Древние скандинавские руны и их значение. Руны. История и применение. Происхождение скандинавских рун

По информации из Википедии, руны – это письменность древних германцев, которая была распространена на территории современной Скандинавии. Поэтому руны называют скандинавскими. Эти священные магические символы были вырезаны или высечены из металла, кости, камня, либо из дерева.

Скандинавские руны – это волшебный инструмент для гадания, предсказывания будущего, а также неизменный атрибут для магических ритуалов и обрядов. Рунами пользовались в качестве защитных . Из этой статьи вы узнаете о значении скандинавских рун и их толкование в гадании.

Как уже говорилось выше, руны являлись частью письменного рунического алфавита древних германцев. В настоящее время обнаружено более 5 тысяч рунических надписей, львиная доля находок которых расположена на территории современной Швеции.

Ансуз

Перевод: «бог».

Прямая Ансуз означает силу слова и указывает на способности к ораторству и дару убеждения окружающих при помощи вербального общения.

Если использовать этот рунический знак по его назначению, то можно наладить связь с любым собеседником – ваша речь будет «литься гладко и слышаться сладко».

Обратная Ансуз говорит о лжи и обмане, которые приходят через слова. Это всякого рода сплетни, интриги недоброжелателей, искажение информации с целью навредить либо присвоить себе чужие заслуги.

Райдо

Перевод: «путь, дорога».

Когда руна Райдо выпадает в прямом положении, она предрекает дальнюю дорогу, долгое путешествие или путь. И это всегда означает приятное перемещение в пространстве, сулящее яркие развлечения и позитивные эмоции (например, долгожданная поездка в отпуск в интересное место).

Если Райдо выпала перевернутой, то она тоже сулит поездку, только не совсем успешную и не очень радостную. Также может означать срыв планов и отказ от путешествия.

Кеназ

Перевод: «факел».

Также, как и Уруз, руна Кеназ в прямом положении тоже символизирует собой огонь. Только в отличии от нее, это не разрушающий огонь, как при пожаре, а тихое и спокойное пламя, как у медленно мерцающей свечи.

Прямая Кено означает, что человек наделен властью, обладает силой и большим влиянием. Причем он не стремится никого подавить своим авторитетом и излучает уверенность и спокойствие.

В перевернутом виде Кано предупреждает о возможных потерях и невозможности изменить ситуацию. Также может означать «стоп» в развитии и нежелание расти, обучаться и идти вперед.

Гебо

Перевод: «дар, талант».

Руна Гебо похожа на знак «Х», поэтому выглядит одинаково в прямом и обратном положениях. Соответственно, имеет идентичное значение в любом из них.

Это хороший знак, который всегда сулит лишь позитивные события. Исключением является лишь то, когда рядом с ней выпадают руны с явно выраженным негативным обозначением.

Основное толкование Гебо в раскладе – состояние счастья, покоя, безмятежности. При наличие других рунических символов может означать приятную поездку, быстрое обогащение, а также духовный рост.

Вуньо

Перевод: «радость».

Руна Вуньо в прямом положении – одна из самых позитивных во всем Старшем Футарке. Ее толкование в гадании – это предстоящие радостные события, счастливые совпадения, благоприятный шанс, подарок Судьбы.

В обратном виде значение этого кельтского знака не столь благостное, даже наоборот – упадок, тормоз в развитии, различные препятствия на пути к цели.

Перевернутая Вуньо в раскладе может означать, что прямая дорога вдруг неожиданно может закончиться глубоким обрывом.

Хагалаз

Перевод: «град».

Значение Хагалаз остается неизменным в любом положении – прямом или обратном.

Руна олицетворяет собой грозную силу и далеко не созидательную. Она предвещает неожиданные повороты в Судьбе, различного рода сюрпризы и незапланированные события. Это то, чего вы не можете предвидеть, а значит, не можете быть к этому готовы.

Но не стоит отчаиваться – нужно лишь понять, почему это происходит и сделать соответствующие выводы – ведь, как известно, причина всех наших проблем находится внутри нас.

Наутиз

Перевод: «нужда».

Наутиз стоит десятой в списке Старшего Футарка скандинавских рун. Когда знак выпадает в прямом виде, то это может означать, что вас ожидает нелегкий путь, устланный препятствиями.

Но одновременно с этим есть твердая уверенность в том, что, преодолев все тернии на пути к звездам, вы их в конечном счете достигнете. Ваша цель будет реализована, причем успешно. Но для этого нужно приложить очень много усилий, подчас титанических.

Когда Наутиз выпадает перевернутой в раскладе, то это означает, что выбранный вами путь или решение – неверны, и приведут лишь к потерям и разочарованиям. Если речь идет о новом деле, то руна говорит, что лучше либо повременить с началом, либо найти что-то другое.

Иса

Перевод: «лед».

Значение этой древней скандинавской руны, как и некоторых других, остается неизменным в любом положении. В раскладе на гадание Иса всегда означает «стоп-кран» — полную остановку движения. Это касается любых процессов и действий.

Руна Иса действует как лед – она полностью «замораживает» движение вперед. Но важно понимать, что в этом нет ничего плохого, ведь любому движению нужна остановка, передышка. Это краткосрочный перерыв в деятельности перед финальным рывком, который идет только на благо.

Небольшое отличие прямого положения руны от обратного – более выраженный негативный оттенок. Это может означать, что пауза может затянуться на неопределенное время.

Йера

Перевод: «год, урожай».

В прямом выпадении это весьма благоприятная руна. Она означает прибыль, изобилие, награду или вознаграждение за проделанную работу. Вас ждет успех в делах и начинаниях, но при условии, что вы не будете сидеть сложа руки.

Еще одно значение этого скандинавского символа – духовное развитие и повышение вибрационной частоты. У вас много энергии, но вам нужно ее правильно направить, чтобы не расплескать по дороге.

Когда Йера выпадает в раскладе в перевернутом виде, ее толкование не изменяется, так как изображение руны полностью симметрично.

Эйваз

Перевод: «тис» (вечно-зеленое дерево).

Если при руническом гадании выпала Эйваз, то это значит, что опасности никакой нет и вы абсолютно защищены со всех сторон, в том числе и со стороны Высших сил. Подходящее время, чтобы заняться реализацией целей и намерений.

Также этот скандинавский знак советует готовиться к приближающим переменам. Возможно, что впереди вас ждут трудности и препятствия. Но стоит понимать, что без их преодоления не бывает роста и не бывает успеха. К трудностям следует быть готовым – через них мы получаем опыт.

Если вокруг Эйваз расположились позитивные скандинавские руны, а она сама в перевернутой позиции, то это означает завершение чего-либо. Старое уходит, новое ждет за горизонтом.

В негативном раскладе обратная Эйваз является предостерегающим знаком. Оглянитесь вокруг и посмотрите, откуда может прийти проблема.

Перт

Перевод: «кладезь памяти».

В прямом выпадении руна Перт означает, что впереди вас ждет заслуженная награда. То, к чему раньше прилагалось много усилий, наконец-то принесет долгожданные плоды.

Вы можете смотреть в будущее с оптимизмом. Фортуна на вашей стороне. Прошлого больше нет и его нужно обязательно отпустить.

В перевернутом положении Перт сигнализирует о том, что нет движения вперед, а есть заторы и пробки на пути. Вы больше не хозяин положения и все зависит не только от вас. Нужно извлечь опыт и двигаться дальше.

Альгиз

Перевод: «лось».

В гадательном раскладе Альгиз означает защиту и поддержку Высших сил и ангелов-хранителей.

В прямом выпадении руна вещает о том, что во всех делах и решениях нужно полагаться на свое «шестое чувство», доверять интуиции, а не логическим умозаключениям.

В перевернутом виде Альгиз сообщает, что вы не полностью владеете ситуацией, возможно, от вас скрывают правду. Есть вероятность обмана и предательства окружающих вас людей. Но все в ваших руках – предупрежден, значит вооружен.

Соулу

Перевод: «солнце».

Значение этого рунического символа остается неизменным при любом выпадении – прямом либо обратном.

Если в раскладе на гадание выпала Соулу, то это может означать (в зависимости от окружающих знаков) победу, достижение цели, защиту от недоброжелателей, романтические встречи и любовные отношения.

Часто означает успешное завершение дел (при окружении благоприятных рунических знаков), а также как выпавший шанс изменить неблагоприятные обстоятельства в свою пользу.

Тейваз

Перевод: «Тюр».

При гадании на рунах Тейваз означает, что впереди вас ждут приятные волнующие события и позитивные сюрпризы.

Прямая Тейваз предрекает новый этап в жизни, полный различных событий, в том числе и не особо приятных. Знак древних кельтов сигнализирует, что нужно быть гибким, готовым меняться и приспосабливаться к новым обстоятельствам, проявлять силу воли и стойкость характера.

В обратном положении Тейваз сообщает, что вы находитесь на ложном пути или выбрали неверное направление. Но отчаиваться не стоит – нужно лишь правильно отреагировать на имеющиеся проблемы и преграды.

Беркана

Перевод: «берёза».

Основное толкование этой скандинавской руны в гадании – плодородие, материнство, изобилие, крепкая семья.

Если Беркана выпала прямой, то это значит, что любое начало обязательно закончится успехом, при условии, что вы с достоинством справитесь с неизбежными трудностями на пути. Женщинам прямой рунический знак предвещает удачный выход замуж, а также скорую беременность.

В обратном положении Беркана предупреждает, что именно сейчас новые начинания лучше не планировать, иначе они могут закончиться неудачей. В финансовом плане это может быть потеря денег, в личном – расставание, разрыв отношений, развод.

Эваз

Перевод: «лошадь».

Общее толкование этого рунного символа – успех, удачное стечение обстоятельств, прогресс и новые благоприятные возможности.

В прямом виде Эваз предвещает новые повороты в судьбе, начало нового этапа в жизни, старт новых проектов. Причем начинания эти положительные и прибыльные.

Толкование руны Эваз, когда она перевернута – неожиданность всех этих новшеств и нововведений, не более того. Исключением будет лишь тот вариант, когда в раскладе будет много негативных сопутствующих рунических знаков.

Манназ

Перевод: «человек».

В основном значении этот знак древних кельтов указывает на круг вашего общения и все, связанное с ним – эмоции, переживания, внутренние ощущения.

Если Манназ выпала прямо, то это говорит о том, что вы вправе ожидать на поддержку своего окружения – вам обязательно придут на помощь, окажут дружескую поддержку. Руна напоминает о вашей связи с предками, с предшествующими поколениями.

В обратном выпадении Манназ сигналит о том, что среди ваших друзей скрывается замаскированный недруг, который в силах навредить, подставить, оговорить. Будьте готовы к тому, что можете остаться в одиночестве.

Лагуз

Перевод: «озеро».

В гадательном раскладе руну Лагуз толкуют как круг общения человека, его связи в социуме. Все что мы получаем от этого окружения – эмоции, внутренние ощущения и настрой.

Когда рунный знак ложится прямо, это может означать, что вокруг вас есть люди, готовые оказать поддержку, прийти на помощь, протянуть руку дружбы. Вы можете на них рассчитывать.

Обратная Лагуз предупреждает, что в кругу ваших друзей есть предатель – тот, кто может вас «подставить», подвести, отказать в помощи. Будьте к этому готовы и постарайтесь этого миновать.

Ингуз

Перевод: «мужской фаллос».

Эта древняя кельтская руна является символом мужского начала, мужской силы и плодородия, символом изобилия и процветания.

Значение в прямом виде – с вами пребывает сила, вы многое можете, осталось лишь совсем немного, и вы добьетесь успеха. Ни в коем случае нельзя сходить с намеченного пути, обязательно нужно довести начатое до конца. У вас все получится, надо лишь приложить последние усилия.

Когда Ингуз выпадает при гадании в перевернутом виде, то это сигнал о том, что вы где-то ошиблись и поступили неправильно. Нужно обязательно все исправить, пока есть время.

Одал

Дорогие друзья!

Теперь на сайте Mogura есть каталогизатор скандинавских Рун. Каждый из двадцати четырёх (плюс одна (двадцать пятая) пустая Руна) рунических знаков подробнейшим образом описан.

У Вас появилась отличная возможность погадать на Рунах онлайн и самостоятельно. Каждый рунический символ несёт в себе массу информации, знаю которую можно оптимально успешно устроить собственное будущее, запрограммировать события, которые бы Вы хотели привлечь в свою жизнь.

Рунический Футарк позволяет найти ответы там, где их, казалось бы, не существует. Любовные отношения, деловая сфера жизни, здоровье и это далеко не весь перечень того, что Руны освящают и предсказывают.

Руны - это навсегда! Однажды прикоснувшись к скандинавской мистерии большинство эзотериков возвращается к этим загадочным пиктограммам снова и снова! Безусловно, азы рунологии - это значения рун, то есть своеобразная азбука, изучая которую адепты рунической магии постигают всю северную философию и мироощущение древних северо-европейских народностей. Но ведь на обережной тематике рунология отнюдь не заканчивается! Огромную популярность имеют рунические предсказания и магические обряды с использованием этих загадочных знаков. Дерзайте! Изучайте наше общее духовное наследие и да пребудет с Вами сила рода!

Глиняные, деревянные, серебряные или даже сделанные из косточек абрикоса, сливы и хурмы таблички Рун считаются гадалками «маленькими магическими помощниками». Они не только предсказывают будущее, но и защищают дом от вторжений, а человека - от недобрых мыслей и влияния чужой воли.

Слово «руна» (от готского - «runa») переводится как «тайное значение», «волшебство ». Рунический алфавит, чаще всего используемый для магических обрядов, называется Футарк и делится на три группы по восемь Рун - Фрейи, Хеймдаля и Тюра - с изображениями символов. Каждый из двадцати четырех элементов Футарка имеет свое название, значение и является знаком определенного процесса или ситуации. Двадцать пятая и самая спорная Руна этой магической азбуки - Верд обозначает Судьбу и остается пустой.

Согласно древнескандинавским сказаниям, Руны были дарованы людям Одином, познавшим таинство предсказаний на девятый день после того, как он пригвоздил себя копьем к Дереву Иггдрасил. Так история Рун началась еще в первом веке нашей эры. Но с началом становления Христианства в XIII в. рунические алфавиты были вытеснены латинским, а вместе с ними практически забылась и техника гадания.

Свое второе рождение Руны обрели лишь четыреста лет спустя, в XVII в., в Исландии, где последние рунические мастера передавали традиции метания Рун через обряд инициации.

В отличие от карт, по Рунам ты не прочтешь, что вскоре встретишься с прекрасным незнакомцем. Этот способ предсказания будущего, скорее, покажет истинные намерения гадающего, его страхи и сомнения; представит ситуацию в виде клубка причинно-следственных связей. И пусть иногда «слова» Рун будут туманны, они все равно дадут ответ именно на те вопросы, которые интересуют сомневающегося. Надо только научиться их правильно задавать.

Сконцентрировав все свое внимание на проблеме, и получив определенный расклад элементов Футарка, можно узнать, почему дело, в которое ты вложила столько сил и времени, внезапно зашло в тупик. И самое главное - как теперь исправить положение? Хотя иногда Руны советуют «отпустить» ситуацию, немного подождать, так как временные сложности могут быть не связаны с тобой или твоими действиями и возможностями.

Руны - это карта, следуя указаниям которой можно избежать серьезных ошибок и неоправданных потерь.

Загадочные Руны, их природа и значения - предмет постоянных споров магов и гадалок. Но, пожалуй, самые жаркие баталии разгораются вокруг таинственного двадцать пятого элемента алфавита - пустой Руны Верд.

Специалисты, практикующие общение с рунами, расходятся во мнении о должном количестве элементов. Те, кто придерживается теории существования 24-х Рун, опираются на то, что в классическом Футарке символов действительно было всего 24. Хотя, из работ известного исследователя Найджела Пенника следует, что число рун не было постоянным. Так, в 550 - 650 гг. до н. э. живший на северо-востоке нынешней Голландии народ фризы сформировали рунический алфавит, состоявший из 28 символов. А уже фризский Футарк дополнялся жителями Британских островов и обитателями Нортумберленда, пока в его состав не вошли 33 буквы.


Феу

Э йваз

Уруз

Перт

Турисаз

Альгиз

Ансуз

Соулу

Райдо

Тейваз

Каню

Беркана

Гебо

Эваз

Вуньо

Манназ

Хагалаз

Лагуз

Наутиз

Ингуз

Иса

Отал

Йер

Дагаз

То есть сам алфавит, ставший прародителем рунных гаданий, был гораздо длиннее, а каждый из элементов-рун, предназначенных для гадания, являлся результатом тщательного отбора.

И появление двадцать пятого оракула легко объяснить отношением древних скандинавов к Судьбе. Из их сказаний и легенд следует, что судьба человека не всегда подвластна его воле.

Полотно судьбы создают три сестры Норны, вплетающие в свою пряжу деяния смертных и богов, и именно от этих сплетений и зависит очередной поворот Судьбы. Это Рок. Странное, необъяснимое вмешательство. Оно предписывает не тратить силы, а отдать cебя воле того, что непременно выведет тебя на нужное решение. И пустая Руна, советующая сохранять спокойствие и мужество в самой непростой ситуации, символ именно таких высших сил.

Феу - Руна собственности. В первом, наиболее распространенном рассмотрении - собственности сугубо материальной. Однако работа с этой руной позволяет раскрыть и более глубокие ее свойства, в частности, ее связь с собственностью душевной (но не духовной! - делайте различие). Однако не следует считать ее соотношение с миром материальным чем- то приниженным - это ее основное содержание. В целом можно охарактеризовать ее не только как руну собственности, но и как руну благополучия, не испорченного самоудовлетворением. Магическое применение руны весьма широко и связано, главным образом, с материальными ценностями. Начертанная на кольце или браслете может помочь выбраться из нужды, подталкивая к определенным ситуациям и указывая на открывающиеся возможности. Предохраняет от ошибок при приобретении недвижимости и помогает ее сохранить и улучшить. Этот же талисман может защитить от неприятностей при перевозке ценных грузов. Необходимо учитывать, что, хотя руна эта и способствует сохранению благополучия, в том числе и финансового, напрямую с деньгами она не связана и вряд ли окажет помощь в спекуляциях и ростовщичестве. Кроме того, существует мнение, что руна феу способна оказывать определенную помощь в отношениях между мужчиной и женщиной. Это, видимо, действительно так, однако прежде, чем применить эту руну к данной проблеме, необходимо вспомнить область ее действия - мир явленый и наиболее грубые проявления мира тонкого, т. е. физическое, эфирное и витальное тела человека. Так что есть о чем задуматься.

Уруз - Руна Силы: Область действия - физический и тонкий миры, каузальный (событийный) план. Не следует понимать эту руну как руну силы довлеющей, но - как Силы, всеохватывающей и всеобъединяющей. В ней неразрывно слиты, подобно «инь» и «янь», мужская и женская компоненты, и руна эта придает мужчинам мужественность, женщинам - женственность, и уверенность - и тем, и другим. С другой стороны, любые связи могут возникнуть только там, где присутствует энергия - компонент Силы; бессильный человек не способен ни любить, ни быть другом. С этим связано второе магическое применение руны Уруз - она может помочь зарождению и укреплению любви и дружбы, заключению брака или партнерского соглашения.

Турисаз - Могучая, но очень тяжелая руна. Энергетика Сатурна; цвет - черный, иногда багровый или густо-фиолетовый. Дает силы и способности для размышления, сосредоточения и принятия важных решений. Вырезанная на большом обсидиановом шаре, пластине и т. д., представляет собой идеальный талисман для медитации.

Ансуз - Одна из самых священных рун. Энергетика Меркурия. Область действия не ограничена. Руна связана с Одином, а также с его оборотной стороной - с Локи, коварным асом, темным и светлым одновременно. Магическое применение руны Ансуз - дело сложное, требующее опыта и определенного количества личной силы.

Райдо - Руна пути. Сфера действия широка, в основном - каузальный (событийный) план. Несет на себе отпечаток энергетики Меркурия. Работа с ней чрезвычайно эффективна для людей, чувствующих стоящую за ней красоту, живущих по принципу «дорога - это жизнь». Этим людям руна Райдо сама по себе может служить прекрасным талисманом. Кроме того, является руной объединения и гармонизации, руной завершающего синтеза - но не завершения как такового. Применение этой руны в целях практической магии может быть описано абсолютно четко - это, как уже сказано, руна пути. Если вам предстоит путешествие, талисман с изображенной руной Райдо спрямит и сократит ваш путь, сделает его приятным и оградит вас от ненужных неприятностей. Если вы вступаете на путь какого-то иного плана, руна Райдо также поддержит ваши силы.

Каню - Руна воплощения. Очень мощная руна; способна не только направить деятельность человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и придать ей необходимую силу. Ральф Блюм характеризует руну Кано как « руну обновленной ясности ». Магическое применение этой руны чрезвычайно широко, однако при должном анализе может быть сведено к одному - руна Кано способствует сосредоточению воли и воплощению задуманного. Женщины применяют амулеты с начертанной на них руной Кано при зачатии и беременности, чтобы придать ребенку желаемые качества. Художники, писатели, поэты и другие люди искусства могут применять эту руну для наиболее четкого и качественного воплощения задуманного. Амулет с этой руной можно порекомендовать и кладоискателям, и магам. Необходимо также отметить, что руна эта имеет и второй аспект - это еще и руна раскрытия. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны - невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру. Это очень важный момент, о котором следует помнить, работая с этой руной.

Гебо - Руна единства. Вместе с некоторыми другими рунами (например, Ансуз), руна Гебо входит в число наиболее сложно перерабатываемых знаков Футарка. Чтобы понять ее, необходимо четко ощущать мировой закон единства и борьбы противоположностей, в качестве которых в данном случае выступают свобода и партнерство. Искренний и плодотворный союз невозможен там, где члены его не обладают полной свободой. Так, узы истинного братства всегда оказываются крепче сил, поддерживающих целостность тирании. Но и свобода - в глубочайшем смысле этого слова - невозможна там, где « каждый тянет одеяло на себя ». С этим содержанием руны Гебо связано и ее магическое применение, заключающееся в помощи при установлении партнерских отношений, будь то брак или деловое предприятие. Руна поможет и в правильном выборе партнера, и в поддержании налаженных отношений.

Вуньо - Светлая, радостная руна. Несет отпечаток энергетики Юпитера и Венеры, сфера действия - слишком широка для четкого определения. Магическое назначение - вызывать радость, прилив энергии, ощущение приподнятости и хорошее настроение, что гораздо важнее, чем многие склонны думать. У некоторых людей способна вызывать благотворное очищение астрального тела, снятие энергетических блоков и улучшение самочувствия.

Хагалаз - Руна разрушения. Сфера действия широка, в основном - Тонкий мир и каузальный (событийный) план. Энергетика Урана и Марса; цвет чисто-алый, багровый, иногда черный. Связана с природными силами деструкции, разрушения, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны. Основное магическое применение этой руны - способствовать выходу из « заколдованного круга ». Простейший пример - знакомое почти всем, до боли приятное чувство жалости к самому себе. Нередко человек проводит часы и дни, смакуя собственные неприятности, отчего последние разрастаются и заслоняют свет. Состояние энергетически устойчивое и от того еще более патологическое. Осознать, что попал в такой «заколдованный круг» и находишься в плену бесконечных внутренних отражений собственной негативной энергии - это добрых три четверти освобождения. А дальше, если самостоятельно выйти вы не в состоянии, начертайте руну Хагалаз - она произведет необходимый «взрыв» и разомкнет круг. К слову - если вы видите, что в подобном положении находится другой человек, начертайте руну для него: она поможет ему и осознать ситуацию, и выйти из нее.

Наутиз - Энергетика Сатурна. Сложная руна. Поддерживает человека в тяжелое для него время - это ее основное назначение, но требует при этом и определенной сдержанности в эмоциях и поступках и способствует проявлению этой сдержанности. Как и большинство рун, может быть нанесена не только на какой-либо специально для нее созданный амулет, но и на любой подходящий предмет (например, на авторучку) или, как советует Сигрдрива в Codex Regius 2365 - на руку или ноготь.

Иса - Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Область действия широка и охватывает все тела человека от физического до ментального, распространяется и на каузальный (событийный) план. Основное магическое назначение руны Иса - « замораживание » чего бы то ни было. С ее помощью можно приостановить (но не ликвидировать!) негативный процесс болезнь (физическую или душевную), вспышку гнева (не только своего), какое-то явление в общественной жизни и т. д. В некоторых ситуациях позволяет получить необходимую передышку.

Йер - Руна завершения. Имена руны, очевидно, взаимосвязаны, и этимологически, и по своему смыслу: именно смена времен года, в том числе и периода урожая, делает возможным само существование термина « год ». С другой стороны, понятие года символизирует здесь полный цикл развития, завершающийся его « урожаем ». Руна способствует успешному завершению какого-либо важного дела; можно начертать ее перед началом этого дела, вырезать на амулете или на предмете, участвующем в деле непосредственно. Кроме того, эта руна может помочь и в том случае, если уже в середине дела появились неожиданные препятствия, мешающие его благоприятному исходу. Необходимо, однако, упомянуть, что применение руны Йер требует от человека приложения личной силы и определенных затрат энергии.

Эйваз - Одна из наиболее сложных рун Футарка. Магическое применение основано на ее способности оказывать помощь в преодолении препятствий, как чисто физических (например, в спорте), так и душевных или связанных с какой-либо деятельностью. Кроме того, вы можете начертить ее, когда хотите оказать кому-то поддержку и защиту.

Перт - Руна посвящения. Энергетика Плутона и Марса; символ внутреннего содержания этой руны - феникс, т. е. возрождение через смерть в собственном огне. Энергией, заключенной в этой руне, нередко владеют люди, в натальной карте которых Солнце находится в Скорпионе. Руна Перт подталкивает и облегчает процесс качественного изменения сознания (внутреннего посвящения) - на любом уровне. В определенных ситуациях может действовать подобно руне Хагалаз, обрывая замкнувшуюся цепь мыслей и вызываемых ими к жизни событий. Использование руны Перт в магических целях может привести к совершению акта психической смерти - разрыву каузальных и астральных связей между прошлым и будущим человека. В одних ситуациях это может пойти на пользу, в других - приведет к обострению вызванных ею ситуаций. Посему использовать эту руну нужно с разумной осторожностью.

Альгиз - Руна защиты. Некоторые авторы определяют ее словом «защищенность», несущим несколько иной смысл. При любом определении, однако, необходимо отметить, что защита здесь носит характер пассивный, хотя руна и требует от защищающегося определенного количества личной силы. Применение руны Альгиз создает определенные астральные и каузальные (событийные) условия, препятствующие вторжению внешних вредоносных сил - будь то чужое колдовство или падающий с крыши кирпич. В этом плане определение « руна защищенности » действительно оказывается несколько более точным. Кроме того, руна Альгиз действует подобно «глазастым» камням (кошачий, тигровый глаз), усиливая в человеке способность предчувствовать опасность или чье-то нападение, а иногда и предупреждая его тем или иным способом.

Соулу - Руна целостности. Несет отпечаток энергетики Солнца. Некоторые авторы склонны определять руну Соулу как руну итога, и в определенном плане это имеет смысл - действительно, целостность, синтез противоположностей - это итог любого движения. На этом базируется и магическое применение этой руны, способной устремить к достижению целостности человека или создавшуюся ситуацию. Кроме того, руна Соулу может помочь вам прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Тейваз - Руна Воина. Энергетика Марса в наиболее чистом ее проявлении, нередко - с оттенком Солнца, Юпитера или Плутона. Сфера действия чрезвычайно широка и охватывает практически все миры- от физического до огненного. Посвящена Тюру (Тиву) - богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка - причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался, и тогда Тюр положил ему в пасть свою руку в залог того, что путы будут сняты. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра - но победа над Хаосом была достигнута. Словно в память об этом деянии Тюра руна Тейваз хранит способность помогать людям в любой их борьбе, но прежде всего - в их борьбе с силами Хаоса собственного « Я ». В древности воины рисовали эту руну на щитах и рукоятях мечей, чертили ее перед битвой, дабы укрепить свою решимость.

Беркана - Руна роста. Энергетика Венеры, со множеством оттенков и наложений; цвет зеленый. Сфера действия руны Беркана чрезвычайно широка; рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящая к расцвету и созреванию. На этом базируется и магическое применение этой руны. Она может служить как стимулятором плодородия в целом, так и стимулятором роста в частности. Способствует рождению и возрождению. Может помочь при решении проблем, связанных с воспитанием детей, а также облегчить роды и исцелить от бесплодия. Не забывайте и о чисто физических проявлениях действия этой руны.

Эваз - Руна изменений (движения, прогресса, сдвига с мертвой точки). Сфера действия - астральный и каузальный (событийный) планы. Несет сильный отпечаток энергетики Меркурия; цвет зеленый. Магическое применение следует из самого определения - руну используют, чтобы изменить, «растормошить» нечто, вошедшее в фазу застоя. Этим нечто может быть и какая-то ситуация, застрявшее дело, и хроническое заболевание, и, наконец, человек, впавший и душевную летаргию или зациклившийся на некоторой неразрешимой проблеме. В этом плане можно сказать, что руна Эваз работает точно противоположно руне Иса. Другой аспект ее действия - облегчение пути путешествующих (как говорят, особенно - путешествующих по воде).

Манназ - Непростая руна. Ральф Блюм определяет ее как руну собственного « Я ». Несет отпечаток энергетики Сатурна. Использование руны Манназ в магических целях неоднозначно и требует приложения значительного количества энергии.

Лагуз - Сложная, но замечательная руна. Классический перевод имени (« вода ») не совсем точно определяет его содержание. Имя этой руны подразумевает не просто воду, но - проточную воду, движущуюся - ту, которая формирует поток и увлекает за собой. Руна несет отпечаток энергетики Меркурия. Руна Лагуз - руна интуиции, и с этим связано ее магическое применение. Использование ее обостряет и усиливает интуитивное восприятие мира, помогает в изучении оккультных наук и в проникновении в тайну - это один аспект ее действия. С другой стороны, руна способствует заключению брака, образованию новой дружбы и восстановлению старой, прекращению размолвки или ссоры.

Ингуз - Одна из самых прекрасных и наиболее могучих рун Футарка. Руна плодородия в его репродуктивном аспекте. Сфера действия широка, охватывает физический и тонкий миры и каузальный (событийный) план. Энергетика Венеры со множеством оттенков и вариаций; цвет зеленый. Руна посвящена светлому Фрейру, богу плодородия (другое его имя - Инг или Ингви). Магическое применение руны Ингуз связано с силами светлого Фрейра; фактически, использование этой руны - это непосредственное обращение к этому богу. Руна может быть использована везде, где ощущается недостаток природных сил плодородия: в случае женского бесплодия или мужского бессилия, неурожайности земли или неплодотворности работы. Также руна Ингуз способна снять излишнее напряжение и восстановить баланс (равновесие) витальных сил человека.

Отал - Очень условно можно определить эту руну как руну отступления (разделения). Энергетика Сатурна, иногда - с отпечатком Меркурия или Урана. Магическое применение неоднозначно и многого требует от действующего.

Дагаз - Очень светлая руна. Область действия чрезвычайно широка. Несет отпечаток энергетики Солнца и Юпитера; цвет - часто золотой (не желтый!). Объединяет две глобальные взаимосвязанные концепции. В плане первой из них руну Дагаз можно определить как руну трансформации. В плане второй - как руну процветания. Обе концепции объединяются в магическом применении руны - приближении конца периода тьмы («ночи») и начала периода света и процветания («дня»), осуществлении прорыва в каком-либо деле или сдвига его с мертвой точки. Эта руна также может быть использована при лечении затяжных болезней.

Руническая магия .
В последнее время стало появляться большое количество книг, авторы которых "разгадывают" тайны рун, не принимая во внимание, что тем самым нарушают основной закон рунической магии – ее заветность и сокровенность, сакральность и невозможность посвящения в тайное искусство широкого круга "любителей". Чтобы познать руны, Один провисел на Мировом древе – ясене Иггдрасиль – девять ночей, пронзенный собственным копьем. Вот как об этом говорится в одной из песен "Старшей Эдды" – "Речах Высокого":

Девять ночей я качался, на дереве,
Под ветром повешен а ветвях,
Ранен копьем, в жертву Одина отдан -
Себе же – я сам,
На дереве старом, растущем высоко
От неведомых миру корней.

Никто не давал мне питья и питания,
Взгляд направлял я к земле.
В стенаниях, руны вознес в вышину я
Долу упал я тогда.

Стал я расти и познания, множить,
Здоровье и силы обрел,
Слово от слова на благо являлось,
Дело от дела рождалось чредой.

Руны найдешь ты, что в дерево врезаны,
С силой великой,
С силой целебной.
Высший скальд их окрасил, и боги их создали,
И резал те руны властитель богов, -
Один у асов, и Дваин у альфов,
Двалин у карлов, у йотунов Альсвинн;
Многие резал и я.

Знаешь ли, как надо резать?
Знаешь ли ты, – как разгадывать?
Знаешь ли, как надо красить?
Знаешь, как вопрошать?
Знаешь ли ты, как молиться?
Как приносить надо жертвы?
Знаешь ли ты, как закласть?
Знаешь ли, как сожигатъ?

Лучше совсем не молиться, чем жертвовать слишком усердно.
Награждены за жертву все ждут.
Лучше вовсе не резать, чем кровь лить без меры.

Не случайно до нас – даже в памятниках средневековой литературы – не дошли более подробные толкования рун и рунических заклинаний, хотя некоторые ученые – например, С. Свириденко и Г. фон Лист – считают, что в той же песне "Речи Высокого" дается иносказательное описание восемнадцати рун магического ряда и символического их толкования:

Заклинания я знаю, что людям неведомы, -
Даже знатным и женам князей.
Имя первому: помощь – пометь оно может
От обид, и скорбей, и забот.

И второе я знаю, тем людям полезное,
Что причастны искусству врачей.

Знаю третье я также, которым возможно
Врага волшебством оковать:
Иступиться заставлю оружье противника,
Не сможет разить его меч.

Мне известно четвертое – если мне свяжут
Гибкие члены враги:
Прошепчу я заклятье и буду свободен -
Узы снимутся с рук
И веревки с ног.

Знаю пятое я против стрел легкоперых,
Что недруг направит на рать;
Как бы живо не мчались – стрелу задержу я,
Едва лить увижу ее.

Шестое известно мне – против кореньев,
Которыми вздумает враг мне вредить:
Мой недруг лихой, мою ненависть вызвавший,
Пострадает сам раньше, чем я.

Мне известно седьмое – пожар им уйму я,
Если вспыхнет чертог, еще полный гостей.
Как ни силен огонь, я смогу загасить его,
Слово мощное против пожара скажу.

Мне восьмое известно – немалую пользу
Принесло бы всем людям оно:
Если распря меж храбрыми вдруг разгорится -
Можно им мир водворить.

Мне известно девятое: в море шумящем
Мой корабль сохранит мне оно.
Усмирю ворожбою я бешенство бури,
И вернется волнам тишина.

Мне известно десятое – ведьмам на гибель,
Что по воздуху мчатся в ночи.
Околдую их так, что потом не вернутся
Им в жилища свои
И в обличья свои.

Я знаю одиннадцатое – для боя:
Я с ним провожаю в сраженья, друзей.
Я в щит прокричу пред началом сраженья -
И здравыми храбрые прянут на брань,
Воротятся здравыми с бранных полей,
Все безбедно прибудут домой.

Я знаю двенадцатое – чтобы снялся
Повешенный с ветки мертвец:
Я чертить буду руны, их резать и красить -
И с дерева мертвый сойдет,
И со мною начнет говорить.

Я знаю тринадцатое,- оно нужно,
Когда освящают младенца водой:
Заворожу я от смерти в сраженьях -
Сколько бы в бой ни ходил он, в бою не падет.

Я владею четырнадцатым: перечту.
Всех небесных свободно, чтобы людям их знать.
Имена назову я всех асов и альвов -
Это может лишь мудрый иметь.

Я владею пятнадцатым; в доме у Деллингра
Пел его Тиодрэрир, карло искусный;
Асам мощь придавал он и карлам отвагу,
Мудрость вещую богу богов.

Я владею шестнадцатым; им я склоняю
Равнодушную деву к любви;
Околдую я чарами душу красавицы,
Изменю ее помыслы все.

Я владею семнадцатым: им охраняю я
От измены красавицы милой себя.

Все семнадцать заклятий, что назвал я, Лоддфафнир,
Будут век неизвестны тебе.
Хоть на благо себе ты услышал бы их и на пользу запомнил,
На счастье себе научился бы им.

Восемнадцатое заклятие я знаю,
Ни мужам я, ни женам о нем не скажу.
Всех ценнее то знанье, что знаешь один ты:
Я этим заветы свои заключу.
Той лишь разве откроюсь, с кем ложе делю, -
Или той, кто сестра мне родная.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества. Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном – восемнадцатизнаковом – виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма – расистскими теориями нацистской Германии.

Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S – символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны – это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад. Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне – "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд – на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии – в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить. Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые – "правильные" – знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.

Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк – старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II – VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов. Название свое – "футарк" – старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк – не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на три "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра. Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее – магическое – значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir (различные значения)
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей. Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.

Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами – на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство. В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени. Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом – laukar – и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja – счастье и lathu – приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна. Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число – порядковый номер, при этом руна f – как символ завершения – должна стоять в руническом ряду последней – двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации – 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.


Руна Магическое число

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом – благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино. На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун – собственно самого ФУТАРКА, – но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза. Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун – f, u, th – первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 – одно из самых сильных магических чисел, – но трудно поддающиеся толкованию.

Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель – Tistel, Mistel, Kistel – и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды. Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью. Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива – тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото. Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".

Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей – дружинника Барда, который пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить. Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.

В качестве охранительных – магических – знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами – руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны. Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения. "Особенно очевидно это в тех случаях, – писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, – когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз. Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия).

В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы. В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного". В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием. Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).

Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем – особенно в определенные дни, – чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)

Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы. Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим – и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом. На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта – "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".

Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов – heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля". Как бы там ни было, одно остается несомненным – эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре". Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe – это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur – это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс – это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает". Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (то есть за знание тайн скальдического искусства) – этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.

Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством. Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.

"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, – писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, то есть три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой. В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора. Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые. Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи – это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, – но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."

Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной. В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны". Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны – англосаксонские. Их было 33. В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит. Вот как это выглядело.

Около начала XIII века – предположительно в одном монастыре в Сконе – рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus. Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д. Существовали специальные дневные руны – их было семь, – обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун – по числу годов в метоновом цикле.

В заключение хотелось бы еще раз напомнить – руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Руны

Руны - письменность древних германцев, употреблявшаяся с I-II по XII века н. э. в Дании, Швеции и Норвегии, X-XIII века в Исландии и Гренландии, а в провинции Даларна в Швеции вплоть до XIX века. После принятия христианства в странах Северной Европы была вытеснена латиницей.

Алфавит и термины

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.
Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв, условно его называют футарк (правильнее fuþark) - по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности. Алфавит делился на три рода (исландск. Ættir - Эттир, норв. Ætt - Атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o
Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах:
Руна Название Перевод Транскрипция

Fehu «скот, имущество» f, v

Uruz «зубр» u

Þurisaz «шип, турс» þ

Ansuz «бог» a

Raidu «путь» r

Kauna «факел» k

Gebu «дар» g,γ

Wunju «радость» w

Hagalaz «град» h

Naudiz «нужда» n

Isaz «лёд» i

Jara «год, урожай» j

Iwaz «тис» é (ih-wh)

Perþu Значение не ясно p

Algiz «лось» -R (-z)

Или Sowilu «Солнце» s

Tiwaz «Тюр» t

Berkana «берёза» b

Ehwaz «лошадь» e

Mannaz «человек» m

Laguz «озеро» l

Iŋwaz «Ингви» ŋ

Dagaz «день» d,ð

Oþila «наследие» o

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Рунические памятники

Всего было найдено около 5 000 рунических надписей, из которых 3 000 были найдены в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма были найдены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей были найдены в Норвегии, около 140 надписей были найдены на Британских островах, около 60 - в Гренландии, около 70 в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Рунические надписи были найдены также во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах.

Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако недавние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н.э
Большое количество рунических надписей высечены на камнях, также известны брактеаты, представляющие из себя круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны. Известны несколько рунических рукописей - «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым.

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне - у древних германцев искусство резьбы по дереву было на высоком уровне. Рунические надписи были самого различного содержания: встречались различные магические надписи, и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня.

Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».

Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят о исключительных правах женщин у германцев - праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельца оружия, художника. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также были известны рунические календари.

Происхождение рун

Греко-латинская версия

По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун - I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

Нетрадиционные версии

В 1930-1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а, следственно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.

Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.

Ранние, общегерманские, или праскандинавские руны

Существовало несколько различных типов рун, наиболее ранним является ранний, общегерманский, или праскандинавский вариант. Он использовался в период с I по VII вв. н. э. и его иногда называют старшим футарком или старшими рунами. Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского, самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках.

Готские руны

Также выделяют готские руны, являющиеся ранней разновидностью общегерманских. Они использовались в Восточной Европе в I - IV вв. н. э. Обычно к готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля (Украина), надпись на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния), а также надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия). Надпись гласит: raunijaz, то есть «испытывающий». Эту надпись считают самой ранней рунической надписью.

Англосаксонские руны

В связи с переселением ряда германских племён на Британские острова (англов, саксов, ютов) в их языке произошли фонетические изменения, был добавлен ряд новых гласных звуков, в результате чего общегерманский рунический алфавит стал непригоден. Так возник англосаксонский рунический алфавит. К VII веку были добавлены две новые руны - Ac, которая обозначала долгое ɑ: и Æsc, которая обозначала звук æ. Позже были добавлены руны Yr для y, Ior для дифтонга io, Ear для дифтонга ea, Cweorþ для q, Calk для k, Stan для звукосочетания st, Gar для тяжёлого g . Списки англосаксонского рунического алфавита сохранились в рукописях «Codex Salisburgensis, 140», «Cotton Domitian (Codex Cotton)», а также на «скрамасаксе», коротком мече, найденном в Темзе. Несколько старых рун изменили своё фонетическое значение: a стала обозначать звук o, z - x. Названия старых рун были сильно изменены, точнее, переведены на англосаксонский язык. Они стали следующими: Feoh, Ur, Þorn, Or, Rad, Cen, Gyfu, Wen, Hagl, Nyd, Is, Ger, Ih, Peorþ, Eohlx, Sigel, Tir, Beorc, Eh, Man, Lagu, Ing, Oeþel, Dæg.

Новые руны переводились следующим образом: Ac - «дуб», Æsc - «ясень», Yr - «лук (оружие)», Ior - «змей», Ear - «земля», Calc - «потир», Stan - «камень», Gar - «копьё». Значение руны Cweorþ неизвестно.

«Маркоманнические руны»

В трактате «De Inventione Litteraum», который сохранился в рукописях VIII и IX вв., найденных, главным образом, в Каролингской империи упоминается любопытная смесь общегерманских и англосаксонских рун, которая была названа «маркоманнические руны», хотя к самим маркоманнам не имеет никакого отношения и, вероятно, была создана чтобы сделать руны полностью эквивалентными латинскому алфавиту.

Северные, или скандинавские руны

К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g, w, ih-wh, p, z ŋ, d, o. Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr, таким образом, алфавит стал состоять из шестнадцати рунических знаков. Названия рун также сильно изменились: Fe, Ur, Þurs, Åss, Reið, Kaun, Hagall, Nauð, Iss, Ar, Sol, Tyr, Bjarkan, Maðr, Løgr. Что же до оставшихся праскандинавских знаков, то они каждая из них стала обозначать несколько похожих звуков: руна Ur стала обозначать звуки u, o, ø, w; þurs - þ,ð; Åss - å, ą, æ; Kaun - k, g, ŋ; Iss - i, e, ø, y; Ar - a, æ, e, ø; Tyr - t, d, nd; Bjarkan - p, b, mb. Обычно различают два типа скандинавских рун - датские и шведско-норвежские. Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде, они использовались в IX-XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака, так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались IX-X вв. Позже стал выделяться норвежский вариант, по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также Младшими рунами.

Хельсингские руны

Тенденция к сокращению написания знаков в шведско-норвежских рунах проявила себя в хельсингских рунах. Эти руны, хоть и использовались в Хельсингланде (Швеция), но, вероятно, были изобретены в районе озера Мелар. Надписи сдеанные хельсингскими рунами датируются XI веком.

Мэнские руны

Тенденция к сокращению сохранилась и в норвежских рунах. Так, в XI-XII вв. на острове Мэн использовался очень любопытный вариант норвежских рун, называемый мэнские руны. Его отличительной особенностью является отсутствие 16 руны, надписи, сделанные этим письмом разделяют на два типа: где четвёртая руна обозначала звук ą, и где обозначала o.

Пунктированные руны

Пунктированные руны возникли в XI веке в Дании и Норвегии. Они были созданы с целью усовершенствовать скандинавские руны, так как они, ввиду большого количества фонетических значений у каждой руны, не могли с точностью передавать написанное. Поэтому были добавлены знаки для c, d, g, o, p, v, ð, æ, ø, z. Стимулом к расширению алфавита послужил опыт англосаксонских рун. Своим названием пунктированные руны обязаны точкам, которые добавлялись к рунам при образовании ð из þ; p из b; y.

Исландские руны в начале XII века

Исландские руны можно считать развившимся вариантом пунктированных рун. Они использовались в Исландии в XII-XIV вв. В позднюю эпоху в исландских рунах стали резко изменяться формы отдельных рун.Появились «сокращённые формы рун» (Viktigste islandske særformer).

Гренландские руны

Гренландские руны также произошли от пунктированных, они использовались приблизительно в одно время с исландскими. Всего в Гренландии было найдено около 60 рунических надписей, 35 из них были найдены в Восточном Поселении, 20 в Западном поселении. Старейшая руническая надпись Гренландии отностися к XIV веку и была найдена в Нарсаке, к северо-западу от Юлианехоба.

Далекарлийские, или дальские руны

Далекарлийские, или дальские руны использовались в провинции Даларна (Швеция) с XV до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Этот вариант был последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей.

Влияние на другие письменности

Епископ Вульфила создал готскую письменность на основе греческого алфавитного ряда с использованием латинской и рунической письменностей. Из рунической письменности готский алфавит унаследовал названия букв, хотя они были немного изменены: asha, bairkan, giba, dags, aihvus, quairtha, iuja, hagl, thiuth, eis, kusma, lagus, manna, nauths, jer, urus, pairthra, raida, sauil, teiws, winja, faihu, iggwis, hwair, othal. К рунической письменности можно возвести готские буквы urus, othal. Также к рунической письменности восходит добавочная буква Þ в староанглийском и исландском алфавитах, основанных на латинице.

Рунические календари

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim - «календарь» и stok - «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim - «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug обозначал 17, Tvimaður обозначал 18, Belgþor обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» - арабскими цифрами или другими числовыми знаками.

Похожие статьи