огнеметы. Там есть изображения некоего «космического луча». Впервые на эти фрески обратили внимание солдаты и офицеры немецких войск во время оккупации 1941 года. Их поразила точность этих изображений.

В Дионисиате, как и в любом афонском монастыре, несколько параклисов: в честь Пресвятой Богородицы на хорах, святых Архангелов, евангелиста Иоанна Богослова, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и Победоносца Георгия, святителя Николая, святых бессребреников Космы и Дамиана, святителя Нифонта, Патриарха Константинопольского, и преподобного Дионисия – основателя обители. По дороге к Агиу Павлу находится костница, а при ней храм Всех Святых. Это древнее здание было построено в византийскую эпоху, о чем свидетельствуют сохранившиеся росписи XVII века. Вне монастыря 18 церквей.

Колокольня Дионисиата считается одной из древнейших сохранившихся в обители построек, на ней часы XVIII века.

В конце подъема от пристани к монастырю находится поклонное место, построенное в память о чудесном заступничестве Иоанна Предтечи, спасшего обитель от пиратов.

Главная святыня обители Дионисиат – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Приветствие Богородицы», или «Акафистная», вылепленная из воска и мастики. По преданию, этот образ Матери Божией был одним из тех семидесяти, которые написал евангелист Лука. Считается, что это тот самый образ, с которым в 626 году Патриарх Сергий во время нашествия авар и славян совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери. Так же, во время освобождения Константинополя от крестоносцев, эта икона предшествовала войскам императора Михаила VIII Палеолога.

Монастырю икона была подарена императором Алексеем III Трапезундским в честь основания.

В 1592 году икона была похищена пиратами. Их вожаку во сне явилась Сама Царица Небесная и приказала вернуть образ в обитель. Когда в Дионисиате вынимали икону из ящика, он был полон благоухающего мира. Это так поразило пиратов, что двое из них тут же приняли иночество.

В XVIII веке после молитвы у чудотворной иконы от злокачественной опухоли излечился лидер традиционно-просветительского движения, выдающийся церковный деятель Евгений Булгарис.

В 1767 году икона снова была украдена, на этот раз бандитами из Далмации. Их задержали греческие пастухи и передали икону на остров Скопелос. Жители этого острова не хотели отдавать икону, но после того, как остров охватила эпидемия, икону пришлось вернуть монахам.

В обители также хранятся и другие святыни: часть Животворящего Креста Господня, часть одежды Спасителя, часть пояса Богородицы, часть десницы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, частицы мощей апостолов Иасона и Сосипатра, святого Дионисия Ареопагита, святителей Иоанна, епископа Колонийского, и Григория, епископа Акрагантийского, святых Космы и Дамиана, священномучеников Власия и Антипы, святителей Иоанна Молчальника, Модеста Иерусалимского, Нифонта Константинопольского, Петра Александрийского, Василия Великого, Иоанна Златоустого, Фотия,

Патриарха Константинопольского, великомучеников Артемия и Пантелеймона, священномучеников Харалампия, Мины, Евстратия, Елевферия, Кирика, Мардария, Никиты, Димитрия Трипольского, мученика Христофора, мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, великомученицы Варвары, апостола Луки, святой Параскевы, мучениц Кириакии, Фомаиды, благоверной царицы Феофании, святого Иоанна Милостивого, первомученика архидиакона Стефана, миро великомученика Димитрия Солунского, кровь великомученика Георгия Победоносца и узы первоверховного апостола Петра. И еще одна чудотворная икона – святого Иоанна Крестителя, уцелевшая после пожара.

Также внимания заслуживают резное распятие из слоновой кости X века, священные сосуды и облачения.

В монастырской библиотеке хранятся 1200 рукописей и уникальная реликвия – стул, на котором над своими книгами работал преподобный Никодим Святогорец.

Сегодня в монастыре живут 50 монахов. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Монастырь Дохиар Дохиар занимает десятое место в иерархии афонских обителей. Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костоманит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. Дохиар похож на старинный фрегат, рассекающий

Из книги автора

Монастырь Григориат Обитель Григориат занимает семнадцатое место в святогорской иерархии.Находится в юго-восточной части Афонского полуострова, между монастырями Симонопетр и Дионисиат, на выступающей в море скале.Обитель основана в XIV веке и связана с именами

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

Похожие статьи