Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях. Смотреть что такое "1960-е годы" в других словарях 60 е годы прошлого столетия

В 1960-е годы влияние заграничной моды и уклада жизни на советских граждан ощущалось все сильнее благодаря счастливчикам, ездившим за рубеж и привозившим оттуда предметы быта и одежду. Пятьдесят лет назад в СССР носили вязаные свитеры, мини-юбки и нейлоновые рубашки, ездили в командировки и на конференции в союзные республики, отдыхали на юге и ждали летней практики, чтобы вместе с однокурсниками уехать в колхоз. Сейчас эти детали советского быта у многих уже российских граждан вызывают улыбку и ностальгию.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос. Значение этого события не только для СССР, но и для всего мира сложно переоценить — 27-летний космонавт тут же стал национальным героем, и не было в Советском Союзе человека, не знавшего его знаменитой улыбки.

После Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в 1957 году впервые прошедшего в Москве, в Советский Союз все чаще стали приезжать иностранные туристы. На фото: очередь к мавзолею В.И. Ленина. 1965 год.

В начале 60-х, во времена хрущевской «оттепели» в крупных городах появилось новое явление в сфере общепита — молодежные кафе с демократичной обстановкой, музыкой, выставками фотографий. Первое такое заведение — знаменитое кафе «Молодежное» — открылось в 1961 году на улице Горького (нынешняя Тверская) и стало любимым местом столичных парней и девушек. На фото: посетители в кафе «Молодежное» в Москве.

Ближе к концу десятилетия в советских городах стали появляться и бары: сначала это были пивные заведения, а чуть позже — коктейль-бары.

Впрочем, утолить жажду можно было и прямо на улице — в летнюю жару целые очереди выстраивались у бочек с квасом, которые, кстати, в теплое время года до сих пор появляются в некоторых российских городах.

Страна продолжала строиться и многие советские граждане работали на заводах, причем часто на подработку приходили студенты и даже школьники — во время летних каникул. На фото: бригада отделочников на строительстве ВАЗа (Волжский автомобильный завод) в Тольятти.

Молодые рабочие монтируют трансформатор. 1967 год.

На летнюю практику студентов отправляли в колхозы и совхозы, где они не только работали, но заводили новые знакомства и отдыхали.

Летом семьи приезжали отдыхать в Крым или на кавказское побережье Черного моря. Самым престижным курортом считалась Ялта. На фото: отдыхающие в Ялте. 1966 год.

Зимой многие также предпочитали активный отдых: покататься на лыжах и санках можно было в санаториях, куда попасть можно было исключительно по профсоюзным путевкам.

В 1960-е в Советском Созе стали проводить международные выставки, куда приглашались заграничные фирмы. На фото: хозяева Советского павильона на выставке «ЭКСПО-67» встречают гостей по русскому обычаю хлебом-солью.

Настоящим праздником становились массовые демонстрации — в такие дни почти все выходили на улицы, где гуляния длились до самого вечера. На фото: москвичи встречают Юрия Гагарина.

Среди союзных республик Прибалтика считалась центром советской моды — не имея доступа к парижским журналам, во всем Союзе женщины читали латвийские издания, с помощью которых узнавали, как одевались рижанки. На фото: жители Риги гуляют в дождливую погоду по парку.

Несмотря на дефицит, девушки умудрялись модно одеваться и хорошо выглядеть: почти каждая умела шить и вязать. На фото: моряк гуляет с девушкой на Невском проспекте в Ленинграде.

Особое внимание женщины уделяли прическе: в моде были красиво уложенные короткие волосы. На фото: воспитательница детского сада Херсонского судостроительного завода Анна Ковганова со своим воспитанником.

В 1960-х, во времена тотального дефицита, детей часто обшивали сами матери, которые мастерили платьица и пальто из своих нарядов. На фото: дедушка и внучка у фонтана на московском бульваре. 1962 год.

Отец с дочкой на прогулке. Фото 1969 года.

В 60-е бурно развивалась автомобильная промышленность: помимо «Запорожца» и «Волги» выпускалась представительская «Чайка». На фото: сотрудник ГАИ беседует с водителем машины на Невском проспекте в Ленинграде.

Почти каждый уважаюший себя автолюбитель в СССР умел самостоятельно поменять колесо и починить поломку, не обращаясь в автосервис. На фото: автолюбители чинят машину у обочины шоссе. Фото 1969 года.

А почти каждый советский школьник после занятий посещал еще и многочисленные кружки: музыкальный, драматический, научный… На фото: дети идут на занятия в музыкальную школу с инструментами и нотами.

Школьники делятся впечатлениями после каникул на площади у Никитских ворот в Москве. 1963 год.

В свете недавней объявленной недавно ИА "Амител" акции по сбору "детских" фотографий читателей (см. новость "Когда деревья были большими... "-2: "), предлагаем ознакомиться с большой подборкой фотографий из семейных альбомов, так называемого, периода "застоя" в СССР.

Давайте посмотрим, какие моменты люди сохраняли на фотографиях.

    Последний Звонок. 70-е

    Наверное, самое яркое отличие СССР от всех прочих обществ была радостная уверенность в том, что "завтра будет лучше, чем вчера" (С) практически у всех людей. Новое общество делало, казалось бы, в принципе невозможное — мировой лидер в космосе, ядерной энергетике, образовании... дважды отстроенная из пепелища страна.
    Люди мечтали о космических трассах и знали — это возможно. Мальчишки СССР через одного мечтали не о карьере банкира, а о работе космонавта-первопроходца.
    Через год с небольшим полетит Гагарин.
    Новогоднее Представление. Новый 1960 год.

    Вельск. 1960. 1 Мая. Маленький провинциальный городок Архангельской области. Глухое захолустье при царе — место ссылки "политических" и крупный центр лесопереработки в СССР.

    Практически в каждой семье кто-то воевал, во многих погиб кто-то из родственников. Я вспоминаю 70-е — в нашем подъезде из 15 квартир жило 5 ветеранов, им всем было по 50 и больше лет. Во всем доме из сотни квартир их было где-то человек 40-50. На День Победы они выходили во двор, звеня медалями, потом шли на воинское кладбище неподалеку. Бывало, сидели во дворе на лавочке, некоторые "пропускали стопочку", потом шли домой к столу.
    9 Мая был семейный праздник, гостей обычно не звали. Русские такие вещи на людях устраивать не любят. Отец не очень любил рассказывать про Войну, но на День Победы он начинал вспоминать, как оно было — Курская Дуга, Днепр...
    Потом нас стали убеждать в том, что в лагерях сидели "десятки миллионов", что "в каждой семье кто-то сидел и в этом боялись признаться". Потом "жертвам репрессий" и членам их семей стали давать компенсации — это стало выгодно, быть "жертвой сталинизма". Но почему-то оказалось, что "безвинных жертв" у нас почти не было. Во всем доме – всего один человек на сто квартир.
    9 Мая 1960 г. Вельск. Прошло всего 15 лет после Войны. Два ордена "Красной Звезды" и два "Отечественной Войны" — 1 и 2 степени: достойно воевал ветеран Брагин.

    Купить охотничье или малокалиберное оружие вплоть до конца 50-х было весьма просто — приходи в магазин и покупай. Затем чуть сложнее — требовался охотбилет, потом еще сложнее... Почему-то, чем ближе к "перестройке", тем сложнее становилось с оружием. А проще всего с охотничьим и прочим оружием было при Сталине.
    Охотник. Вельск. 1960

    Действительно радовались, пели песни, плясали под гармошку. Не иначе, как КГБ и партком заставляли людей улыбаться для семейных альбомов?
    На Первомайской Демонстрации. 1961

    Фидель. Иркутск 1961
    Редкость — частная фотография Фиделя в СССР. Интересно — как резко его лицо отличается от лиц начавших вырождаться партийных боссов областного разлива. Но пока это не особо досаждало. Это год полета Гагарина.

    Новый Год. Детский Сад 1964
    Лучшие в мире детские сады. Без преувеличения. С продуманной учеными системами и нормами питания, дошкольного образования, режима, воспитания, специально разработанными игрушками. Детские праздники, утренники, ну и самый любимый праздник — Новый Год. Естественно, с Дедом Морозом.

    Новый Год в Детском Саду. 60-е
    В каждом детсаду был детский врач, нянечки, уборщицы, повара...

    Вратарь. 1966
    Сейчас нам пытаются объяснить, что детей одеть было не во что...

    Санки. 1965
    Шестилетний ребенок мог без опаски гулять в одиночку. Это в "цивилизованных" странах запрещено не только выпускать гулять одного, а даже оставлять без присмотра до 12 лет под угрозой того, что ребенка отберут у родителей.
    Это у них называется странно — "демократией" и что еще более странно — "свободные" граждане не протестуют, а без писка проглатывают. А в СССР это было просто немыслимой дикостью, такой же, как нам кажется людоедство у папуасов. Дети росли нормальными и здоровыми, а не телезомби, воспитанные комиксами и американскими мультфильмами.

    Группа детского сада на море. 1964 г.
    Это сейчас воспитатели детских садов живут в нищете, а тогда это была весьма достойная, важная и интересная профессия. Воспитатели выписывали профессиональные журналы, постоянно обучались новым методикам воспитания и образования. Теперь есть с чем сравнить.

    Детский Сад. Игра в Магазин. 70-е
    Игра в магазин. Удивительно — не в телепузиков, монстров или "братву" — и дети весьма счастливы. Детские сады стоили дешево, а бывало и вовсе ничего. Поэтому вырастить детей не составляло особых проблем — мать легко могла работать или учиться, когда образованием, питанием и воспитанием ее ребенка занимались профессионалы.

    "Лошадка" 1971

    Первый Класс. 1966
    Лучшее в мире образование для всех. Единая продуманная и четко стандартизированная система.

    Десятый класс. 78 г.
    Такого богатства мировой литературы, такой глубины знания мировой истории не было ни у кого в мире. Проект СССР с самого своего основания основывался на максимально возможном развитии каждого человека. Естественно, не все возможно было сделать, особенно если учесть стартовый уровень "россии-которую-они-потеряли". Но, тем не менее, прогресс был колоссальным.
    Воспитание детей в СССР было построено на том, чтобы видеть лучшее в людях. Это, с одной стороны, прекрасно, но с другой оборачивается неадекватностью восприятия. Мы думали о людях лучше, чем они есть. Мы составляли свое представление, например, об англосаксах, немцах и французах на основании знакомства с лучшими образцами их творчества и истории. Это помогло нас обмануть... Реальность намного непригляднее.

    1-й Класс 1966
    Как сложилась судьба этих замечательных девчонок сейчас?

    1 Сентября в ГСВГ 70-е ГСВГ (Группа Советских Войск в Германии), та самая, которую до судорог боялись на Западе. Военный городок — дети тех, кто там служил и работал.
    Это партийная верхушка завела песню про "борьбу за мир", настраиваясь на сдачу страны. А такие, как этот офицер с орденскими планками, пели другие песни "Мы прошли с тобой полсвета, если надо — повторим." И "вероятные друзья" знали четко: если потребуется — повторят. Поэтому и захлебывались визгом о "советской угрозе".

    Первый Звонок. Москва 1970

    Первоклашки. Полтава 1975

    Школьные Соревнования. Москва 1975
    Было по-настоящему здорово, особенно игра "Зарница".
    Один мой знакомый недавно по-хорошему удивил меня. Он — мужчина умный, материальный, и его сложно заподозрить в какой либо сентиментальности. Но, увидев летом в небе над нашими дачами сполохи зарниц, он вдруг задумчиво сказал: "У нас в пионерлагере они как-то целую неделю играли. И помолчав, добавил с чувством — И ведь было же Время, когда какие-то зарницы ЗАБИРАЛИ И ВСТАВЛЯЛИ меня круче, чем всё, что у меня есть сейчас!" Действительно, было же Время!

    Занятия физкультурой в школьном бассейне. Москва 1976
    Стали появляться хорошо оборудованные школы. Бассейны, прекрасные спортзалы, кружки, лучшие в мире учебные фильмы. Аппаратура в кабинетах физики и реактивы в кабинетах химии — для каждого ученика.

    Пионерка. 1977
    Пионерлагерь — практически бесплатный для родителей. Продуманная система отдыха и воспитания — спорт, отдых, труд, кружки и секции прямо там. Для всех.

    Заводской Пионерлагерь. 1965
    Пионерские костры и дружбу вспоминают все.

    Картошка. 60-е
    Аграрная страна превращалась в индустриальную невиданными в истории темпами, естественное, сельское население должно было резко уменьшиться, а городское — так же резко возрасти. Если в 20-е годы в деревне жило около 85-90% населения, то в 70-х городское население стало составлять более 60%, причем более всего сельских жителей жило в Средней Азии.
    Несмотря на огромный прирост производительности труда в сельском хозяйстве в результате механизации и химизации оно все равно требовало большой доли ручного труда для уборки урожая. Не держать же для этого специально сезонных рабочих, которых весь остальной год нечем занять — это Россия, а не Америка, где можно снимать по два-три урожая в год.
    Россия всегда требовала больших посевных площадей и всегда производительность труда в нашем климате будет ниже при прочих равных условиях.

    Картошка. 78 г.
    Было принято решение — использовать городских жителей для сезонной уборки некоторых культур. На том уровне развития производительных сил по-другому было нельзя. Другое дело, что идеологически это было обставлено неверно, власть этого как бы стеснялась.
    Никто из поездок в колхоз трагедии не делал, наоборот — было очень прикольно. Мне, школьнику и студенту, это очень нравилось. Хотя, есть некоторые, которые "до сих пор не могут простить...". Простить что? Всё...

    Ангарск 1970
    Старшеклассники.

    Школьная Группа. Ангарск 1970
    В нашей школе была очень похожая картина — ребята играли в актовом зале.
    Были и школьные группы, на школьных дискотеках "крутились" "Битлы", и западная музыка, да и отечественная была очень неплохой. И даже Маркс с Лениным на стенах были не помеха.

    Школьный Праздник. Ангарск 1970
    Школьный праздник. Сейчас нам пытаются рассказать, что у нас, оказывается, не было обуви, а женские сапоги и колготки было нельзя купить в принципе. Но посмотрев на фотографии того времени, возникают сомнения в их словах…

    На Школьном Субботнике. Ангарск 1970. "Ужасы советского тоталитаризма" (С). Школьный субботник — уборка территории.
    Кроссовок в СССР тоже, естественно не было. Посмотрите на лица подростков, счастливы ли они? Не может быть! Без кока-колы и порно журналов? Считалось, что формирование привычки к труду — исключительно важная часть развития человеческой личности. Очень правильно считали!

    Гитарист. 70-е
    Наркотиков не существовало. То есть, вообще-то слышали, что где-то там, в "цивилизованных странах"…
    А сейчас каждый год 70 тысяч таких вот мальчишек и девчонок погибают от наркотиков — в пять раз больше, чем за 10 лет афганской войн

    На Речке. 70-е

    В фото-кружке. 70-е

    "Вовка, Выходи!" . 70-е
    Так и было — кричали прямо с улицы. Можно было без проблем просто "забежать" к соседу.

    Парни 78 г.
    Да, мы были примерно вот такими. Без проблем бегали в лес, на речку, на стройку. Никаких маньяков и полупьяных "мусоров".

    НВП. 70-е. Зачем девчонка присоединяет магазин, когда выдвинут шомпол — непонятно. На ней белый праздничный фартук, может быть ей стоять в почетном карауле? Но шомпол-то зачем вынимать?! Девчонки с оружием и техникой часто не в ладах.

    Первая Встреча Одноклассников 1977
    Обычная студентка стала членом Сборной СССР по легкой атлетике. Спорт был массовым, множество мальчишек и девчонок стали Мастерами Спорта и Кандидатами в Мастера, не говоря уже о спортивных разрядах.

    Студентка Ирина Тарасова, сборная СССР 70-е
    Многие успели позаниматься в нескольких секциях, выбирая себе спорт по душе. Секции были бесплатными, в некоторых иногда платили, но совсем немного.

    Молодежь, конец 70-х
    Обычные мальчишки и девчонки, не "мажоры". Страшно представить – все в джинсах, "которых в СССР никогда не было", как нам сейчас рассказывают…

    Парни. 1976 . Тогда модно было ходить с "транзистором".

    Мотопробег. 60-е
    Можно было без опаски совершить мотопробег по стране в несколько тысяч километров. Гаишники не брали взятки и не придирались впустую. Сейчас в это трудно поверить, но было так.

    Поход. Подмосковье 60-е
    Как жили люди тогда, как отдыхали, веселились? Примерно вот так. Сейчас, наверное, там не пройти – стоят заборы "новых русских" — укравших будущее у нас и наших детей. Когда видишь старые фотографии, хочется сравнить "что было и что стало".

    Квартира. 70-е
    Да, такие квартиры как раз и были. Это явно не партийные работники, обычные работяги. Практически такие же квартиры были у моих друзей, а точно такие же полочки "лесенкой" сам вешал в 80-м, мне было тогда 14, только антенна у нас была не дециметровая, а "рогатая" и люстра очень похожая. Телевизор в 70-х обычно был не цветной, а черно-белый.

    Москва 70-е
    Видимо, кулинария продает вырезку — лоток выставили на улицу, чтобы быстрее продать. Сейчас любят рассказывать, как в СССР было плохо с продуктами и "ничего нельзя было купить".
    Я прекрасно помню, что мясо без особых проблем можно было купить в те годы в кулинарии или на рынке — дороже, но всегда и без очереди, а колбасу — в коопторге. В магазинном мясе нередко было много костей и оно не всегда бывало.
    Тем кому хочется рыночных цен — добро пожаловать на рынок, в кулинарию или коопторг. Куры — в магазине всегда, рыба — мороженая всегда, свежая 1-2 раза в неделю. Никаких серьезных проблем с питанием не было. Не могу припомнить ни одного голодающего на улице, просящего корку хлеба…
    Проблемы с продуктами стали появляться существенно позже — с 80-х, а к 90-м они приобрели явный вид хорошо разработанной экономической диверсии.

    Около МГУ 60-е
    В СССР не было необходимости узбекам, киргизам, таджикам ехать "гастрабами" на стройки в скотских условиях. Они и у себя жили достойно — была интересная работа, дом, да и не любит азиат без крайней на то необходимости уезжать куда-то жить от могил предков, от семьи... Зачем?
    Издевательство над приезжим в Москве было немыслимым, как немыслимо было то, что у метро их остановит милиционер и начнет вымогать взятку, не говоря уже, что человека могут отвести в отделение и там пытать. Профессия милиционера была достойной и люди относились к ним весьма хорошо.
    А киргизы, узбеки и таджики приезжали с удовольствием — посмотреть и показать детям Красную Площадь, метро, МГУ, музеи... Постепенно хорошо образованные специалисты из Средней Азии и с Кавказа стали оседать в самых разных местах, довольно быстро ассимилируясь, но в целом, их было совсем немного.

    Учебное Судно Кропоткинской Мореходки. Батурин 70-е
    Не жалели в СССР средств и усилий на среднее специальное образование, поэтому и были настоящие специалисты.

    Летное Училище. Балашов. 1967
    Время, когда у летчиков было все необходимое для учебы и тренировки — сколько надо топлива, такие, как полагается тренажеры и достойные инструктора.

    Летчик-Испытатель Владимир Клименок. Приморье 70-е

    Геологи Забайкалья. 1966
    Вот так, — кто-то строил страну, осваивал дикие земли и мечтал об освоении Марса, а кто-то держал фигу в кармане, исходя злобой. Так кто из них был счастлив? Абсолютное большинство месторождений было открыто в СССР, а после его разрушения — практически ничего...

    Присяга. 70-е
    "Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение товарищей "
    Для сравнения, из российской присяги: "Если же я нарушу принятую мною Военную присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации". Были построены мощнейшие электростанции, открыты и начали осваиваться месторождения газа и нефти. На базе крупных промышленных предприятий возникли новые города и были реконструированы старые: Чирчик, Бекабад, Каттакурган... Особенно интересно было играть в прятки или рубиться команда на команду на деревянных томагавках в кирпичной пятиэтажке, где еще не полностью были возведены стены между подъездами и дом представлял своеобразный лабиринт. В многоэтажках было не так интересно — бетонные плиты для стен ставили сразу.

    Северный Рейс. авт. Кривошлыков 70-е
    Северный Морской путь — главная магистраль в Арктике длиной более 5500 км, связывающий Европейскую Часть России с Дальним Востоком. Иначе придется идти через Суэцкий канал, а это в два с половиной раза дальше.
    Северный Морской путь был крупнейшим транспортным достижением СССР — он, без преувеличения, преобразил жизнь Севера страны и Дальнего Востока. По нему "на Севера" везут оборудование, топливо, продовольствие, а оттуда - полезные ископаемые и лес.
    Благодаря Севморпути "заработали" сибирские реки — по ним стало возможным сплавлять в Ледовитый океан лес и другие грузы. После "освобождения страны от тоталитаризма" и возвращения на "столбовую дорогу цивилизации" объем перевозок упал в 6 раз.

Тогда десятки читателей откликнулись на идею и прислали фотографии, которые им дороги. Фотографии принимаются до 31 мая: их можно присылать на почту sveta@сайт.

Внимание!!! Снимки должны быть в формате JPG: размер — не более 300кб. Разрешение не более 1024x768

Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые . Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ , который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми . Также удержать статус помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – , а в 1965-ом – тонкий нейлоновый телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». , открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в . Несмотря на то, что стиль , популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья . В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими , также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды . В 1959 году Карден предложил свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля « ».

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль . Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.


Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался . Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал . Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях , L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных . В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие , горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и в стиле 60-х представили , Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, .

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Marc by и . Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и . Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов и Marc Jacobs, а для – прически в стиле .

Многие считают 60-е годы самым лучшим периодом в истории СССР. И не без оснований. Собственно, выбор то не велик, или 60-е, или 70-е... Наверное, в материальном плане выбор будет очевиден, благосостояние советского народа неуклонно росло. Как минимум огромное количество трудящихся познали прелесть персональных кухонь и санузлов - слава тем самым "хрущёвкам". Тем не менее большинство людей старшего поколения не колеблясь делают выбор в пользу 60-х.
А причина лежит совсем не в материальной плоскости. 60-е годы были временем духовного подъёма, временем надежд. Тогда как 70-е стали периодом разочарования, неверия и апатии.
А как могло быть иначе?

В 61 году Никита Сергеевич Хрущёв заявил: Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

Когда я в 70-х учился в школе в это уже никто кроме первоклашек не верил. Нам всучили суррогат под названием "развитой социализм". Помню, что это сильно разочаровало...))
Самое смешное, что до коммунизма, как мы его в детстве понимали, мы таки дожили. Он явился нам в образе "олл-инклюзива" на турецко-египетских курортах.
Но, вернёмся в 60-е...

Космос! Конечно, это главный символ, пик, вершина, оргазм! И сегодня, по прошествии полувека, можно сказать, что полёт Гагарина действительно был грандиознейшим событием 60-х годов.

Его любили вот такие женщины...

И такие тоже...

Ему рукоплескали в Лондоне...

А ещё это было время молодых романтиков. Физики и Лирики. Бородатые геологи и юные мечтатели...

Горы, костёр в лунную ночь, "милая моя, солнышко лесное"... И стахи! Вознесенский, Евтушенко...

Лица эпохи...

Игорь Стравинский

Анатолий Фирсов и Александр Мальцев

Лев Яшин

Иннокентий Смоктуновский

Валентина Леонтьева

Игорь Кирилов

Борис Спасский и Тигран Петросян

Игорь Стравинский и Карен Хачатурян

Но, не всё было так радужно. На границе тучи ходят хмуро ...

Перебежчик-военный из ГДР в ФРГ

Это приняло массовый характер, и в 61 году началось строительство Берлинской стены, на десятилетия ставшей символом набиравшей обороты холодной войны...

А она могла вполне перейти в горячую фазу. Пламенная дружба с одними и готовность похоронить других, привела к Карибскому кризису 62 года.
Мир стоял на пороге войны...

В тот же год случился Новочеркасск. С детства я слышал как взрослые понизив голос упоминали об этом событии. Тогда ведь о подобном не писали в газетах, не показывали репортажи по ТВ, но и спустя 10 лет после событий люди передавали из уст в уста истории о расстреле рабочей демонстрации...

Большинство же населения в ту пору и не слышали об этих трагических событиях.
Жизнь представлялась совсем в других цветах. Раны войны в основном затянулись, страна строилась, людям хотелось не просто жить, но жить красиво. Появились фарцовщики, спекулянты, стиляги...
Страна заболела запрещённой ранее кибернетикой, робототехникой. Казалось, если уж полетели в космос, то роботизировать жизнь на земле - раз плюнуть.

Звёзды тогда не ездили пьяными по встречке))

Вещи были красивыми и долговечными. О надёжности тогдашних холодильников "ЗИЛ", "Москва", "Днепр" ходили легенды...

Много позже, в старичке "Днепре" , отпахавшем у родителей 40(!) лет, я обнаружил японский компрессор... И вообще, это были хорошие копии холодильников "Дженерал электрик")

Вообще, в приоткрытую форточку к нам задуло много хорошего, в том числе и мода. Тогда в Европе это было золотое время. Моду ещё делали гетеросексуалы))

В в Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.
В СССР всё приходило с небольшой задержкой, здесь был популярен Карден с его геометрическими формами.

Конечно, всё это затрагивало в основном молодёжь крупных городов, провинция жила привычной жизнью...

Жирной кляксой на страничке 60-х годов стали танки на улицах Праги в 68 году...

Честь страны спасли восемь отважных соотечественников, вышедших на Красную площадь...

И это стало началом другой эпохи, которую позже назовут застоем. Я не склонен считать, что т.н. застой - самое страшное в истории нашей страны. Отнюдь!

Но, той искорки, которая сопровождала 60-е, уже не было, увы.

«Свингующие шестидесятые» были самым важным десятилетием 20 века. Доказательством служит тот факт, что об этой эпохе до сих пор не сложилось единого мнения. Одни считают ее золотым веком новых свобод, а другие - мрачным десятилетием, которое принесло с собой крушение морали, авторитета и дисциплины.

Период 1960-х гг. связан с надеждой на большие перемены в советском обществе, обуслоленные хрущевской оттепелью. Технический прогресс в стране, ее постоянная конкуренция с США характерна для этой эпохи. Первые полеты Юрия Гагарина и Валентины Терешковой в космос изменяют представления о возможности человека. Но дальнейшие изменения в мировой политике, карибский кризис, а так же строительство берлинской стены и усиление холодной войны становятся новыми вехами в этой напряженной эпохе шпиономании.

Все, что пришло в движение в 60-е годы, до сих пор оказывает общественное, политическое и культурное влияние на нашу жизнь.

Исходный импульс всему этому дала молодежь, которая всегда была главным носителем надежды в обществе. В результате послевоенного «бэби-бума» процент молодежи среди населения резко возрос, молодежное влияние было сильно как никогда. Тинэйджеры, ставшие в 50-х годах потребителями благосклонность которых стремились снискать производители превратились в двадцатилетних бунтовщиков, подвергавших сомнению все святыни своих родителей. Одной из причин этого явления было экономическое чудо. Хотя оно свершилось уже в 50-х во всей полноте его плоды можно было пожинать лишь теперь, спустя десять лет, когда они стали доступны практически каждому. Однако многие молодые люди не хотели платить за это положенную цену - приспосабливаться, подчиняться, отказываться от себя. Они восставали против авторитета родителей, церкви и государства, начали поиск новых ценностей, развенчали общепринятую двойную мораль, которая заставляла людей делать одно, публично проповедуя совсем другое.

Подобные конфликты между поколениями происходили всегда. Новым было то, что молодежь не только протестовала, но и создала собственную культуру, вынеся ее на рынок в таких масштабах, что эта культура уже не бурлила где-то в подполье, а стала воистину вездесущей. Некоторое время казалось, что представления о лучшем мире, в котором будет больше честности и человечности, даже удастся претворить в жизнь. Так или иначе, это желание объединяло всех молодых людей: и тех, кто мыслил в политических категориях, и тех, кто занимался поп-культурой, и тех, кто просто наивно мечтал о мирной жизни, полной радости.

Послевоенного поколения, создавших экономическое чудо. За фразой «... ты должен чего-то достичь в жизни» обычно следовала угроза: «Пока ты садишься за мой стол, будешь делать то, что я скажу». Нередко это приводило к отказу от любых достижений и отторжению семьи и всего, что с ней связано: брака, верности, традиционного распределения ролей между мужем и женой. Принуждение представлялось корнем всех зол. А что, если не позволять собой командовать, если выбирать сексуальных партнеров так же свободно и спонтанно, как одежду, в которой больше не хочется видеть символ социального статуса? Сказано - сделано, и молодежь радостно предалась райской свободе. Уши Обермайер описывает это так: «Все было абсолютно новым: мода, музыка, философия, образ жизни. Живя в коммуне, мы находились в семье, которую сами себе выбрали. В жизни мы следовали принципу удовольствия, старались все перепробовать».

В этих экспериментах молодежи помогло изобретение противозачаточных таблеток. Появившись на рынке в 1961 году, они впервые позволили надежно и легко предохраняться от беременности. Без этих маленьких круглых пилюль сексуальная революция была бы невозможна. Насколько они помогли эмансипации женщины - это еще вопрос. Появление «пилюли» привело в первую очередь к тому, что мужчины полностью освободились от чувства ответственности. А женщины вскоре ощутили принуждение иного рода - необходимость постоянной готовности к сексу. Лишь немногие могли сказать о себе, как Уши Обермайер: «Я всегда делала только то, что хотела, и никогда не рассматривала себя как феминистку». На баррикады феминизма в конце 60-х многих женщин привели именно неожиданные последствия приема противозачаточных таблеток и сексуальной революции.

Условием свободы такой женщины, как Уши Обермайер, была в том числе и финансовая независимость. Как топ-модель Уши могла позволить себе все. Она была не единственной, кто с неожиданной быстротой нажил состояние в молодые годы. Экономическое чудо все еще было в расцвете; бум приносил прибыли молодым предпринимателям, которые обрели самостоятельность, занимаясь клубами, дискотеками, порнографией, андеграундными журналами и бутиками, и прежде всего - музыкальной индустрией. Молодежный рынок сбыта обслуживали в первую очередь молодые люди, которые разбогатели, продавая то, что нравилось им самим. А молодые вовсе не были противниками идеи потребления. Молодежь тратила деньги на индивидуальную моду, путешествия, наркотики, рок-н-ролл.

Музыка была стихией, которая объединял всю западную молодежь, невзирая на государственные границы, классовые, расовые и половые различия. Предтечами были Билл Хэйли и Элвис Пресли, потом возник спрос на «Битлз» и «Роллинг Стоунз», «Ху», «Кинкс», Джими Хендрикса и Эрика Бердона. Их музыка выражала все, что не вмещалось в слова, и люди следовали ей, как могли. В качестве шикарных девушек-«групи», которые повсюду ездили за буйными музыкантами, выступали в основном модели и красивые дочери богачей. Они немало способствовали тому, что 60-е остались в памяти как время «секса, наркотиков и рок-н-ролла». Этому имиджу не вредило даже то, что некоторые рокеры вполне по-мещански вели своих избранниц к алтарю, как Мик Джаггер - Бьянку. Главное, что распутная жизнь продолжалась.

В отличие от «Роллинг Стоунз» «Битлз» не остановились на «личном удовлетворении». Помимо этого они стремились обрести и внутреннее просветление. В 1967 году, избрав своим гуру Махариши Махеш Йоги, они стали застрельщиками движения, которое в поисках смысла бытия ориентировалось главным образом на далекий Восток. А ультрасовременные «стиляги» с прическами в форме гриба, которые следовали в моде вполне определенным, хотя и новым, законам, очень быстро превратились в хиппи (по крайней мере, по мнению средств массовой информации, для которых все «патлатые» были мазаны одним миром).

В искусстве десятилетия царствовали такие направления, как поп-арт и оп-арт.

Поп-арт. В других странах эпоха шестидесятых прошла под знаком других имен, одним из которых стал культовый (уже тогда) авангардный художник Энди Уорхол (настоящее имя - Андрей Вархола, 1928-1987). В 1960-е будущая звезда поп-арта «только начал рисовать свои полотна». О том, как все начиналось, Уорхол в соавторстве со своим личным секретарем Пэт Хэкетт поведал в книге "ПОПизм", без ложной скромности сопроводив ее подзаголовком "уорхоловские 60-е": "Когда к 1960 году в Нью-Йорке появился поп-арт, все им так прониклись, что даже занудным европейским умникам пришлось признать его частью мировой культуры… Поп-арт работал с образами, которые любой прохожий с Бродвея узнавал на раз - комиксы, столики для пикника, мужские брюки, знаменитости, занавески для ванной, холодильники, бутылки колы - в общем, со всеми теми классными современными вещами, которых так усердно не хотело замечать современное искусство" (Рис. 1-4).

Однако тех, кто уже приготовился к подробным, хронологически последовательным воспоминаниям на тему "моя жизнь в искусстве", предупредим сразу: такого "кина" не будет. Будет другое - обрывочный, случайный, поверхностный даже взгляд в прошлое. Субъективность и непоследовательность присущи большинству мемуаристов, претендующим, однако, как раз на объективность и последовательность. У Энди Уорхола все иначе: обрывочность и несостыковки - не досадная оплошность, а принцип. Как подмечено в предисловии переводчика книги Людмилы Речной, «это просто еще одно проявление ПОПизма - заполнять поверхность деталями, но не концентрироваться на них. Собирать пазл, не интересуясь каждой отдельной составляющей"...

В 1962 году Уорхол создал сенсационную серию полотен, на которых были изображены, зачастую в кричащих цветах, банки кока-колы и консервов, в том числе -- знаменитые изображения банки томатного супа «Кэмпбелл», ставшие визитной карточкой Энди Уорхола. Радикальные арт-критики сразу обратили на них внимание, заявив, что произведения молодого художника искусно вскрывают пошлость, пустоту и безликость западной культуры массового потребления. Впоследствии Уорхол стал создавать более эпатажные произведения, такие как выполненные в «кислотной» манере образы кумиров современного общества: Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзэдуна. Поговаривали, что в качестве «последнего штриха» Уорхол просил своих любовников помочиться на подобное произведение. Скандальная репутация Уорхола способствовала росту цен на работы из этой серии. В настоящее время рыночная стоимость картин Уорхола нередко измеряется десятками миллионов долларов.

Во второй половине 1960-х Уорхол стал проявлять интерес к кино. Фильмы, снятые им вместе с Полом Морисси, -- первая ласточка сексуальной революции. Самая ранняя короткометражка Уорхола изображает фелляцию двух мужчин. Параллельно с экспериментами с любительским кино Уорхол продюсирует первую альтернативную рок-группу -- The Velvet Underground. Он также выступил дизайнером обложек ряда концептуальных альбомов, например, «Sticky Fingers» группы The Rolling Stones.

Оп-арт прочно связан с абстракционизмом, здесь создается особая эстетическая среда калей-доскопических эффектов, особые изобразительные формы, далекие от воспроизведения действи-тельности. Опираясь на определенные психологические особенности человеческого восприятия, художники оп-арта успешно использовали некоторые зрительные иллюзии. В качестве средств образной выразительности в оп-арте фигурирует цвет, декоративный, контрастный или мягкий, тающий в полутонах, и геометризированный рисунок в виде спиралевидных, извивающихся линий, однообразных геометрических очертаний, усложненных наложением или совмещением разных планов узора. Творчество оп-арта можно было бы рассматривать как разновидность декоративно-прикладного искусства. Известно, что художники-модельеры широко используют оптические мотивы в росписи тканей, создавая монохромные или цветовые композиции, переливающиеся при всяком движении костюма или платья.

Оп-арт стремится к достижению оптической иллюзии движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителей, их активизации. Эстетическая специфика Оп-арта заключается в замене классической перспективы многофокусным видением виртуального оптического пространства. Движение в нем всегда виртуально, а не реально: визуализируется сама его идея. Создается иллюзия «ожившего пространства», плоскостное восприятие картины разрушается.

Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий.

Задача оп-арта - обмануть глаз, спровоцировать его на ложную реакцию, вызвать образ "несуществующий". Визуально противоречивая конфигурация создает неразрешимый конфликт между фактической формой и формой видимого.

Похожие статьи