В неформальном секторе работает каждый четвертый. Занятость в неформальном секторе и неформальная занятость Без диплома и трудовой книжки

Неформальный сектор - объемное понятие, характеризующее деятельность в сфере производства товаров и услуг, позволяющих населению получить дополнительные рабочие места и доходы. Занятость в этом секторе играет важную роль в формировании политики общей занятости и в образовании дохода, поскольку данный сектор составляет значительную часть национальной экономики. Но в связи с трудностями статистического измерения до настоящего времени не определены четкая концепция и методика сбора информации в этой области.

В январе 1993 г. на XV Международной конференции статистиков труда была принята резолюция относительно занятости в неформальном секторе, в которой отмечалась необходимость организации статистического наблюдения в данной области. Статистическая комиссия ООН, поддерживая указанную резолюцию, приняла решение о включении соответствующих ее частей в Систему национальных счетов. Примеры занятости в неформальном секторе: уличная торговля, чистка обуви, переработка продуктов питания, пошив одежды, ремонт автомобилей, строительство и ремонт домов и другие виды малого предпринимательства и ремесел.

Основные характеристики занятости в неформальном секторе:

§ отсутствие регистрации;

§ малый масштаб деятельности;

§ как правило, низкий уровень организации и производительности труда;

§ трудовые отношения (если таковые существуют) основаны не на контрактах с формальным соблюдением гарантий, а на случайной занятости и личных (социальных) отношениях;

§ предпринимательская деятельность осуществляется отдельными лицами или с помощью неоплачиваемых членов семьи или с привлечением одного или нескольких оплачиваемых работников;

§ отсутствие доступа (или малый доступ) к организованным рынкам, кредитным учреждениям, современной технологии, профессиональному обучению и другим государственным службам;

§ деятельность осуществляется, как правило, в статистически невизуальных местах: небольших цехах, домах, без постоянного помещения;

§ обстоятельства вынуждают выходить за рамки законности (например, в части уплаты налогов, отчислений в фонд социальной защиты, соблюдения законов о труде).

Ряд характеристик (особенно несоблюдение законности, статистическая невизуальность) может дать повод провести параллель между неформальным сектором и теневой экономикой. Действительно, здесь есть много точек пересечения, но они не полностью идентичны и должны разграничиваться прежде всего по мотивам участия в том или другом секторе занятости. Если в первом случае мотивами участия являются, как правило, выживание (при отсутствии другой достаточной работы), желание иметь независимость и гибкий рабочий график, то во втором случае преследуются цели получения сверхприбылей, сокрытия высоких доходов от государства или запрещенных законом видов деятельности (например, производство наркотиков).

Характеризуя увязку определения неформального сектора с концепциями национальных счетов, необходимо отметить, что предприятия неформального сектора представляют собой подкатегорию предприятий домашних хозяйств, т.е. некорпоративных предприятий (неакционерного типа), владельцами которых являются домашние хозяйства. При этом следует иметь в виду, что не всякая деятельность домашних хозяйств может рассматриваться как неформальный сектор (например, домашние услуги, нерыночные производители к нему не относятся).

Население, занятое в неформальном секторе, включает всех лиц, которые в течение обследуемого периода были заняты по меньшей мере в одной из производственных единиц неформального сектора, независимо от их статуса занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или дополнительной.

Организация сбора и обработки статистической информации в данной области необходима для усовершенствования статистики труда, экономической и социальной статистики и Системы национальных счетов как базы для макроэкономического анализа, политических оценок и прогнозов. В рыночных условиях только с помощью этих сведений возможно определить общие размеры занятости и оценить истинные масштабы безработицы. Указанная информация играет важную роль в планировании государственной поддержки данного сектора как дополнительного источника рабочих мест и дохода, в разработке программ по улучшению рабочих условий и социально-правовой защиты занятых в неформальном секторе.

Статистика занятости в неформальном секторе должна строиться на регулярной основе и рассматриваться как неотъемлемая часть национальной статистической программы. При выборе методов сбора информации необходимо принимать во внимание особые трудности измерения занятости в этом секторе: неточность (расплывчатость) понятия; сложность явления (разнохарактерная деятельность); высокие мобильность и текучесть; сезонные колебания в деятельности; отсутствие узнаваемых отличий для идентификации (расположения институциональных единиц); трудность нахождения контактов с предпринимателями неформального сектора и др. Измерения в данной сфере возможны на основе косвенных оценок или прямого обследования.

Метод косвенных оценок заключается в приблизительном определении занятости в неформальном секторе с помощью: сочетания данных, характеризующих статус занятости, отрасль экономической деятельности и род занятий; макроэкономических оценок; сравнительного анализа данных, полученных из различных источников. Недостаток метода заключается в приблизительности и гипотетичности, в невозможности получить наряду с количественными параметрами характеристики его структуры, функционирования и другие характеристики.

Поэтому предпочтение отдается методу прямого обследования, которое можно проводить или на основе охвата в качестве объектов учета производственных единиц неформального сектора, или в рамках уже существующих обследований занятости населения.

Недостатками первого метода, где объектами обследования являются производственные единицы неформального сектора (экономическая перепись), являются: высокая стоимость мероприятия; неполный охват по причине возможного пропуска единиц, с одной стороны, и риск двойного учета - с другой; проблематичность установления связей между различными типами деятельности.

Целесообразно и практично, на наш взгляд, в данных целях использовать уже существующие обследования населения по проблемам занятости. Очевидными преимуществами при этом оказываются низкие дополнительные затраты, возможность опросить всех работников неформального сектора (включая работающих по найму и неоплачиваемых работников - членов семьи), обследование тенденций занятости в динамике, измерение занятости в неформальном секторе вместе с измерением занятости в других секторах.

Для получения достаточно полной информации о занятости в неформальном секторе следует периодически предусматривать в Программе стандартных обследований дополнительный модуль «Занятость в неформальном секторе». Минимальная совокупность статистических данных при организации таких тематических модульных обследований в рамках традиционного обследования населения по проблемам занятости и безработицы должна охватывать такие показатели, как численность лиц, занятых на предприятиях неформального сектора по статусу занятости, по виду экономической деятельности, по социально-демографическим признакам, условиям труда и другим характеристикам.

07.08.2018

За 2017 год занятость в неформальном секторе рынка труда сократилась более чем на 1 млн человек после шести лет роста на 0,3–0,4 млн в год. Неформально занятых в России - около 13 млн человек, из них около 9 млн работают по найму. Поглощение официальным рынком труда самозанятости в 2017 году сопровождало и существенное сокращение спроса на неформальную подработку - снизилось число не только подрабатывающих «в тени», но и желающих ее найти.

Число занятых в неформальном секторе экономики по итогам прошлого года сократилось до 14,2 млн человек (19,8% занятых, в 2016 году - 21,2%). Это данные статистического ежегодника Росстата по рынку труда. Сборники Росстата основываются на исследовании 77 тыс. респондентов из РФ. Ряд оценок по рынку, в частности, занятость «в тени», делается в РФ только на основании этих данных. Аналогичный показатель занятых у неформального сектора был в 2013–2014 годах - начиная с 2011 года он увеличивался ежегодно на 300–400 тыс. человек.

Данные по занятости в неформальном секторе нельзя рассматривать как показатель занятости в теневом секторе экономики. Исследования Росстата относят к работающим в неформальном секторе всех занятых вне формальных отношений с юрлицами: в него включаются и индивидуальные предприниматели, и нанятые ими работники, и люди, производящие что-либо в домохозяйстве на продажу. Тем не менее, вся «теневая» занятость, в том числе по совместительству, этими оценками покрывается: в масштабах экономики динамика неформального сектора может служить, в том числе, косвенным показателем ситуации с теневым сектором в целом. Тем более интересно сокращение неформального сектора именно в 2017 году: уход «в тень» - достаточно типичный ответ экономических агентов на рецессию, рост налогового бремени, ухудшение условий для бизнеса, и рост такой занятости с 2011 года вполне может рассматриваться как реакция на кризис 2008–2010 годов, а затем на резкие структурные изменения в 2014 году.

Статистика Росстата показывает, что сокращение неформального сектора рынка труда в 2017 году - общеэкономическое явление, и его нельзя объяснить статусом игроков - например, только сокращением числа индивидуальных предпринимателей в связи с переходом на другие налоговые режимы. Основной состав неформально занятых - работающие по найму (8,9 млн человек), именно их численность ежегодно росла с 2011 года. Число работающих в неформальном секторе с другим статусом, наоборот, за последний год сократилось с 6,5 млн до 5,3 млн человек: эти 800 тыс.- преимущественно люди, работающие только на себя. Почти все занятые в неформальном секторе работают только в нем (13,2 млн человек), и по сравнению с 2016 годом их число сократилось, хотя и довольно незначительно (на 500 тыс.). Наоборот, число тех, кто параллельно был занят официально (для большинства из них неформальная занятость была дополнительной работой), упало за год с 1,5 млн до 0,95 млн человек - это, видимо, наиболее значимое изменение 2017 года.

С одной стороны, сокращение неформального сектора можно было бы объяснить растущим с 2015 года давлением государства на «тень» и ростом возможностей принудительной легализации этого сектора. Кроме того, роль может играть и распространение электронных сервисов, например, в такси: значительная часть водителей, ранее работавших нелегально, переместились в официальный сектор. Но существенное сокращение дополнительно занятых в неформальном секторе показывает, что не менее важной причиной происходящего может являться стабилизация динамики зарплат в 2017 году: от дополнительной неформальной работы могли отказываться именно по этой причине, и в этом случае в 2018 году мы увидим еще более существенное сокращение этого сектора рынка труда.

Отметим, что сокращение неформальной занятости по итогам прошлого года не отразилось на числе безработных (в 2017 году оно снизилось на 270 тыс. человек) или потенциальных работников (сократилось на 90 тыс. человек). Примерно на 500 тыс. увеличилась численность населения, не входящего в состав рабочей силы, в то время как количество работающих в экономике сократилось на 250 тыс. человек (до 72,1 млн человек). Среди них также упало число тех, кто работал на дополнительной работе, - с 2,3 млн человек в 2016 году до 1,6 млн человек в 2017 году. Наконец, число желающих иметь дополнительную работу за 2017 год также сократилось - почти на 500 тыс. человек.

Фактически эти данные позволяют говорить о поглощении формальным рынком труда неформального: при высокой потребности в рабочих руках юрлица предлагают все более выгодные условия, оставляя в том числе «тень» без работников и снижая качество занятости в неформальном секторе. Новые изменения на рынке труда, в частности, анонсированный рост пенсионного возраста и НДС, уже в 2018 году будут влиять на этот баланс, как и другие факторы, - включая давление на «тень» со стороны ФНС, популярность гибких форм занятости, восстановление доходов от предпринимательства. Само по себе сокращение неформальной занятости при этом вряд ли можно считать однозначно положительным фактором: напомним, она во многом является демпфером экономических шоков и фактором социальной стабильности. Для части населения возможность обеспечивать себя самого, не вступая во взаимодействие с формальным сектором,- социальная и политическая ценность.

1

Неформальный сектор в его современном виде - можно рассматривать как новое явление для российской экономики. Отдельные формы неформальной занятости существовали в России и в дореформенный период (портные, няни, репетиторы...). Однако в процессе перехода к рыночным отношениям состав, масштабы, характер неформальной занятости и ее роль в экономике резко изменились. За несколько лет занятость в неформальном секторе достигла значительных масштабов, к его услугам в той или иной мере прибегает большинство населения. Проблема неформальной занятости населения является для современной России одной из наиболее острых.

Можно выделить следующие проблемы, которые несет в себе неформальная занятость населения и в целом неформальный сектор.

Доходы от деятельности в неформальном секторе не облагаются налогами, поэтому бюджеты и социальные фонды лишаются значительных средств. Эта проблема является очень важной так, как в условиях экономического роста потеря налоговых выплат, которые являются основной частью дохода государства, может существенно подорвать экономический подъем. Развитие неформальной занятости сдерживает экономический рост в целом, представляя собой нерациональное отвлечение - этот сектор малопроизводителен (в силу низкой капиталоемкости и преобладания устаревших технологий).

Неформальная занятость усиливает неравенство доходов, которая для нашей страны чрезмерна, а это в свою очередь влечет за собой социальную напряженность в обществе, которая может привести к тяжелым последствиям для страны. Теневые доходы, наличные средства, обращающиеся в этом секторе, питают коррупцию и преступность.

Выделим пути решения данных проблем:

Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие неформальной экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

    Реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

    Ужесточение борьбы с коррупцией;

    Меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

    Выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

    Усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

Отметим противоречивость этих методов. Упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, поэтому экономические результаты оказываются противоположны декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление. Бороться с коррупцией нужно единственным способом - устранение условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов. Карательные меры к «теневикам» - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов.

Неформальный сектор, если он не чрезмерен, имеет и свои несомненные позитивные стороны для развивающейся или переходной экономики. В условиях глубокой или затяжной рецессии в странах, в которых государство не способно обеспечить эффективную защиту от безработицы, именно этот сектор предоставляет определенную социальную поддержку потенциальным безработным. В частности, он позволяет потерявшим работу иметь заработок, а государству - экономить на пособиях по безработице. Доходы субъектов неформального сектора составляют элемент совокупного спроса в экономике и расходуются в основном в рамках формального. Неформальный сектор служит также своего рода инкубатором предпринимательства, обеспечивая вход в него и первичное обучение. В условиях высоких административных барьеров для малого бизнеса, именно неформальный сектор позволяет их обойти и минимизировать издержки. В более широком смысле, открывая доступ к новым профессиям и позволяя относительно «дешево» приобретать новые навыки, он является важным механизмом социальной, трудовой и профессиональной мобильности.

Впоследствии такое предпринимательство и самозанятость успешно формализируется.

Библиографическая ссылка

Савинцева С.А., Шайхутдинов А.Т. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 86-87;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29897 (дата обращения: 15.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

К. Харт писал о неформальной активности как возможности для бедняков заработать вне регулируемой системы официального найма.

При существующих статистических методах учета занятость в неформальном секторе экономики не является неформальной занятостью. В России на основе методики Госкомстата, утвержденной в октябре 2001 г., неформальный сектор включает в себя три категории работников:

ПБОЮЛ (предприниматели без образования юридического лица);

Занятых по найму у физических лиц;

Работающих индивидуально, включая производство на дому для реализации.

Подчеркнем, что неформальная занятость имеет место как внутри, так и вне неформальных предприятий. Другими словами, неформальная экономика должна рассматриваться не только с точки зрения характера предприятий (не регулируются государством), но и с точки зрения характера найма (не защищены трудовым правом). Это приводит к формуле :

Неформальная занятость = Неформальные предприниматели, преимущественно самозанятые и семейный бизнес + Бесконтрактный наем на формальных и неформальных предприятиях.

Соотношение этих слагаемых в развивающихся странах – 60 и 40%.

Неудивительно, что под сегментацией неформальной экономики с точки зрения характера работы понимается исключительно сегментация видов неформальной занятости: 1) неформальные работодатели; 2) семейный бизнес и самозанятые; 3) наемные работники неформальных предприятий; 4) периферийные наемные работники формальных предприятий (временные, частично занятые и пр.); 5) надомные работники; 6) неоплачиваемая домашняя занятость.

Новые формы организации бизнеса позволяют формальным фирмам расширять зону неформального найма. Это достигается следующим образом:

В рамках «стоимостных цепей» (субконтрактных отношений) фирма объявляет, что с остальными звеньями цепи у нее лишь коммерческие отношения, и они не лежат в области трудовых отношений этой фирмы;

Отношения наема вуалируются, весьма условным становится сам факт наема с точки зрения как работника, так и правовой системы (например, при взятии товара на реализацию);

Получают распространение формы наема, когда наем безусловен, но нет ясности – с кем (например, временный наем через агентство).

Все чаще практикуется перенос субконтрактных подразделений в «третий мир» с устойчивой традицией неформальности.

ВЫВОДЫ:

В определении неформального сектора выделилось две традиции. Согласно первому подходу понятие неформального сектора подчеркивает не столько специфику самих предприятий, относимых к этому сектору, сколько формы их взаимодействия между собой. Неформальная интеграция таких предприятий строится на личном знакомстве, доверии, договоренностях, не скрепляемых контрактами, на взаимопомощи. Второй подход к определению неформального сектора редуцируется до понятия «законность» и сводится преимущественно к соблюдению фискальных норм налогообложения.

Несмотря на проблемы теоретического порядка, в эмпирических исследованиях сложилась конвенция («эмпирическая дефиниция») считать неформальным сектором самозанятых (исключая квалифицированных специалистов) малые предприятия (кроме высокотехнологичных производств) и некоторые виды домашней прислуги. Этот подход закрепила МОТ.

Для определения размера неформального сектора в Резолюции 15-й Международной конференции статистиков труда (1993) рекомендовано использовать один или два критерия в зависимости от условий страны: юридический статус предприятия или размер предприятия. В 2001 г. Госкомстат России утвердил положение по измерению занятости в неформальном секторе, согласно которому критерием отнесения к этому сектору является отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица (а в ряде стран – по размеру предприятий).

Грубейшая ошибка – отождествлять занятость в неформальном секторе и неформальную занятость. Подсчет занятости в неформальном секторе ведется на уровне целых предприятий, тогда как внутри предприятий неформального сектора могут быть как формально, так и неформально нанятые работники. Впрочем, как и внутри предприятий формального сектора. В результате занятость в неформальном секторе лишь частично пересекается с понятием неформальной занятости.

Похожие статьи