Обучение магии в домашних условиях: форум о магии и колдовстве, гадании на будущее на обычных картах и Таро. Что лучше - Футарк или Славянские руны? История и значение Славянских рун

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .

До появления "первой" славянской письменности (produced by Кирилла и Мифодия 863 года н. э.) у славянских народов существовало, как минимум, три вида письма:

Это жреческое слоговое письмо, древнейшая руница, восходящая к палеолиту и к единому праязыку (по выводам известного исследователя в области эпиграфики и палеографии, профессора В.А. Чудинова) и, вероятно, являющаяся истоком североиталийских (альпийских) рун и всех последующих рунических алфавитов и стилей - славянских, германских, скандинавских и т.д.

Руны Мары - сакральный состав рун Макоши, значение и роль которых, это проникновение в древнюю мистическую суть слов и сакральный смысл рун, который был доступен только жрецам. Руны Мары использовались исключительно в Магии и культовых мистериях.

*** Макошь (Мокошь) - самая древняя и самая могущественная славянская богиня, от которой произошли все остальные боги славянского пантеона. Богиня судьбы и удачи, богиня плодородия и благоденствия.
*** Мара (Морана, Марена, Морена, Моржана) - Богиня Зимы, Богиня Смерти, Богиня Нави (Навь - потусторонний мир), могучее и грозное божество славян.

Руны Рода - это народная протокириллица , своего рода "гражданский шрифт", широко распространенное бытовое письмо, произошли, видимо, из рун Макоши. Протокириллицей (Рунами Рода) велась деловая, торговая и личная переписка. Алфавит протокириллицы похож на современный русский алфавит.


Именно Руны Рода были переработаны Кириллом в так называемый старо­славянский или церковнославянский язык (алфавит) для целей христианского богослужения.

*** Род - общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

В сети можно встретить альтернативный вариант Рун Рода – "рунную сетку развёртки призмы соты, матрицу Рун Рода ". Эти "лигатуры Рун Рода " являются продуктом изысканий энтузиастов, принадлежащих главным образом к новым староверам, и представляют собой некий вид графического моделирования письменности.

Здесь мы не даем оценки этим изысканиям, но приветствуем энтузиазм и творчество в любом его проявлении, как и поиск истины, какими бы оригинальными и извилистыми путями он не осуществлялся. Заметим лишь, что к древней письменности, как таковой, это не имеет никакого отношения. С анализом профессора Чудинова по этим рунам вы можете ознакомиться .

Глаголица - более сложное и менее распространенное письмо, чем протокириллица, т.е. Руны Рода.


Заметим, что официальная академическая наука не признает такую концепцию, игнорируя достаточно большое количество имеющихся артефактов и других убедительных доказательств. Академическая аргументация носит общий характер, и в ней прослеживаются не только "внутрицеховые", но и политические и религиозные интересы, - слишком много веков было потрачено на искоренение дохристианской славянской культуры и самой памяти о великом прошлом славянских народов, уходящим вглубь тысячелетий.

Доподлинно известно (и академическая наука это не отрицает), что на Руси руническая культура, как письменность, сохранялась в эпоху двоеверия в X-XVI веках, когда христианство существовало одновременно с язычеством. С XVIII века руны Макоши полностью вытесняются кириллическим письмом из обихода и становятся одной из разновидностей тайнописи, доступной только очень узкой группе населения.

Но славянская руническая традиция в ее сакральном культовом значении сохранилась в народных славянских орнаментах и узорах. Традиционными элементами вышивки и отделки домов являются такие всем известные солярные символы, как коловрат, свастика, колядник, полосонь, одолень-трава и др. (всего известно около полутора сотен символов).


Большинство из этих символов относятся к неалфавитным руническим знакам и имеют магическое, главным образом, защитное значение. Вышивка на одежде, украшения, декоративные предметы и предметы быта, а так же отделка наличников, ставень, коньков и карнизов, содержащая такие символы, делают эти предметы сильными оберегами.
Изучение этих древних славянских символов, (которые, впрочем, встречаются и в других культурах), и применение их в магической практике может помочь и помогает восстановить их древний сакральный смысл.

В середине прошлого века Герман Вирт, голландско-немецкий учёный и мистик, изучавший древние религии, мифы и символы, знаток сотни древних и современных языков, археолог, лингвист и историк, (первый директор Ананербе (до 1937г.)), проделал колоссальный труд и вывел рунологическую теорию. Из его теории следует, что все известные руны, рунические алфавиты и рунические круги представляют собой следы древнейшей знаково-символической модели, которая лежит в основе всех типов языков, мифологий, культур, ритуалов, сакральных доктрин, календарных систем, астрологических наблюдений и т.д., и вышедшей из единой прародины - северной страны Гипербореи, из священного праязыка человечества.

Можно заключить, что все известные сегодня древние рунические алфавиты и стили, в том числе германские и славянские руны, имеют единый источник, и представляют собой переработанные временем и культурами ветви единой архаичной проторуницы.

КАКИЕ РУНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В МАГИИ

Ведутся споры, кто у кого заимствовал руны - славяне приспособили для себя германские руны Одина, или же германские руны, включая Старший Футарк, являются вариантом славянских рун. Вполне понятные и оправданные патриотические чувства часто влияют на те или иные предпочтения. Также связь сакральных смыслов с мифологией и Традицией своего народа существенно облегчает понимание этих смыслов.

Но и старшинство рун для многих является важным аргументом при выборе, какие руны использовать в Магии. Чтобы помочь в таком выборе, рассмотрим некоторые "возрастные" моменты.

Старший Футарк (германские руны)


Источником существующего сегодня сакрального значения рун Старшего Футарка является "Старшая Эдда", - это сборник XIII века древнеисландских песен (эпосов) о богах и героях скандинавской мифологии и истории. В "Речах Сигрдривы" Старшей Эдды даже приводиться подобие инструкции по магическому применению некоторых рун.

Существование древнего бесспорного источника с описанием мистического происхождения рун и их сакрального значения, а также магическая руническая практика, которая на Западе в некоторых областях не прерывалась несколько веков, являются серьезными аргументами, почему большинство эрилей - мастеров рун, отдают предпочтение рунам Старшего Футарка.

Славянские (Вендские) руны


Под славянскими рунами, использующимися сегодня в магической практике, в подавляющем большинстве сетевых источников подразумевается Северо-Вендский славянский рунический строй (описание этих рун дано ниже).

Каково же происхождение этих магических славянских рун?

Описание этих рун ВПЕРВЫЕ было дано в книге Антона Платова "Славянские руны" 2001 г.

В конце XVIII века в Германии появились сообщения о том, что на территории герцогства Мекленбург найдены предметы славянского языческого ритуала раннего средневековья, в их числе фигурки богов с руническими надписями. Известно, что в тех местах до германцев жили славяне, и сам род герцога Мекленбургсксого имел славянские корни. Найденные предметы были связаны с местным храмом Ретры - славянским языческим святилищем того времени.
Сама по себе история с сокровищами Ретры похожа на детектив - эта коллекция то появляется, то исчезает, то ее признают подлинной, то фальшивой. И в этой детективной истории очевидны все те же религиозные и политические мотивы.


Так вот на основании надписей на фигурках храма Ретры и некоторых других артефактов, и отталкиваясь от Старшего Футарка, Антоном Платовым была сделана реконструкция сакрального значения славянских рун с их привязкой к божествам славянского языческого пантеона.

Вот что говорит сам Антон Платов:
"Ни в коем случае я не претендую ни на законченность этой реконструкции, ни на абсолютное ее соответствие той системе, которой пользовались древние венды (***венды - средневековое германское название славян )".

"В 2001 году вышли в свет мои «Славянские руны». Я видел немало критики этой книги... Большинство нападок сводится к обвинениям в «неисторичности» материала и «недоказанности» выводов.
Название второй части книги – «Волшебная» – по-моему, говорит само за себя. Эта часть содержит описания значений рун вендского ряда и представляет собой (что, к слову, оговорено во введении к части) результат моей собственной практики и мое видение вопроса. В «волшебной» части и не может быть прямых доказательств, – просто для кого-то мое видение близко, а для кого-то – неприемлемо".

Еще одним сомнительным моментом по поводу вендских рун Платова является графическое совпадение некоторых знаков со знаками Футарка, которые имеют отличное и даже противоположное значение и звучание. В Магии за одним и тем же сакральным символом и звуком должны стоять одни и те же сакральные Силы.

Но, несмотря на все критические замечания, сомнения и на то, что Северо-Вендские руны, именно как мистическая и магическая система, имеют конкретного современного автора, они уже получили широкое распространение и активно применяются в практической Магии. И каждый такой индивидуальный опыт складывается в общую копилку, наполняя эти руны магической силой и энергетикой. В итоге, черпая вдохновение в славянской культуре и мифологии, постепенно выкристаллизовывается их сакральная мистическая суть.

"В конечном счете, сакральная Традиция не есть нечто мертвое, раз и навсегда зафиксированное в некой догме; напротив, Традиция всегда представляла собой живое творчество, и именно это ее качество и привело тысячелетия назад к возникновению той священной письменности, которую мы сейчас называем рунами". (Антон Платов).

И так. Вы можете выбрать наработанную веками Скандинавскую Северную Традицию (она же германская), суть и плод которой - руны Старшего Футарка, или присоединиться к творческому процессу возрождения Славянской Магической Традиции.

ЗНАЧЕНИЕ СЛАВЯНСКИХ РУН

Северо-Вендский славянский рунический строй

Описание рун дано по книге Антона Платова "Славянские руны".

Руна МИР

Ключевые слова: Белбог; внутреннее Я; Древо Мира . Звук [м]
Руна Белого Бога - одного из самых сложных образов славянской мифологии. В германском Футарке эта руна носит имя Madr или Mannaz - Человек. В традиционном языческом представлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог - это весь Мир, и потому человек, или микрокосм, есть образ Мира, или макрокосма. Ось Мироздания - это Мировое Древо, так же, как позвоночный столб - ось человека. Сама форма руны Белбога суть образ Древа Мира и образ человека, стоящего с подъятыми к Небу руками.

Руна Белбога символизирует внутреннее, божественное по своей природе, Я человека, ту его часть, что хранит непреходящее Знание и непреходящую Жизнь, то, что принадлежит Небу.
Вспомним также, что второе значение слова "мир" в славянских языках - община, общество, Род - т.е. среда, в которой блюдется порядок. В этом отношении руна Белбога символизирует центростремительные силы - силы, стремящие Мир к абсолютному Порядку.

В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство светлых богов.
В германских рунических рядах содержание руны Белбога отчасти передают руны Манназ и Альгиз . А сам образ славянского Белого Бога представляет собой прямую параллель образу скандинавского бога Хеймдалля, которого древние тексты называют Белым Асом. Как и Белбог, Хеймдалль - Страж Порядка, чья доля блюсти пределы богов от нашествий Сил Хаоса.

Руна ЧЕРНОБОГ

Ключевые слова: Шут; Тень; Перевернутое Древо Мира . Звук [ц\ч]
Руна Чернобога - божества, образующего дуальную пару с Белбогом. Если руна Белбога представляет силы, стремящие Мир к абсолютному Порядку, то руна Чернобога связывает нас с силами, ведущими Мир к абсолютному Хаосу. Было бы абсурдом ассоциировать Белбога с "добром" и Чернобога со "злом"; взаимодействие центростремительных и центробежных сил суть залог Равновесия, читай: залог самого существования Мира.

В божественном плане руна Чернобога представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы. В отношении человека руна Чернобога представляет Тень, тот архетип юнгианского бессознательного, что вечно стоит за нашим левым плечом и, посмеиваясь, ведет нас к освобождению от личин и иллюзий: "Я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо" (Гете).

Магическое содержание руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.
В германских рунических рядах руна Чернобога находит себе частичное соответствие в рунах Перт и Хагалаз . Германское имя Чернобога - Локи.

Руна АЛАТЫРЬ

Ключевые слова: Азы, начала; Величие; Мировая Гора; Грааль . Звук [а]
Руна Алатырь - руна центра Мироздания, отмечаемого Мировой Горой, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба Белбога и Чернобога, круговорот борьбы сил Порядка и Хаоса. Это закон Равновесия и возвращения на круги своя. Это камень, лежащий в основании Мира, та горстка земли, поднятая богами со дна изначального океана, из которой было сотворено Всё. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр.

Алатырь, "всем камням отец", "пуп земли" в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире лишь отражение Алатырь-камня.

Магический алтарь - камень, на котором совершается жертвоприношение, - суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, что заключен в этой руне.
В германских рунических рядах нет рун, более или менее полно передающих содержание руны Алатырь. Лишь до некоторой степени ей соответствуют руна Йер старшего Футарка и руна Стан нортумбрийского рунического рядя.

*** Во многих старинных заговорах и заклинаниях обращение к камню Алатырь используется как вступительная магическая формула:

На море, на Океане, на острове Буяне есть Бел горюч камень Алатырь, никем неведомый. Под тем камнем сокрыта Сила Могучая и Силы той нет конца. Поклонюсь и помолюсь я той Силе Могучей, чтобы...

Руна РАДУГА

Ключевые слова: Дорога; Радость . Звук [р]
Как и в скандинавском Футарке, это руна Дороги, руна "пути, у которого есть сердце" (Кастанеда). Это бесконечный Путь, ведущий к Алатырю, путь, определяемый единством и борьбой сил Белбога и Чернобога, Огня и Воды.

Дорога в Традиции - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя. Это состояние движения меж Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник, и есть итог. Древняя формула "делай, что должен, и будь, что будет" могла бы послужить "девизом" этой руны.

Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.
В германских рунических рядах этой руне полностью соответствует руна Райдо , имя которой также означает "Дорога", "Путешествие".

Руна НУЖДА

Ключевые слова: Неизбежность; Судьба; Навь; Кривда; Вий . Звук [н]
Руна Велеса в образе Вия (Ния) - бога Нави, Нижнего Мира. Это руна судьбы, которой не избежать. Руна тьмы, смерти, всё сжигающего подземного огня. Руна стеснения, скованности и принуждения.

Как и во всем, что связано с рунами, сказанное выше о руне Нужды может быть соотнесено с любыми уровнями реальности. Это и магический запрет на совершение (завершение) того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека, закрывая от него истинную, божественную реальность Мира.

Велес как Вий, Страшный Бог, взгляд которого сжигает все живое, - это Чернобог, тьмой неведения и пустоты встающий поперек Дороги. Огонь Вия, не дающий света, огонь, заковывающий в цепи, - вот сакральное содержание этой руны. Но не забудем, что сила Чернобога необходима для того, чтобы развернулся коловрат Дороги, тогда цепи темного пламени Вия предстанут перед нами не преградой на Дороге, но испытанием, обещающим Посвящение.

В германских рунических рядах данная руна соответствует руне Науд , имя которой также означает "Нужда".

Руна КРАДА

Ключевые слова: Огонь; Глагол; Воплощение; Правда . Звук [г\к]
Славянское слово "крада" означает жертвенный огонь. Руна Крада - руна огня, родственная германским рунам Гебо и Кано , ибо огонь есть дар богов и сила, воплощающая божественное в Срединном мире.

Это - руна устремления и воплощения стремлений, а значит - руна речи, поскольку в нордической Традиции речь, глагол всегда ассоциировались с воплощением намерения. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и потому руна Крада это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения.

Магическое содержание руны Крада - очищение, высвобождение намерения, воплощение и реализация.

Руна ТРЕБА

Ключевые слова: Твердость Духа; Воин; Жертва . Звук [т]
Как и аналогичная германская руна Тейваз , славянская руна Треба является руной Воина Духа - странника на Дороге к Алатырю.

Скандинавские предания рассказывают о таком деянии Тюра - бога, которому посвящена эта руна в германском строе. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка - причину грядущего Рагнарока, Конца Мира. Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но сделать это можно было лишь хитростью, и тогда боги обещали Волку, что лишь испытают путы и после снимут их, и Тюр в залог этого положил Волку в пасть свою руку. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра, но победа над Хаосом была достигнута.

Жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения, - это сакральное содержание руны Треба. Но жертвоприношение во внутренней Традиции не есть простой дар богам, идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого. И Воин Духа тот, кто на Дороге к Алатырю светлым огнем жертвоприношения побеждает темные оковы сознания и, освобождаясь от них, принимает Посвящение и Силу.

Руна СИЛА

Ключевые слова: Сила; Знание; Целостность . Звук [с]
Сила - достояние Воина. Сила в нордической Традиции это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. И, поскольку лишь мусор сознания дробит в человеческом восприятии и Мир, и самоё сознание, руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге.

И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь сумев разбить оковы сознания, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего, своего истинного божественного Я.

Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.
В германских рунических рядах руне Силы отвечает руна Соул Старшего Футарка.

Руна ВЕТЕР

Ключевые слова: Вершина; Ведать; Ветер-Сила; Велес . Звук [в]
Руна Ветра принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и Силы - Велесу. Это руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине, руна воли и вдохновения, равно магического и поэтического.

Графически руна Ветра напоминает сдвоенную руну Воина Духа. Это не случайно: как руна Треба представляет собой архетип Воина Пути, странника на Дороге к Алатырю, так руна Ветра являет архетип Божественного Мага - направление и итог работы Воина над собой.

В сакральной Традиции Ветер - устойчивый образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. В наших разработках это внутренний круг магии, тот круг внутреннего знания и внутренней Силы, в котором скрывается внутренний Алатырь человека, его божественного Я. Впрочем, есть ли вообще разница между Алатырем человека и Алатырем Мира?...

Итак, на уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер и внутренний магический круг. На уровне эмоциональном - вдохновение, творческую ярость (сканд. odr, откуда происходит скандинавское имя Велеса - Один). На уровне событийном - божественную Игру, все те бесконечно завязанные друг на друга, но кажущиеся случайными, события, отражающие извечный танец Шивы-Велеса.

Руна БЕРЕГИНЯ

Ключевые слова: Береза; Судьба; Мать; Земля; Макошь . Звук [б]
Берегиня в славянской Традиции - женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. В архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня-Мать. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. По традиционным представлениям, Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время.

И с равной правотой можно называть руну Берегини руной Жизни и руной Смерти, ибо и Небесная Мать (сканд. Фригг), спрядающая нити судеб, и Подземная Мать (сканд. Хель), правящая царством мертвых, - суть ипостаси одной и той же Богини.

Эта же руна является руной Судьбы, как она понимается в нордической Традиции. И еще руной богатства и блага, поскольку богиня Макошь - супруга (читай: женская ипостась) бога Велеса. И так же, как руна Ветра, руна Берегини является руной силы, но это совсем другая сила: тяжелая и могучая сила Земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини. Если, обращаясь к восточным традициям, Сила Ветра связана с верхними энергетическими центрами человека, то сила Берегини - с нижними.
Лишь отчасти значение руны Берегини передается германской руной Беркана .

Руна УД

Ключевые слова: Ярь; Любовь; Юность; Огонь; Яровит . Звук [у]
Славянское слово "уд", имеющее, вообще, значение "конечность, член", в контексте сакральном приобретает конкретное значение phallus"а. Во всех без исключения ветвях индоевропейской Традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами Ярь (эти слова однокоренные).

Руна Уд посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина скандинавами. Его славянское имя Яровит (Ярило), а скандинавское Бальдр. Руна Уд воплощает его силу - Ярь, то, что делает мужчин мужественными, а женщин женственными. Это не только огненная сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.
В германских рунических рядах руне Уд соответствуют руны Уруз и, отчасти, Ингуз .

Руна ЛЕЛЯ

Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля . Звук [л]
Богиня этой руны Леля почиталась славянами как дочь Великой Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древних корней, таких, как ляля ("дитя, девочка"), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила - "игра". И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, - подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах.

В магии руна Леля - это руна интуиции, знания вне разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.
В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и, отчасти, Вуньо .

Руна РОК

Ключевые слова: Дух; Непроявленное; Непознаваемое; Рок . Звук [х\ъ]
Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. Славяне называли это Рок, древние скандинавы - Örlög, древние англосаксы - Wyrd.

Нет смысла говорить об этом - есть смысл только ощущать. Нордический Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. Предопределенного судьбой не может избежать даже бог - это слова Геродота. Ничего нет вне Рока. Рок, Вирд, Орлёг - это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто - Все Что Есть.

При гадании выпавшая руна Рока укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Из рун Старшего Футарка лишь отчасти значение руны Рока передается рунами Перт , Эваз и Хагалаз . В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны Эар, Квеорт и Гар. Однако, повторим, однозначного соответствия здесь нет.

Руна ОПОРА

Ключевые слова: Боги; Родина; Столб; Кол и Коло . Звук [о]
Это руна оснований Мироздания, руна богов. Именно опорами, столпами Мира почитаются боги в Традиции. В древних северных языках два эти слова - бог и столб - звучали одинаково: ass/ans. Сонм богов суть и центр, и периферия Мира, поэтому в русском языке и Ось, символизирующая Мировое Древо, и Окружность, ее охватывающая, означаются почти одним и тем же словом: Кол и Коло.

Опора, столб - это еще и шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо. И этот шест - тоже боги, поскольку именно от них черпает шаман силу для своего путешествия. А окружность, его опоясывающая - это круг, в котором протекает существование людей, почитающих своих богов. Это - Родина, наследие предков.

В гадании руна Опоры может означать поддержку богов и богов, обретение твердого основания, твердость духа и крепость позиции.
В Старшем Футарке отдельные аспекты значения руны Опоры частично передают руны Отал и Ансуз .

Руна ДАЖДЬБОГ

Ключевые слова: Добро; Дар; Плодородие . Звук [д]
Руна светлого Даждьбога, символизирующая благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви.

Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты под именем Дагды, это рог изобилия или, в более древней форме, котел неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога.

В гадательных раскладах руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или новых добрых знакомств; благополучие в целом. Также появление этой руны может знаменовать собой удачное завершение какого-либо начинания или процесса.

Ближе всего руна Даждьбога примыкает к Старшим скандинавским рунам Феху и Йер , кроме того, некоторые аспекты ее значения соответствуют рунам Ингуз , Гебо и Дагаз .

Руна ПЕРУН

Ключевые слова: Покрытие; Мощь . Звук [п]
Руна Перуна - нордического бога-громовержца, защищающего миры богов и людей и сохраняющего Правду и Порядок от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь, могущество, мужскую прямолинейность и жизненную силу.

При гадании руна может означать как появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но в некоторых негативных ситуациях - могущество, не отягощенное мудростью. Но это также и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от разрушительного воздействия психических, материальных или любых иных разрушительных сил.

В Старшем Футарке более других приближается к значению руны Перуна руна Турисаз , хотя между ними нет полного соответствия.

Руна ЕСТЬ

Ключевые слова: Естество; Жизнь; Движение . Звук [е]
Руна Жизни, или Живы, подвижности и естественной изменчивости бытия, ибо неподвижность мертва.

Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву расти, соки земли течь по стволам деревьев, а кровь быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

При гадании появление руны Есть символизирует обновление, движение, рост, самое Жизнь.
В Старшем Футарке этой руне соответствуют руны Эваз и Беркана .

Руна ИСТОК

Ключевые слова: Лед; Не-движение; Первооснова . Звук [и]
Для верного понимания этой руны следует вспомнить, что в нордической Традиции лед суть одна из творческих изначальных стихий, символизирующая силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. По некоторым вариантам северных легенд Мир возник из одной-единственной градины - ледяного зерна.

При гадании руна Истока, руна льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, не-движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, впрочем, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.

В германских рунических ряда руна Истока соответствует Старшей руне Иса и, отчасти, Младшей Руне Хагал.



Одни из первых доводов, приводимых в пользу существования славянского рунического письма, выдвигались еще в начале прошлого столетия, но некоторые приведенные тогда свидетельства, теперь относятся не к « », а к глаголице, другие оказались несостоятельными. Тем не менее, некоторые из доводов сохраняют силу и по наше время.


Например, свидетельство Титмара, не дает ни единой возможности оспаривания. В описании славянского храма Ретры, который располагался на земле лютичей, он обращает внимание на тот факт, что поверхность идолов этого храма, была испещрена надписями, выполненными «особыми», негерманскими рунами. Абсурдно было бы предполагать, что, будучи образованным человеком, Титмар, не узнал бы стандартные младшие скандинавские руны, в случае начертания имен богов на идолах жителями Скандинавии.


В тексте Массуди, который описывает один из славянских храмов, так же всплывает упоминание о неких, высеченных на камнях, знаках, а Ибн Фодлан, заводя разговор о славянах конца первого тысячелетия, говорит о существовании у них намогильных надписей на столбах. Так же, он убежден в том, что у славян существовало докириллическая система письма, и даже, в одном из своих трактатах, приводит рисунок такой надписи, вырезанной на куске дерева (знаменитая, так называемая, «Недимовская» надпись). Сохранившаяся в списке девятого века, чешская песня «Суд Любаши», содержит строки, в которых говорится о «дески правдодатне», о законах, записанных некими письменами на деревянных досках.


Многие археологические данные, так же указывают на существование рунического письма у древних славян. Одними из самых древних из них, являются находки керамики с фрагментами надписей, которые принадлежат «черняховской» археологической культуре. Она датируется первым - четвертым веками и, однозначно, связана со славянами. Эти надписи, уже тридцать лет назад, были определены, как следы письменности. Такие находки не единичны. У села Лепесовка (южная Волынь) с такими «черняховскими» надписями, были найдены осколки керамики, в Рипневе - глиняный черепок, представляющий собой, скорее всего, осколок сосуда. Знаки, покрывающие черепок, не оставляют ни одного сомнения, что это - именно надпись. Но, к сожалению, осколок настолько мал, что дешифровка оказалась попросту невозможной.


Вообще, керамика черняховской культуры, дает очень интересный, но слишком ограниченный для дешифровки материал. Например, очень интересен глиняный славянский сосуд, который обнаружили в 1967-м году, при проведении раскопок у села Войсковое (на Днепре). Его поверхность покрыта надписью, состоящей из двенадцати позиций, и использующая шесть знаков. Ни прочтению, ни переводу надпись не поддается, хотя попытки дешифровки были приняты не раз. Тут следует обратить внимание на то, что графика этой надписи имеет определенное сходство с графикой рунической. И даже больше, чем просто сходство! Добрая половина знаков - три из шести - полностью соответствуют рунам Футарка (Скандинавия). Эти три знака - это руны: «Гебо», «Дагаз» и второстепенный вариант руны «Ингуз» (ромб, установленный на вершину).


Вторая, более поздняя, группа свидетельств использования рунического письма славянами, состоит из памятников, которые связывают с венедами - балтийскими славянами. Первым таким памятником, следует указать, так называемые «Микоржинские» камни, которые обнаружили в 1771-м году, в Польше.

В середине девятого века, в ходе германского завоевания, был разрушен один из храмов славян - «Радегаст», в Ретре. На найденных, в наше время, осколках культовых предметах этого храма, так же были обнаружены подобные руны.


Судя по всему, как и руны континентальных и скандинавских германцев, руны славян восходят к альпийским (североиталийским) алфавитам. На данный момент, известно несколько основных вариантов письменности альпийцев, которой владели, кроме северных этрусков, кельтские и славянские племена, живущие по соседству. Каким же именно способом, италийское письмо попало в поздние славянские регионы и как происходило вообще взаимовлияние между славянской и германской руникой, до сих пор - неизвестно.


Тут необходимо отметить, руническую культуру надо воспринимать намного шире, нежели элементарные навыки . Это целый культурный пласт, включающий и мифологию, и религию, и некоторые аспекты магического искусства. В Этрурии и Венеции, например, алфавит воспринимали, как имеющий божественное происхождение, и могущему оказывать магическое воздействие. В этрусских погребениях были найдены таблички с перечислением алфавитных знаков, простейшего вида рунической магии, распространенного на северо-западе Европы, которые являются подтверждением вышеизложенного факта.


Таким образом, ведя разговор о рунической письменности древних славян, невозможно оставить вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Обладатели этой культуры - славяне языческого времени, и сохранилась она, судя по всему, и во времена «двоеверия» (когда на Руси одновременно существовало и язычество, и христианство - десятый - шестнадцатый века).


Прекрасным тому примером является обширное использование славянами руны «Ингуз» (из рун «Фрейра»). Другим примером служит одно из вятических височных колец двенадцатого века. Лопасти его покрыты знаками, которые на деле являются рунами. На третьих от краев лопастях изображены руны «Альгиз», а на центральной лопасти - та же руна, но в сдвоенном варианте. Так же, как и руна «Фрейра», «Альгиз» впервые фигурировала в составе «Футарка». Она без изменений просуществовала около тысячелетия и вошла, практически, во все рунические алфавиты (исключение - поздние шведско-норвежские, которые не применялись в магических целях, и существовавшие около десятого века). Руна эта, изображена на височном кольце не случайно. «Альгиз» является защитной руной, а одно из ее магических свойств - защита от злой воли окружающих и от чужого колдовства. Применение руны «Альгиз» славянами и их предками, имеет давнюю историю. В древние времена, четыре руны «Альгиз» объединяли так, чтобы образовывался двадцати-конечный крест, который имел, видимо, те же свойства, что и сама руна.


Следует, впрочем, отметить, что подобные символы, обладающие магическими свойствами, появлялись у различных народов, и независимо друг от друга. Примером служит бронзовая бляха из Мордовии, которую относят к концу первого тысячелетия нашей эры. Она была найдена в Армиевском могильнике. Одним из рунических знаков, относящихся к неалфавитной группе, является - и трех-, и четырехветвевая. В славянском мире, изображения таких свастик встречается повсеместно, хоть и не особо часто. Это имеет подоплеку - свастика представляет символику огня, и в некоторых случаях - плодородия. Для широкого применения, такая руна слишком «мощная» и значительная. Так же, как и двенадцатиконечный крест, свастика встречается у скифов и у сарматов.


Особый интерес представляет височное кольцо, которое, опять же, принадлежит вятической культуре. Лопасти его покрыты гравировкой из сразу нескольких разных знаков - целой коллекции символов древнеславянской магии. На центральной части лопасти изображена немного видоизмененная руна «Ингуз», а первые от центра лепестки - пока еще не совсем ясные изображения. На вторых от центра лепестках начертан двенадцатиконечный крест, который представляет, скорее всего, модификацию креста из четырех рун «Альгиз». Наконец, на крайних лепестках выгравирована свастика. Ну что ж, мастер, изготовивший это кольцо, создал могущественный талисман.

Руна "Мир"

Форма руны Мир представляет образ Древа Мира, Мироздания. Также, представляет внутреннее «Я» человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении, руна Мир символизирует защиту, покровительство богов.

Руна "Чернобог"

В противоположность руне Мир, руна Чернобог является символом сил, стремящих мир к Хаосу. Магическое предназначение руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Руна "Алатырь"

Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Руна "Радуга"

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Руна "Нужда"

Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Руна "Крада"

Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Руна "Треба"

Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Руна "Сила"

Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Руна "Есть"

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Руна "Ветер"

Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Руна "Берегиня"

Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Руна "Уд"

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Руна "Леля"

Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Руна "Рок"

Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Руна "Опора"

Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Руна "Даждьбог"

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

Руна "Перун"

Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Руна "Исток"

Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.


Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

История рун

Руны – это буквы древнейшего германского алфавита, которые можно использовать для письма, но в языческие времена их применяли не только для этого. В лесной глуши, где охотились и воевали друг с другом германские племена, жизнь людей определяли стихии – Вода, Солнце, Ветер, Огонь, а также смена времени года, таинства рождения и смерти.

Германский бон Донар (Гунар), которого скандинавы называли Тор, является персонификацией солнца; Вотан, или Один, изначально олицетворял собой ярость бури; одноглазый Одур, сын Одина, персонифицировал ночь; Инг, давший Англии свое имя, связан с плодородной силой природы.

Древние германцы представляли эти сакральные силы в виде простых символов-знаков, которые способствовали установлению магической связи между человеком и природой и использовались для колдовства и гадания шаманами, исполнявшими одновременно функции целителя и предсказателя. Превращение рунических знаков в алфавит произошло, по-видимому, уже в III веке н. э.

На протяжении минувшего столетия создавались самые разнообразные теории о происхождении рун, каждая из которых в свое время привлекла нем. Высказывалось предположение, что в начале нашей эры какой-то германский летописец создал рунический алфавит, используя в качестве образца латинское письмо. Сходство между некоторыми рунами и латинскими буквами и в самом деле слишком очевидно, чтобы его можно было отрицать. Проводились исторические параллели; Вульфила создал в IV веке готский алфавит.

Идея о том, что рунический алфавит был изобретен каким-то одним человеком, пользовалась популярностью среди ученых, так как снимала множество непростых вопросов, связанных с происхождением рун.

Согласно другой теории, получившей широкую известность, готские купцы, торгуя с греческими колониями на берегах Черного моря, создали понятные и тем и другим письменные знаки-руны, взяв за основу греческий и латинский алфавиты.

В 1930-х годах, когда националистические страсти в нацистской Германии в рамках общего процесса возрождения германского духа и «нордической мистики» достигли апогея, многие немецкие ученые пытались доказать, что руны ни в коей мере не происходят от греческого и латинского языков, а имеют исключительно арийское происхождение. После Второй мировой войны эти идеи были подвергнуты осмеянию.

Сейчас наибольшей популярностью пользуется следующая теория: крупная группировка германских наемников перешла через Альпы в Северную Италию в IV веке до н. э., где они занимались своим военным ремеслом на протяжении нескольких поколений. По всей вероятности, они принесли с собой магические символы, которые использовали их шаманы. Далее произошло слияние этих символов и их значений с буквами этрусского алфавита, который тогда был в ходу в Северной Италии. Примерно в II веке н. э. руны были перенесены через Альпы в обратном направлении.

Рунические надписи делали на каменных монументах, орудии и на других артефактах, которые клали в курганы только потому, что это были магические письмена. Магические свойства рун наделяли силой любое сообщение, записанное ими. Иными словами, в этих священных письменах звучали голоса богов.

Как только германские племена узнали о магической силе рун, руническая письменность распространилась по Северной Европе подобно пожару.

Саксы, группа германских племен, объединившихся в III-IV веках в племенной союз, в первой половине VI века частично переселились в Британию, принеся с собой руны, а оттуда они быстро распространились в Скандинавии и Исландии.

Следует особо отметить, что руническая традиция дольше просуществовала в Скандинавии (особенно в Исландии) не потому, что скандинавы были к ним привязаны в большей мере, чем другие, а потому что сильнее прочих сопротивлялись попыткам Церкви уничтожить языческие верования и традиции. И только по этой причине руны и сами северные божества ассоциируются со Скандинавией.

Руны – германское изобретение. Они достигли своего совершенства как вид магии с возникновением германского футарка (слово, образованное первыми буквами названий первых шести рун) в VIII веке, после чего начали адаптироваться к региональным языковым потребностям.

«Смерть» рун как магического инструмента произошла в 1639 году, когда они были официально запрещены в Исландии. Те, у кого могли быть обнаружены руны, подлежали сожжению заживо.

К этому моменту для всего остального мира руны уже давно были диковинкой, и упоминание о них, вероятно, встретило бы такой же непонимающий взгляд, какого можно ожидать от обывателя в наши дни.

Это большая удача, что в скандинавских сагах, «Эддах» и некоторых древнеанглийских текстах сохранились отдельные сведения об использовании рун. Если свести все эти разрозненные источники воедино, то понять общий смысл, значение каждой руны не составит труда. Ну и, конечно, распространению рун весьма способствовали викинги и скальды.

Изначально являлись письменностью древних германцев. Прежде чем они пришли к нам, им пришлось пережить немало изменений и трансформаций. В настоящее время насчитывается 17 футарков, также множество различных вариантов написания рун и их стилизации. Руны изначально имели специфическую угловатую форму, приспособленную для вырезания, но после принятия христианства в странах Северной Европы руны, как письменность были вытеснены латиницей. Само значение слова «руна» берет начало от древнегерманского корня «run», который переводится как «тайна». Большая часть рунических надписей (а их более 5000) была найдена в Швеции. Кроме того средневековой Европе использовались рунические календари. Основное название рунического алфавита – футарк (futarc), которое произошло от первых шести букв основных рун: Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Футарк является самым ранним алфавитом Северной Европы. Первоначально буквы записывались справа налево, позднее написание поменялось в обратную сторону.

Использование Рун всегда было направлено для получения магических целей. Считалось, что верховный правитель северных богов передал свои знания магии и рунических языков поэтам, мудрецам и другим избранным смертным. Рунический дар стал не только основой алфавита, но и мощным оружием для посвященных в их тайну. Знание рун стало являться истинным источником власти – орудием колдовства и потусторонних сил. Только посвященные знали, как повлиять на ту или иную ситуацию, используя, дарованные им знания. Они знали, какие знаки следует наносить на мечах для привлечения победы в сражениях, какие знаки нужно написать на могильном камне, чтобы не подпустить нечистую силу, а какие знаки могут сберечь от сглазов, порч , проклятий и других воздействий магического и бытового характера. Могущество некоторых рунических знаков простиралось так далеко, что они могли даже управлять смертью, заставляя повешенного ходить и говорить. Но люди, владевшие подобным знанием и силой, что в те мрачные времена, что в нынешнее время вызывают скорее страх и подозрение, нежели восхищение. В некоторых странах даже владение таблицами с руническими знаками считалось преступлением. Сторонников этого учения приговаривали к мучительной смерти на кострах, и их знание сгорало вместе с ними. В глухих, непроходимых местах сохранившиеся камни с руническими надписями, до сих пор считаются магическим атрибутом, который может нести угрозу. Но истинная мощь рунических знаков, по-видимому, утрачена навсегда.

Англосаксонский вариант VI века содержал 28 символов, позднее 33 знака. Он использовался для записи слов древнегерманского языка и в таком виде дошел до начала Средних веков. Существовал и другой вариант, содержащий 16 знаков, который использовался в Скандинавии до XVI века. Рунические надписи читались по-разному, и в настоящее время существует множество мнений на этот счет. А вот словораздел встречался редко. Они часто состояли из одного или нескольких слов. Это могло быть имя собственное, посвящение, заклинание или что-то другое. Для рунических надписей характерны стереотипные формулы, наличие элементов лексики. Иногда наблюдается некоторая приподнятость тона.

Происхождение рун окончательно не установлено. В одной из версий, скандинавский верховный бог Один получил их в подарок от деда по материнской линии, Бельторна. В экстатическом состоянии бог пригвоздил себя копьем к Мировому Древу Иггдрасиль. Провисев так девять дней, он утолил жажду медом из рук деда и получил от него в подарок руны – хранители мудрости.

Каждая руна имеет имя собственное и связана с определенным божеством и стихией. В магии руны использовались издревле: они исцеляли, помогали в трудных родах, приносили урожай, победу, любовь. Для усиления вибраций рун используются различные техники, от распевания, повторения нараспев имен рун, до различных ритуальных танцев и медитаций.

С возникновением христианства рунический алфавит был признан языческим и вытеснен. Использование рун всегда вызывало подозрение и опасение, а потому и признавалось дьявольским делом, и соответственно было под строгим запретом. Дольше всех это знание сохраняли исландцы, принявшие христианство в X веке. Но и там рунологи были вытеснены к XV веку. По легенде, все маги - рунологи стали духами, которые посещают людей и дают им советы.

В настоящее время, руны вновь «восстают из праха времен», благодаря двум американским рунологам -исследователям, Эллиот и Блум, в значительной степени воссоздали утраченное знание. Первый систематизировал все сведения о рунической культуре и дал описание этого богатейшего наследия в современной терминологии оккультизма (1959). Второй унифицировал написание рун и предложил свой порядок следования их в системе (1982). Он же прибавил к 24 рунам дополнительную, пустую, назвав ее «руной Одина» (мы называем ее Вирд, или руна Судьбы). Им же была разработана система прорицания, он описал некоторые расклады, которые стали популярны.

В настоящее время руны можно купить повсюду, в том числе в эзотерических магазинах. Они по-прежнему вырезаются на металле, кости, выжигаются на дереве и других материалах. Но самый верный способ подобрать свои руны – это изготовить их самостоятельно. Также существует множество способов зарядки и очищения рун.

Так как руны включают в себя множество разных аспектов, нужно помнить – что они также поклоняются и стихиям, но в случае с рунами, все несколько интереснее, так как они пятистихийны. Кроме основных стихий Огня, Воздуха, Воды и Земли, они еще включают в себя стихию Времени. Сейчас наибольшую популярность обрела система из 24 рун, иногда – с добавлением двадцать пятой.

Похожие статьи