"Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит. «Некоторые из них педерасты Большой нуреев истинная причина отмены

На «Эхе Москвы» уже вторую неделю стоит стон: мало того, что проклятые сатрапы совсем затравили замечательного режиссера Серебренникова, требуя с него какие-то неизвестно куда пропавшие миллионы, так еще и запретили премьеру его новой постановки - балета «Нуриев».

А ведь по всей Москве уже плакаты висели: «Премьера в Большом - «Нуриев». И запретили-то всего за три дня до спектакля.

Из рыданий неполживой общественности стали известны подробности этого жуткого наезда на свободное искусство.

Во-первых, в качестве декораций должен был быть агромадная фотка голого Нуриева с членом по колено. Неполживцы сообщали, что это очень известная фотография, которую они все неоднократно видели и "чего тут такого?". Нуриев, правда, запрещал ее публиковать, но все публиковали, так как уж больно она хороша.

Представляете это во всю сцену до потолка? (В посте снимок прикрыт для приличия.)

Вначале партию Нуриева поручили премьеру, который очень похож на покойного танцора. Но тот отказался танцевать без трусов. Еще одному предложили - и тот отказался. И так всего пять человек. Но, слава богу, нашелся танцор, который согласился. Между прочим, женатый человек. Думаю, жена его и надоумила: подумаешь, посветит гениталиями на людях - эка невидаль: зато весь мир объездит. Появилась возможность блеснуть ягодицами - так используй ее! Опять же, можно буквально подсидеть премьера. А женатый человек - он, все равно, что военный: жена велела - взял под козырек и выполняй. Для семьи еще и не то можно сделать.

Ко всем танцорам у режиссера подход был разный: если тому, у кого заглавная партия, обязательно было голому танцевать, то некоторым пошли на снисхождение. Так один танцор выпросил разрешение танцевать в трусах телесного цвета - у нас же демократия.

А почему премьеру нельзя быть в телесном трико? Потому что Серебренников придумал сцену, где Нуриев показывает стриптиз. Нет, все должно было быть очень целомудренно: только со спины, но ягодицы должны играть! А в трико картина будет совсем не та. Вы скажите, что с галерки или даже с 20-го ряда все равно будет не видно, но это не для вас ставят: настоящие ценители культуры дальше третьего обычно не сидят.

Артистам из кордебалета на снисхождения пойти не позволили. В ответ они отказались выступать без трико, но им нашли замену - стриптизеров. Представляете, какая для последних честь?
Интересно, муж Наташи Королевой тоже среди них был? Хотя, он уже старый для балета…

Серебренников не первый раз ставит балет для Большого театра. У него еще был балет «Герой нашего времени». Мне как-то и билет на него доставали, да я не смогла пойти - теперь локти кусаю. Ведь это же настоящее искусство было! Может, больше и не увижу.

Спрашивается, как такой опытный человек как Иксанов мог вообще допустить появление подобного спектакля? Как клевещет неполживая общественность, косное руководство Большого было не в восторге от идеи о постановке балета о Нуриеве, но ему звонили из администрации Президента и заверяли, что все будет толерантно, но пристойно.

Говорят, что на него очень напирали люди с самого верха, которые одновременно являются поклонниками Серебренникова и Нуриева. Не зря же Путин постоянно говорит, что он ничего не имеет против секс-меньшинств.

Но увиденное на предпремьерном прогоне потрясло даже Иксанова. Или он притворился, что потрясло. Что-то 35 млрд. руб. (еще того времени) на реставрацию Большого его не потрясли. Скорее всего, отмена спектакля - это результат борьбы в верхах, где наши (временно?) одолели ненаших.

В итоге - афишу уже напечатали, артисты отрепетировали голышом, но директор, посмотрел на действо с фоткой Нуриева на заднем плане - и балет был снят. Правда, опытный директор дал прессе очень обтекаемое объяснение, мол, выяснилось, что балет был поставлен недостаточно высокого по меркам Большого качества, надо еще поработать, а покажем потом. Правда, дальше сцена уже занята, самое близкое число - день рождения Нуриева - будет за день до выборов президента России в 18 году, так что неудобно этот балет в тот день показывать, могут не так понять, да и артисты к тому времени по гастролям разъедутся…

В общем, не исключено, что спектакль не состоится никогда. А ведь на него потрачены большие деньги: только соболья шуба для Нуриева стоит, страшно сказать, сколько. А еще для него пошили роскошный халат и декораций на миллионы... Как в балете обойтись без шубы? Да никак. Представьте только: голый Нуриев небрежно снимает шубу и набрасывает на себя халат - красотища!

А пока в самой глупой ситуации оказался тот, кто вызвался вместо премьера танцевать Нуриева без трусов. Все над ним ржут - тот оказался с голой жопой во всех смыслах этого слова.

Премьер-то почему отказался? Не зря он премьер: знакомых, небось, имеет, которые ему заранее рассказали, чем дело кончится. Эх, простота, простота!

Перенос премьеры балета «Нуреев» в постановке Кирилла Серебренникова в Большом театре стал одной из самых обсуждаемых тем в начале июля. Руководство театра уверяет, что артисты не готовы к выступлению, однако публика считает, что отмена премьеры «Нуреева» может быть последствием дела о финансовых махинациях в «Седьмой студии», по которому Серебренников проходит как свидетель. Позже ТАСС сообщил, что спектакль отменили за пропаганду гомосексуализма по личному распоряжению министра культуры Владимира Мединского, однако директор Большого театра назвал подобные заявления провокацией.

В субботу, 8 июля, на сайте Большого театра сообщили, что премьера балета «Нуреев» 11 июля не состоится. На исторической сцене с 11 по 14 июля вместо него покажут «Дон Кихот».

Постановкой о великом советском танцовщике занимались режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. В позапрошлом сезоне их творческая группа создала в Большом спектакль «Герой нашего времени», который был признан лучшим в сезоне и получил «Золотую маску».

Кирилл Серебренников заявил «Ведомостям» , что решение об отмене премьеры приняли представители Большого театра.

Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили

Кирилл Серебренников.

Выступая на закрытии сезона в возглавляемом им «Гоголь-центре», Серебренников заявил, что спектакль все равно состоится.

Как встречают артистов на сцене - лучшее тому подтверждение. Жертвам так не хлопают. Хлопают так только победителям. Поэтому это надо очень четко понимать

Кирилл Серебренников.

Директор Большого театра Владимир Урин рассказал, что причиной для переноса премьеры стала неготовность артистов, сообщило РИА «Новости» . По его словам, изначально спектакль должен был выйти в сезоне 2018/2019, однако из-за изменений в расписании артисты приступили к срочной подготовке «Нуреева» к 11 июля 2017 года.

Владимир Урин.

Директор театра также подчеркнул, что речь идет не об отмене, а о переносе балета, а премьера состоится в мае следующего года. Присутствовать на ней Кирилл Серебрянников не сможет, поскольку в это время будет занят работой в Мюнхене.

ТАСС со ссылкой на осведомленный источник сообщил, что приказ об отмене спектакля дал лично министр культуры Владимир Мединский. По словам источника, министр посчитал постановку пропагандой гомосексуализма.

В беседе с РБК Урин опроверг, что от Мединского поступал какой-либо приказ и назвал подобные сообщения провокацией.

Я своей профессиональной деятельностью клянусь, что такого звонка [от Владимира Мединского] не было, никаких указаний не давалось. Кто пускает такие провокации, мне трудно сказать

Владимир Урин.

Директор Большого театра также опроверг мнение, что перенос премьеры имеет политическую подоплеку. По его словам, руководство театра понимало неоднозначность фигуры Нуриева и присутствие «соответствующей темы, которая может вызвать неприятие ряда людей».

Также Урин опроверг слухи о том, что спектакль хочет купить Роман Абрамович. Бизнесмен присутствовал на прогоне балета, и он ему понравился.

Спектакль, который создан на государственные деньги, даже по закону не имею права (продавать)

Владимир Урин.

Гендиректор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов опубликовал в своем Facebook фрагмент репетиции спектакля. В нем часть танцоров-мужчин выступают на каблуках.

В спектакле «Нуреев» танцоры должны выступать в сопровождении оперных певцов. Также в спектакле есть текстовые элементы и, по данным источника «Ведомостей», нецензурные высказывания на английском.

Центральная линия спектакля посвящена отношениям Рудольфа Нуреева, который в 1961 году попросил политического убежища в Париже и стал первым советским «невозращенцем», и датского танцовщика Эрика Бруна. Часть танцоров должны были выступать в образах трансвеститов. По словам продюсера Дмитрия Изотова, который присутствовал на прогоне спектакля, все прошло успешно.

В комментариях на Facebook многие сожалеют, что премьера не состоялась и опасаются, что ее так никогда и не будет.

Но директор Большого театра уже объявил дату премьеры - выход спектакля «Нуриев» запланирован на 4−5 мая 2018 года.

В Большом театре отменили мировую премьеру балета «Нуреев». 11 июля в главном театре страны должны были впервые показать постановку Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова, а потом в афише появился «Дон Кихот». Произошла отмена премьеры в Большом, которой должны были триумфально завершать очередной сезон, к тому же спектакль Кирилла Серебренникова, к тому же балет, посвященный великому Нуриеву, который когда-то бежал из СССР и подтвердил свой статус звезды на Западе. То есть речь шла о возвращении Нуриева на родину, пускай и после смерти, но все равно это должно было стать триумфальным возвращением, отмечает телеканал «МИР 24».

В общем все тут же заговорили, что это все неспроста, как знаменитое «жжж» в мультфильме про Винни Пуха, потому что, конечно, кому интересно, что премьеру отложили из-за ее неготовности? Никому не интересно, а вот если цензура - это интересно всем, тем более что рядом имя Кирилла Серебренникова, который уже, можно сказать, «жертва режима» или полужертва, короче говоря, одно к одному.

Генеральный директор Большого Владимир Урин спорит с этим. «Это не просто балетный спектакль, как у нас было с «Героем нашего времени», это спектакль, в котором есть хор, оперные солисты и большая массовка, помимо балетной составляющей этого спектакля. Я хотел бы еще обратить внимание – чтобы выпустить четыре спектакля, нам нужно два, а лучше три состава исполнителей. Кто-то лучше, кто-то хуже. Очень проблемно было все, что касалось кордебалета. Мы смотрим и в полном унынии от того, что видим», - пояснил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.

Это не так просто взять и отменить премьеру в Большом. Во-первых, ее ждали, тратили деньги, причем по обе стороны занавеса - театр и его попечители, зрители уже покупали платья, до того потратив немалые деньги на билеты, и вдруг , «Дон Кихот» как замена. Билеты можно сдать в кассу.

«Репутационные потери есть из-за отмены спектакля, безусловно, есть. Мы это понимаем, но для нас важнее качество спектакля. Нам важно сделать его качественно. Что касается финансовых потерь - их нет, потому что мы заменили спектакль, а спектакль, на который потрачены деньги, состоится через несколько месяцев», - отметил Урин.

Есть, правда, и те, кто уже готов поставить памятник не вышедшей премьере. Якобы причина отмены, которую не озвучило руководство театра, - пропаганда нетрадиционной любви. Но, кажется, это не секрет, и неизбежно, говоря о Нурееве, надо говорить и о том, каким он был.

«Этот спектакль уже состоялся, и точка! Он есть! Он будет в сердцах людей, которые отдаются искусству, которым есть что сказать», - убежден солист Большого театра Игорь Цвирко.

«Нет слов... Ты только полюбил роль, начал вживаться в спектакль, все начало складываться, и в секунду эту твою маленькую жизнь у тебя с корнем вырывают. Это худшее для артиста», - говорит солист Большого театра Владислав Лантратов.

«Несостоявшаяся премьера балета «Нуреев». Артистам Большого театра - браво!», - добавил солист Большого театра Александр Войтюк.

«Все закончилось, не успев начаться…», - отметила прима-балерина Большого театра Екатерина Шипулина.

В театре обещают, что премьера состоится непременно в 2018 году.

Большой театр уведомил зрителей на официальном сайте: «Вместо объявленной ранее премьеры спектакля "Нуреев" 11, 12, 13, 14 июля на Исторической сцене театра будет показан балет "Дон Кихот". Билеты действительны».

Балет, чьим героем должен был стать выдающийся танцовщик ХХ в. Рудольф Нуреев, создали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников. В 2015 г. эта же команда выпустила в Большом театре балет «Герой нашего времени», на волне успеха которого ей был сделан новый заказ.

Все предвещало повторение триумфа, однако за три дня до премьеры театр объявил о ее отмене. Такого в последние десятилетия не было еще ни разу. Большой театр – надежно работающий производственный организм, к тому же, премьера должна была состояться на Исторической сцене, после реставрации здания прекрасно оснащенной технически. Отмена спектакля по болезни кого-либо исполнителей также исключена – каждую партию репетируют несколько составов танцовщиков.

От официального комментария по поводу отмены руководство Большого театра отказывается. О причинах отмены будет объявлено в понедельник, заверила «Ведомости» пресс-секретарь театра Екатерина Новикова.

Режиссер Кирилл Серебренников на просьбу «Ведомостей» прокомментировать ситуацию ответил: «Я не хочу комментировать. Это решение театра. Вот так они решили».

Решение было принято после того, как в пятницу вечером генеральный директор театра Владимир Урин посетил прогон спектакля, на котором впервые были собраны воедино его разнородные составляющие. По замыслу авторов спектакля, их произведение должно было объединить элементы балета, музыкального театра с пением и драматического театра, - рассказывают "Ведомости".

Как рассказал «Ведомостям» один из сотрудников театра, в спектакле немало словесного текста, в котором звучит специфичная для Нуреева брань на английском языке. Имеются танцы трансвеститов, а центральной линией сюжета являются лирические отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.

"Нуреев" в Большом: рецензия на спектакль Кирилла Серебренникова, который никто не увидит

Вслед за Владимиром Кошевым - актером постановки "Нуреев", премьера которой должна была состояться сегодня в Большом, но которая по решению театра перенесена на следующий сезон, - об этом балете нам рассказал кандидат искусствоведения, историк музыкального театра Дмитрий Изотов, оказавшийся в числе зрителей прогона "Нуреева". Какой он - новый резонансный спектакль Кирилла Серебренникова? Представляем профессиональный взгляд очевидца.

Скандал вокруг постановки "Нуреева" продолжает набирать обороты. Журналисты собирают в интернете информацию по крупицам, чтобы описать спектакль, который никто никогда не увидит. На единственный прогон, состоявшийся в субботу 8 июля, дирекция Большого театра отказалась пускать зрителей. И хотя в зале находились некоторые медийные лица - Роман Абрамович, Михаил Швыдкой, Вадим Верник, Сергей Филин, Константин Богомолов - все же основными зрителями прогона были сотрудники театра и сами артисты, участвующие в постановке.

Хор и миманс, отыграв свои сцены, бежали на пятый этаж, чтобы занять места на ярусах и посмотреть спектакль, который еще не вышел, но уже стал легендой. В Большом театре случайно оказался и я - за несколько минут до начала первого акта мою фамилию внесли в секретный список приглашенных гостей. В зале была какая-то особенная творческая атмосфера - все понимали, что присутствуют на важном историческом событии. В постановке принимали участие около 600 человек, включая производственные цеха, и при этом все знали, что играют "Нуреева" первый и последний раз.

В основе сценарно-режиссерского хода биографического спектакля - знаменитый аукцион "Кристи", на котором продавались личные вещи Рудольфа Нуриева. Их было два - французский и американский. Так и начинался спектакль, со слов ведущего-аукциониста, который на двух языках бойко рассказывал о представленных лотах. В этой драматической партии выступили два приглашенных артиста - в первом акте Игорь Верник, во втором - Владимир Кошевой.

Им предназначается главная сопровождающая линия, связывающая разрозненные эпизоды из жизни легендарного танцовщика в целое театральное полотно. Многочисленные гости аукциона - артисты миманса (набранные из "Мосфильма" и Большого театра) пожилые леди и господа в роскошных вечерних нарядах, повторяли знаменитые па Нуриева, при перечислении продаваемых лотов. Главная особенность спектакля - совмещение оперы, балета и драматических отрывков.

Серебренников придумал современное высказывание "большого стиля" - с хоровыми сценами, массовкой, кордебалетом, сольными партиями и отчасти провокационными приемами. При совмещении разных элементов театрального представления складывался увлекательный триллер - байопик из жизни Нуреева, сочетающий документальную хронику и сцены из реальной жизни танцовщика.

Сцена из постановки "Нуреев"

Все начинается с танцевального класса балетного училища им. А.Я. Вагановой. На стене ее портрет соседствует с портретом Николая II. Меняются лидеры-правители, сначала Ленин, потом Сталин, Хрущев, завхоз и уборщица втыкают в них цветы, и только неизменно на молодых студентов смотрит Агриппина Ваганова. Характер Нуриева задается уже в первой сцене. Хореограф Юрий Посохов подчеркивает его творческий эгоизм и заносчивость характерным жестом: в дуэте с молодой балериной он грубо отталкивает ее, чтобы быть первым, подчеркнуть свою значимость.

Роль Нуриева на прогоне исполнял Владислав Лантратов - харизматичный, дерзкий, амбициозный солист. Знаменитый "прыжок в свободу" - бегство Нуриева на запад, решена как патриотическая сцена с участием большого хора - советских грузных женщин в концертных платьях с блестками и с узнаваемыми прическами-начёсами. Вот перед хором появляется солистка - парафраз Людмилы Зыкиной, великолепная партия в исполнении Светланы Шиловой. Она исполняет гимн гордости за свою страну и отечество:

Дни стояли сизые, косые
Непогода улицы мела,
Родилась я осенью в России,
И меня Россия приняла.
Хор подпевает:
Родину себе не выбирают,
Начинают верить и дышать
Родину на свете получают
Неизменно как отца и мать. Фраза "Родину себе не выбирают" станет рефреном всего спектакля и повторится еще не раз, но уже в финале. Доносчик (Игорь Верник) зачитывает факты из реального дела о побеге Рудольфа Нуриева, и исполнитель главной партии перепрыгивает за ограждения, оставляя позади и патриотический хор, и бодро танцующих молодых спортсменов-комсомольцев, загнанных в клетки-решетки. Начинается новая жизнь Нуриева.

Развратный Булонский лес заполняется трансвеститами - артистами мужского кордебалета на каблуках. Они, как макбетовские ведьмы, закручивают героя в водоворот соблазнов квартала красных фонарей. Далее - сцена знаменитой фотосессии Ричарда Аведона, который уговорил Нуриева сфотографироваться полностью обнаженным. В этом момент на несколько секунд на заднике сцены появляется настоящая фотография голого Нуриева, которую Большой театр приобрел у правообладателя известного снимка. Обнажается и сам Владислав Лантратов , оставляя на себе только телесного цвета бандаж, прикрывающий самое интимное место. В вихре танца героя преследуют и многочисленные папарацци, и падкое до скандалов светское общество.

Тема гомосексуализма продолжается в дуэте Нуриева и его наставника, а позднее и любовника - Эрика Бруна (Денис Савин). В черных, подчеркивающих мускулатуру танцовщика штанах и водолазке, с неизменной сигаретой во рту он обнимает Нуриева, одетого во все белое - так начинается мужской эротический дуэт. Секс, страсть, любовь и отчаяние сплетаются в провокационной, но в то же время деликатной хореографии Юрия Посохова. Звучит текст Аукциониста о записке Рудольфа Нуриева, написанной на обороте бланка госпиталя в городе Торонто, которая никогда не была передана умершему от рака легких его любовнику Эрику Бруну. Эта сцена пробирала до мурашек и сопровождалась зрительскими овациями. Так заканчивается первое действие спектакля.

Второй акт также начинается с аукциона. На этот раз Владимир Кошевой через представленные лоты ведет рассказ о творческой судьбе танцовщика: на сцене великолепная Марго Фонтейн, которая помогла Нуриеву в начале зарубежной карьеры. Дуэт Марии Александровой и Владислава Лантратова - один из лучших лирических эпизодов спектакля. Она олицетворяет женское начало, он - мужскую страсть.

Далее череда смены партнерш, но везде солирует Нуриев. Владимир Кошевой изумительно читает трогательные лирические письма, написанные Аллой Осипенко и Натальей Макаровой специально для этого спектакля. Соло танцует Екатерина Шипулина. В ее танце и воспоминания, и изломанность судьбы, и безответная любовь. Нуриев безусловный король, пред которым преклоняется общество его многочисленных поклонников.

Следующая аллегорическая оперная сцена представляет одну из его ролей - Короля-Солнца Людовика XIV. На сцене появляется массовка в роскошных барочных костюмах и карнавальных масках. Контртенор поет арию на стихи Бодлера в сопровождении экзальтированных танцев стилизованного кордебалета. Аукционист продолжает объявлять лоты, а Нуриев продолжает танцевать на износ.

В финале под известие о болезни Нуриева на сцену выходит весь балет. Аукционист называет последний лот - дирижерскую палочку, с которой Нуриев впервые выступил как дирижер Венского симфонического оркестра. Под аплодисменты зрителей главный герой спускается в оркестровую яму и играет знаменитые "Тени" из балета Минкуса "Баядерка". Балет выполняет заученные па. Среди теней - и мужчины, и женщины. Они заполняют все пространство сцены. Музыка замолкает. Но тени продолжают делать свои монотонные движения, а Рудольф Нуриев дирижирует тишиной. Занавес.

Музыка Ильи Демуцкого настоящее открытие: кованный ритм нуриевских нервных всплесков, стилизация советских песен, задушевные лирические темы, а также многочисленные цитаты мировых балетных шедевров складываются в целостную палитру музыкальных откровений. Конечно, главная тема спектакля - это не скандальная жизнь знаменитого танцовщика. Это мощный современный спектакль о свободе и о том, что "родину себе не выбирают". Аплодисменты и овации, которые устроили все причастные к спектаклю на сцене Большого театра, говорят сами за себя. Плакали все - от режиссера до костюмеров. Эта несостоявшаяся премьера - уже история. История современной России, которую мы не выбираем.

Похожие статьи