Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: образование и расчет Этапы проведения расчета нормативов допустимых выбросов

Ст. 12. Нормативы выбросов вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:
  • технические нормативы;
  • предельно допустимые выбросы.
2.Технические нормативы устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух , а также для являющихся и сточниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов, территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Временно согласованные выбросы устанавливаются на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов при условиях соблюдения технических нормативов выбросов и наличия плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Сроки поэтапного достижения предельно допустимых выбросов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих территориальных органов специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, методы их определения пересматриваются и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.)

Ст. 14. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

1.Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды , органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт в редакции, введенной в действие с 29 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ).

3. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями , выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ст. 22. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников

  1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;
  2. Источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ , перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Ст. 30. Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационарные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны:
  • обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
  • согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности , оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
  • внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов ;
  • осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения ;
  • осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
  • обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья:
  • выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
  • немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха , которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля (абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
  • предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха ;
  • соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
2.Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.
  1. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
  2. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.
  3. Договора электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения (или письма о намерениях технические условия подключения).
  4. Генеральный план (М 1:500).
  5. Ситуационный план, (М 1:2000) с указанием границ объекта, экспликацией окружающих объектов, перспективной застройки.
  6. Письмо о координатах привязки рассматриваемого объекта.
  7. Фоновые концентрации загрязняющих веществ района расположения объекта.
  8. Климатические характеристики района.
  9. Копия разрешения на строительство, копии ордеров на проведение работ.
  10. Копия ПОС.
  11. Сертификаты на сырье (краска, шпатлевка, клей, моющие средства, электроды, топливо и т.д.)
  12. ТХ и сопутствующие тома проекта .
  13. Указать место расположения контейнерной площадки и частоту вывоза мусора с территории предприятия.
  14. При наличии ГОУ (газоочистные установки) – сертификат ГОУ, паспорта на ГОУ.

ЗАКОН РФ «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» (96-ФЗ - 1999 г.).

Ст. 31 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

КОАП РФ ОТ 30.12.2001 №195-ФЗ, ГЛАВА 8:


Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) влечет наложение :
  • административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей;
  • штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей;
  • штрафа на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей.

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения УВЕЛИЧЕН для должностных лиц в 10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 40-50 тысяч рублей ), для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в 8-10 раз (с 4-5 тысяч рублей до 30-50 тысяч рублей ), для юридических лиц - в 4,5-5 раз (с 40-50 тысяч рублей до 180-250 тысяч рублей ).

Кроме того, впервые для индивидуальных предпринимателей УСТАНОВЛЕН ШТРАФ за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в воздух или вредное физическое воздействие на него в размере 30-50 тысяч рублей . Для должностных лиц административная ответственность за такое нарушение увеличена в 3,3-5 раз (с 3-4 тысяч до 10-20 тысяч рублей ), для юридических лиц - в 2,6-2,5 раз (с 30-40 тысяч до 80-100 тысяч рублей ).

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 ГОДА N 63-ФЗ

Статья 251. Загрязнение атмосферы

1. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов. Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения. Деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха наказываются:
  • штрафом в размере до 80 000 рублей;
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев;
  • или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
  • или обязательными работами на срок до 360 часов;
  • или исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека , наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.
О практике применения судами законодательства об ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 252 УК РФ, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на проект выбросов можно обратившись по почте

Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо для соблюдения нормативов его качества. Основные термины и определения, касающиеся показателей загрязнения атмосферы, программы наблюдения, поведения примесей в атмосферном воздухе определены ГОСТ 17.2.1.03-84 «Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения». Под качеством атмосферного воздуха в нем понимается степень соответствия атмосферных условий потребностям людей или других живых организмов.

До определенного уровня антропогенного воздействия приемлемое загрязнение атмосферы обеспечивается самой природой с помощью процессов самоочистки. Загрязняющие вещества выводятся из нее под действием гравитационных сил (только аэрозоли), вымываются атмосферными осадками, разрушаются в процессе фотохимических реакций. Однако все возрастающее техногенное воздействие на воздушный бассейн, особенно в последние десятилетия, поставило вопрос о необходимости регулирования его качества, для чего нужны нормативы:

  • а) загрязненности атмосферного воздуха различными веществами;
  • б) предельно допустимых воздействий на атмосферу.

Как уже было сказано выше, обеспечение качества атмосферного воздуха предполагает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на атмосферу.

Под воздействием понимается любая антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов человека, вносящая в атмосферу изменения физического, химического либо биологического характера. Наиболее распространенным видом отрицательного воздействия на атмосферу является выброс в нее загрязняющих веществ химической или биологической (например, микроорганиз- мов-продуцентов) природы.

Конечная цель установления этих нормативов состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экологических, социальных и экономических интересов общества. Надо ясно понимать, что соблюдение экологических требований всегда требует определенных финансовых издержек, которые, безусловно, нескольку ухудшают экономические показатели деятельности любого предприятия. Таким образом, соблюдение предельно допустимых нормативов - это своего рода компромисс между экологическими и чисто экономическими требованиями, компромисс вынужденный, позволяющий на взаимно заинтересованных началах, с одной стороны, развивать производительные силы общества, с другой - минимизировать негативное воздействие техносферы на здоровье людей и благополучие прочих обитателей нашей симпатичной планеты.

В основе нормативов лежат три показателя:

  • медицинский - пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе;
  • технический - способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и его среду обитания;
  • научно-технический - способность техническими средствами контролировать соблюдение установленных нормативов по всем их параметрам.

Все нормативы качества атмосферного воздуха подразделяются на три группы: а) санитарно-гигиенические; б) экологические; в) вспомогательные.

Санитарно-гигиенические нормативы определяют показатели качества атмосферного воздуха для здоровья человека, это наиболее разработанная часть нормативов.

Вторая группа устанавливает требования к качеству атмосферного воздуха относительно состояния экологических систем (например, лесных сообществ либо ихтиофауны). Таких нормативов к настоящему времени разработано немного.

Вспомогательные нормативы обосновываются для обеспечения единства в употребляемой терминологии, в деятельности организационных структур и правовом регулировании экологических отношений.

Государственными органами, утверждающими нормативы, являются Министерство природных ресурсов и экологии России и Федеральная служба защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор, бывший Госсанэпиднадзор РФ).

Основным нормативом качества воздуха является предельно допустимая концентрация (ПДК) - максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного действия, включая отдаленные последствия, и на окружающую среду в целом.

Величины ПДК загрязняющих веществ в воздухе приводятся в размерности мг вещества на 1 м 3 воздуха (мг/м 3). Величины ПДК утверждаются постановлением Главного государственного санитарного врача России. В зависимости от периода осреднения ПДК атмосферного воздуха населенных мест делятся на две группы:

  • а) максимально-разовые ПДК мр (20-30 мин осреднения);
  • б) среднесуточные ПДК СС (24 ч осреднения).

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДК мр) - концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 мин рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

Понятие ПДК М р используется при установлении научно-технических нормативов - предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Соблюдение предприятием норматива ПДВ означает, что в резз"ль- тате рассеивания его выбросов в атмосфере в приземном слое воздуха на границе санитарно-защитной зоны концентрация вредных веществ, содержащихся в выбросах, в любой момент времени не превысит ПДК Ч р.

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДК СХ.) - это концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании. Таким образом, ПДК СС рассчитана на все группы населения и на неопределенно долгий период воздействия и, следовательно, является самым жестким санитарно-гигиеническим нормативом, устанавливающим концентрацию вредного вещества во вдыхаемом воздухе.

Именно величина ПДК СС обычно выступает в качестве критерия оценки благополучия воздушной среды в селитебной зоне. Однако следует отметить, что, к сожалению, в последние годы величины ПДК СС стали своеобразными единицами измерения. В государственных отчетах загрязнение воздуха описывается перечислениями типа: 5 ПДК СС но оксидам азота, 3 ПДК СС по формальдегиду, 2 ПДК СС по саже. Такой подход не только не способствует адекватной интерпретации информации, но и просто сводит к минимуму ее ценность. С одной стороны, создается иллюзия, что ПДК СС (или любая другая предельно допустимая концентрация) есть просто некоторая особая единица, а не установленный норматив предельного содержания вредного вещества; с другой стороны, возникает впечатление, что но-другому описать, оценить, разъяснить особенности загрязнения окружающей среды невозможно.

В табл. 3.1 представлены для сравнения ПДК некоторых веществ в атмосферном воздухе (моментально разовые и среднесуточные) и ПДК воздуха рабочей зоны.

Таблица 3.1

Соотношение различных видов ПДК в воздухе для некоторых веществ

Заметно, что для одного и того же вещества величина ПДК рз (ПДК рабочей зоны) значительно больше, чем ПДК мр. Это объясняется тем, что на предприятии люди проводят только часть суток и, кроме того, там не могут находиться дети и пожилые люди с ослабленным здоровьем.

Значения ПДК рз и ПДК мр (ПДК ав) приводятся в специальных документах - гигиенических нормативах (ГН), утверждаемых Главным государственным санитарным врачом России, в настоящее время действует ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». Как уже было сказано, для некоторых загрязняющих (вредных) веществ вместо ПДК утверждены временные гигиенические регламенты - ОБУВ, имеющие ту же размерность, мг/м 3 . ОБУВ устанавливается сроком на три года, по истечении которого он должен быть пересмотрен или заменен значением ПДК. Так же как и ПДК, ОБУВ утверждается постановлением Главного государственного санитарного врача РФ, ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест». ПДК и ОБУВ являются гигиеническими регламентами загрязненности воздуха.

По степени токсического воздействия на организм человека вредные вещества подразделяются па четыре класса:

  • 1 - чрезвычайно опасные (ртуть, свинец и др.);
  • 2 - высокоопасные (серная кислота, соляная кислота и др.);
  • 3 - умеренно опасные (ксилол, табачная пыль и др.);
  • 4 - малоопасные (ацетон, керосин и т.д.).

Вредным веществам, для которых вместо Г1ДК установлен ОБУВ, класс опасности не присвоен.

Процесс обоснования величины ПДК для любого вредного вещества чрезвычайно долог, трудоемок и дорогостоящ. Для этого:

  • а) проводятся многочисленные опыты на экспериментальных животных с целью установления порогов острого и хронического токсического действия;
  • б) изучается ощущение запаха человеком;
  • в) исследуется раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз;
  • г) проводится сравнительное изучение заболеваемости населения в районах с чистым и загрязненным воздухом;
  • д) делается оценка косвенного воздействия загрязнений на человека за счет снижения прозрачности воздуха, уменьшения освещенности жилищ, поглощения наиболее ценной - ультрафиолетовой части солнечного спектра.

Если загрязняющее вещество ощутимо по запаху в таких концентрациях, которые намного меньше начала его токсического действия (например, меркаптаны), то порог ощущения запаха принимается в качестве основного критерия (порога воздействия).

Процесс обоснования таких ответственных регламентов, как норматив ПДК, сопряжен с большой неопределенностью. Причины этого кроются:

  • а) в больших внутривидовых различиях среди человеческой популяции;
  • б) необходимости переноса результатов опытов, проведенных с экспериментальными животными, на человека (межвидовые различия). Неудивительно, что нормативы ПДК, разработанные в разных странах, для некоторых загрязняющих веществ значительно различаются (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Значения среднесуточных ПДК, мг/м 3 , загрязняющих веществ в воздухе в отдельных странах

Наименование загрязняющего вещества

серы диоксид

азота диоксид

углерода оксид

Швейцария

Германия

Как следует из табл. 3.2, отечественные нормативы ПДК являются одними из наиболее жестких в мире.

В настоящее время в России ПДК ав утверждены более чем для 1500 загрязняющих веществ, и этот список продолжает увеличиваться. При нормировании загрязнения атмосферного воздуха следует учитывать, что некоторые вредные вещества, поступая в атмосферный воздух, превращаются в другие вещества, зачастую более токсичные. Например, оксид азота окисляется до диоксида. При сравнении ожидаемых расчетных приземных концентраций с ПДК следует делать соответствующий перерасчет.

При нормировании загрязнения атмосферного воздуха необходимо учитывать еще одно обстоятельство: ряд веществ при одновременном присутствии в воздухе обладает синергетическим эффектом (суммации вредного действия). В этом случае должно быть выполнено условие

Исчерпывающий перечень веществ, обладающих эффектом суммации действия, приведен в ГН 2.1.6.1338-03, па сегодняшний день известны 52 такие группы суммации.

Экологические нормативы можно проиллюстрировать на примере нормативов ПДК в воздухе для растительности ПДК„ - предельно допустимыми концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зоне лесных насаждений. На сегодня нормативы ПДК для леса достаточно полно разработаны лишь для особо охраняемых территорий (например, для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зон чрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г. Братска). Можно надеяться, что работа в этом направлении будет продолжена.

В результате проведенных исследований установлено, что на многие вещества, содержащиеся в воздухе, лес реагирует более чутко, чем человек (предельно допустимые концентрации для них меньшие, чем для человека). Для сравнения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для человека и лесной растительности приведена табл. 3.3.

ПДК а в и ПДК, загрязняющих веществ в воздухе

Таблица 33

Для сравнительной оценки загрязнения воздушной среды используются различные индексы, которые позволяют учесть присутствие нескольких загрязняющих веществ. Наиболее распространенным является комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИнЗА). Его рассчитывают по формуле

где q cpi - средняя концентрация /-го вещества; ПДК СС г - ПДК СС для /-го вещества; а, - показатель степени для приведения степени вредности /-го вещества к вредности диоксида серы, зависящий от класса опасности загрязняющего вещества (табл. 3.4); п - количество загрязняющих веществ в воздухе.

Таблица ЗА

Константы приведения вредности для веществ разных классов опасности

Учет класса опасности позволяет дифференцированно подходить к обоснованию необходимых профилактических мероприятий (например, к мерам безопасности при работе с различными веществами), а также предварительно оценивать сравнительную опасность воздействия тех или иных веществ на организм человека (табл. 3.5).

Таблица 3.5

Классы опасности химических соединений в зависимости

от характеристик их токсичности

Для сопоставления данных о загрязненности атмосферы разных городов или районов города несколькими веществами комплексные индексы загрязнения атмосферы должны быть рассчитаны для одинакового количества L примесей. При составлении ежегодного списка городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы для расчета комплексного ИнЗА используют значения единичных индексов тех пяти веществ, у которых эти значения наибольшие. В большинстве регионов России к ним относятся взвешенные вещества, оксиды азота, диоксид серы, бензапирен, формальдегид, фенол. Особый вклад в загрязнение атмосферы вносят взвешенные вещества, которые могут не только представлять собой токсичные соединения, но и адсорбировать на своей поверхности другие токсичные вещества, в том числе и ксенобиотики, пыли биогенного происхождения, патогенные микроорганизмы, тем самым способствуя вторичному загрязнению атмосферного воздуха.

Предельно допустимый выброс (Г1ДВ) - норматив допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов . ПДВ устанавливается для каждого источника с таким расчетом, чтобы выбросы загрязняющих веществ от данного источника в совокупности со всеми источниками предприятия в результате рассеивания выбросов в атмосфере не создали в приземном слое воздуха концентрации веществ, превышающую ПДК для населения, животного и растительного мира. Иначе говоря, соблюдение НДВ по г-му загрязняющему веществу означает выполнение в точках, находящихся на границе санитарно-защитной зоны предприятия, неравенства

где Cj - приземная концентрация i -го загрязняющего вещества (его содержание в слое атмосферы 0-2 м), мг/м 3 , создаваемая в результате рассеивания выбросов данного ИЗА; СД- - фоновая концентрация /-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе. Фоновым по отношению к данному ИЗА называется загрязнение атмосферного воздуха, созданное всеми прочими ИЗА, исключая данный; ПДК мр/ - максимально-разовая ПДК /-го загрязняющего вещества в атмосферном воздухе.

На территории курортов и домов отдыха, прочих рекреационных зонах в правой части (3.3) следует заменить 1 на 0,8. При наличии в атмосфере загрязняющих веществ, обладающих суммацией вредного действия, необходимо учитывать этот эффект по уравнению (3.1).

В части выбросов в атмосферу загрязняющих веществ различают массовый ПДВ, измеряемый в г/с, и валовый ПДВ, т/год, соответственно.

Разработка и утверждение величины ПДВ для каждого ИЗА и предприятия в целом производится в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями».

Норматив предельно допустимого выброса устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы. В процессе обоснования величины ПДВ принимается условие полной нагрузки технологического и газоочистного оборудования и их нормальной работы.

Сложность работы по обоснованию ПДВ быстро растет по мере увеличения как числа источников, так и разнообразия их параметров (состава выбросов, высоты и диаметра труб, температуры газов и т.д.). Даже для небольших предприятий это можно сделать лишь с помощью специальных компьютерных программ.

Если обоснованное расчетами значение ПДВ для действующего предприятия по причинам объективного характера не может быть достигнуто сразу, то вводится поэтапное снижение выбросов. На каждом этапе предприятию на определенный период времени устанавливают норматив ВСВ (временно согласованный выброс). Предполагается, что в течение действия ВСВ предприятие выполнит атмосфероохранные мероприятия и сократит величину выбросов в атмосферу до ПДВ.

  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

(см. текст в предыдущей редакции)

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

2.2. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке , установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

2.3. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями , утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012) нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Одним из видов нормативов допустимого воздействия, устанавливаемых для природопользователей, являются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ).

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25.06.2012; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — выброс) стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Следует учесть, что утверждение нормативов ПДВ и выдача разрешений на выбросы — это две разные административные процедуры, требующие временных затрат .

Согласно п. 10 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650 (далее — Административный регламент), для того чтобы получить разрешение на выбросы в территориальном органе Росприроднадзора, к заявлению необходимо приложить в том числе утвержденные в установленном порядке и действующие нормативы ПДВ и временно согласованных выбросов (ВСВ) для каждого конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если предприятие имеет стационарные (организованные и неорганизованные) источники выбросов, оно обязано получить разрешение на выброс. А получить это разрешение предприятие может только на основании утвержденных нормативов ПДВ.

Обязанности юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов, перечислены в ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ. Одной из таких обязанностей является обеспечение проведения инвентаризации выбросов и разработка ПДВ.

ПДВ устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона № 96-ФЗ в случае невозможности соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов, ПДВ территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды могут устанавливать для таких источников ВСВ по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

Наш словарь. Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Временно согласованный выброс (ВСВ) — временный лимит выброса, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Следовательно, для того, чтобы выяснить, обязано ли предприятие исполнять обязанности, установленные ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ, необходимо определить, имеются ли на предприятии источники выбросов, являющиеся стационарными объектами негативного воздействия.

В пунктах 3, 4 Порядка ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (приложение к Приказу Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867) даны следующие определения стационарного и передвижных объектов негативного воздействия:

  • стационарный объект негативного воздействия — объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, т.е. объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв;
  • передвижные объекты негативного воздействия — транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

На сегодняшний день государственный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов, и количества и состава выбросов (далее — государственный учет) осуществляет Росприроднадзор в соответствии с Порядком государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденным Приказом Минприроды России от 26.10.2011 № 863 (далее — Порядок учета). Следует отметить, что в Порядке учета нет определений передвижного и стационарного источников выбросов.

В то же время в подп. «б» п. 7 Порядка учета перечислены сведения (данные) об источниках выбросов, которые необходимо указать при постановке на государственный учет. Так, при представлении сведений о передвижном источнике выбросов необходимо указать:

  • тип передвижного источника выбросов (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт);
  • регистрационный номер передвижного источника;
  • экологический класс транспортного средства;
  • вид и расход топлива (по видам) передвижным источником (авиационный транспорт, водный транспорт, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт).

Таким образом, основным критерием для определения передвижного объекта на сегодняшний день является работа на определенном виде топлива, а расчет платы за выбросы передвижных объектов производится по объему использованного топлива. К передвижным источникам выбросов относятся различные транспортные средства. Мобильные установки, используемые на территории предприятия, в основном относят к стационарным источникам выбросов.

После определения наличия на территории предприятия эксплуатируемых стационарных источников выбросов необходимо выяснить, подлежат ли эти источники государственному учету и нормированию.

Приказом Минприроды России от 31.12.2010 № 579 утверждены Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Порядок) и Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию (далее — Перечень).

К источникам выбросов, подлежащим государственному учету и нормированию , относятся источники выбросов, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию. В свою очередь, государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне, а также не включенные в Перечень вредные (загрязняющие) вещества, соответствующие одному из критериев:

  • показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с приложением 1 к Порядку, больше или равен 0,1;
  • приземные концентрации выбросов превышают 5 % от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха.

Итак, если в выбросах от стационарных источников предприятия присутствуют вещества, указанные в Перечне или соответствующие одному из вышеуказанных критериев, т.е. подлежащие государственному учету и нормированию, то в этом случае необходимы разработка проекта ПДВ, утверждение нормативов ПДВ (ВСВ) и получение разрешения на выбросы.

В рамках данной статьи не будет рассматриваться вопрос разработки проекта ПДВ. Не менее интересен вопрос о действиях предприятия после разработки данного проекта.

После того как проект ПДВ разработан, его необходимо согласовать, установить нормативы ПДВ (ВСВ), получить разрешение на выбросы. Предприятие должно иметь представление о том, в какие сроки могут вылиться согласования и на основании чего предприятию могут отказать.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами не регламентирован порядок установления нормативов ПДВ . Таким образом, срок утверждения и основания для отказа в утверждении проекта ПДВ также не установлены.

В соответствии с п. 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 (в ред. от 04.09.2012), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев .

Далее на основании экспертного заключения территориальный орган Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения также не регламентирован. Следовательно, согласно Типовому регламенту внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 (в ред. от 27.12.2012), срок выдачи санитарно-эпидемиологического заключения — 30 дней.

Нормативы ПДВ и ВСВ устанавливаются территориальными органами Росприроднадзора (за исключением радиоактивных веществ) для конкретного стационарного источника выбросов и их совокупности (организации в целом).

Согласно п. 8.13 Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191 (в ред. от 15.10.2009), ответ заявителю направляется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Росприроднадзора в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Росприроднадзоре, если в поручении не установлен иной срок. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен руководителем территориального органа Росприроднадзора, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Таким образом, по общему регламенту обращения по вопросам, касающимся деятельности Росприроднадзора, срок утверждения нормативов ПДВ — 30 дней (может быть продлен руководителем Росприроднадзора на 30 дней).

На заметку. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86) (утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192), ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями», Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987) и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Поскольку законодательством не установлены основания для отказа в утверждении проекта ПДВ, значит если проект ПДВ выполнен в соответствии с требованиями перечисленных выше документов и получил санитарно-эпидемиологическое заключение, то отказ в установлении ПДВ неправомерен.

После получения санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ, утверждения нормативов ПДВ (ВСВ) предприятие обращается в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для получения разрешения на выбросы.

В соответствии с Административным регламентом территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30 рабочих дней.

Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы является наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации. Иных оснований для отказа в выдаче разрешений на выбросы не установлено.

В заключение отвечаю на вопрос, который природопользователи задают чаще всего: «А что нам грозит, если мы не будем разрабатывать проект ПДВ и не получим разрешение на выбросы?» При отсутствии разрешений выбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К тому же согласно ст. 31 Федерального закона № 96-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, согласно ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Е.Н. Колчина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт»

В подавляющем большинстве современных технологических процессов в атмосферный воздух выбрасываются различные загрязняющие вещества. При этом источники загрязнения атмосферы (ИЗА) могут быть организованными или неорганизованными. Согласно Федеральному закону “Об охране окружающей среды” устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха - предельно допустимые концентрации загрязняющих воздух веществ.

Главный вклад в загрязнение атмосферы вносят организованные источники выбросов загрязняющих веществ (трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари), поэтому на них мы и обратим главное внимание.

Задача нормирования выбросов ЗВ заключается в том, чтобы установить для каждого источника загрязнения атмосферы такую предельную величину выброса, чтобы в приземном слое атмосферы концентрация любого выбрасываемого им вещества не превысила значения ПДК.

Рассмотрим один организованный источник загрязнения атмосферы - дымовая труба котельной. Известно, что при сжигании органических топлив (природный газ, уголь, дрова, мазут и др.) в составе дымовых газов содержатся различные ЗВ:

1. Природный газ: окись углерода, окислы азота.

2. Уголь: твердые частицы (зола), окись углерода, окись азота, бензапирен, сернистый ангидрид.

3. Мазут: твердые частицы (зола мазута), окись углерода, окислы азота, сернистый ангидрид.

Дымовая труба характеризуется рядом параметров: высотой, диаметром устья, объемным расходом дымовых газов, их температурой. Все эти параметры влияют на рассеивание выбросов в атмосфере.

Кроме того, необходимо знать величину массового выброса каждого ЗВ, г/с.

Дымовая струя, попадая из трубы в атмосферу, сносится по ветру, и одновременно, рассеивается, в горизонтальном и вертикальном направлениях. Процесс рассеивания сильно зависит от характера атмосферной диффузии, а она, в свою очередь, от существующих в данный момент метеоусловий. На процесс рассеивания примесей влияет скорость ветра, его распределение с высотой, вертикальный ход температуры, характер подстилающей поверхности, особенности рельефа местности.

Имеются и региональные особенности процессов атмосферной диффузии, все эти и другие факторы учтены в математической модели рассеивания примесей.

Если изобразить на графике ход приземной концентрации по мере удаления от трубы, то получается характерная кривая, показанная на рис.3.1.

Похожие статьи