Русский язык как предмет изучения. Основные функции современного русского языка. Журналы, освещающие вопросы изучения и преподавания русского языка, вопросы речи. Значение курса современного русского литературного языка в образовании журналиста - Современ

Русский язык является предметом нескольких лингвистических дисиплин, изучающий его историю и современное состояние, диалектный состав, стилистическую систему и тд. Курс "современный русский язык" содержит научную характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать творчество Пушкина, который не только упорядочил худжественные средства русского нацилнального языка, но и существенно обогатил его лексико-семантические, грамматические и стилистические ресурсы. В последнее время предалагается следующая пертодизация современного русского литературного языка: 1) со времен Пушкина до октябрьской революции 1917, - до нашего времени. Таким образом хронологическими рамками совр русского языка принято считать почти 2 века. Если язык принадлежит к числу очень устойчивых явлений и понятие его современности не может определяться годами и десятилетиями. Вместе с тем, язык, на котором мы говорим, нельзя отождествлять ни с пушкинским, ни даже с языком первой половины 20 века, следовтально под совр русск языком следует понимать действительно совр язык, язык нашей эпохи + все лучшее и нужное ему из лингвистического прошлого.

Разъяснение названия курса. 1) Изучается язык, а не различные 2) изучается литературный язык, т.е. высшая форма национального языка, которая отличается от различных диалнктов, арго и просторечья нормированностью и обработанностью 3) изучается русский литературный язык, который язвляется языком не только русского народа, но и средством межнационального общения 4) изучается СОВРЕМЕННЫЙ литературный русск язык, т.е. язык на котром говорят русские и не русские в настоящее время. От русского лит яыка следует отличать язык русской худ лит-ры, к-й впитал в себя все богатство русск речи, включая и диалектную, и просторечную, и жаргонную, и арготическую лексику, кроме того язык русск худ лит-ры выполняет не только коммуникативню, но и эстетическую ф-ю, именно поэтому язык русск худ ли-ры не относится к системе функциональных стилей русского языка (книжный, научный, официально-деловой, публицистический и разговорный). Лит-й язык существует в двух формах: письменной и устной. В устной форме лит-я норма представлена как динамическое явление в большей мере, поскольку в ней нередко наблюдаются отклонения от установленного языкового стандарта и чаще возникают новые еще не принятые всеми носителями языка слова и обороты. Совр русск лит-й язык - яык прессы, госучереждений, науки,худож-ой лит-ры, кино, телевидения и радио. Главная особенность лит-ного языка - это его нормативность, т.е. подчтнение нормам произношеня, лексическим, грамматическим ит.д. Система норм лит-го языка является общеобязательной и закрепленной, в эту систему входят частные нормы. Лит-ые нормы объекттвно закреплены в языке и реализуются в речевой практике, обязательность выполнения норм - это усллвие осуществления языком коммуникативной ф-и, нормы лит-го языка обеспечивают его устойчивоть и преемственность, при этом обязательность и стабиллность норм не отрицает их развития. В русском языке немало вариантом норм, к-е сосуществуют, а иногда и конкурируют. Со временеп оьдельные нормы могут усторевать, а ингда и полностью утрачивать силу. Русский язык входит в семью индоевропейских языков, относится к восточнославянскую ветку. Родство славянских языков проявляется в близости их лексики, морфемики, способов словообразования, синтаксических систем и т.д. Значительные различия между русск бел и укр языками наблюдаются в лексике, как наиболее подвижной и подвергающейся внешним воздействиями. Почти треть из существующих в мире 6800 языков грозит вымирание. На 3500 сорем языках говорит не более 50 человек, а 46 языков имеют только по 1 носителю. По данным ЮНЕСКО 2009 года в России 136 языков находятся в опасности, а 20 из них уже признаны мертвыми. Русский язык считается одним из самых молодых из европейских языков. Внимание к русскому языку было привлечено в 1957 года, был запущен искусственный спутник земли. В 1964 году русский язык в качестве обязательного иностранного языка признан в средних школах 76 странах. 9 сентября 1967 в Сарбонне была создана МАПРЯЛ (международная ассоциация преподавателей русского языка и лит-ры). В конце 20 века русский язык преподавался в более чем 90 старанах мира, а за пределами страны работали более 120 тыс преподавателей. Вместе с англ, фр, исп, арабск и кит языками признан одним из 6 оф языков ООН. На русском языке до последнего времени издавалось около половину всей научно-технической лит-ры и документации и около 20% всей мировой книжной продукции. Роль русского языка в обществе существенно изменилась с началом распада СССР, с политическими преобразованиями в странах восточной Европы в бывших советских республиках. В те годы добровольно или не совсем, но все субъекты огромной страны были вынуждены использовать русский язык в своих экономических, политичческих и культурын контактах. Несколько по-иному обстояло дело в так называемых странах народной демлкратии, здесь принудительное обучение русскому языку связавалось с тем, что в СССР стал складываться опредленно русско-советский окмплекс, т.е. основным носителем коммуничестических идей было принято считать все русское, в том числе и русский язык. Следоватлеьно с навязыванием советской политики, параллельно оисходило и навязывание русского языка. Подобная языковая политика нанесла русскому языку огромный вред. В последнее время положеие русского языка в мире существенно изменилось, очитстившись от идеологичских ф-й он начинает играть роль нормального средства чел общения и его распространение в мире обуславливается не политической экспансией,а необходимостью экономических и культурных контактов. Возрастание интереса к рускому языку в Европе связано со след фактами: 1) с необходимостью контакта стран, входящих в СНГ между собой, а также со всеми бывшими совест респу, 2) русский язык также исполбзуется в общении между представительмя стра восточной Европы 3) на западе Россия представляется доминирующей среди бывших советских республик, следовтально из возможных языков для изучения выбирают русский 4) эмиграция, связанное с ней возникновение обширных русских диаспор, которые додгое вемя сохраняют русский язык и русск культуру.



На 1980 год в школах в Германии работали 600 тыс, это всего лишь 6% всей германских учащихся и только 1% иходится на страые земли.

Увеличилось почти на 200 тыс. В Китае в 51 вузе страны ежегдно обучается 800 русистов, а в целом русский язык изучают более 10 тыс человек. Существуют и спец курсы русск языка для деловых людей. В Италии в городе Форли работает высшая школа по подготовке переводчиков, как автономный факультет старейшего Болонского унтверситета, где среди 5 основных языков иучается русский. В Израеле русский язык преподается в 5 университетах, а такжн в школах для эмигантов. В Новой Зеландии русский язык изучается в 4 университетах. В Индонезии, в ЮАР в университете Южной Африки. Во многих европейских странах работают спец летние курсы русского языка, собирающие представителей различн государств мира.

Статус русского языка: в Украине - язык нац меньшинства (60%), в Казахстане - официальный язык (66%), Узбекистан - язык межнационального общения (20%), Азербайджан - иностранный язык (24%), Молдова - язык межнац общения (56%), Грузия - инотъстранный (38%), Киргизия - официальный (30%), Латвия - иностранный (56%), Армения- иностр 31%, Таджикистан - язык межнац общения 16%, Эстония - иностранный 38%, Литва - иностранный 15%, Туркмения - язык межнац общения 3%.

В 1900 знали 150 миллионов человек, 1990 - 350 миллионов чел-к, сейчас - 278 млн, русский остается родным языком для 164 млн чел-к, из них 130 млн россиян, более 26 млн граждане стран СНГ и Балтии и около 7,5 млн живут в дальннм зарубежье. Еще окло 114 млн чел-к владеют русским как вторым или иностр языком.

Слово как основная лексическая единица

Слово - основная структурно-семантическая еденица языка, к-я служит для именования предметов, их св-в, явлений, отношений с действительностью и обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков специфичных для каждого языка. Характерными признаками слова ялвляются: цельность, выделимость, свободная воспроизводимость в речи. В слове различают следующие стурктуры: 1) фонетическая: слово - организованная совокупность звуковых явлений, образующая звуковую оболочку слова, 2) морфологическая: слово - совокупность морфем, 3)семантическая: слово - совокупность значений. Главная ф-я слова в языке - номинативная, но не каждое слово в русском языке называет понятие(служебные части речи, междометия, местоимения). В слове различают лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение - это исторически сложившаяся соотнесенность между звуковым комплексом составляющим слово и явлением, предметом объективного мира, отраженном в нашем сознании в виде понятий. Лексическое значение шире понятия т.к. включает в себя эмоционально-экспрессивную оценку и стилистическую окраску. Во второй половине 20 в появились работы в которых при рассмотрении семантики слова большое внимание выделяется вопросу о дополнительных значениях или созначениях или коннотациях. Грамматическое значение - пренадлежность слова к определенной группе слов, имеющих общие грамматические категории. Например: прилагательное - по числам, родам, падежам. Всякое слово в языке сходит в какую-либо грамматическую категории => слов без грамматического значения не бывает. Лексические значения слов в разных языках создаются одинаково, а именно - без названия предмета и понятия о нем язык не мыслим, а грамматические значения в каждом языке складываются по особому. Например: в англ яз-ке сущ-е не имеют рода, в русском яз-ке 6 падежей, в немецком 4. Носителем лексического значения является основа слова, носителями грамматического значения являются окончания, приставки, суффиксы, вспомогательные слова и ударения. Таким образом слово - это единство лексического и грамматического значений.

Многозначность слова. Полисемия.

Полисемия - наличие у единицы языка более одного значения или это способность слова в зависимости от контекста иметь несколько значений. В пределах нескольких значений слова можно выделить основное лексическое значение слова или лексему и вторичные значения (переносные). Длительное употребление слова в переносном значении приводит к тому,ч что слово становится многозначным. В зависимости от того, по какому признаку и на каком основании совершается перенос значения с одного предмета на другой различают следующие типы переноса: 1) по сходству, 2 или более предметов могут иметь внешнее сходство или обладать иным более скрытым признаком, в резльтате название одного предмета может стать названием другого, сходного с ним (нос, яблоко), перенос по сходству может совершаться из круга предметов, свойственных человеку в круг предметов, свойственных неживой природе 2) по функции: несколько предметов могут иметь одинаковое назначение. Перенос значения, обусловленный сходством между предметами и общность выполняемых или ф-й называется метафорой. Различают номинативные метафоры, к-е утратили первоначальную образность, т.к. часто используются в качестве названий (ножка стола, корень слова); образные метафоры: в толковых словарях такие значения подаются с пометкой пересное; индивидуально-стилистческие метафоры, они созданы писателями, поэтами, но не стали общеязыковыми. Нужно отличать термин метафора в литературоведении (номинативны метафооры отсутствуют) и языкознанию. 3) По смежности (это регулярный или окказионльный перенос имени из одного класса объектов или единичного объекта на другой класс или отдельный предмет, к-й ассоциируется с данным по вовлеченности в одну ситуации), такой вид переноса называется метонимией. Название может быть перенесено: 1) с вместилища на содержимое (блюдо) ; 2) с материала на изделие (серебро); 3) с места или населенного пункта на совокупность его жителей (над ним смеялась вся деревня); 4) с действия на его результат (остановка); 5) с ими автора на обозначение его произведений (издавать Толстого); 6) с действия на предмет, соыершающий это действие (предача энергии/телевизионная); 7) перенос с части на целое СИНЕКДОХА (он у нас голова).

В современном русском языке различают 3 основных типа лексического значения слов по Виноградову: 1) прямое/номинативное: оно непосредственно связано с отражением явлений действительности, границы употребления слов с номинативным значением широки, их связи с другими слова разнообразны и свободны; 2) фразеологически связанное: реализуется только в устойчивых сочетаниях слов, слова с этим значением несвободны, их связи с другими словами ограничены; 3) синтаксически обусловленное: реализуется в слове только тогда, когда оно выступает в предложении в определенной синтаксической ф-и, часто тауое значение приобретают слова называющие животных, птиц, растения, конкретные предметы, когда они употребляются для характеристики человека. В новом значении эти слова всегда обладают экспрессивностью. Как правило в предложении они выполяют роль сказуемого, реже - дополнения или подлежащего.

Лексическая омонимия.

Омонимия - это звуковое совпадение различных языковых единиц, значение к-х не связано друг с другом. Различают полные и частичные омонимы. Полные/лексические омонимы - слова одинаковые по звучанию и написанию во всех формах, но различны по значению (бокс). Частичные омонимы: грамматические (омоформы) - слова совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных грамматических формах (три, пила); фонетические омонимы (омофоны) - слова разные по значению и написанию, но совпадающие по звучанию (лук/луг, плод/клот, кот/код); графические омонимы (омографы) - слова, совпадающие в написание, но различающиеся значением (мУка/мукА). В некоторых случаях употребление омонима привод к двусмысленному пониманию того, о чем говорится (мы искали ключ). Об омонимии иногда говорят как о нежелательном явлении, положительная роль омонимов отмечается лишь в каламбурах и анекдотах.

Причины появления омонимов: 1) исторические звуковые изменения; 2)заимствования (брак=изъян - из немецкого); 3)звукоподражательное происхождение одного из омонимов (шип); 4) распад полисемии (свет); 5)различные слвообразовательные процессы. Омонимию следует отличать от многозначности. При многозначности между всеми значениями слова есть что-то общее, значение слов омонимов вообще не связано друг с другом. В толковых словарях все значения многозначного слова подаются в одной словарной статье, каждому значению слова-омонима соответствует своя словарная статья. Омонимию от многозначностью можно отличить и следующими двумя способами: 1) подбором синонимов (маркировАть - ставить клеймо, проводить борозды - многозначное); 2) проверка слообразовательных рядов (мир - вселенная (мировой-всемирный-мироздание)/тишина (мирный-мирить-миролюбие-пойтие на мировую) - омонимы).

Паронимия. Паронимия - это явление частичного звукового сходства слов при их полном или частичном семантическом различии. Термин "пароним" предложен Аристотелем, но он так называл производные слова. С 60х-80х гг 20 в сложилось понимание паронимов как однокорневых слов, принадлежащих к одной части речи (болотный/ботистый). Явление паронимии следует отличать от парономальной - это стилистический прием, состоящий в намеренном сближении слов, имеющих звуковое сходство??? Источниками появления паронимов являются: 1) развитие в словах новых значений; 2) освоение иноязычных слов; 3) развитие прфессиональной речи. Количество паронимов в русском языке нарастает.

Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным значением при их парном употреблении. Слова образуют антонимичные пары на основе лексического значения, т.к. слово может быть многозначным, то одно и то жн слово может иметь несколько антонимов. Не имеют антонимов существительные с конкретным значением, числительные и большая чать местоимений. По структуре антонимы бывают: разнокоренными и однокоренными. Антонимы, к-е характерезуются регулярностью воспроизведения и закрепленностью в словарном составе называются речевыми (жизнь/смерть). Слова, к-е вступают в антонимичные отношения только в определенном контекстве называются контекстуальными. Употребление антонимов делает речь более выразительной, антонимы используются в художественной лит-ре для создания контрастных образов, на базе антонимов строится антитеза (-средство характеристики действующих лиц, предметов или явлений путем их со- или противопоставления), оксюморон (-соединение двух противоположных понятий, противоречащих друг другу по смыслу (звонкая тишин)), антонимы часто используются в названии произведений ("Война и мир"), в фольклоре. Особую непродуктивную разновидность антонимов образуют слова, совмещающие в самих себе противоположные значения, такое явление называется "внутрисловной антонимией/энантиосемией"

Синонимы. Лк3.

Синонимы - слова одной и той же части речи, а также в более широком понимании фразеологизмы, морфемы, синтаксические конструкции, имеющие полностью или частично совпадющие лексические значения

Синонимы могу различаться: 1) оттенками лексического значения (труд/работа); 2) эмоционально-экспрессивной окраской (спать/дрыхнуть/почивать); 3) стилистической принадлежностью к определенному жанру речи (спать - межстилевое, почивать- почтительное, устаревшее); 4) употребление (сомолет/аэроплан); 5) способность вступать в соединение с другими слова (внезапная встреча, скоропостижная смерть). В качесте единицы смыслового сопоставления синонимов выступает элементарое значение слова, поэтому многозначное слово может попасть сразу в несколько синонимических рядов. Синонимический ряд - группа из 2х или более синонимов, в него могут входить: 1) слова одной части речи (жизнь, существование, бытие); 2) слова и словосочетания (быстро/сломя голову); 3) синтаксические отрезки речи (деревянный стол/стол из дерева). В синонимическом ряду выделяется доминанта - слово, семантически наиболее простое, стилистически нейтральное, оно определяется характер всего ряда и выражает общее значение для всех слов данного синонимического ряда. Разновидности. По способности замещать друг друга синонимы делятся на: 1)полные или абсолютные (забастовка/стачка), 2) частичные или относительные (линия/черта). По функции делятся на: 1) семантические (идеографические) они обозначают очень близкие, но не тождественные понятия (молодость/юность); 2) стилистические, дают разную оценочную хар-ку объекта, различаются по тому, какое отношение вызывают, стилистические синонимы, к-е выражают несколько приукрашенное отношение называются ЭВФИМИЗМЫ (глупые/недалекий); стилистические синонимы, к-е выражают сниженные отношения, называются ДИСФИМИЗМЫ (упасть/грохнуться); 3) семантико-стилистические, совмещают ф-и 1й и 2й групп (идти/тащиться).

Не относятся к синонимам: 1) слова обозначающие понятия разного объема, родовые и видовые (дерево/клен); 2) видовые понятия между собой (дуб/клен).

По структуре синонимы бывают: 1) разнокоренными (молодой/юный); 2) однокоренные (выругать/отругать; заглавие/заголовок; качать/раскачивать). Слова, к-е выступают как синонимы постоянно в любом контексте, называются речевыми или языковыми (общими). Слова, к-е стали синонимами только в опредленном контексте, называются контекстуальными.

Пути появения синонимов: 1) образование новых слов, близких по значению с уже имеющимися (мир=вселенная, мироздание, космос); 2) употребления рядом с русским словом иноязычного (земельный/аграрный); 3) появление рядом с литературным словом диалектного (свЕкла/ бурак). Синонимы употребляются со следующи целями: 1) чтобы избежать тавтологии; 2) чтобы подчеркнуть то или иное понятие; 3) в художественной лит-ре для создания словесной игры; 4) в стихотворной речи, в связи с требованием рифмы и рифма; 5) для создания комического эффекта; 6) для выражения противопоставления (надо не думать, а размышлять).

Курс современного русского литературного языка содержит характеристику русского литературного языка на современном этапе его развития. Началом этого этапа принято считать время творчества Пушкина – начало 19 века, т.к. именно в творчестве Пушкина завершается формирование общенационального русского литературного языка, а началось формирование русского литературного языка в 17 веке. С творчества Пушкина началась эпоха современного русского литературного языка (СРЛЯ). В творчестве Пушкина были выработаны и закреплены осознанные и принятые современным и последующим поколениями нормы русского литературного языка. Хотя в пушкинский период складывались все наиболее существенные принципиально важные качества, которые свойственны современному литературному языку, его развитие в последующие эпохи не прекращалось. 19 век можно считать первым периодом развития СРЛЯ. С конца 19 века до настоящего времени – второй период, который характеризуется вполне сложившимися закрепленными языковыми нормами. Т.о. будем считать хронологическими рамками СРЛЯ два века.

Собственно русский язык СРЛЯ с 19 в.

Язык русской нации 17 в.

Язык великорусской народности 14/15-17 вв.

Восточнославянский/древнерусский 7-13/14 вв.

Общеславянский язык (не старослав.) 1-6 вв.

Индоевропейская языковая общность до 1 в. н.э.

Русский язык – это язык всей нации. Имя народа «Русь» или «Рос» впервые появляется в источниках в середине 6 века в самый разгар общеславянского расселения. Две формы наименований говорят о том, что народ жил в бассейне реки Рось. В памятниках письменности употребляются две формы: «русьская земля» и «росьская правда». Обе формы дошли до наших дней (Россия, русский).

Русский язык входит в семью славянских языков. Все современные славянские языки принято делить на три группы: западно-, южно-, восточнославянские. В состав западнославянской группы входят чешский, польский, словацкий, кашубский, верхне- и нижнелужицкий. Южнославянские языки: болгарский, сербохорватский, словенский, македонский. Восточнославянские языки: украинский, русский, белорусский.

Важными этапами формирования СРЛЯ являются петровская эпоха, деятельность Ломоносова, карамзинский период, пушкинский период. Зачатки науки о русском языке относятся ко времени русского средневековья. Мелетий Смотрицкий в 1618 году составил учебник о церковно-славянском языке, Ломоносов в 1755 году написал «Российскую грамматику», Генрих-Вильгельм Лудальф (выходец из Саксонии) в 1697 году написал «Русскую грамматику» (первый учебник для иностранцев). Б.А. Ларин перевел этот учебник с латинского языка и издал его. Учебник Ломоносова стал практическим пособием для нескольких поколений.

Литературный язык – это форма общенародного языка, понимаемая говорящими на том или ином языке как образцовая. Для литературного языка характерна письменная фиксация, нормированность, упорядоченность языка, которая регулируется как правилами правописания, так и правилами произношения. Нормой для СРЛЯ является общеобязательность, общее принятие и общее понимание. Л.В. Щерба писал, что именно это делает любой язык литературным.

Литературному языку присуща разветвленность функционально-стилистической системы. Литературный язык представляет собой систему, объединяющую книжно-литературные нормы и разговорную речь. Для РЛЯ характерно глубокое и разнонаправленное взаимодействие письменной и разговорной речи. Функциональные разновидности литературного языка реализуются и в письменной, и в устной форме. Письменная речь строго следует установленным грамматическим правилам, а устная речь свободнее в этом отношении. При разговоре интонация и жесты позволяют употреблять эмоциональные слова и сокращения, при письменной речи круг лексики шире.

Диалекты (социальные и местные). Просторечия.

Территориальные диалекты (говоры, наречия) являются ответвлением от общенационального языка и входят в систему языка. В диалектах встречаются языковые черты, общие для литературного языка и того или иного говора. Это дает понимать речь. Речь – то, что устно произносится, а язык – то, что может быть написано и произнесено. Диалекты имеют особенности, которые отличают его от литературного языка. Это те элементы, которые дают возможность противопоставить литературный язык и диалект. Специфические черты, по которым различаются диалекты:

Грудь болит, и голова болит.

[груть балит и галава балит] фонематическая транскрипция.

[грудина болит и голова болит] – северо-русские говоры.

Грудина болит, и голова болит.

[хрудина балить и халава балить] – южно-русские говоры.

На основании целого ряда различий (фонетических, морфологических, синтаксических и лексических) говоры русского языка принято делить на три большие группы: северное, южное и среднерусское наречия. Для северного наречия характерны оканье, цоканье (ц =ч ), в третьем лице глаголов т – твердое; для южного характерно аканье, яканье (бяреза), в третьем лице глаголов т – мягкое; для северного – г взрывное; для южного – фрикативное.

Северорусские говоры: Онежское озеро до устья Северной Двины, до Ладожского озера на юге, южнее Ярославля и Костромы.

Южнорусские говоры: от гор. Севеж, граница с Латвией, южнее Москвы и севернее Рязани.

Среднерусские говоры: западная граница у Чудского озера, восточная – за Нижним Новгородом. Такое членение было установлено в 1914 году.

Социальные диалекты = профессиональные = специальные языки. Особый интерес представляют тайные языки – социальные диалекты обособленной группы, которые создаются с целью замкнуть общение в предел данной группы. Первые сведения относятся к средним векам: в XIII в. создается язык нищих в Германии. Жаргонами являются социальные диалекты определенной возрастной общности людей. В отличие от территориальных диалектов социальный диалект не обладает собственной грамматической и фонетической системами, а лексика строится на базе литературного языка путем переосмысления, метафоризации и языкового искажения.

Просторечия – особенности языка жителей разных местностей: слова, выражения и грамматические формы, не принятые в литературном языке. Просторечия не ограничиваются территориально.

Билет №2.Происхождение современного русского литературного языка (теория и история вопроса).

Литературный язык связан с письменностью, начало литературного языка – это начало письменности (litera- буква). Однако точки зрения историков языка литературный язык нельзя связывать исключительно с письменностью. Основное для литературного языка, наряду с письменностью, - обработанность и нормативность. У русского народа в дописьменную эпоху была потребность в литературной обработке языка. Складывались обычаи, законы, философские учения – все это передавалось из поколения в поколение отточенным языком устно, а не письменно, поэтому неправильно говорить о литературности языка исходя только из наличия письменности.

Общепринято, что первым крупным памятником письменности является Остромирово Евангелие (1056-57), но сейчас доказано, что письменность возникла ранее. Имеются данные, что письменность пришла в конце Х века с принятием христианства (988). Письменность проникла через религиозные тексты на старославянском языке. Кирилл и Мефодий создали две древнейшие славянские азбуки – кириллицу и глаголицу. В ходе археологических раскопок был обнаружен памятник, который относится к первой трети Х века (на черепке слово ГОРОУΨА).

Кириллица использовалась для записей законов, художественной литературы, договоров, грамот, писем, церковной литературы, но при этом пользовались только азбукой, а не старославянским языком. Важен вопрос о взаимодействии древнерусского литературного и старославянского языков. Письменность древнейших времен обслуживала общественные потребности Киевского государства – нужды государственного управления и суда, на нем оформлялись официальные документы и им пользовались в частной переписке. На древнерусском литературном языке созданы летописные повести и другие произведения русских авторов. Обнаруживается смешанный характер языка этих памятников. Во всех типах и жанрах присутствуют народные (восточнославянские) и книжные (старославянские) элементы. Мнения ученых часто противоположны, одни и те же факты интерпретируются по-разному. Главный вопрос научных дискуссий – о роли книжной старославянской и народной восточнославянской составляющих в образовании языка.

До 30-х годов ХХ века господствовала гипотеза, согласно которой СРЛЯ является по своему происхождению «пересаженным» на Древнюю Русь из Болгарии в связи с принятием христианства, а затем он подвергся обрусению. Казалось, эта гипотеза не требовала доказательств: Древняя Русь получила письменность из Болгарии, и основная масса письменных памятников ХI-XIV веков представляет собой книги религиозного содержания, написанные на старославянском языке. Церковнославянский язык играл большую роль в культуре Московской Руси, стал ее книжным языком, а также в определенной степени стал генетической основой СРЛЯ. Обучение грамоте светских и духовных лиц в течение многих столетий шло по церковнославянским книгам. Церковнославянский язык был обязательным во всех школах до 1917. После эпохи Пушкина считалось непрактичным разъединять церковнославянское и русское начала. Лингвистика должна была доказать иноземные древнеболгарские истоки СРЛЯ. Возникла теория, согласно которой в основе РЛЯ не русский язык. А.А. Шахматов написал несколько книг, где доказал, что по своим истокам СРЛЯ – церковнославянский, происходящий из Болгарии. В течение веков он сближался с разговорным древнерусским языком и постепенно перестал восприниматься как чужой. Древнеболгарский язык воспринимался на Руси как чужой не более столетия, после чего к нему привыкли. В доказательство своего тезиса Шахматов выделил 12 признаков иноязычия в РЛЯ:

    Неполногласные формы слов и приставок (ворота, врата )

    Сочетания ра-, ла- в начале слова, наряду с параллельными ро-, ло- (равный – ровный)

    жд вместо ж (вождь-вожак )

    аффриката щ вместо ч (освещать-свеча )

    гласный е , не перешедший в о (есень – осень)

    начальное ю вместо у (юноша – уноша)

    твердое з вместо з’

    гласные о и е на месте ъ и ь (сънь – сонъ )

    грамматические формы на –аго, -яго, -ея, -ия, -ыя

    на месте ь появляется и

    Церковнославянское образование с определенными морфемами: -ствие, -тель, -ство ; причастные формы на –нн и –вший

    Существование церковнославянской лексики.

Теория Шахматова получила широкое распространение в России и за рубежом. Против нее в 30-е годы выступил С.И.Обнорский, который выдвинул идею об исконно русском происхождении РЛЯ. Он написал работу «Очерки по истории литературного языка старшего периода», в которой утверждал: все славянские языки в IX-X веках были относительно близки друг другу. Кроме того, старославянский язык, как язык книжный, сложившийся на базе переводов, был языком жанрово ограниченным. С точки зрения Обнорского, русский язык не был в основе старославянским, но в дальнейшем в собственно русский язык влился ряд старославянизмов и церковнославянизмов. Был общий РЛЯ старшей поры. Характерные его черты – русский облик, архаичный тип языка и слабое влияние на него церковнославянского языка. По мнению Обнорского, данные, которые строятся на материале памятников древнерусской письменности, позволяют сделать вывод о ложности взгляда, что РЛЯ в основе иноязычен. Сталкиваясь с финским, греческим и другими языками, русский язык развивается собственным путем. Тогда же появляется самобытность в характере РЯ.

Положение о происхождении РЛЯ на русской основе имело большое методологическое значение в дальнейшем изучении языка. Многие церковнославянизмы, которые появлялись в источниках, теперь объяснялись тем, что писец стремился придать документу большую книжность. Другие изучали русский язык вне связи с другими славянскими языками. Последних называли русистами (противопоставляя их предыдущему поколению «славистов» - Потебня, Срезневский, Шахматов). Вопрос о происхождении РЛЯ связан с вопросом о старославянском языке и письменности. Русисты противопоставляли русский и старославянский языки и подчеркивали самобытность русского языка. В русской лингвистической науке сложилось мнение, что XI век нельзя считать началом русской письменности, что договор Руси с Византией был написан на русском языке еще в Х веке, следовательно, письменность возникла еще до принятия христианства. Обнорский считал, что возникновение письменности было обусловлено необходимостью переводить с греческого и других языков. Обнорский построил систему доказательств на основе памятников.

Б.А. Ларин, который также занимался проблемой происхождения РЛЯ, возвел его к IX-X векам. Ларин принадлежал к славистам. Обнорский считал своей основной задачей при анализе памятников расчистку первоначального текста, скрытого под наслоениями. Ларин же говорил, что письменность никогда не отражала живой язык абсолютно точно. Разрыв между письменным и разговорным языками был иногда очень значительным, при этом трудно выделить пределы этих различий. Обнорский в основном анализировал «Русскую Правду», сравнивая две ее редакции. Ларин считал, что Обнорский преувеличивал, когда относил все церковнославянские черты орфографии к поздним элементам. Ларин считал, что некоторые из этих элементов (например, условные предложения, начинающиеся с оже, аче, аще ) были вписаны из списка, который был сделан в Киеве. Обнорский считал, что предложения с аще были внесены переписчиком в более позднюю эпоху. Ларин считал, что абсолютная чистота языка недостижима при сложных взаимоотношениях с другими странами. Обнорский считал, что «Русская Правда» была написана не в Киеве, а в Новгороде, так как в ней нет Византийского и болгарского влияния. Ларин обращал внимание, что договоры с греками написаны на русском языке, но влияния церковнославянского не было совсем. Ларин говорил о смешанном характере РЛЯ.

Старославянский – древнейший дошедший до нас славянский язык, продолжал традиции переводов Кириллом и Мефодием богослужебных и церковных книг с греческого в IX веке. Церковнославянский язык – старославянский по происхождению, но испытавший влияние живого языка тех народов, у которых был распространен. Различают местные разновидности церковнославянского языка: болгарскую, сербскую, восточнославянскую, русскую и др. Древнеславянский литературный язык – единый язык южных славян в IX-XVIII веках. Древнерусский язык – общий язык восточных славян, который сформировался в VII-VIII и существовал до XIV-XV веков.


Курс современного русского литературного языка непосредственно связан с профессиональной подготовкой будущих учителей русского языка и литературы. Его содержание образует обобщенное описание системы современного русского литературного языка. Вместе с тем он строится таким образом, чтобы одновременно помочь студентам в овладении нормами литературной речи и навыками лингвистического анализа.
В отличие от других лингвистических дисциплин, в которых освещается история русского языка, его стилистические разновидности и диалекты, русская художественная речь, в курсе современного русского литературного языка дается только синхронная характеристика его на современном этапе.
Курс состоит из следующих разделов: 1) лексикология, освещающая лексику и фразеологию, 2) фонетика и орфоэпия, дающие представление о звуковой системе языка, 3) г р а ф и- ка и орфография, знакомящие с русским алфавитом и системой правописания, 4) словообразование, в котором описываются морфемика и способы образования слов, и 5) грамматика - учение о морфологии и синтаксисе.
Название курса требует разъяснения в связи с различным толкованием образующих его слов. В данном курсе изучается я з ы к, а не различные речевые формы его проявления. В нем изучается литературный язык, т. е. высшая форма национального языка, которую отличает от различных диалектов, арго и просторечия нормативность и обработанность. В нем изучается русский литературный язык, который является не только языком великого русского народа, но и средством межнационального общения всех народов Советского Союза. В нем, наконец, изучается современный русский литературный язык, т. е. язык, на котором говорят русские и нерусские сейчас, в данный момент, в настоящее время.
Последнее необходимо подчеркнуть потому, что под понятие «современный» нередко подводят русский литературный язык довольно широких хронологических рамок - от Пушкина до наших дней. Очевидно, что русский язык пушкинской эпохи, равно как предыдущих и последующих, своей значительной частью вошел в современный, но вместе с тем язык, на котором мы говорим и пишем в настоящее время, нельзя отождествлять ни с пушкинским, ни даже с языком начала XX в. Самые обычные для знающих современный русский литературный язык фразы были бы, например, для Пушкина непонятными (ср. хотя бы газетные заголовки: «В Центральном Комитете КПСС», «Верность пролетарскому интернационализму», «Научный потенциал вузов», «Коммунисты и пятилетка» и т. д.).
Следовательно, под современным русским литературным языком следует понимать действительно современный язык, русский язык нашей эпохи (естественно, включая все лучшее и нужное ему из его лингвистического прошлого, в том числе, конечно, и замечательный язык Пушкина).
От русского литературного языка следует отличать язык русской художественной литературы, впитывающий в себя все богатство русской речи (как литературной, так диалектной и арготической) и выполняющий не только коммуникативные, но и эстетические функции. Именно поэтому последний не относится к системе функциональных стилей русского литературного языка (книжный, включающий научный, официально-деловой, публицистический, и разговорны й), а составляет особую лингвистическую сущность, возникшую как творческий сплав функциональных стилей в индивидуальном изобразительно-выразительном преломлении того или иного писателя.
Литературный язык существует в двух формах: письменной и устной. В последней литературная норма представлена как динамическое явление в большей мере: в ней наблюдаются нередко отклонения от установленного языкового стандарта, чаще возникают новые, еще не принятые всеми носителями языка слова и обороты.
Благодаря художественной литературе и особенно средствам массовой информации многие из ненормированных фактов устной речи становятся литературными, нормативными, правильными.

План.

1. Многообразие языков мира и место русского языка в их генеалогической системе.

2. Возникновение русского национального языка (краткая историческая справка).

3. Русский язык – один из главных современных мировых языков.

4. Качества русского языка в сопоставлении с другими языками мира.

5. Литературный язык – высшая форма общенародного языка. Языковая норма.

6. Понятие «Современный русский литературный язык» (СРЛЯ).

Литература:

1. Л.Ю. Максимова – часть I, §33 – 38.

2. В.И. Кодухов. Ведение в языкознание. §48 – 51, §9 – 23.

3. Шанский Н.М., Иванов В.В. §3 – 4.

Дополнительная литература :

4. Брагина А.А. Русское слово в зыках мира. – М., 1978.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., Просвещение, 1978.

6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., Просвещение, 1988.

7. Костомаров В.Г. Жизнь языка (от вятичей до москвичей). – М., 1994.

8. Лопатин В.В. рождение слова. – М., 1973.

9. Успенский Л.В. Слово о словах. Л., - 1982.

10. Чуковский К.И. Живой как жизнь. – М., 1982.

1. В современном мире существует множество языков. Их от 3000 до 5000. Точное количество назвать нельзя, т.к. границы между языками и диалектами нечетки, довольно расплывчаты.

В число наиболее распространенных мировых языков входят:

1. китайский – свыше 1,5 млрд. чел;

2. английский – ок. 450 млн. чел;

3. индийский и урду – ок. 350 млн. чел;

4. испанский – свыше 300 млн. чел;

5. русский – ок. 200 млн. чел.;

6. индонезийский – свыше 180 млн. чел (данные 20-летней давности).

По своим родственным связям все языки мира делятся на языковые семьи → группы → подгруппы → отдельные языки. Классификация условна (т.к., например, можно считать славянские языки отдельной семьей, включающей восточную, южную и западную группы, а можно – группой, входящей в одну европейскую семью).

Родственные языки , входящие в одну семью, возникают из одного языка и имеют общие корни и аффиксы (служебные морфемы); обнаруживают закономерные соответствия звуковых чередований.

Наиболее обширной является индоевропейская языковая семья, включающая 10 групп современных языков, в том числе:

ü романскую (итальянский, французский, испанский);

ü германскую (английский, немецкий);

ü славянскую, которая в свою очередь делится на подгруппы:

« южную (болгарский, македонский, сербский, словенский, ныне мертвый старославянский);

« западную (чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий и ныне мертвые полабские диалекты);

« восточную (украинский, белорусский, русский).

Доказательства общности индоевропейских языков (примеры):

2. История языка неотделима от истории народа-носителя этого языка.

Индоевропейская семья окончательно распалась в III – II тысячелетиях до н.э., тогда же возникает общеславянское языковое единство, которое в свою очередь распадается в VI – VII веках на южную, западную, восточную группы. Язык той далекой эпохи нам неизвестен, т.к. не было письменности.

В VIII – IX веках на базе восточнославянских диалектов формируется древнерусский язык. В письменной форме он начинает существовать после крещения Руси в 988 году князем Владимиром («Остромирово Евангелие» – дошедший до нас наиболее древний лит.памятник – датировано серединой XI века). Об устной речи этой эпохи мы знаем мало. Одним из самых колоритных памятников является «Слово о полку Игореве», которое дает нам некоторое представление об устной народнопоэтической речи конца XII века. «Моление Даниила Заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» и др. литературно-художественные памятники в некоторой степени дополняют эту картину.

Итак, с конца X века язык начинает существовать в двух противоборствующих формах: письменной (церковный витиеватый стиль «плетения словес») и устной (живая речь народа), которые в последующих веках постепенно сближаются, унифицируются: устная речь оказывает все большее воздействие на письменную.

В XIII–XIV веках общий для восточных славян древнерусский язык распадается на три самостоятельных языка:

« русский;

« украинский;

« белорусский.

Это разделение объясняется двумя внеязыковыми факторами:

1. Монголо-татарское иго, под которым оказалась большая часть русских земель (его след в лексике: деньги, лошадь, башмак, барабан, сарай и др. слова, которых всего ≈ 300, однако они очень часто употребляются в речи);

2. Часть территории (буд. Украина, Белоруссия) находилась под влиянием Литвы и Польши (в том числе Брянские и Смоленские земли).

Как национальный язык великого народа русский язык сформировался к концу XVII века на базе двух основных говоров – южного великорусского и северного великорусского. Население московского княжества, занимавшего срединное положение, вобрало лучшее из этих двух основных говоров. В лексическом составе доминируют черты северных диалектов: волк (бирюк), петух (кочет), изба (хата) и т.п., а в фонетике – южных (аканье, иканье). Сближаются, унифицируются книжная и разговорная формы речи. Из письменного книжного языка постепенно исчезают старославянизмы, сложные синтаксические конструкции. Язык постоянно подпитывается из живой речи народа. Под влиянием художников слова, выдающихся личностей, таких как Крылов, Ломоносов, Карамзин, Фонвизин, Державин, к началу XIX века язык становится наиболее отточенным, приближается к своей высшей – литературной – форме. Благодаря Пушкину русский язык к середине XIX века становится современным литературным (в широком понимании термина).

3. Русский язык – язык политической, экономической и культурной сфер жизни русского народа. Наряду с английским, французским, испанским, китайским и арабским признан одним из 6 официальных языков ООН. В 70 – 80 гг. XX века более 20% научной литературы в мире издавалось на русском языке. Во многих странах мира (около 90) большое внимание в колледжах, школах отводится изучению русского языка. В 1967 г. была создана «Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы» (МАПРЯЛ). Цель – распространение русского языка в мире и совершенствование его преподавания. Большинство стран СНГ до сих пор считают русский язык главным, основным. Это происходит не только потому, что русский язык – язык всемирно известных деятелей науки и искусства. Он обладает рядом замечательных качеств, которых в их совокупности не хватает многим другим языкам.

4. Преимущества русского языка:

1. Алфавит состоит всего из 33 букв (ср.: китайский ≈10000 иероглифов);

2. Русская речь напевна, нежна, мелодична, когда нужно выразить лирические чувства; точна и лаконична – в научной сфере деятельности; резка и груба при сомнительной необходимости оскорбить человека, т.е. способна обеспечить любой социальный заказ;

3. Русский язык богат синонимическими возможностями, способностью выражать самые различные оттенки мыслей, чувств, качеств предмета. Например, оттенки синего цвета: небесный, светло-голубой, голубой, бирюзовый, васильковый, лазурный, лазоревый, синий, темно-синий, лиловый, фиалковый, сиреневый, фиолетовый, иссиня-черный и т.д.

4. Русский язык обладает относительно свободной системой построения предложения в отличие от языков со строгим порядком слов (например, английский):

· Мама мыла раму.

· Мама раму мыла.

· Мыла раму мама.

· Мыла мама раму.

· Раму мыла мама.

· Раму мама мыла.

5. В русском языке масса всевозможных суффиксов и приставок, способных выражать тончайшие оттенки различных значений.

6. Русский язык – язык флективного строя, т.е. основные грамматические значения (рода, числа, падежа, лица) выражаются при помощи окончаний, изменяющих форму слова.

5. Не следует смешивать понятия «русский национальный язык» и «русский литературный язык».

Русский национальный язык – понятие более широкое, включающее устаревшие слова, различные диалекты, в том числе социальные жаргоны (студенческий, воровской, морской и т.д.); просторечия, вульгаризмы, даже мат, т.е. все формы существования языка.

Русский литературный язык – высшая форма общенационального языка. Это язык, обработанный мастерами художественного слова, – язык, подвергшийся нормализации на всех его уровнях. Огромная заслуга в изучении РЛЯ принадлежит В.В. Виноградову (лингвист, литературовед). Он разработал два новых направления в лингвистике:

1. история РЛЯ;

2. наука о языке художественной литературы.

«Язык Пушкина», «Язык Гоголя», «Стиль прозы Лермонтова» - работы В.В. Виноградова.

Литературный язык – язык нормированный, т.е. регламентированный различными нормами.

Норма литературного языка – историческая, развивающаяся, возникающая в результате постепенной кристаллизации общенародных языковых элементов и отмирания того, что не имеет общенародного значения. Норма языка подчинена тем правилам (орфографическим, орфоэпическим, лексическим, грамматическим), которые существуют сегодня. => Существуют нормы правописания, произношения, склонения, построения предложений и многие другие.

6. Современный русский литературный зык в широком смысле – это язык со времен Пушкина до наших дней. Но наш современный язык и язык Пушкина – это уже далеко не одно и то же. Пример: во времена Пушкина «истукан, кумир, болван» означало «статуя», «сопутник» – спутник, «инвалид» – ветеран. Не было аббревиатур и многих современных слов. => Первая половина XIX века – нижняя граница понятия, средняя граница приходится на конец XIX – начало XX века. Верхняя грань – 30 – 40-е годы XX века и вплоть до современной эпохи.

В середине XXI века границы сместятся (с уходом из жизни поколения-носителя прежней языковой нормы).

В самом строгом значении термина, СРЛЯ – язык, на котором мы говорим и пишем сегодня, язык современной науки, официально-деловой документации, язык дикторов телевидения и радио, язык лекторов в студенческих аудиториях и учителей в школьных классах.

Высказывания выдающихся людей о русском языке:

Ломоносов: «Карл V, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков». (Том 7, стр. 393)

Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, - как не впасть отчаяние при виде всего, что совершается дома. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Предметом нашего изучения является современный русский литературный язык . «Современный русский литературный язык» – это терминологическое сочетание, поэтому нужно понять, какой смысл несёт в нём каждое слово.

Что такое язык? Это знаковая система, используемая в некоем социуме в определённый период его существования и развития . В лингвистике ХХ века принято противопоставлять язык и речь . Такой подход первым предложил швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр. Язык и речь противопоставлены как абстрактное и конкретное.

Если язык – система знаков, код, который существует в сознании всех его носителей, то речь – конкретные реализации этого кода. Например, нетрудно заметить, что множество предложений: – построены по одной схеме: N 1 V f 3 s – существительное в именительном падеже + спрягаемый глагол в форме изъявительного наклонения настоящего времени третьего лица единственного числа. Эта схема – уровень языка; предложения Студент конспектирует. Автомобиль едет. Мобильник звонит. – уровень речи. Наглядно проиллюстрировать противопоставление язык – речь поможет такой пример: и у вас, и у многих ваших друзей есть мобильные телефоны одной модели, например Nokia. Модель – образец, схема: руководствуясь ею, можно произвести сколько угодно телефонов, которыми пользуется множество людей.

Русский язык – один из восточнославянских языков, ближайшими родственниками его являются украинский и белорусский языки. Русский язык относится к крупнейшим языками мира, занимая пятое место по числу говорящих (родным он является для 161,7 млн. человек, вторым – для 110 млн.). Это один из рабочих языков ООН. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) насчитывает 200 коллективных членов из 40 стран мира. Число желающих изучать русский язык растёт, хотя изменились мотивы: если до перестройки иностранцев интересовала в первую очередь богатейшая русская классическая литература, то сегодня приоритеты отдаются языку делового общения.

Мы изучаем литературный язык. Литературный язык – это только часть общенационального языка, куда входят территориальные и социальные диалекты, просторечие, сленг. Литературный язык – это высшая наддиалектная форма существования языка, которая характеризуется обработанностью, полифункциональностью, стилистической дифференциацией средств и тенденцией к регламентации.

«Наддиалектная форма» – это значит, что такая форма языка служит для общения носителей разных диалектов. Наддиалектными формами языка являются просторечие и сленг. Литературный язык – высшая наддиалектная форма, поскольку он обработан мастерами слова, стоит выше всех других форм языка по культурному и социальному статусу. Полифункциональность означает, что литературный язык обслуживает множество сфер: устное бытовое общение культурных людей, политику, общественную жизнь и делопроизводство, науку и образование, СМИ, культуру и те формы искусства, которые требуют вербального (словесного) выражения. Русский язык не обслуживает сферу богослужение (традиционно здесь преобладает церковнославянский, несмотря на то что ещё до Октябрьской революции были переведены на русский язык Евангелие и другие тексты, используемые во время богослужения), однако благодаря тому, что в ХIХ веке на нём была создана обширная богословская литература, возрождающая дух древнего благочестия, русский язык получил у богословов особый статус – святоотеческого языка. Полифункциональность литературного языка привела к формированию функциональных стилей: официально-делового, научного, публицистического, художественного, разговорного. В каждом стиле вырабатываются свои языковые средства – от фонетического уровня до текста. Нормы литературного языка зафиксированы в словарях, справочниках, грамматиках, учебниках и носят предписывающий характер. Фиксация сложившихся в процессе общественной языковой практики явлений носит название кодификации . Однако кодификации подвергаются только нормы, относящиеся к книжно-письменной речи. Сравнительно недавно, в 60-е г.г. ХХ века, учёные открыли, что литературный язык состоит из двух систем – кодифицированного литературного языка (КЛЯ) и разговорного языка (РЯ). Разговорный язык усваивается путём общения между культурными людьми, которые владеют КЛЯ, и используется в условиях неформального общения.

Мы изучаем современный язык. С какого периода в развитии русского языка его можно считать современным? На этот вопрос ответить непросто, потому что язык находится в постоянном изменении и в то же время остаётся тождественен себе. Ф. де Соссюр в «Заметках по общей лингвистике» проводит такую аналогию: некий человек, увлекающийся фотографией и располагающий достаточными средствами, создал галерею своих фотопортретов за 20 лет. За этот срок внешность его претерпела существенные изменения, но, если сравнить два, три, десять соседних портретов, мы не заметим отличий. Очевидно, человек изменялся медленно, день за днём, но остался сам собой и за 20 лет. Таким же образом изменяется язык. И всё же в развитии языка есть периоды, когда он совершает качественные скачки. Например, русский язык ХVIII века и язык пушкинской поры существенно отличаются. Нам близок и понятен язык пушкинской поэзии и прозы, а язык его предшественников воспринимается как архаичный. Язык от Пушкина, т.е. со второй трети ХIХ века, – современный. Это широкое понимание термина «современный».

За два столетия, конечно, язык претерпел изменения. Точна ли рифма в знаменитых пушкинских строках: В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты ? Студентка, которая давала зачётный урок по лирике А.С. Пушкина во время педагогической практики, прочитала так: безна[д’о]жной, неж[ны]й . При таком прочтении рифма неточная. Но у А.С. Пушкина все рифмы точные, по ним нужно сверять произносительные нормы! Значит, читать надо так: безна[д’э]ж[нъ]й, [н’э]ж[нъ]й (так, как если бы окончание в этом прилагательном было -ой ). Действительно, в поэзии было принято употреблять церковнославянские по происхождению формы, предпочитая их русским, например, в церковнославянском приняты формы надежда, безнадежный, поет (глагол в форме 3л. ед. ч), в русском языке им соответствуют надёжа, безнадёжный, поёт . А вот окончание -ой у имён прилагательных в форме единственного числа мужского рода именительного падежа (молодой, дорогой, золотой ) по происхождению исконно русское. В церковнославянском ему соответствует –ий/-ый (тихий, честнˈый ). Литературной нормой в этом случае стала исконно русская форма. К слову, фамилии знаменитых деятелей русской культуры Достоевский, Чернышевский, Чайковский, Мусоргский следует произносить так: Достоевс[къ]й, Чернышевс[къ]й, Чайковс[къ]й, Мусоргс[къ]й. Значит, со времён А.С. Пушкина орфоэпические нормы подверглись изменениям.

Изменения затронули и другие уровни языка. Так, рифма С. Марьина, известного в Москве в начале ХIХ века поэта, указывает на мягкое произношение согласного [т’] в форме третьего лица глагола: Нельзя иметь тебе сумненье, чтоб мог другую я любить, коль сердца каждое движенье тебе одной принадлежить. Изменились значения многих слов. Например, личность в начале ХIХ века означало ‘оскорбление’, живот –‘жизнь’ , а не часть тела, позор - ‘зрелище’ . Многие современные школьники не только затрудняются дать толкование словам котильон , наперсник , алтын , прясло, но не знают, кто такой привратник . Эти слова требуют особых комментариев, обращения к толковым словарям. Действительно, возникает необходимость очертить понятие «современный» для русского литературного языка в узком смысле это язык последней четверти ХХ века – начала ХХI . Этот период характеризуется активными процессами: ,

1. «Лавинообразное» словообразование – слова приходят в язык целыми гнёздами (бомж – бомжиха, бомжонок, бомжевать; конвертировать – конвертация, конвертируемость, конвертируемый ). Особенно активными стали некоторые заимствованные приставки: антирыночный, антимонопольный, антисоциалистический, антимайдан; суперигра, суперджойстик, супергерой. Из способов словообразования наиболее активным стала аббревиация: бомж (без определённого места жительства), ДНР (Донецкая народная республика), ЧМ (чемпионат мира), МКС (международная космическая станция). Учёные отмечают также появление новых способов словообразования, например графодеривации (на100ящий; zoo-сфера ).

2. Активное заимствование лексики, в первую очередь из американского варианта английского языка (консенсус, мониторинг, контролинг, менеджмент, брифинг ). Нередки случаи, когда слово, заимствованное из другого языка ранее, вторично заимствовалось через посредство английского. Например, технический термин маркёр пришёл из французского, современное маркер – из английского языка. Появился особый вид заимствований – слова-кентавры: одна часть слова заимствуется, сохраняя все особенности, даже свой графический облик в язык-источнике, другая – русское слово или освоенное русским языком заимствование, например: web-сайт, Vip-персона.

3. Чрезвычайно активно протекают семантические преобразования – слова приобретают новые значения (ср. рынок, рыночный в словаре С.И. Ожегова и современные значения), происходит перераспределение прямых и переносных значений. Последнее касается в первую очередь лексики религиозной сферы. Так, в советскую эпоху большинство этих слов употреблялось в переносном значении (боевое крещение, поститься – ‘вообще не есть, голодать ’). Сдвиг в значении начинается часто с иронического употребления слова, которое может привести к внутрисловной антонимии (энантиосемии). Сравните значения глаголов светить, двинуть, схлопотать в литературном языке и в жаргоне. Изменение социальных оценок приводит к изменению эмоционально-экспрессивной окраски слова. Приобрели положительную окраску слова, ранее имевшие отрицательную или нейтральную: культовый, элитный, сексуальный .

4. Интенсивная демократизация языка вкупе с отменой в 90-е г.г. цензуры привела к тому, что потоки стилистически сниженной, бранной, вульгарной лексики проникли во все стили и жанры. К сожалению, закон о цензуре вернулся только недавно, и за это время выросло целое поколение, которое не представляет себе жизни без мата и вульгаризмов. В 90-е г.г. происходит окончательное формирование сленга, который становится средством общения не только среди деклассированных и малокультурных элементов общества – сленгом пользуются все, от школьников и студентов до журналистов и космонавтов.

5. Уход в пассивный запас той части лексики, которая была наиболее частотной, составляла «идеологическое ядро» языка: соцреализм, партсобрание, партвзыскание, соцлагерь, партийно-воспитательный. Впрочем, некоторые из этих слов успели вернуться в активный запас: идейно-воспитательный, народный избранник, агитпункт.

1. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

2. К какой группе и подгруппе языков относится русский? Назовите число говорящих на русском языке. Каковы ближайшие «родственники» русского языка?

3. Дайте определение литературному языку. Объясните каждое слово в этом определении. Что такое полифункциональность? Кодификация? Из каких двух систем состоит литературный язык?

4. Какие хронологические рамки охватывает понятие «современный язык» в широком и в узком смысле? Приведите примеры изменений, которые произошли в русском языке со времён А.С. Пушкина.

5. Перечислите процессы, которые характеризуют русский язык конца ХХ – начала ХХI века. Коротко расскажите о каждом из них.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№ 1. Найдите информацию о том, что такое «мировой язык». Выпишите определение в тетрадь, подчеркните признаки, которым соответствует русский язык. Считается ли мировым китайский язык? Почему? Перечислите рабочие языки ООН.

№ 2. Заполните таблицу:

Ф О Н Е Т И К А

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

Фонетика (греч. phone – ‘звук’, phonetikos – ‘звуковой’, ‘голосовой’) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Предметом исследования в фонетике являются звуки и их закономерные чередования, ударение, интонация, а также особенности членения звукового потока на слоги, фонетические слова и фразы.

Выделяют четыре аспекта изучения звуков речи:

· акустический аспект (от греч. akustikos – ‘слуховой’) непосредственно связан с характеристикой звука как физического явления;

· артикуляционный аспект (от лат. articulare – ‘разделять’, ‘членораздельно выговаривать’) предполагает рассмотрение звуков с точки зрения их образования;

· перцептивный аспект (от лат. perceptio – ‘ощущаю’) изучает звуки с точки зрения восприятия;

· функциональный аспект (собственно лингвистический) исследует смыслоразличительную роль звуков, т.е. соотношение звука и смысла. Этим занимается особый раздел фонетики – фонология .

Все аспекты исследования звукового строя языка определённым образом связаны друг с другом. Так, нередко данные акустической и артикуляционной классификаций дополняют друг друга. Фонологическая теория, в свою очередь, во многом опирается на данные акустики и физиологии.

Все фонетические единицы речи делятся на сегментные (от лат. segmentum’отрезок’) и суперсегментные . Сегментные единицы выделяются в потоке речи как отдельные отрезки различной длины. Так, в слове язык выделяются звуки [j],[и э ],[з],[ы] и [к]. Звук – это минимальная единица звуковой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи свойствами) [ЛЭС]. Другими сегментными единицами фонетической системы являются:

· слог – минимальная цепочка звуков, выступающая как цельный артикуляционный комплекс, представляющая собой гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными;

· фонетическое слово (такт) – группа слогов, объединённых общим ударением;

· фраза – законченное по смыслу высказывание, ряд тактов, объединённых интонацией.

Суперсегементные единицы не могут существовать без сегментных, в отрыве от звуков, слогов, фонетических слов, фраз. К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация. Они как бы «накладываются» на сегментные единицы, являются дополнительными компонентами в звуковой организации языка.

Поскольку звуковой уровень представляет собой лишь часть системы языка, фонетика тесно связана с другими разделами языкознания. Так, для разграничения морфем и слов важно установить, какие чередования являются смыслоразличительными, а какие нет. Например, чередование звонких и глухих согласных может быть в рамках одной морфемы: узы – уз [ус], но [з] и [с] могут различать слова и морфемы, если выступают в одной позиции: узы – усы . Важную смыслоразличительную роль играет ударение: хл´опок – хлоп´ок, острот´а – остр´ота . Таким образом, морфемика и лексикология часто опираются на данные фонетики. Предложение всегда произносится с определённой интонацией, синтагматическое членение и логическое ударение могут коренным образом изменять смысл фразы (ср.: Конструктор подумал: инженер допустил ошибку. Конструктор, подумал инженер, допустил ошибку .) Это обусловливает связь фонетики с синтаксисом. Фонетика связана также с дисциплинами, имеющими прикладное значение, – графикой и орфографией.

Графика (от греч. graphike, от grapho ‘пишу, черчу, рисую’) – раздел языкознания, изучающий совокупность начертательных средств, при помощи которых устная речь передаётся на письме.

Орфография (от греч. orthographia, от ortos ‘правильный’ и grapho ‘пишу, черчу, рисую’) – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний.

Данные фонетики широко используют в разнообразных отраслях знания: логопедии, методике преподавания иностранных языков, поэтике, психологии, медицине, криминалистике. В свою очередь, фонетика опирается на данные анатомии, физиологии, акустики.

  1. Что изучает фонетика?

2. Назовите аспекты изучения звукового строя языка.

3. Перечислите сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Что является основанием для разграничения этих двух типов единиц?

4. Покажите связь фонетики с другими уровнями языка.

5. С какими филологическими и нефилологическими дисциплинами связана фонетика? Приведите примеры практического применения знаний из области фонетики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Выпишите из следующих источников определения фонетики и сопоставьте их: А) Панов, М.В. Современный русский язык. Фонетика: Учебник для университетов. – М.: Высшая школа, 1979. –256 с. Б) Современный русский язык. Ч.1. Фонетика. Лексикология. Фразеология / П.П. Шуба, Л.А. Шевченко, И.К. Германович и др.; под ред. П.П. Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Полпресс, 1998. – 464 с. В) Русская грамматика. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1982. 783 с.

№2. Приведите слова, в состав которых входят греческие корни «ортос» («орфос»), «логос», «графо». Объясните значения слов: ортодокс, ортофония, графология, графоман. Проверьте себя по толковому словарю.

№3. Попытайтесь сформулировать самостоятельно, чем занимаются общая и частная фонетика, описательная и историческая фонетика; сопоставительная, экспериментальная фонетика, социофонетика . Проверьте правильность своего предположения по Лингвистическому энциклопедическому словарю.

№4 . Вспомните из курса средней школы, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Пользуясь школьными правилами, выполните фонетический разбор слов: мяч, яхта, семья, лилия, ель, земля, разъезд, мюсли, вьюшка, Юрмала, пою, ёжик, подмёл, съёмный.

№5. Назовите непарные звонкие и глухие согласные. В каких случаях происходит оглушение согласных? Выполните фонетический разбор слов: сад, серб, рог, кровь, лязг, сказка, берёзка, травка, рыбка, ножка.

№6 . Перечислите непарные твёрдые и мягкие согласные. Выполните фонетический разбор слов: жизнь, чаща, щучья, цифра, огурцы, жест, шест, циклон, чудо, шила.

№7. Запишите в фонетической транскрипции слова: лестница, звёздный, заниматься, биться, сшить, изжарить, голубого, его. Охарактеризуйте разницу в написаниях и произношении данных слов.

Похожие статьи