Молитва петровской иконе божией матери. Петровская икона Божией Матери: древняя история. ноября - день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

Икона, о которой дальше пойдет речь, очень известная, ее авторство приписывается митрополиту Киевскому и Всея Руси Петру, жившему в XIII веке. Это был первый митрополит, у которого постоянным местом пребывания с 1325 года стала Москва. Петровская икона Божией Матери - так ее именуют и почитают как чудотворную. Празднование в честь нее совершается 6 сентября по-новому календарю, в этот день Церковь вспоминает перенесение нетленных мощей святителя Петра в только что отстроенную (1479 г.).

Святой Петр Ратенский (или Ратский)

Он родился на Волыни в благочестивой семье Феодора. Его матери - Евпраксии - еще до рождения сына было Господне видение, в котором открылось, что ее отрок будет служить во Славу Божию.

В 12-летнем возрасте юный Петр поступил в Волынский Спасо-Преображенский монастырь, где он почти все свое время посвящал изучению Священного Писания и иконописи. Свои иконы он раздавал монастырской братии и христианам, посещавшим их монастырь. Одна из таких - Петровская икона Божией Матери, датируемая 1327 годом, согласно житию святителя. Эту икону и икону Успения Пресвятой Богородицы святитель Петр, принимая святительское благословение, преподнес в дар митрополиту всея Руси Максиму, посетившему их святую обитель. Петровскую икону тот отправил во Владимир, где располагалась тогда кафедра а перед иконой Успения он молился всю жизнь.

Чудотворный образ. Петровская икона Божией Матери: фото

В 1305 году после того как отошел к Господу митрополит Максим, Владимирская кафедра была свободной три года смутного времени, тогда за место первосвятителя пошел спор. Галицкий князь Юрий отправил Петра в Константинополь, а Михаил Ярославович Тверской и Владимирский - своего подвижника - игумена Геронтия. Отправляясь в дорогу в Царьград, Геронтий взял с собой Петровскую икону и святительский жезл. Когда он плыл по морю, ему было видение. Сама Матерь Божья сказала ему, что напрасно тот трудится, ибо не ему достанется сан святительский, он будет принадлежать тому, кто написал Ее образ - служитель Ее Сына - Ратский игумен Петр, который займет престол Русской митрополии, он богоугодно доживет до старости и с радостью отойдет к Владыке всех.

В Царьграде Геронтий невольно рассказал о своем видении Константинопольскому патриарху Афанасию, и тот, забрав у него жезл и икону, передал их Петру и благословил стать митрополитом Всея Руси. Так Петровская икона Божией Матери вернулась к своему создателю и уехала во Владимир. А когда в 1325 году русскую митрополию перенесли из Владимира в Москву, туда же перенес и свою икону и поместил ее в

Почитание

Вообще с этой иконой связано много интересных исторических событий. Например, патриарх Иов, когда ходил к Борису Годунову, чтобы принять царство, брал с собой три иконы - Петровскую, Владимирскую и Донскую.

И в 1613 году Петрову икону брала с собой высокочтимая делегация с рязанским архимандритом Феодоритом, которая отправилась в Кострому, чтобы призвать царствовать Михаила Федоровича Романова и положить конец смуте.

В церковной летописи XV века Петровская икона упоминалась в рассказах о спасении Москвы от завоевателей и называлась «животворивой» и, вероятнее всего, стояла у гроба святителя Петра. Она особо почиталась московскими первосвятителями, ее приносили на поклонение к их усыпальницам или на крестных ходах.

Успенский собор Кремля

Сегодня Петровская находится в Успенском соборе, основная масса специалистов по иконописи утверждает, что это та самая икона, которую написал святитель Петр, хотя есть утверждения, что ее подлинник пропал еще до революции.

В период XIX - XX века эта древняя икона действительно исчезла из собора, но осталась икона-пядница, размер которой составлял 30,5 на 24,5см. Ее происхождение было неизвестно, однако датировалась она концом XIV - началом XV века и находилась в пристенном иконостасе в Успенском соборе. Скорее всего, она и есть тот почитаемый древний образ, о чем свидетельствует ее точный список, выполненный в 1614 году Назарием Савиным. Во всяком случае он точно повторяет ее и надписан как «Петровская».

Петровская икона Божией Матери: о чем молятся

Петровская икона стала одной из самых почитаемых святынь России и символом начала становления Москвы. Благодаря ей было получено много чудесных для православных христиан событий и исцелений. Она стала мощным символом защиты России от разной пагубы.

Перед этим образом люди молятся о счастье в браке, о детях в случае бездетности и о помощи в трудных родах и разных болезнях. В таких случаях обычно читается Акафист Петровской иконе Божией Матери.

Эта икона относится к наиболее любимому для русского народа типу богородичных, и самой близкой иконографической аналогией этого образа является Владимирская икона.

Иконография

В Петровской и Младенец изображены погрудно. Характерные ее особенности заключаются в том, что Богородица обнимает младенца левой рукой, а правой указывает на Него, в котором заключается весь Истинный Путь и Жизнь. Правая рука Матери Божией имеет и другой смысл - материнское ласкание своего Сына. Руки Христа Спасителя отвечают на материнскую любовь и ласку. Он прижимается к Матери, в левой руке держит свиток, а благословляющая Его правая рука покоится на груди Богородицы. Этим передается теплота выражения взаимной любви Богородицы и Младенца.

Молитва Петровской иконе Божией Матери начинается со слов: «О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, непостыдное наше Упование…».


В официальном блоге научного коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева уже не раз с горечью констатировались те или иные фактические ошибки патриарха Кирилла, которые вызывают всё большее недоумение. Казалось бы, при таком чудовищно раздутом бюрократическом аппарате, который завел себе с недавних пор нынешний предстоятель РПЦ (одна ОЦАД (общецерковная аспирантура и докторантура) характеризуется в научным сообществе как «полный отстой»!), публичные речи Его Святейшества должны быть, что называется, «без сучка и задоринки»:-)

Ан нет, то в Киеве 27.07.2011 г. у него выскочила какая-то странная оговорка , то в Успенском соборе Московского Кремля 16 июля 2011 г. он позволил себе оговорить царскую особу:

Что уж тут говорить о его личных воспоминаниях , где патриарх Кирилл то называет себя « » с баптистским проповедником Мартином Лютером Кингом?! То рассказывает на заседании правительства какие-то немыслимые байки про Афон, где якобы хранились «бархатные облачения из чистой золотой парчи (?! - ред. ), аршин ткани которых стоил 25 рублей золотом. То есть каждый сантиметр - рубль золотом»?!

Отразу к разу такой псевдоисторический флешмоб на обильные вливания из федерального бюджета становится всё более антинаучным, распространяя повальную историческую безграмотность среди бедных граждан России при молчаливом попустительстве «академических кругов», приближенных к Московской патриархии. Сначала фальшивые «дары волхвов», затем липовый «700-летний юбилей со дня рождения прп. Сергия Радонежского» и вот теперь мифическое «700-летие начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра»?! И не беда, что ни об одном из вышеперечисленных событий и артефактов нет ни слова в исторических документах,патриарх Кирилл последовательно выстраивает собственную историософию)))



Митрополит Петр с житием .
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.

По словам Его Святейшества 6 сентября 2013 г., «святитель Петр соглашается и переезжает в Москву, и здесь утверждает общерусскую кафедру, кафедру всея Руси … А что означал тогда переезд митрополита всея Руси из одного города в другой? Это означало, что великий князь не мог быть в другом месте, кроме того, где была кафедра Первосвятителей. Великие князья переезжают в город Москву, и этот небольшой город начинает развиваться, набирать силу, и становится столицей всея Руси с Первопрестольной кафедрой»: http://www.patriarchia.ru/db/text/3212065.html

Для справки : на самом деле профессиональные историки хорошо знают, что всё как раз наоборот - как только московские князья, начиная со св. блгв. вел. кн. Дмитрия Донского, переходят к наследственному владению великим княжением Владимирским на правах вотчины, такое нововведение становится единственным законным оправданием для пребывания в Москве главы Русской Церкви. Так же как раньше было с Киевом, теперь владение стольным Владимиром даёт право на великое княжение, и в титулатуре владимирских князей закрепляется эпитет «всея Руси». Вскоре московские князья полностью восстановят все киевские традиции, и с определенного времени князь и митрополит будут находиться вместе в одном граде Москве, ставшем административной и церковной столицей.

В своём обращении 6 сентября 2015 г. патриарх Кирилл предложил чествовать «700-летие начала трудов в Москве святителя Киевского и всея Руси Петра, ставшего первым епископом нашего града и первым его святым. Принятое им решение о переносе кафедры Предстоятеля Русской Церкви в Москву побудило князя Иоанна Калиту начать по благословению святителя строительство в Кремле Успенского собора. Начиная с него, для всех последующих Предстоятелей Русской Церкви именно Москва была кафедральным градом »: http://www.patriarchia.ru/db/text/4205648.html

Для справки : на самом деле при Киевском митрополите Кирилле II (1242/1243-1281) Владимир на Клязьме впервые становится митрополичьей резиденцией в качестве временного местопребывания. В 1299 г.Киевская митрополия (кафизма) временно переносится после татаро-монгольского нашествия митрополитом Максимом во Владимир. Основанием для такого переноса Киевского седалища митрополитов стал прецедент с перемещением Константинопольской патриархии в Никею после завоевания Константинополя в 1208 г. Как византийские патриархи, оказавшись в Никее, продолжали титуловаться «Константинопольскими», так и митрополиты во Владимире, а затем в Москве сохраняли титул «Киевских».Сразу же после перемещения во Владимир на Клязьме в 1299 г. митрополит Максим перевел владимирского епископа Симеона на вакантную ростовскую кафедру, и вплоть до середины XVIII в. никакие епископы во Владимир больше не ставились, за исключением хиротонии Алексия в 1352 г.

Тем не менее, Киев продолжал оставаться главной резиденцией митрополитов всея Руси и сохранять своё значение первопрестольного града! В данном контексте весьма показательно, что митрополит Петр после своего поставления в Константинополе всероссийским митрополитом сначала приехал в Киев и лишь затем во Владимир: «поставлен бысть архиепископ Петр, митрополит всея Руси, и прииде из Царьграда и седе в Киеве » в 1308 г., а на следующий год «приеха ис Киева пресвященный Петр митрополит на Суждальскую землю » (ПСРЛ XVIII . Стб. 87).

Точно также митрополит Феогност, будучи поставленным в 1328 г. на кафедру всея Руси, приезжает вовсе не в Москву, а сначала в Киев на своё «первое седалище», затем во Владимир, «второе седалище»: «прииде на великый стол, на митрополию на Киев и на всю Русь … таже прииде и в Володимерь » (ПСРЛ X . Стб. 195). Захоронение в 1326 г. Киевского митрополита Петра в московском Успенском соборе, где он сам «гробъ себе сотвори » (см. фото ), и успех с его скорой канонизацией в 1339 г. (см. грамоту Константинопольского патриарха Иоанна XIV Калики митрополиту Феогносту об открытии мощей митрополита Петра и его прославлении) позволили Москве претендовать на звание еще одной (третьей по значению!) резиденции митрополитов всея Руси.



Митрополит Петр с житием .
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.
Закладка Петром Успенского собора в Москве в 1326 г. и собственной гробницы близ жертвенника.

Только после перемещения митрополичьей кафизмы из Киева во Владимир митрополиты всея Руси начинают использовать в своей титулатуре эпитет «Киевский », который появляется в 1347 г. вследствие присоединения Галицкой митрополии! Причем такие кардинальные изменения фиксируются первоначально исключительно в документах Константинопольской патриаршей канцелярии, а тот же митрополит Алексий титуловался по-прежнему как «митрополит всея Руси». Впервые перемещение кафизмы митрополитов всея Руси из Киева во Владимир, а не в Москву, как ошибочно утверждает патриарх Кирилл , было официально регламентировано Константинопольским патриархатом лишь в 1354 г. особым синодальным определением, в котором «святейшая епископия владимирская » признана «вторым седалищем и местом постоянного пребывания и упокоения митрополитов », в то время как первопрестольный град Киев именуется «собственным престолом и первым седалищем архиерейским » (Miklošich F., Müller I. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. I. Vindobonnae, 1860. № 158. С. 352-353).

После того, как в Москве появилась третья по значимости резиденция митрополита всея Руси весь митрополичий собор пресвитеров (клирос Киевской митрополии) не поменял своего местоположения и остался во Владимире! Так, в Житии свт. Петра, написанном в Москве в 1327 г., сообщается, что, когда после смерти свт. Петра от его гроба начали совершаться исцеления, московский князь Иван Калита «написав те чудеса, и посла в град Володимерь ко святому сбору », после чего Ростовский еп. св. Прохор «нача чести чюдеса » во время службы, и «тако бо Бог просвети землю Создальскую, и град, зовомый Москву, и благовернаго князя Ивана ». В 1379 г., когда на поставление в Константинополь отправился Михаил-Митяй, его сопровождали «крылошане Володимерскыа » (ПСРЛ XI . С. 39). Даже восшествие на великокняжеский престол до Василия II (1432 г.) совершалось не в Москве, а во Владимире: «Володимерь, еже есть стол земли Русскыя и град пречистыя Богоматери, в нем же и князи велиции Рустии первоседание и стол земля русскыя приемлють » (ПСРЛ XV /I . Стб. 181).

Таким образом, вовсе не Москва, а Киев оставался первопрестольным кафедральным градом вплоть до разделения всей митрополии в 1459-1460 гг., в то время как Владимир официально сохранял своё первенство кафедрального города перед Москвой до учреждения московского патриаршества в 1589 г.!

По всей видимости, идею мифического «700-летия начала святительских трудов в Москве митрополита Киевского и всея Руси Петра» патриарху Кириллу предложил его доверенное лицо митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) 1964 г.р., председатель синодального отдела религиозного образования и катехизации, который в бытность наместником Высоко-Петровского монастыря организовал в 2010 г. конференцию, посвященную свт. Петру. Именно там депутат Московской городской Думы, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов озвучил абсурдное предложение «считать Москву столицей с 1325 года , с года перенесения митрополичьей резиденции из Владимира в Москву, и 6 сентября - день празднования перенесения мощей святителя Петр в Успенский собор Московского Кремля сделать Днем Города»?! С таким же дилетантским пафосом вышла статья скандально известного археолога Сергея Беляева из РПЦ: Беляев С.А. Митр. Петр и перенесение места жительства митрополитов в Москву // Московский Кремль XIV ст.: Древние святыни и ист. памятники: [Сб. ст.]. М., 2009. С. 57, 60.

Для справки : в Житии свт. Петра прямо сообщается, что «преходя грады » «обрете святый святитель град честен кротостию, зовомый Москва, в нем же обрете князя благочестива, именем Ивана, сына Данилова, внука Александровна ». Только после убийства в Орде 21 ноября 1325 г. Юрия Даниловича тверским кн. Димитрием Михайловичем Грозные Очи Иван Калита, единственный оставшийся к тому времени в живых сын св. блгв. кн. Даниила Александровича, официально стал московским князем, но никак не ранее. По мнению историка Н.С. Борисова (МГУ), «Петр обосновался на московском подворье лишь в 1322 году. Именно тогда, после получения Дмитрием Тверским великого княжения и бегства Юрия в Новгород, Иван Данилович стал московским князем » (Борисов Н.С. Иван Калита. М., 1995. С. 133). Поэтому митрополит Петр никак не мог в 1315 г. приступить к святительским трудам в Москве, не говоря уже о переносе в 1325 г. митрополичьей кафизмы из стольного Владимира!


Митрополит Петр с житием .
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.
Перенесение честных мощей святителя Петра.

Для справки : после освящения нового Успенского собора 12 августа 1479 г., построенного знаменитым зодчим Аристотелем Фиораванти, честные мощи святителя Петра были торжественно перенесены митрополитом Геронтием (1473-1489) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440-1505) и его сыном Иоанном (1458-1490) в новый собор и поставлены 24 августа на прежнем месте. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра , Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено).

По установлении сего праздника Пахомий Серб, инок Троицкого Сергиева монастыря, по поручению начальства в конце ХV в. написал два канона на перенесение мощей святителя Петр. В 1547 г., после пожара, истребившего в Москве почти все кремлевские здания и разрушившего кровли и паперти Успенского собора, мощи св. Петра перенесены были в Чудов монастырь и по возобновлении собора положены в нем в новую золотую раку, устроенную Иоанном Васильевичем IV в 1555 г. по случаю рождения у него царевича Иоанна. В святцах, напечатанных в Москве 1648 г., под 4 числом августа замечено: «святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывати никогда, и повеле ей своею печатию раку свою запечатлети, и того дня установиша праздник сей праздновати ».

Церковь в своих песнопениях день перенесения мощей святителя Петра называет всечестным праздником, веселящим Императора и люди: «яко врача преизрядна и источника чудесам обильна, днесь сошедшеся любовию духовные твоя чада в перенесение честных мощей твоих, архиерея Петра, молим тя: моли Христа Бога, даровати честным твоим перенесением Императору нашему на враги победительная ».

От редакции . См. подробнее по данной теме:

1 мая (18 апреля ст. ст.) - празднование в честь Максимовской иконы Божией Матери: http://www.expertmus.com/2012/05/1-18.html

Саккос митрополита Петра, а не Алексия! : http://rublev-museum.livejournal.com/259810.html?thread=148706#t148706

Зачем Медведеву пиар с Афоном?: http://www.expertmus.com/2012/03/blog-post_7123.html

«Дары волхвов» на Афоне - научная экспертиза: http://www.expertmus.com/2014/01/blog-post_12.html

«Не юбилейте!»: неюбилейные заметки в «юбилей» Сергия Радонежского (видео): http://www.expertmus.com/2014/07/blog-post.html

6 сентября Православная Церковь совершает торжественное празднование чудотворной Петровской иконе Божией Матери. Икона имеет такое название потому, что ее написал святитель Петр, митрополит Московский, когда был еще игуменом Ратского монастыря на Волыни (см. фото ).



Митрополит Петр с житием .
Дионисий и его мастерская.
1480-е годы.
197 х 151.
Успенский cобор Московского Кремля. Инв. 3228 соб/ж-258.
Обучение Петра иконописанию.

Тропарь Пресвятой Богородице пред Ея иконой «Петровской», глас 4 :

К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибaем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, // Тя бо и едину надежду имамы .

Кондaк Пресвятой Богородице пред Ея иконой «Петровской», глас 6 :

Предстaтельство христиан непостыдное, / ходaтайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений глaсы, / но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти; / ускори на молитву, и потщися на умоление, // предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя .

Самой первой чудотворной иконой Москвы стал образ Богородицы письма митрополита Петра, видимо, поставленная в Успенском соборе Московского Кремля после блаженной кончины святителя в 1326 г. (см. фото ). Ранние сведения обэтой святыне содержатся в Житии митрополита Петра, составленном сразу после его блаженной кончины в 1326 г. В Житии повествуется о том, как Петр, будучи игуменом Спасо-Преображенского монастыря на Волыни и искусным иконописцем, написал икону Богородицы и подарил ее митрополиту Максиму. Далее эта икона помогла Петру стать митрополитом и вернулась к нему уже как прославленный чудотворный образ. В письменных источниках XV в. нет прямых свидетельств о местонахождении иконы письма митрополита Петра. Видимо, она помещалась у его гроба и называлась «животворивой », поскольку в летописных рассказах о спасении Москвы от вражеских нашествий заступничеством Богородицы и архиепископа Петра этот образ неизменно упоминается совместно с московским святителем.



Петровская икона Богоматери .
XIV в.
23 х 17.
Из собрания С.П. Рябушинского.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 12858. Поступила из ГИМ в 1930 г.

Изображение погрудное. Голова Богоматери склонена влево. Левой рукой она обнимает за плечи чуть повернутого к ней младенца. В левой руке младенца - свиток. Вохрение по темно-охряному санкирю сильно разбеленной плотной охрой с многочисленными тонкими параллельными движками, расположенными по форме. Мафорий темно-коричневый, с желтой каймой и звездами. Чепец и хитон младенца блекло-голубые. На чепце черные линии и белые звездочки. Хитон младенца с белым ассистом. Нимбы узкие, золотые. Фон и поля киноварные. Лузга и надпись белые.



В иконописном подлиннике икона описана так: «...Лице надесно, шуицы длань простря ко Христовым перcем, а десницы Ея за Ним не видно. Христос же в деснице своей держа свиток, а шуица благословлящи, крест ей предъявляя, и стояше просто, лицем к ней зряше, нозе же Его не видны » (Л. 274).

Для истории почитания чудотворной Петровской иконы Богоматери в XVI в. чрезвычайно показательны свидетельства Повести «О великом пожаре и милостивом заступлении Богородицы» середины XVI в. Во время страшного кремлевского пожара в июне 1547 г. митрополит Макарий молился в Успенском соборе. Когда он был вынужден покинуть загоревшуюся соборную церковь, то хотел вынести самые прославленные иконы - Владимирскую и Петровскую письма митрополита Петра. Святыню московских святителей он взял с собой, но великий чудотворный образ Владимирской Богоматери не удалось вынуть из киота, и составитель Повести так объяснил это событие: главная Богородичная икона Руси не захотела уйти из своего дома - Московского Кремля, и благодаря этому Богородица сохранила не только свой образ «письма евангелиста Луки » (икону Владимирскую), но и Успенский собор, покрывая весь мир от всякого зла.


Образ, почитавшийся в XIV- XVI вв. как чудотворная Петровская икона Богоматери, исчезла из Успенского собора Московского Кремля на рубеже XIX-XX вв. О ее иконографии можно составить некоторое представление по воспроизведению чудотворного Богородичного образа в житийной иконе митрополита Петра конца XV - начала XVI вв. из Успенского собора Московского Кремля (см. фото ), а также по копиям-спискам XVI-XVII вв.

В настоящее время в Успенском соборе находится небольшая икона-пядница (см. фото ) неизвестного происхождения, иконография которой полностью совпадает с чудотворной Петровской. На иконе - поздние записи и потемневшая олифа, древняя доска сдублирована на новую основу. Небольшие участки раскрытой живописи могут быть датированы XIV - началом XV вв. (30, 5 х 24,5; ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Инв. № 4984 соб., Ж-1768)

Возможно, это либо сама чтимая икона, либо ее ранний список. Косвенным свидетельством, подтверждающим отождествление иконы из Успенского собора с чудотворной Петровской иконой Богоматери, является икона-список, исполненная Назарием Савиным в 1614 г.



Петровская икона Богоматери .
Назарий Савин.
Ок. 1614 г.
36 х 30.
Государственная Третьяковская галерея. Инв. 22959. Пост. из Госфонда в 1934 г. Раскрывалась в ЦГРМ ок. 1930 г. Собр. А. М. и А. В. Мараевых, г. Серпухов.

Она повторяет не только иконографию кремлевской иконы (очень точно, вплоть до мелких деталей), но и типы ликов с их своеобразными чертами. Это единственный из списков, который имеет название «Петровская» (см. надпись на фоне слева ). На полях иконы изображены московские святители Петр, Алексей и Иона, иконописные образы которых, как следует из «Чиновников» Успенского собора начала XVII в., выносились на Малый крестный ход вместе с иконой Богородицы письма митрополита Петра. На обороте иконы под верхней шпонкой имеется вкладная надпись, указывающая на ее связь с чтимой святыней Успенского собора: «Лета 7123 го (1614) декабря в 5 де сеи образ пречистои, писмо Петра митрополита выменил, в Казани Никита Григоревич Строганов у Назарья Истомина сына иконника, дал (50) ».

Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Предание

Название образа Петровской Божией Матери происходит от имени ее создателя - святителя-иконописца митрополита Петра Московского. Икона была написана святителем еще в то время, когда он был игуменом на Волыни. Святой Петр поднес его в дар митрополиту Максиму, а последний привез его во Владимир, украсил золотом и дорогими камнями и до конца жизни благоговейно хранил в своей келье, молясь перед ним о соблюдении вверенной ему паствы.

По кончине митрополита Максима, некий игумен Геронтий, возжелавший принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, пастырский жезл и Петровскую икону Богоматери и отправился в Константинополь для получения сана. Многие русские люди, среди которых был и князь Юрий Галицкий, узнав о намерении игумена Геронтия, выразили свое недовольство. Князь Юрий упросил игумена Петра отправиться в Царьград, воспрепятствовать посвящению Геронтия и самому принять святительский сан. Святитель Петр, повинуясь желанию князя, отправился в Константинополь и прибыл туда раньше Геронтия. Греческий патриарх Афанасий с радостью принял его и посвятил в сан митрополита всея Руси.

Между тем, по устроению Божию, плавание игумена Геронтия оказалось неудачно. Поднялась сильная буря, и встречные ветры, подымая высокие волны, задерживали движение корабля. В бурную ночь игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица в том виде, как Она изображена на иконе свт. Петра, и строго сказала ему: «Напрасно ты трудишься, предпринимая столь дальний путь. Знай, на тебя не возложится святительский сан, который ты хотел восхитить. Но тот, кто написал Мое изображение, Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою; и так богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех».

В ужасе проснувшись от сна, игумен Геронтий рассказал бывшим с ним на корабле о своем видении и добавил, что труд их напрасен, ибо они не получат желаемого.

Корабль, на котором плыл игумен Геронтий, лишь с большим трудом достиг константинопольской пристани. Явившись к патриарху Афанасию, Геронтий против своего желания принужден был рассказать о своем сонном видении. Патриарх забрал у него святительские ризы и посох, а также написанную митрополитом Петром икону Богоматери, и, передавая все это законному святителю, сказал: «Приими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

В 1325 году произошло перемещение Русской митрополии из города Владимира в Москву. В это время митрополит Петр перенес написанную им икону Богоматери и поместил ее в Московском Успенском соборе, где она до революции постоянно пребывала над жертвенником. Лишь во время больших крестные ходов святой образ выносили вместе с другой великой московской святыней - Владимирской иконой Божией Матери.

Петровская икона всегда была предметом особо благоговейного почитания в среде русского народа и с древности почиталась чудотворной. Перед ней молился великий князь Иван Васильевич III. В конце XVI века патриарх Иов брал с собой Владимирскую, Донскую и Петровскую иконы для увещевания Бориса Годунова принять царство. Наконец, с Петровским образом Богоматери после периода междуцарствия, в 1613 году, рязанский архимандрит Феодорит отправился в Кострому к Михаилу Феодоровичу Романову для призвания его на царство.

На рубеже XIX - XX веков Петровская икона Божией Матери исчезает из собора. В нем остается небольшая икона-пядница неизвестного происхождения, которая датируется XIV - началом XV века. Существует предположение, что она и является на самом деле древним почитаемым образом Петровской Богоматери. Подтверждением этого мнения служит точный список, сделанный с иконы Назарием Савиным в 1614 году , который не только повторяет ее до мельчайших деталей, но и содержит надписание «Петровская».

Празднование чудотворному образу Петровской Божией Матери совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

Иконография

Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери. Известен такой факт, что митрополит Петр являлся автором и другой известной иконы - Владимирской Божией Матери, находившейся в Успенском соборе города Владимира.

В отличие от прославленного образа фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение данов зеркальном отражении.

Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь». При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, чем передается и другой смысл этого жеста - материнское ласкание Младенца. На краснофонном образе Петровской Богоматери XIV в., новгородской школы, жест правой руки Богородицы еще более характерен - Она обхватывает ею шею Сына.

Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери. На чтимом образе XVI в. из г. Кириллова, удивительном по теплоте выражения ликов Богородицы и Младенца и передачеих взаимной любви, Спаситель по-детски прижимает благословляющую руку к самому лику Богоматери.

Списки с иконы

С Петровской иконы Божией Матери в городе Калуге хранится список, прославившийся чудесами.

Чтимый список XVI в. находится в настоящее время в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике в городе Кириллове .

Молитва

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию, святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земного поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии - воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


© Все права защищены

Каждый образ Богородицы - предмет особого трепетного почитания среди православного народа. Петровская икона Божией Матери - не исключение. С самой древности она почиталась как чудотворная, а к помощи ее прибегали даже могущественные правители.

Петровская икона Божией Матери прославилась за счет своего автора — митрополита Киевского и всея Руси Петра. Он жил в XIII веке. Святой образ Богородицы является чудотворным и почитается всем православным народом. У образа Пресвятой Девы возносят молитвы о заступничестве и изменении жизни к лучшему.

История иконы

Назвали святыню в честь имени ее создателя — Петра. Митрополит Петр носил еще сан игумена, когда написал данную икону. Он подарил святыню митрополиту Максиму, который отвез ее во Владимир, расписал золотом и украсил драгоценными камнями. Митрополит Максим хранил икону в своих покоях и ежедневно предавался пред ней молитвам .

Петровская икона Божией Матери сотворила немало чудес. Ее держали при себе во время походов цари. К примеру, патриарх Иов брал святыню, когда благословлял на царствование Бориса Годунова. Икона присутствовала на крестных ходах и стояла у гроба святителя Руси Петра. В летописях об иконе пишут как о «возрождающей». Она много раз спасала Москву от нападок врагов. Вскоре о чудотворных свойствах Петровской иконы Божией Матери узнали во всем мире. Перед святыней стали молиться христиане со всего света, а для православного народа святыня стала одной из самых почитаемых и распространенных икон Богородицы.

Где находится чудотворный образ

Петровскую икону Божией Матери можно встретить во многих храмах России. Наиболее почитаемые и известные своими чудесами хранятся в Калуге и монастыре в городе Кириллове в Кирилловском монастыре.

Описание иконы

Стиль иконописи относится к одному из излюбленных типов написания богородичных икон, название которому «Умиление» . К авторству митрополита Петра относят и другую известную икону — Владимирскую икону Богородицы , что подтверждается заметным сходством в написании.

Пред взором молящихся Богородица предстает величаво. Изображена Она по пояс. На Ее руках написан Святой Младенец. Дева Мария с Богомладенцем нарисованы в зеркальном отражении, что делает святыню уникальной и отличает ее от Владимирской. На Петровской иконе Богоматерь обнимает Спасителя левой рукой, а другой рукой указывает на него, показывая, что Он — истинный Спаситель.

В чем помогает Петровский образ

Петровская икона Божией Матери — это символ возрождения. Она исцелила и помогла многим православным людям. Образ Богородицы не раз спасал города России от врагов. Перед святыней христиане просят у Богоматери счастливой семейной жизни без ссор и неурядиц. Женщины, чьим горем выступает бесплодие, молятся перед иконой о скором рождении детей. Чудотворный образ исцеляет от многих болезней и помогает справиться женщинам с тяжелыми родами.

Дата празднования

Молитва перед чудотворной иконой

«О, Великая Дева, Царица Небесная, Хранительница всех христиан! Молимся Тебе и помним все Твои дела благочестивые на земле грешной! Услышь нас, Дева Мария! Стань заступницей земли нашей, дома нашего, страны нашей! Убереги нас от нападок врагов, потопа, пожара, войны и голода! Исцели от болезней и прости нам грехи наши! Пред Тобой на коленях мы, Святая Дева! Будь заступницей детей наших, не дай в обиду их. Укрепи наш дух и веру нашу! Избавь нас от соблазнов мирских. Будь рядом с нами в минуты горя и страха. Славим и восхваляем Тебя, Дева Пречистая! Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во Веки Веков. Аминь».

В каждом доме должно найтись место для Петровской иконы Божией Матери. Ведь эта святыня — подлинная и могущественная заступница семейного счастья, благополучия и процветания. Не стесняйтесь обращаться в трудные минуты к помощи Богородицы. Она услышит каждого и поможет. Главное, чтобы просьбы ваши были искренни и не шли вразрез с заповедями Господними. Мы желаем вам крепкой веры и душевной гармонии. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

07.09.2017 05:01

В православном мире есть множество икон Богородицы, которые обладают исключительными особенностями в исцелении и помощи...

Икона Божией Матери Петровская

Икона Божией Матери Петровская свое название получила от имени ее создателя – святителя Петра, митрополита Московского. Святитель-иконописец написал образ в то время, когда он был еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Святой Петр поднес икону в дар святителю Максиму, митрополиту Киевского и всея Руси во время посещения Ратской обители. Митрополит Максим привез образ во Владимир, украсил дорогими камнями и золотом и благоговейно до конца жизни хранил его в своей келье.

После кончины митрополита Максима игумен Геронтий решил захватить митрополичий престол, принять сан митрополита, забрал святительскую утварь, Петровскую икону Божией Матери, пастырский жезл и отправился в Константинополь получить сан. Многие люди и князь Юрий Галицкий были недовольны намерением игумена Геронтия стать митрополитом. Князь Галицкий упросил игумена Петра направиться в Константинополь и самому принять святительский сан. Повинуясь желанию князя, Петр отправился в Царьград и прибыл в него раньше Геронтия. Патриарх Афанасий принял святителя Петра с радостью и посвятил его в сан митрополита всея Руси.

А вот плавание игумена Геронтия было неудачно. Поднялась сильная буря, встречный ветер поднимал высокие волны, которые препятствовали продвижению корабля. Ночью к игумену Геронтию явилась Пресвятая Богородица точно в таком виде, в котором она изображена на образе святого Петра и приказала ему: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ. Петр, игумен ратский, служитель Сына Моего и Бога, тот будет возведен на верховный престол митрополии Русской, и украсит его и упасет людей своих, за которых Сын и Господь Мой Иисус пролил Кровь Свою».

Проснувшись в ужасе от сна игумен Геронтий рассказал о своем видении и о том, что они не получат желаемого. Лишь с большим трудом корабль прибыл в константинопольскую пристань. Геронтий явился к патриарху Афанасию и рассказал ему о своем видении. Забрав у него посох, святительские ризы, икону Богоматери Петровскую, патриарх передал их законному святителю со словами: «Прими святой Богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо сего ради воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе».

Святитель Петр перенес святой образ во Владимир, а при перемещении в 1325 году Русской митрополии из Владимира в Москву, икону Богоматери была помещена в Московском Успенском соборе и до революции она пребывала над жертвенником. Только во время больших крестных ходов Петровскую икону Богоматери вместе с Владимирской иконой Божией Матери выносили из храма.

Русский народ всегда благоговейно почитал Петровскую икону. Она с древности почиталась чудотворной. Празднование чудотворной иконе Богоматери Петровская совершается 24 августа / 6 сентября, в один день с воспоминанием перенесения честных мощей святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси, в новосозданную церковь Успения (1479 г.).

В Калуге хранится список Петровской иконы Божией Матери, который прославился чудесами. В городе Кириллове в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике находится чтимый с 16 века список.

Похожие статьи