Жак Лакан: структурный психоанализ. Жак Лакан. Биография и деятельность Ж лакан выделял следующие психические структуры

Кто такой Жак Лакан?

Жак Лакан (1901–1981) - французский психоаналитик, философ и психиатр. Он оказал серьезное влияние на психоанализ. В 20 лет Лакан общался с богемой и учился на медицинском факультете в Университете Парижа, очарованный сюрреализмом и иррациональной стороной творчества. Когда он отучился и стал психиатром, то находился под сильным влиянием Фрейда. Его первые семинары и психоаналитические группы работали под девизом «назад к Фрейду». Но чем дальше Лакан разбирался в психоанализе, тем больше он формировал собственное учение, которое в конце вышло за границы концепций идейного наставника.

Что такое психоанализ Лакана?

Традиционный психоанализ имеет нарративную структуру. У каждого симптома здесь есть тайный смысл, который надо разгадать, обговорить, потому что он является метафорой для вымещенного знания в бессознательном. Это знание не дает покоя и создает ощущение в теле: от волнения или страха до приступов ярости. Разгадав метафору, психоаналитик переводит знание в слова, то есть в символическое поле. Это решает проблему. Излечение происходит благодаря рассказу о болезни.

Лакан целит в измерение вне смысла. Согласно его методике, мы можем разгадать метафору болезни, но она не проходит из-за того, что мы ее обговорили. Потому что у любого симптома есть измерение реального, которое не удается схватить с помощью придания ему смысла, ведь реальное - бессмысленно. Это то, что мы испытываем в теле и не можем ухватить с помощью речи. Для психоаналитика лакановской ориентации не так важна речь, как результат, и интерпретация становится интерпретацией, только когда она несет терапевтический эффект.

На чем основан психоанализ Лакана?

Важная черта лакановского психоанализа - это обилие записей психоаналитических идей в виде математических схем и использования топологии. Одной из самых известных и сложных моделей является «Борромеев узел» Лакана. Это триада сцепленных колец: Воображаемого, Символического и Реального. Особенность этого узла в том, что, убрав хотя бы одно из трех измерений, два оставшихся также расцепятся. Согласно этой топологической модели, мир представляется как увязывание между собой трех регистров психического, равнозначных и глубоко отличных друг от друга. То, каким образом и за счет чего окажутся они между собой связаны, и определяет особенности бытия каждого конкретного субъекта.

Как работают психоаналитики лакановской ориентации?

Психоаналитик Инга Метревели получила степень PhD по психоанализу в университете «Париж 8», где преподавали философы Жиль Делез, Мишель Фуко и Ален Бадью. Чуть раньше некоторые из них посещали семинары Жака Лакана, где воспринимали его прогрессивные идеи об изнанке человеческого рассудка. Сегодня Лакан только добрался до России, и здесь появились психоаналитики, которые отучились в Париже и вернулись, чтобы вести частную практику и рассказывать о тенях в сознании человека. Правда, по словам Метревели, среди тех, кого признает Всемирная психоаналитическая ассоциация, - всего пять человек.

«Афиша Daily» поговорила с Ингой Метревели о том, как работает психоанализ по Лакану и почему это совсем не про гармонию.

Сеанс, который закончится через сорок пять минут

«Фрейд очень любил конструкции (маленькие истории, объясняющие причины симптома пациента. - Прим. ред. ) и вставлял их в свои интерпретации при разговоре с пациентами. Он буквально мог сказать: «Слушай, у тебя есть этот симптом, потому что ты был влюблен в свою мать», - и это работало, так как было чем-то новым и неизвестным. Никто не говорил про «оговорки по Фрейду», и люди не знали про бессознательное. Сегодняшний пациент уже полностью прочитал страницу на «Википедии» с «Эдиповым комплексом ».

Когда учение Фрейда попало в Америку, там оно было сильно искажено, и не последнюю роль в этом сыграла его дочь, Анна Фрейд. Лакану хотелось, чтобы во Франции перестали читать американских господ с их новомодной эго-психологией и вернулись к истокам, перечитывая оригинал. Его знаменитая фраза - «Вы можете считать себя лаканистами, я себя считаю фрейдистом». Другой знаковый момент для Лакана - когда он рвет с Парижской школой психоанализа. Было много нюансов, по которым они друг друга не удовлетворяли, но одна из главных причин - это фиксированное время сеанса.

Парижская школа психоанализа придерживалась сеттинга в 45 минут. Не важно, идет на пользу происходящее пациенту или нет, но сеанс не может закончиться позже или раньше этого времени. Лакан утверждал, что остановка сеанса тоже является актом психоанализа, который нужно использовать, например, чтобы закончить сеанс уже через 10 минут.

Нет смысла вести каждый сеанс 45 минут, потому что надо думать о времени логическом, а не хронологическом.

Пациент может быть недоволен, когда сеанс обрывается через десять минут, но если в этом есть терапевтический эффект, это приоритетнее. Остановка может проявить речь. Человек начнет говорить про то, как он возмущен краткостью сеанса. Если он не остановится, то выскажет то, что находится глубже.

Акты в психоанализе Лакана

В лакановском анализе есть «акты» - действия, которые носят терапевтический эффект. У Лакана был случай, когда пациентка с травмой не могла отделаться от воспоминаний о немецкой полиции гестапо. На французском слово gestapo звучит не только как «гестапо», но и как «жест на коже», то есть geste à peau.

На сеансе Лакан дотронулся до ее лица, и это произвело моментальный эффект в виде облегчения страдания. Она увидела, что ее тревога ничего не значит, что это застывший символический сгусток, который распадается перед реальностью, перед тем, что происходит прямо сейчас и не может быть выражено словами. Она попала в измерение вне смысла, где не было слов, не было языка и не было означающих.

Что может стать «актом»? Невозможны сексуальные отношения с психоаналитиком, на сеансе стараются избегать телесных прикосновений. Все остальное (конечно, потенциально) может быть использовано: от изменения цены самого сеанса до реакции на опоздание пациента.

Слова ударяют по органам

Симптом - это нечто, что образуется на стыке живого организма с языком, то есть живого тела и символического, которое по нашему телу как бы «ударяет». Есть что-то, что не может быть высказано, ведь сам факт говорения предусматривает потерю - всегда есть то, что не поддается символизации. Невыразимое и есть то, что можно назвать симптомом в психоаналитическом смысле. И здесь, безусловно, важен дискурс, то есть речь и социальные связи, в которых рождается будущий субъект.

Лакановский психоаналитик не фокусируется на самом симптоме, а скорее исходит из того, что его окружает. Человека окружает дискурс, он является базой для социальной связи, то есть любых отношений между людьми. Но, говоря о дискурсе, мы говорим не только о языке. На протяжении всего исследования Лакан пытался предоставить формулировку его минимальной структуры. Поскольку это не только обычное «говорение», но и, к примеру, описанная Фрейдом игра ребенка fort-da, представляющая собой структуру из двух слов или, говоря лакановским языком, двух означающих.

Как это работает. У ребенка в руках - катушка на нитке, и он совершает последовательно одно и то же действие из двух актов: в первом акте он отбрасывает от себя катушку, произнося «fort!» («прочь!»), при этом придерживая в руке нитку, чтобы во втором акте притянуть к себе катушку обратно, радостно восклицая «da!» («вот!»). Эта игра появляется на месте отсутствия взрослого как попытка ребенка с помощью простейшей символизации, дискурса из двух элементов, с этим отсутствием справиться.

Рецепты гармонии

Представление о том, что нам нужно достигнуть прекрасной гармонии в психике, плохо сочетается с лакановским анализом. При идее целостности можно представить себе «счастливого колобка». Но ведь что-то, блин, все эти идеализированные методики не работают. Есть наш образ, есть речь и наше тело, но склеить их, чтобы они гармонично работали - целое искусство. То, что сдерживает все эти измерения, это и есть симптом, а это и есть то, что ближе всего к истинности и что вносит дисгармонию.

Симптом ближе всего к бытию субъекта. Все эти понятия о «целостности», «гештальте» похожи на заслонку между мной - субъектом бессознательного, непонятой и теневой стороной; и мной - человеком, который представляется в мире. Если эта штука работает, то супер, человек не придет к психоаналитику, он нашел нечто. Но если субъект не верит в этого «колобка», думает, что все немного сложнее устроено, тогда добро пожаловать на анализ.

Человек ищет гармонию и баланс, стремится к исполнению всех своих желаний, к абсолютному счастью, но всегда находится некий элемент или симптом, который в эту идеальную концепцию мира не вписывается.

И то, как именно с этой строптивой «неполадкой», не позволяющий закрыться всему остальному множеству элементов жизни, человек обходится, и есть его уникальный способ бытия. А ложные «правила жизни», навязанные различными идеями о позитивном мышлении, целостности и так далее, дают ответы prêt-à-porter, предлагая одни и те же рецепты счастья для всех и каждого.

Психосоматика и цели психоанализа

Психосоматика может возникнуть в рамках психотической структуры, чтобы буквально связать бытие субъекта. Там (в этой психотической структуре. - Прим. ред. ) есть тело (источник ощущения. - Прим. ред. ), есть означающее (указывает на источник ощущения, но не является им. - Прим. ред. ), которое не обозначает симптом, как у Фрейда, а указывает на феномен, который нам только предъявляется.

Вообще, психосоматика – это модный сейчас симптом, и меня на приеме больше интересует, что под этими означающими находится, невроз или психоз. В соответствии с этим пациента надо по-разному лечить.

Целью [психоанализа] можно было бы назвать благо, но, к примеру, Лакан с этим не согласен. По его мнению, мы не знаем, что такое благо для пациента.

Если человек приходит и жалуется, это не значит, что он хочет избавиться от источника своего беспокойства. И это не значит, что ему станет лучше, если мы его избавим от него.

Есть феномен целебного эффекта от психоанализа. Он наступает через несколько месяцев после того, как вы стали ходить на сеансы, даже если не удалось ничего «вылечить» в традиционном понимании. От того, что циркулирует речь, меняются означающие и есть человек, который вас выслушивает.

Другая цель в психоанализе не так очевидна. Пациенту становится лучше, но он продолжает ходить, потому что хочет что-то знать, встраивает психоанализ в свой образ жизни, поддерживает тонус. Одним словом, ему лучше с психоанализом, чем без него. Но не надо жить ради психоанализа, надо анализироваться, чтобы более качественно жить. Я была бы другой, если бы сама не прошла через психоанализ, как пациент. Я живу иначе, по-другому смотрю на события, понимаю больше в себе и наоборот - у меня меньше мыслей, я больше радуюсь жизни.

«Реальное» и «наслаждение»

Поздний Лакан вводит понятия «наслаждения» и «реального», которые сильно отличаются от его первых концепций. Чтобы проследить, как менялись значения этих слов для Лакана, понадобится годовой курс лекций. То реальное, о котором будет говорить Лакан начиная с конца 60-х, это регистр иррационального (все то, что иррационально в нас. - Прим. ред. ), того, чего не ожидаешь, тех не всегда приятных сюрпризов, с которыми человек может столкнуться. Некоторое поведение портит стройную картину нашего социального взаимодействия, но как раз оно реальнее всего остального.

Реальное - это третий регистр. Это не символическое и не воображаемое, потому что его невозможно представить - в этом случае оно стало бы воображаемым. И его невозможно описать словами - тогда оно становится застывшим пересказом, символом, который рассказывает обо всем в мире слов. Но жизнь также не причастна к этой области. Слово вообще-то очень мертвая штука.

Реальное всегда ускользает. Единственный способ, как мы с ним можем взаимодействовать, - сталкиваться с ним, например, когда мы ударяемся о дверной косяк. Реальность вторгается в нашу жизнь. Тогда в полотне из воображений и мыслей прорывается брешь, вызванная жизнью.

«Наслаждение» как раз причастно к регистру реального, оно всегда ускользает от нас. Когда мы говорим об удовольствии или удовлетворении, то имеем в виду сытый покой. Наслаждение совсем не похоже на это. Наоборот, человек жертвует базовым удовольствием, чтобы достигнуть наслаждения - в этом и заключается мотив того, кто живет в социуме. Но мы не можем быть роботами, вписанными в социальные рамки, без каких-либо симптомов.

Все потребности говорящего существа заражены фактом включенности в «другое удовлетворение». Когда тяги становится слишком много, она переполняет и вызывает боль. Тот момент, когда удовольствия слишком много, - это «наслаждение».

Есть симптомы, где наслаждение затапливает субъекта настолько, что уже не приносит никакой радости, только страдание, но субъект продолжает тянуться к нему, как героиновые наркоманы, люди с анорексией и токсикоманы. Ученые удивляются, когда обследуют героиновых наркоманов: у них никак не отзывается центр удовольствия, а они все равно продолжают вкалывать себе эту штуку. Наслаждения не получается измерить - это живое, живая зона. Наслаждение - это то, что испытывается, о котором ничего нельзя сказать, кроме того, что оно есть.

Ядром и симптомом любой травматической ситуации является «наслаждение» , которое одновременно заставляет тянуться к нему и, в это же время, причиняет боль, сопротивляется.

Пустая речь на сеансе и потустороннее

45 минут - это даже слишком много. На сеансе очень много «бла-бла-бла», очень много слов, которые Лакан называет «пустой речью». Есть пустая речь, которой субъект презентует себя аналитику. Воздвигает монумент собственного нарциссизма. Человек рассказывает воображаемые истории, приукрашивает действительность и совсем не говорит о себе. Пустота этой речи может быть звенящей. Я могу остановить сеанс в тот момент, когда прозвучало что-то другое.

Со временем ты начинаешь очень четко выделять в речи пациента «точки-пристежки». «Бла-бла-бла», а потом что-то важное, а потом «бла-бла-бла». Важное начинается в тот момент, когда человек искренне удивляется, что он сам это сказал. Он вдруг обнаруживает в речи измерение, где его авторство не кажется ему очевидным. Это может быть сон, оговорка или ошибочное действие - все, что мы понимаем, как проявление бессознательного. Первое время работы с психоаналитиком направлено только на поиски «субъекта бессознательного».

Можно сказать, что бессознательное - это потустороннее, потому что оно по ту сторону сознания. При паранойе человек может видеть знаки в мире вокруг, складывать их в некую систему и придумывать того, кто с ним общается. Правда, конкретно в этом случае, когда речь идет о психозе, никакого вытеснения, а значит, и бессознательного, не обнаруживается, и все происходящее воспринимается субъектом буквально и напрямую – этакое бессознательное «под открытым небом».

В этом смысле даже ко снам можно относиться, как к неким сообщениям. Но кто посылает эти сообщения? Оккультист будет говорить о потустороннем, аналитик же куда более банален, поэтому скажет, что эти сообщения себе посылает сам субъект. Есть нечто, что не встраивается самим субъектом в его символическое полотно - в мир, который он себе описывает, и это приходит как будто извне. Не правда ли, заставляет думать о феномене галлюцинаций, в которых, по Лакану, «то, что не увидело свет в символическом субъекта, возвращается к нему из реальности».

Бессознательное существует только в кабинете аналитика. Это не бездонная яма, в которую вытеснены все наши плохие мысли, это структура, которая создается во время анализа.

Психоаналитики не используют медитацию, гипноз и другие трансовые состояния. Даже Фрейд перестал их использовать, когда понял их недостатки. Суггестия - это ворованные знания (имеются в виду знания, добытые во время гипноза. - Прим. ред. ). Я могу ввести человека в гипноз, узнать от него что-то, но что я буду делать с этим знанием дальше? Когда я расскажу человеку, что я узнала, он воспримет информацию, как любую другую выдумку. Терпеть не могу все, что связано с суггестией.

Самое мистическое, что может происходить на сеансе, - это возникновение катарсиса у пациента, который решает проблему, и непонятно как полностью объяснить, от чего он появляется.

Наблюдать внутренний мир других людей

Фрейд сравнивал работу аналитика с работой археолога, тут еще подойдет образ детектива, который ищет виновника. Правда, как правило, мы знаем, кто виновник, и он уже сидит в кабинете. Изначально мне нравился психоанализ, потому что это не какая-то бредовая концепция, как пси-практики, где есть одна техника и один метод, и их применяют ко всем.

Бывают моменты, когда ничего не срабатывает, и ты не можешь помочь пациенту ни медикаментозными средствами, ни терапией. Конечно, тогда ты думаешь: «На черта я занялся этой профессией?». Но я даже не знаю, чем бы еще могла заниматься. Психоанализ, конечно, совсем никакое не удовольствие, но я хочу заниматься именно этим.

Если ты психоаналитик, то психоанализ захватывает всю твою жизнь: ты всегда дальше углубляешься в концепты, читаешь новые книги и выстраиваешь логику случаев, пока стоишь где-то в очереди. До интервью мы с вами говорили о том, наука ли психоанализ. У меня есть вопрос, работа ли это?

Нет образования психоаналитика, есть образование бессознательного. Единственный способ стать психоаналитиком - это пройти через психоанализ, то есть самому стать пациентом на долгое время. Когда ты начинаешь принимать пациентов, да и через много лет, если в этом остается необходимость, ты ходишь на «контроль» к супервизору, с которым можешь обсудить свои тревоги. Мой аналитик и мои «контролеры» находятся в Париже, что заставляет меня ездить туда каждые два-три месяца».

Французский психиатр, психоаналитик и философ Жак Лакан (1901-1981) является основателем структурного психоанализа, создателем школы и учения лаканизма, получившего широкое распространение не только во Франции, но и за ее пределами.

Ж. Лакан начинал как врач-психиатр, и защищенная им диссертация «О параноическом психозе и его отношениях к личности» (1932) относилась к области медицины. Затем круг его научных интересов значительно расширяется: он основательно изучает труды 3. Фрейда, увлекается философией Гегеля, проявляет интерес к социологии и искусству, особенно к сюрреализму С. Дали. К началу 1950-х гг. Лакан завершает разработку своей собственной концепции, основные идеи которой он изложил в программном докладе «Функция и поле речи и языка в психоанализе», прочитанном на первом конгрессе Французского психоаналитического общества (1953).

Свою концепцию Ж. Лакан разрабатывал под влиянием М. Хайдеггера, Ф. де Соссюра и К. Леви-Строса. Первый привлек его внимание философской проблематикой субъекта, истины и бытия. У второго он позаимствовал структурную теорию языка, в особенности понятия знака и системы, означающего и означаемого, а также диалектику отношений языка и речи, языка и мышления.

Вслед за Соссюром, который подчинял мышление языку, Лакан признает приоритет языка по отношению к бессознательному, что находит отражение в формуле: бессознательное организовано как язык. Поэтому функционирование каждого элемента бессознательного подчиняется принципу системности. Вместе с тем в понимании знака Лакан расходится с Соссюром, разрывая означаемое (содержание) и означающее (форма) и абсолютизируя последнее. Роль означающего при этом принадлежит бессознательному, которое, будучи языком, является синхронической структурой. Означаемым выступает речевой, дискурсивный процесс, воплощающий диахронию.

Из работ Леви-Строса Лакан берет понятие символического, а также толкование запрета инцеста и эдипова комплекса, пропуская их через призму собственного подхода и понимания.

Что касается фрейдовского психоанализа, то свои исследования Лакан подчиняет цели «буквального возврата к текстам Фрейда», не претендуя на их развитие или новое истолкование, ограничиваясь «ортодоксальным» прочтением. Лакан действительно опирается на фундаментальные фрейдовские категории бессознательного, сексуальности, вытеснения, замещения, импульса и т. д. Он восстанавливает определяющую роль либидо (энергии полового влечения), воплощающего творческое начало в человеческой деятельности. В отличие от неофрейдизма, отдающего предпочтение проблематике Я, Лакан ставит в центр своей концепции и исследований бессознательное, Оно, как это было у самого Фрейда.

Вместе с тем Лакан существенно переосмысливает почти все фрейдовские категории. Он разрабатывает новые понятия – символическое, воображаемое, реальное, – добавляя к ним некоторые логико-математические понятия – отрицание, матема. Вместо фрейдовской триады «Оно – Я – Сверх-Я» Лакан вводит свою триаду «символическое – воображаемое – реальное», расходясь с Фрейдом в понимании входящих в нее терминов. У Лакана на месте Оно оказывается реальное, роль Я выполняет воображаемое, а функцию сверх-Я – символическое. Как и многие представители неофрейдизма, Лакан освобождает фрейдовский психоанализ от биологизма, подводя под него лингвистическую основу. Он усиливает рациональный подход в объяснении бессознательного, стремится сделать его структурно упорядоченным.

В отличие от Фрейда, который в своих исследованиях сознательно избегал философии, Лакан придает психоанализу философское измерение, делая это в основном в свете немецкой философской традиции. Он стремится превратить психоанализ в строгую социальную и гуманитарную науку, опирающуюся на лингвистические и логико-математические понятия. Следует отметить, что эта задача во многом осталась невыполненной. В своих исследованиях Лакан допускает нестрогое, метафорическое использование понятий и терминов лингвистики, математики и других наук, вследствие чего некоторые его положения и выводы выглядят не вполне обоснованными и убедительными, а его концепция в целом оказывается непоследовательной и противоречивой.

В современном мире люди все чаще обращаются к психологии как к одному из рычагов воздействия на человека и понимания манеры его поведения. Огромный вклад в эту науку внес французский психоаналитик Жак Лакан, по влиянию на развитие психологии его приравнивают к знаменитому Зигмунду Фрейду.

Детство и семья

Знаменитый психоаналитик родился в Париже 13 апреля 1901 года в семье богатого и успешного торговца мылом и маслами Альфреда Лакана. Мать будущего философа, Эмилия, была домохозяйкой. После Жака у родителей появилось еще двое детей. Семейство Лакан было очень религиозным, младший брат Жака ушел в монастырь, когда подрос.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в самый престижный парижский колледж Станисласа, где он получил хорошее начальное и среднее образование.

Студенческие годы

Жак Лакан выбрал медицинский факультет для дальнейшего обучения, в 1926 году, в возрасте двадцати пяти лет, молодой выпускник проходил стажировку, руководителем которой был известный психиатр Гаэтан де Клерамбо.

В 1938 году стал полноправным членом Парижского психоаналитического общества (ППО) и начал самостоятельную психоаналитическую практику.

Свой первый доклад, который имел название «Стадия зеркала», Жак Лакан не смог дочитать до конца, его прервал председатель, который указал на нехватку времени. К сожалению, текст этого доклада не сохранился.

Личная жизнь

У Жака Лакана было две жены. Первая - Мари-Луиза Блондэн. В этом браке у пары родилось трое детей.

И вторая супруга - Сильвия Батай - французская актриса, жена писателя Жоржа Батая, родившая Жаку дочь в 1941 году.

Научная деятельность и психоанализ Жака Лакана

Во времена Второй мировой войны Лакан приостанавливает аналитическую практику, поскольку был занят работой в военном госпитале.

По окончании войны психоаналитик возобновил свою работу и посетил Англию с целью перенять опыт заграничных коллег.

В 1951 году Лакан начинает использовать короткие психоаналитические сессии и проводить частные семинары, которые устраивал на квартире своей второй жены Сильвии Батай. В них он настаивает на возврате к Фрейду, комментирует клинические случаи некоторых фрейдовских исследований.

С января 1953 года являлся президентом ППО, внес предложение обучать психоаналитиков по четырем курсам - это курсы по контролю техники, клиническая и феноменологическая критика, комментарии официальных текстов и детский анализ. Эта идея осталась без поддержки.

Сформировалась группа противодействия, которая объявила забастовку, что привело к смене руководства ППО.

ПОФ - Психоаналитическое общество Франции, которое основал Жак Лакан совместно со своими единомышленниками после снятий с себя полномочий президента ППО. Это объединение должно было представлять собой университет или другое образовательное учреждение.

На первом заседании Лакан читал лекцию под названием «Символическое - Воображаемое - Реальное».

Члены ПОФ вели широкую государственную научную деятельность, особой активностью выделялся Жак Лакан, семинары которого проходили еженедельно в больнице Святой Анны и имели большое влияние на интеллектуальную жизнь Франции.

В 1953 году Лакан предоставляет доклад в Риме, вот некоторые названия его семинаров: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа», «Труды Фрейда по технике психоанализа», «Желание и его интерпретация», «Трансфер», «Этика психоанализа», «Тревога», «Идентификация», «Формации бессознательного».

Далее французский философ и психоаналитик ведет свои семинары в Высшей нормальной школе, самые заметные из них: «Ключевые проблемы психоанализа», «Объект психоанализа», «От Другого к другому», «Четыре основных понятия психоанализа».

В 1975 году Лакан приехал в США для того, чтобы читать лекции в нескольких местных университетах.

В начале января 1980 года Жак Лакал распустил Фрейдову школу Парижа и через короткий промежуток времени создал организацию «Фрейдово дело».

Эта организация просуществовала совсем недолго, так как великий психоаналитик скончался в 1981 году, 9 сентября.

Мысли и знаменитые цитаты

Жак Лакан, цель деятельности которого состояла в том, чтобы внести определённость в работу аналитика, изобилующую неясностями и покрытую мифами со времен Фрейда, имел большую популярность. Он повлиял не только на сферу психоанализа, но еще и на социологию, искусствоведение и культурологию того периода.

Жак Лакан, цитаты которого сложно понять однозначно, внес большой вклад в психоанализ и философию как французскую, так и всемирную. Вот несколько из выражений, которые так любил повторять этот человек: «Чувства всегда взаимны», «Человеческое желание есть желание другого».

Главным своим семинаром сам Лакан считал «Символическое - Воображаемое - Реальное», эту схему психоаналитик применял к самому себе. Некоторые критики ассоциируют и находят много общего с фрейдовской триадой «Я» - «Сверх-Я» - «Оно».

"Стадия зеркала"

На шестнадцатом Международном психоаналитическом конгрессе в Цюрихе 1949 года французский философ зачитывает новый доклад с названием «Стадия зеркала», работу над которым он считает главной в своей жизни.

«Стадия зеркала» имеет содержание и главную идею, которые сам психоаналитик интерпретирует как дополнение к мыслям великого Фрейда. Суть этой работы состоит в том, что ученый рассматривает этап развития ребенка в возрасте от шести до восемнадцати месяцев, когда тот уже узнает себя в зеркале, но не может полностью воплотить и перенести в реальность из своего воображения образ по причине неполного владения своим телом. Эти нестыковки Лакан переносит на поведение взрослого человека.

Критика Лакана

Жак Лакан, философия и психоаналитическая деятельность которого имели много приверженцев, вместе с тем подвергался жесткой критике.

К примеру, Жан Брикмон и Алан Сокал даже написали книгу «Модная чепуха», в которой известный психоаналитик был обвинен в «поверхностной эрудиции».

Другие критики не принимают труды Лакана полностью, называют его «забавным и поверхностным шарлатаном».

Ричард Вебстер критикует Лакана из-за его сложных текстов, которые трудно однозначно понять.

Франция Род деятельности: Годы творчества:

Жак Мари́ Эми́ль Лака́н (фр. Jacques-Marie-Émile Lacan ; 13 апреля , Париж , Франция - 9 сентября , там же) - французский философ (фрейдист , структуралист , постструктуралист) и психиатр . Одна из самых влиятельных фигур в истории психоанализа .

Биография

Лакан начинал как практикующий врач-психиатр. В защитил диссертацию о параноидальных расстройствах . Но Лакану не нравились методы психиатрии того времени с опорой на старые традиционные наработки. Это привело его к фрейдовскому психоанализу . В он выходит из Международной психоаналитической ассоциации и становится участником Французского психоаналитического общества. В он был изгнан из него и основал Парижскую школу фрейдизма, которой и руководил почти до самой смерти. Главная заслуга Лакана состоит в структуралистской ревизии фрейдовского психоанализа . Это происходило у него в три стадии - предструктуралистскую (1930-е - 1940-е), когда на него влияла диалектика Г.Гегеля и А.Кожева и творчество художников-сюрреалистов , структуралистскую (1950-е - 1960-е), когда Лакан был под большим влиянием К.Леви-Стросса , а также лингвистов Ф.де Соссюра , Н. С. Трубецкого , Р. О. Якобсона и постструктуралистскую (1960-е - 1970-е), когда Лакан стал делать акцент на том, что не поддаётся символизации.

Одним из самых ярких примеров мастерства Жака Лакана является киноактёр Радж Капур , который избавился от психопатии за 3 года процессуальной терапии.

Основные идеи Лакана

Описать творчество Лакана крайне сложно - кроме того что оно чрезвычайно многогранно и подвижно, свои идеи он предпочитал излагать не в письменном виде, а на семинарах , материалы которых только в конце его жизни стали публиковаться. Основным направлением мысли Лакана была структуралистская ревизия и внимательное перечитывание текстов Фрейда. Несмоторя на общую значимость своих идей для понимания человека и общества и на интерес к новейшим достижениям философии и науки, Лакан никогда не терял из виду ориентацию на психоаналитическую практику и одной из главных своих целей ставил понимание того, что, собственно, происходит в процессе анализа.

Лакан яро оппонировал естественно-научному психологическому подходу, при котором человек описывается как объект, подобный другим объектам мира, представленным сознанию и изучению. Вопрос о субъекте как субъекте стоит в центре лакановского творчества.

Тексты Лакана являются своеобразным феноменом словесности: помимо научных и философских выкладок, в них много юмора, колкостей, провокаций, нарочитых загадочностей. Например, у Лакана есть ряд максим, которые невозможно понять раз и навсегда, но к которым он сам возвращается, по-разному их интерпретируя, например «человеческое желание есть желание другого», «любить - значит не давать то, что имеешь, а давать то, чего не имеешь», «чувства всегда взаимны» и т. д. Однако надо понимать, что у Лакана не было цели усложнить психоанализ и работу аналитика - наоборот, он стремился внести ясность в эту область, заросшую со времён Фрейда неопределённостями, мифами и непониманием.

Идеи Лакана повлияли не только на психоанализ, но и на философию, социологию, культурологию, кино- и искусствоведение.

Воображаемое - Символическое - Реальное

Сам Лакан считал базовой для своего учения схему «воображаемое» - «символическое» - «реальное», которую он начал разрабатывать с 1953 года и подробно изложил на своём самом знаменитом семинаре ( -). Эту схему он обычно представлял в виде математической модели «колец Борромео» (которые сцеплены друг с другом таким образом, что размыкание одного из них приведёт к распаду всей конструкции. Например, темой для одного из семинаров (в 16ом цикле семинаров) послужило его известное высказывание «события, происходящие с другими, могут утолить наш эмоциональный голод». Воображаемым являются события жизни других, другие служат символами процессов жизни, а эти события воспринимаются, как происходящие в собственной реальности). Вообще Лакан любил обращаться для разъяснения своих идей к образам топологии , часто трактуя её весьма фантазийным образом. В книге «Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна» Жана Брикмона и Алена Сокала отмечаются ошибки Лакана в использовании образов математики.

Схему трёх регистров Лакан применял к самому себе: первый этап, доструктуралистский был посвящён «воображаемому», второй этап, структуралистский, - «символическому», третий этап, постструктуралистский, - «реальному»; в некотором отношении это соответствовало триаде Фрейда «Я» - «Сверх-Я» - «Оно».

Другой основной идей Лакана было то, что бессознательное структурировано как язык, что оно есть результат воздействия речи на субъект. Речь при этом служит интерпретацией чего-то до конца не интерпретируемого, но взывающего к интерпретации. Это обуславливало интерес Лакана к лингвистике.

Стадия зеркала

Одним из важных дополнений Лакана к мыслям Фрейда было открытие стадии зеркала - стадии, на которой ребёнок в 6-18 месяцев начинает узнавать себя в зеркале, выстраивать и интегрировать собственный образ в воображаемом, но в реальности не обладает ещё полной властью над собственным телом и его разрозненными проявлениями. Из этой несостыковки Лакан делает разнообразные выводы о природе человека.

Критика

Алан Сокал и Жан Брикмон в своей книге «Интеллектуальные уловки » критикуют ту вольность, с которой Лакан оперирует терминами, заимствованными из различных областей математики, таких как, например, топология , обвиняя его в «поверхностной эрудиции» и злоупотреблениями научными понятиями, которые он, в сущности, не понимает. Другие же критики отвергают работы Лакана полностью, не ограничиваясь акцентами на несостоятельности и противоречивости использования математической терминологии. Франсуа Рустанг отзывается о текстах Лакана не иначе как о «бессвязной системе псевдонаучной тарабарщины» и приводит цитату Ноама Хомского , в которой тот описывает Лакана как «забавного и сознательного шарлатана». Дилан Эванс, некогда психоаналитик-лаканист, впоследствии отказавшийся от лакановского психоанализа по причине отсутствия какой бы то ни было научной обоснованности, а также потому, что, по его мнению, лакановский психоанализ скорее вредит, нежели помогает пациенту, - критикует отношение последователей Лакана к его труду как к своего рода священному писанию. Историк культуры Ричард Вебстер подвергает критике неясность текстов Лакана, высокомерие, по его мнению, произросшее из «культа Лакана». Ричард Докинз в рецензии к книге Сокала и Брикмона «Интеллектуальные уловки » в связи с Лаканом говорит: «Для гарантии того, что автор всего этого - шарлатан, нам, в сущности, и не нужен математический кругозор Сокала и Брикмона. Возможно, он прав относительно вещей, не касающихся науки? Но, на мой взгляд, философ, приравнивающий эректильный орган квадратному корню из минус единицы, полностью теряет доверие, когда дело доходит до вещей, о которых я не имею вообще какого бы то ни было представления». Малькольм Боуи высказывает мысль, что Лакан «как и все люди, рьяно противостоящие какой бы то ни было тотализиции (полной картине), в том, что мы называем гуманитарными науками, - обладал этой фатальной слабостью - любовью к системе».

Книги на русском языке

  • Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе . - М: Гнозис, 1995.
  • Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда . - М: Русское феноменологическое общество/Логос, 1997.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). - М.: Гнозис/Логос, 1998.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 2: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/55). - М.: Гнозис/Логос, 1999.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 5: Образования бессознательного (1957/58). - М.: Гнозис/Логос, 2002.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа (1959/60). - М.: Гнозис/Логос, 2006.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основные понятия психоанализа (1964). - М.: Гнозис/Логос, 2004.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 17: Изнанка психоанализа (1969/70). - М.: Гнозис/Логос, 2008.
  • Лакан Ж. Имена - Отца. - М: Гнозис/Логос, 2005.

Семинары

  1. Lacan, Jacques. L’Homme aux Loups. Séminaire 1951-1952. / Lacan J. Écrits techniques. - Paris: A.L.I., 1999. - P. 481-496.
  2. Lacan, Jacques. L’Homme aux rats. Séminaire 1952-1953.
  3. Lacan, Jacques. Les écrits techniques de Freud. Séminaire 1953-1954. - Paris: A.L.I., 1999.
  4. Lacan, Jacques. Le moi dans la théorie de Freud et dans la technique de la psychanalyse. Séminaire 1954-1955. - Paris: A.L.I.
  5. Lacan, Jacques. Les structures freudiennes des psychoses. Séminaire 1955-1956. - Paris: A.L.I., 1999.
  6. Lacan, Jacques. La relation d’objet. Séminaire 1956-1957. - Paris: A.L.I.
  7. Lacan, Jacques. Les formations de l’inconscient. Séminaire 1957-1958. - Paris: A.L.I.
  8. Lacan, Jacques. Le désir et son interprétation. Séminaire 1958-1959. - Paris: A.L.I., 2005. - P. 576.
  9. Lacan, Jacques. L’ethique de la psychanalyse. Séminaire 1959-1960. - Paris: A.F.I., 1999. - P. 590.
  10. Lacan, Jacques. Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques. Séminaire 1960-1961. - Paris: EPEL, 1991.
  11. Lacan, Jacques. L’identification. Séminaire 1959-1960. - Paris: A.L.I.
  12. Lacan, Jacques. L’angoisse. Séminaire 1962-1963. - Paris: A.L.I., 2007. - P. 408.
  13. Lacan, Jacques. Les quatre concepts fondamentaux de la psychanalyse. Séminaire 1964. - Paris: A.L.I., 2007. - P. 318.
  14. Lacan, Jacques. Problèmes cruciaux pour la psychanalyse. Séminaire 1964-1965. - Paris: A.L.I.
  15. Lacan, Jacques. L’objet de la psychanalyse. Séminaire 1965-1966. - Paris: A.L.I.
  16. Lacan, Jacques. La logique du phantasme. Séminaire 1966-1967. - Paris: A.L.I.
  17. Lacan, Jacques. L’acte analytique. Séminaire 1967-1968. - Paris: EPEL, 1998.
  18. Lacan, Jacques. D’un Autre à l’autre. Séminaire 1968-1969. - Paris: A.L.I.
  19. Lacan, Jacques. L’envers de la psychanalyse. Séminaire 1969-1970. - Paris: A.L.I., 2006. - P. 318.
  20. Lacan, Jacques. D’un discours qui ne serait pas du semblant Séminaire 1970-1971. - Paris: A.L.I., 2001.
  21. Lacan, Jacques. Le savoir du psychanalyste. Séminaire 1971-1972. - Paris: A.L.I., 2001. - P. 128.
  22. Lacan, Jacques. … ou pire. Séminaire 1971-1972. - Paris: A.L.I., 2000. - P. 188.
  23. Lacan, Jacques. Encore. Séminaire 1972-1973. - Paris: A.L.I.
  24. Lacan, Jacques. Les non-duper errent. Séminaire 1973-1974. - Paris: A.L.I., 2001. - P. 256.
  25. Lacan, Jacques. R.S.I. Séminaire 1974-1975. - Paris: A.L.I., 2002. - P. 212.
  26. Lacan, Jacques. Le sinthome. Séminaire 1975-1976. - Paris: A.L.I., 2001. - P. 188.
  27. Lacan, Jacques. L’insu que sait de l’une-bévue s’aile à mourre. Séminaire 1976-1977. - Paris: A.L.I., 2005. - P. 136.
  28. Lacan, Jacques. Le moment de conclure. Séminaire 1977-1978. - Paris: A.L.I., 2004. - P. 128.
  29. Lacan, Jacques. La topologie et le temps. Séminaire 1978-1979. - Paris: A.L.I.
  30. Lacan, Jacques. Dissolution. Séminaire 1980. - Paris: EPEL.

Примечания

Литература

  • Ж.-А. Миллер - Семинар в Барселоне, посвященный лекции Фрейда Die Wege der Symptombildung
  • Автономова Н. С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. - «ВФ», 1973, № 11
  • Автономова Н. С. Лакан: возрождение или конец психоанализа? - В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. 4. М., 1985
  • Автономова Н. С. Структуралистский психоанализ Ж. Лакана, Французская философия сегодня. М., 1989
  • Качалов П. Лакан: заблуждение тех, кто не считает себя обманутым. - «Логос», 1992, № 3
  • Автономова Н. С. Лакан / Новая философская энциклопедия т.2 - М.: Мысль, 2001
  • Бессознательное: его открытие, его проявления. От Фрейда к Лакану. (Коллоквиум Московского круга). М., 1992
  • Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999.
  • Мазин В. Введение в Лакана. - М.: Прагматика культуры, 2004. Нежин: «Аспект-Полiграф», 2010. Издание второе дополненное.
  • Мазин В. Стадия зеркала Жака Лакана. - СПб.: «Алетейя», 2005. - (Серия «Лакановские тетради»).
  • Бенвенуто С. Мечта Лакана. - СПб.: «Алетейя», 2006. - (Серия «Лакановские тетради»).
  • Лакан и космос (В.Рисков, В.Мазин, А.Черноглазов, А.Юран). - СПб.: «Алетейя», 2006. - (Серия «Лакановские тетради»).
  • Мазин В. Паранойя: Шребер - Фрейд - Лакан. - СПб.: Скифия-Принт, 2009.
  • Мазин В. «Лакан»//Современная западная философия. Энциклопедический словарь/Под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова при участии Т. А. Дмитриева. Ин-т философии. - М.: Культурная революция, 2009. - С.282-283.
  • Дьяков А. В. Жак Лакан. Фигура философа. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010 (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»).- 560 с.
  • Лакановский психоанализ // Московский психотерапевтический журнал : Специальный выпуск. - М .: МГППУ , 2004. - № 3.

Лакановские школы

  • Фрейдова Школа Парижа
  • Школа Лаканова Поля
  • Группа лакановского психоанализа

Ссылки

  • «Весь Лакан» Письменный архив Ж. Лакана 1920-1981 / Школа лакановского психоанализа (фр.)
  • Все семинары Жака Лакана в версии Международной Лакановской Ассоциации (фр.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 13 апреля
  • Родившиеся в 1901 году
  • Умершие 9 сентября
  • Умершие в 1981 году
  • Лакановский психоанализ
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие в Париже
  • Философы XX века
  • Философы Франции
  • Постструктуралисты
  • Психоаналитики Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Жак Лакан - это великий французский психоаналитик и философ. Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы изменить мир психологии, сделать его более понятным и доступным. Благодаря этому его считают одним из самых выдающихся специалистов в этой области. В своей популярности он уступает лишь одному человеку - отцу современного психоанализа Зигмунду Фрейду.

Итак, какова же история жизни Жака Лакана? Как он смог достичь подобных высот в психологии? Кто был его учителем и наставником? И насколько популярна теория Жака Лакана?

Счастливое детство

Полное имя психиатра - Жак-Мари-Эмиль Лакан. Мальчику посчастливилось родиться в одном из самых прекрасных и мелодичных мест на планете, а именно - в Париже. Произошло это 13 апреля 1901 года в семье торговца уксусом. Следует отметить, что семья Лакана была весьма консервативна и набожна. Именно поэтому в 1907 году его отдали учиться в католический колледж Святого Станислава.

Точно неизвестно, когда именно Жак Лакан захотел стать психоаналитиком, однако его страсть к познанию разума человека была заметна с ранних лет. Наверное, из-за этого он и захотел связать свою жизнь с медициной.

Образование и ранние годы

Сразу после окончания колледжа в 1919 году Жак Лакан поступает в местный медицинский университет. Естественно, в качестве основного направления он избирает психиатрию. Также именно в этот период он впервые увлекся теориями и практиками Зигмунда Фрейда.

После окончания учебы (в 1926 году) его направляют на прохождение практики в госпиталь Святой Анны. Здесь его куратором становится выдающийся психиатр того времени Клерамбо, известный своими трудами по анализу автономной работы сознания и паранойяльному бреду.

Новый ученик сразу же завоевывает сердце своего наставника неподдельным интересом к ремеслу. А посему учитель передает Лакану все свои знания и наработки, что сильно воодушевляет будущего врача. Чуть позже он поделится со своей аудиторией такими словами: «Клерамбо - это единственный настоящий учитель, которого мне посчастливилось встретить на своем пути».

Ключевые даты: довоенный период

  • 1931 год - получение диплома судебного психиатра. Именно эту дату можно считать отправной точкой, с которой начался путь Лакана как психотерапевта.
  • 1932 год - защита докторской диссертации на тему «Параноидальный психоз и его влияние на личность». Данная работа вызвала настоящий фурор у исследователей психологии и философии. Даже сам Сальвадор Дали отметил ее значимость и ценность для будущего психотерапии.
  • 1933 год - свадьба с Мари Блондэн. Их брак был неудержимым порывом страсти, который подарил Жаку троих замечательных детей.
  • 1936 год - выступление на Международном психоаналитическом конгрессе в Англии. Именно здесь он впервые представил свою теорию «Зеркала», которая впоследствии станет одной из доктрин его учения. Правда, его выступление было прервано из-за недопонимания со стороны коллег.
  • 1938 год - Жак Лакан становится членом Парижского психотерапевтического общества. Это позволяет ему работать над своими исследованиями с еще большим рвением и энтузиазмом.

Ключевые даты: послевоенный период

Когда первые выстрелы прозвучали над головами европейцев, Лакан решил помогать своему народу всем чем сможет. Именно поэтому на протяжении всей войны он работал полевым врачом, спасая жизни и души солдат.

  • 1953 год - время больших перемен в жизни Лакана. В этом году умирает его первая жена, после чего он женится на Сильвии Батай. Также его избирают на пост президента Парижского психоаналитического общества. Но в этом же году он его и покидает, так как его вызвала негодование студентов. В конечном счете Лакан основывает собственное Психоаналитическое Общество Франции (ПОФ).
  • 1962 год - апогей недопонимания теории Лакана. Широкие массы не хотят изучать его труды, а поэтому ему запрещают вести лекции в обычных университетах. Исключением является только школа Фрейда, которую он же и основал.
  • 1966 год - выход книги «Написанное». Это поворотный момент в жизни Жака, так как его произведение побороло стену недопонимания и стало настоящим бестселлером.
  • 1969 год - всеобщее признание. Помимо обычного успеха, ему также открыли двери в преподавательский состав университетов. Более того, ему даже предложили возглавить одну из кафедр психологии.
  • 1975 год - теперь весь мир знает, кто такой Жак Лакан. Семинары и конференции с его участием проводились по всей Европе, а также за ее пределами. В частности он начал читать лекции в некоторых колледжах Америки.
  • 1980 год - Жак закрывает школу Фрейда в Париже, так как не может ею управлять. Но он открывает новое общество «Фрейдово дело» в надежде на то, что его идеалы в будущем не забудут.
  • 9 сентября 1981 года - Жак Лакан умирает. Говорят, его последними словами была фраза: «Я останусь на своем… я ухожу».

Жак Лакан: книги

К сожалению, большинство трудов Лакана не смогло дожить до наших дней. Ведь великий ученый не любил записывать свои мысли, а поэтому многие книги о его учении были записаны со слов его знакомых и коллег.

И все же изучить психоанализ Жака Лакана можно, прочитав его бестселлер «Написанное». Также в печатной форме есть большинство его семинаров, которые с годами перевели практически на все языки мира.

Также весьма интересны его книги, раскрывающие связь между речью и сознанием человека. Их названия: «Функция и поле речи языка в психоанализе» и «Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда».

Жак Лакан: цитаты

Закончить биографию Лакана хочется небольшим набором его цитат. Ведь только они смогут показать то, каким именно был Жак в реальной жизни.

  • «До начала речи нет ни истинного, ни ложного».
  • «Для того чтобы вымысел принес мне удовольствие, в нем должно быть что-то странное даже для меня самого».
  • «Ненависть, как и сама любовь, - безграничное поприще».
  • «Цензура нужна лишь для обмана посредством лжи».
  • «Мир слов всегда порождает мир вещей».

Похожие статьи