Явление доминанты. Доминанты - это что? Принцип и виды доминант Процессы доминанты были открыты

Доминанты - это очаги возбуждения, которые в данный период времени главенствуют над другими. Расположены они в Принцип доминанты был изучен и сформулирован ученным А.А. Ухтомским. Но это понятие уже давно вышло за пределы науки физиологии. Оно применяется в психологии, культуре и даже сексологии.

Что такое доминанта в физиологии?

Доминанта - это стойкое возбуждение, оно обязательно приобретает значение главенствующего фактора в работе прочих очагов. Этот центр способен накапливать в себе возбуждение, идущее от отдельных источников. Он также может вызвать процесс торможения в других очагах, при этом реагировать на импульсы которые к ним поступают, они уже не могут. Например, в порыве творчества человек может напрочь забыть не только о еде, но и о сне. Иногда это приводит к истощению организма. Это и есть пример физиологической доминанты. Остается вопрос, вредно ли такое состояние?

Существует такое понятие, как патологические доминанты. Это усиленный прорыв в центральной нервной системе очага возбуждения. Причиной формирования такой доминанты может стать стресс, инфекция, травма. Кроме этого, спровоцировать такое состояние способна сильная эмоция: обида, боль, страх или гнев.

В отличие от физиологических, патологические доминанты являются вредными для человека. Они ограничивают его способность к адаптации в окружающей среде. Такая доминанта способствует формированию в организме условий, которые затягивают или вызывают рецидив болезненного процесса.

Принцип доминанты

Все моменты в нашей жизни создают благоприятные условия, при которых какая-либо одна функция или деятельность становится более значимой, чем иные. В этом и заключается принцип доминанты. Это означает, что выполнение одной определенной важной функции подавляет другие, менее значимые. Много примеров можно привести из животного мира. Кошка, в момент течки изолированная от самцов, теряет всякий интерес к еде и прочим потребностям. В данный момент времени ее доминантой является процесс размножения. А все, что не относится к данной функции, подавляется. Это половая доминанта. Подавить такое состояние практически невозможно. Даже введение бромистых препаратов никак не повлияет на поведение кошки. Физиологическую доминанту стереть крайне сложно.

Учение о доминанте

По мнению Ухтомского, доминанта - это комплекс определенных симптомов, которые выявляются в организме: в секреторной работе, в мышцах, в сосудистой деятельности. Важно понимать, что это не единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а совокупность центров с повышенной возбудимостью в различных местах головного и спинного мозга и, конечно же, в автономной системе. Ухтомский полагал, что доминанты обладают способностью преобразовываться в любое психическое состояние. При этом она является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей ЦНС.

Доминанта культуры

Понятие доминанты нашло свое применение и в сфере культуры. Оно отображает общий способ понимания и видения мира, отношение человека к социальной сфере и, конечно же, к природе. Доминанта может иметь место в национальной культуре. Она помогает пронести ее основы через поколения едиными и неизмененными. Это традиции, верования, национальные элементы в одежде.

Конечно, доминанта культуры имеет более глубокий смысл. Она отображает смысловое единство исторических эпох, определяет устойчивость мышления и миропонимания, интегрирует социум в духовно-смысловое целое. Во все исторические эпохи жизнеориентирующим началом выступала какая-либо культурная доминанта. В античном мире это была космоцентрическая модель. В средневековой культуре - христианство, в эпоху Возрождения - гуманизм. В настоящее время главенствует идея технологического подчинения окружающей нас природы. Моменты изменения доминанты происходят под влиянием диалогической встречи или в результате творческих вариаций традиций. Но между тем такая ломка всегда влечет за собой катастрофические последствия для смыслового единства социума.

Доминанта в психологии

Понятие "доминанта" в психологии - это первоочередная цель. Именно она направляет все желания, действия и на ее выполнение. При этом все остальные потребности становятся второстепенными. Получается, что доминанта - это то, что приоритетно для человека по сравнению с прочими желаниями.

Примеры психологической доминанты

Примеры по доминантам можно привести самые различные. Например, у женщин это ярко можно видеть в период беременности, лактации и особенно в момент родов. Еще один пример - человек, страдающий алкоголизмом. При этом пагубная привычка и есть доминант. Человек это обычно понимает, но алкоголь дает ему мнимое ощущение расслабления и свободы. Это для него становится важнее, чем собственное здоровье и ясность ума. Еще один пример - человек-трудоголик. Все его мысли занимает работа. Он не реагирует на свою семью, не слышит возмущение спутника жизни. Для него материальные блага важнее семейных ценностей.

То, что на данный момент важнее для человека в сравнении с другими факторами, и определяет его действия и поступки. Он будет идти на поводу у своей доминанты, даже если ему самому не будут нравиться собственные поступки. Вот почему порою происходят конфликты. Не осознавая своих доминант, люди обманывают и не держат слово. Они не могут притворяться и идти вразрез со своими желаниями. Порою стремление добиться вожделенного (бутылки водки, новой вещи, высокой должности) толкают человека на совершение преступления. При этом он находит себе оправдание: «для получения желаемого все средства хороши». Именно доминанта диктует человеку, как ему жить.

Материнская доминанта

В период ожидания ребенка у будущих мам происходит смена ценностей, изменяются доминанты. Это происходит под влиянием гормонов. В организме формируется очень стойкая материнская доминанта, то есть постепенно нарастает и прочно удерживается возбуждение в некоторых определенных очагах головного мозга. Параллельно идет торможение в других центрах, то, что раньше было первостепенно, отходит на задний план. Беременная женщина в силу эмоциональных изменений становится более ранимой и сентиментальной. Она может расстроиться и даже расплакаться из-за одного обидного слова.

С увеличением срока беременности женщина пересматривает свою жизнь. Старые доминанты подменяются новыми. Она задумывается о том, как ее жизнь изменится после рождения малыша. У женщины в положении появляются новые Она может начать шить или вязать, хотя до беременности ее это и вовсе не интересовало. Все ее внимание, как правило, нацелено на то, чтобы выносить и родить здорового малыша. Материнская доминанта имеет три формы: гестационную, лактационную и родовую. Но каждая из них непременно связана с ее ребенком.

Гестационная доминанта

Как только женщина узнает о том, что через некоторое время станет мамой, в силу вступает гестационная доминанта. За девять месяцев ее приоритеты и в корне меняются. Она и сознательно, и бессознательно делает все, чтобы выносить своего малыша без осложнений. Она старается избегать скандалов, стрессов. Отгоняет от себя страхи и переживания, потому что понимает, что это может повлечь за собой нарушение нормального хода беременности.

Родовая доминанта

Эта доминанта формируется непосредственно перед родовой деятельностью. Все мысли женщины при этом занимает скорое появление малыша. Родовая доминанта - это подготовка к скорым изменениям в жизни. Замечено, что за неделю до родов поведение будущей мамы становиться странным. Она то уходит в себя, то, напротив, начинает разводить бурную деятельность: убирается тщательно в доме, перестирывает все пеленки, начинает собирать сумку в больницу. Даже в момент схваток она может, как говориться, «вычудить». Бывали случаи, когда женщина, не желая рожать, например, 13 числа, программировала себя так, что схватки у нее длились до наступления следующего дня, после чего она быстро и легко рожала.

Лактационная доминанта

После рождения ребенка на женщину влияют уже иные доминанты. Это происходит в период грудного вскармливания. Такой процесс помогает матери наладить эмоциональную взаимосвязь с малышом. Важная роль отводится также интонации голоса женщины, ее мимики и физическим прикосновениям. После родов мать и ребенок представляют собой некий симбиоз. Такое воздействие позволяет женщине адекватно относиться к ночным подъемам, сменам подгузников и так далее.

Можно ли изменить доминанту?

Существуют разные виды доминанты - это и полезные, например, желание быть здоровым и видеть счастливой свою семью, и вредные (курение и алкоголизм). Однако от последних вполне можно избавиться. Существует два способа это сделать. В первом случае ее можно разрушить, во втором заменить другой.

Если был выбран первый способ, то человеку в корне придется пересмотреть все свои жизненные ценности и приоритеты. Например, если человек влюблен безответно, ему придется осознать всю безысходность ситуации и, что сложнее, принять этот факт. Для этого потребуется и сила воли, и время. Но конечный результат будет положительным. Доминанта будет разрушена.

Во втором случае необходимо заменить одно желание другим. Например, человек с сильной алкогольной зависимостью решает «завязать», чтобы сохранить свою семьи и работу. В этом варианте пагубная доминанта подменяется более полезной. Результат - полное избавление от вредного образа жизни.

Доминанта в сексуальных отношениях

В сексологии также есть понятие доминанты. Она выражается в отношении между людьми во время полового акта. Человек, который подчиняется воле другого и следует его желаниям, называется сабмиссив. Доминант - это тот, кто ведет и главенствует. Он занимает активную позицию и полностью контролирует сабмиссива.

Доминанта — от латинского(dominantis) господствующий – самая главная идея, основной признак или важнейшая часть чего – либо.

Центр этот имеет возможность накапливать в себе возбуждение, идущее от разных источников. При этом он способен вызвать в организме процесс торможения. Это акцентирование на важной реакции данного момента и в тоже время торможение остальных реакций тела.

Представим человек в порыве творчества может забыть о еде и о сне. В некоторых случаях это приводит к истощению организма. Но если произойдет событие, которое вызовет более сильные эмоции, мысли о другом отступят на второй план. У явления доминанта есть способность заглушать другие свои потребности.

Пример: человек хочет есть, тем ярче у него будет реакция на это событие.

Это явление имеют как люди, так и животные. Животные в большей степени относят это чувство к еде, защите потомства. У людей все гораздо сложнее. Это не только физиологические потребности, они совпадают с потребностями животных такие как голод и жажда, но также и эстетические (потребность в уважении и самореализации, стремлении к красоте). Однако, когда человек подчиняет всю свою волю достижению той или иной потребности. Очень часто возникает зацикливание.

Примеры проявления доминанты в жизни

  1. Человек если тратит все силы на то, чтобы стать богатым, то он в процессе становится трудоголиком. Он не общается с людьми, забывает друзей и не встречается с семьей.
  2. Девушка, желающая обрести внешность модели, изнуряет себя жесткими диетами, в результате чего каждый кусок пищи, который она потребляет воспринимается ею как зло. Она прекращает есть и в процессе чего превращается в дистрофика. Оказать ей помощь в этом случае может только психотерапевт. Главное не опоздать с помощью, а то пациентка может умереть от истощения.
  3. Если человек считает, что счастье всей жизни это богатство, а у него такого нет,то он будет каждого человека оценивать с точки зрения материального достатка. Важно знать: явление доминанта способна привести к заболеваниям и зависимостям такие как алкоголизм, наркомание, курение.

С явлением доминанта человек видит мир не объективно.


Видео: Женщина выбирает мужчину на основе его доминирования

А. А. Ухтомский, анализируя мозговые механизмы поведения сформулировал принцип доминанты.

Доминанта – "временно господствующий рефлекс", которым направляется работа нервных центров в данный момент.

"Устойчивый очаг повышенной возбудимости" нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов.

Согласно представлению А. А. Ухтомского, при осуществлении действия, обусловленного актуальными для данного момента сигналами или внутренними потребностями, возникает доминантный очаг возбуждения, создающий в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервных центров - функциональный рабочий орган. Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объединенных для осуществления конкретной деятельности. Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определенных стоящих перед организмом целей и задач.

Доминанта есть общий принцип работы ЦНС и она определяет освобождение организма от побочной деятельности для достижения наиболее важных для организма целей.

Свойства доминанты :

1.высокая возбудимость

2.способность стойко удерживать свое возбуждение

3.способность к суммации и сопряженному торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью центров доминантного очага.

Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, рефлекторном кольце.

В основе всей деятельности нервной системы лежат рефлекторные реакции. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии центральной нервной системы.

Допустим, наш палец попал в пламя свечи, и мы тотчас же отдернули руку. Рассмотрим более детально сущность этой реакции. Образно говоря, произошла «катастрофа», наш палец попал в ситуацию, опасную для его «жизни», действие пламени воспринимается нервными окончаниями и в виде нервных импульсов по центростремительным (афферентным) нервным волокнам передается в центральные отделы нервной системы - спинной и головной мозг. Здесь осуществляется анализ полученной информации и в доли секунды принимается решение. «Приказ» - возбуждение в виде нервных импульсов по центробежным (эфферентным) волокнам посылается в исполнительные органы - эффекторы, где расположены специальные нервные окончания, «включающие» исполнительный орган. В нашем примере это мышцы. Мышцы сокращаются, и мы отдергиваем руку. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, называется рефлекторной дугой. Ее ведущие части таковы: 1) специальный аппарат, воспринимающий раздражения (сигналы) из окружающей среды или внутренней среды организма,- рецепторы; 2) центростремительные и центробежные нервные волокна, передающие возбуждение; 3) орган управления - центральная нервная система.



В простейшем случае такая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов и одного синапса, т. е. является двухнейронной, или моносинаптической.

В большинстве случаев в состав рефлекторных дуг входят три нейрона или более, а связь между ними обеспечивают множество синапсов. Такие дуги называют многонейронными или полисинаптическими.

В осуществлении рефлекторной реакции, как правило, принимают участие многие нейроны спинного и головного мозга. Такую совокупность нейронов, находящихся на различных «этажах» ЦНС, от спинного мозга до коры больших полушарий, называют нервным центром. Существуют нервные центры, раздражение которых вызывает разнообразные рефлексы, например центр дыхания, глотания, слюноотделения и т. д.

Рефлекторное кольцо - совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и обратной передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе.

Рефлекторное кольцо включает в себя:

· Рефлекторная дуга

· обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.


Творческий поиск - всегда изменение как внешнего мира, так и личности.

Но поиску, как правило, не способствуют старые доминанты, проявляемые как стереотипы мышления и поведения. Можно ли целенаправленно формировать новые? На этот вопрос современная психофизиология точного ответа не дает. Одно несомненно: доминанта не фатальна, прежде чем учить творчеству, необходимо "расчистить место" - как минимум, скорректировать прежние доминанты (полностью их затормозить не удаётся).

Известно четыре основных психофизиологических механизма коррекции старых доминант.

2.1.1. РЕЗКОЕ ОСЛАБЛЕНИЕ ДОМИНАНТЫ В СВЯЗИ С ЕЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ РАЗРЕШЕНИЕМ

Наверное, знакомо каждому читателю: после объявления посадки на ожидаемый самолет все последующие объявления диктора воспринимаются не столь напряженно.

Другой пример: В. Гёте в юности перенес глубокую любовь, не имевшую, как говорят в таких случаях, счастливого исхода. У поэта появились мысли о самоубийстве. Но, как пишет Гёте, он "преодолел эти мрачные настроения и решил жить. Но для того, чтобы жить спокойно, я должен был написать произведение, где выразил бы чувства, мечтания, мысли того важного периода моей жизни". Таким "громоотводом" стал роман "Страдания юного Вертера". Герой романа определенно унаследовал черты автора и его несчастливой влюбленности - в романе Вертер кончает жизнь самоубийством...

Не спасло ли такое ослабление доминанты Гёте жизнь? (Сходный механизм используется на фирмах Японии, где обиженный на начальника может избить его надувное чучело...)

Волевое управление "в лоб", выражаемое обычно приказами "нельзя!", "не делай!", - метод традиционной педагогики. Это малоэффективно.

Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между "хочу" и "нельзя", к так называемой "сшибке нервных процессов" и неврозам.

2.1.3. ПЕРЕВЕДЕНИЕ НУЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ В АВТОМАТИЗМ

В нашей лаборатории "Юный изобретатель" есть ряд ритуалов, например приветствие коллег и преподавателя в начале занятия.

Такой ритуал, "полезный автоматизм", необходим для настройки на занятие, на творческую работу независимо от погоды, настроений, событий в школе и т.п. Возможен "ритуал" и на более высоком уровне.

Например, преподаватель ТРИЗ не позволяет себе использовать в практике обучения чужие примеры, задачи - это вынуждает его непрерывно искать новый материал, развиваться самому...

2.1.4. ТОРМОЖЕНИЕ ПРЕЖНЕЙ ДОМИНАНТЫ НОВОЙ

Как выполнить задание "Ни за что в течение 5 минут не думай о белой обезьяне, об этой противной обезьяне!"? Как можно не думать о таком впечатляющем образе? Кажется, сам запрет работает на доминанту!

Наиболее успешный путь здесь - по мнению А.А. Ухтомского - создание новой доминанты, тормозящей старую. То есть, чтобы не думать о белой обезьяне, следует упорно думать о... красном зубастом крокодиле! Действительно: ведь недаром умная мать не запрещает малышу хныкать, а отвлекает его...

Механизм формирования новых доминант малоизучен, но для педагогической практики достаточно знать, что новые доминанты могут от различных уровней деятельности: Информационного, Эмоционального и Физиологического - см. Фиг. 1.

Понятно, что информационное воздействие, как правило, самое слабое - недаром призывы Минздрава "Курение опасно для вашего здоровья" не срабатывают даже в среде медиков...

Сделаем вывод (он нам пригодится в дальнейшем в главе "Подводка к деятельности"): при прочих равных условиях, формирование новой доминанты, тормозящей старую, наиболее целесообразно вести через физиологический механизм, мышечные действия.

Недаром физиолог И.П. Павлов для снятия сильного возбуждения рекомендовал "страсть вогнать в мышцы": окатиться холодной водой, поколоть дрова, сделать пробежку. Известны случаи, когда человек с неврозом (то есть имевший патологическую доминанту) выздоравливал, оказавшись перед лицом реальной физической угрозы. А упражнения йоги, аутотренинг начинаются именно с мышечных действий: необходимо "приоткрыть дверь" в сознание, сформировать требуемые доминанты. Ведь мы знаем: волевые приказы "в лоб", будь то требования расслабиться или не курить, работают плохо... (Так, для снятия страха перед огнем у детей, переживших железнодорожную катастрофу под Уфой в 1989 году, психотерапевт "помогал" рисовать ребенку пожар, постоянно уменьшая величину пламени, делал пламя совсем маленьким, нестрашным, а потом предлагал маленькому пациенту задуть настоящее пламя спички, свечки).

На этом психофизиологическом механизме построена система подготовки актеров К.С. Станиславского. Поскольку заставить напрямую, волевым приказом, работать мозг и чувства ученика - непосильная задача, он пошел обходным путем: а что, если дать прочувствовать актеру "нерв" роли через физическое действие?

ПРИМЕР
Был случай: молоденькой актрисе никак не удавалось сыграть чувство растерянности, страха в ночном лесу... Уговоры, то есть работа на уровне слов, что "должно быть страшно", естественно, не помогли. Что делает Станиславский? Следует своему методу. Он расставляет в беспорядке стулья - это будет лес, - гасит свет и просит актеров не разговаривать. "А Вы, - обращается он к ученице, - добирайтесь до меня "через лес" - я сяду в противоположном углу зала". Актриса пошла, но... медленно, наощупь, как ходят по лесу. Вот здесь должен сидеть учитель... Его нет! Шарит в темноте руками... Нет! Сбилась с направления? Вокруг темнота и молчание. Актриса расплакалась. По-настоящему - как в жизни. Но это мышечное действие помогло ей найти "нерв" сцены - для этого Станиславский... специально покинул свое место.

Зачем преподавателям ТРИЗ нужно знать способы формирования доминант, основы учения К.С. Станиславского? Вероятно, затем, что прежде, чем заниматься собственно творчеством, и ученику, и педагогу необходимо отстроиться, скорректировать свои прежние доминанты (или, иначе - стереотипы мышления и поведения).

Недаром во всех религиях, сектах и даже современном обществе так или иначе существует процедура "посвящения". В развитых обществах это экзамен, собеседование, испытательный срок, в неиндустриальных - система действий с явной опорой на физиологические механизмы. Так, в одном из северных племен кандидат в шаманы должен месяц (!) провести в ледяной хижине, подготовить тело и свое сознание для предстоящих занятий шаманской деятельностью... А основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что прежде, чем лечить больного, врач-психоаналитик, как минимум, должен осознать и преодолеть собственные болезненные переживания (доминанты, по терминологии А.А. Ухтомского). В "Жизненной стратегии творческой личности", разработанной Г.С. Альтшуллером и И.М. Вёрткиным на основе анализа биографий творцов, показано: часто первотолчком или поводом для занятий творчеством послужило яркое впечатление, "встреча с Чудом" (см.: Сборник "Как стать еретиком", (Сост. А.Б. Селюцкий), Петрозаводск, Карелия, 1991 г.).

Выше, в связи с вопросом о торможении старой доминанты новой, мы упоминали три уровня деятельности: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ - и не упомянули МЕТОДИЧЕСКИЙ уровень...

Инструментальная, разработанная Методика , будь это таблица умножения или ТРИЗ, - отличное, если так можно выразиться, "антидоминантное средство".

Метод адсорбирует, обобщает опыт многих людей и в меньшей степени, чем другие формы деятельности зависит от индивидуальных особенностей, настроений личности... Методическая процедура может быть реализована, в том числе, в виде компьютерных программ и способна увеличивать вероятность решения некоторых классов задачи среднеодаренным Пользователем.

Более того, биохимик, Нобелевский лауреат Альберт Сент Дьёрди даже высказал гипотезу, что головной мозг человека вообще не орган мышления, а... орган выживания, как клыки или когти. Так это или нет, неизвестно, но несомненно: по мере обучения творчеству нужно все больше и больше времени уделять именно МЕТОДИЧЕСКОМУ уровню деятельности ученика...

Место первой публикации: Журнал ТРИЗ № 2.2. 1991 г., с. 18-23.

Феномен доминанты. До 80 % французских телезрителей не высыпаются, ибо не могут найти силы выключить телевизор до конца передачи. Отдел писем телестудии завален посланиями: «Из-за этой дряни вы заставили нас сидеть до полуночи», «Сделайте хоть перерыв для ужина!», «Ваша отвратительная передача отняла столько времени, а у меня масса срочной работы». Казалось бы: передачу смотрят взрослые люди и нет ничего проще взять и нажать на выключатель. Но что-то им мешает сделать это...

А вот пример более прогрессивный: «Если вы представите себе человека, - рассказывала жена известного изобретателя и бизнесмена Томаса Эдисона, - живущего в состоянии непрерывного возбуждения, не видящего ничего, что не связано непосредственно с решаемой задачей, то вы будете иметь точное представление об Эдисоне во время работы».

Пора из столь противоположных примеров сделать вывод. Он хорошо известен психофизиологам: деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или подкорке головного мозга. Это и есть таинственное «что-то». Доминантный очаг способен «стягивать» внешние раздражители (подобно тому, как откликается на любой толчок больной зуб или палец).

Оценим: каждый нормальный человек все время - даже во сне - думает. Но о чем? Где новые мысли? Увы, их часто нет: из-за доминантных очагов мысли редко сбиваются со своего круга... Хотя, казалось бы, человек волен думать, что хочет, но не всегда волен решить, что ему хотеть... Недаром Бернард Шоу писал: «Не многие думают чаще, чем два или три раза в год. Я добился мировой известности благодаря тому, что думаю раз или два в неделю...» Да, застойный очаг, с одной стороны, физиологическая основа вредных стереотипов, инерции мышления и действия (вспомним пример с французскими телезрителями), а с другой - основа творческого «осенения», «озарения». Отсюда столь популярные в творческой среде истории про «озарения» - ванну Архимеда, яблоко Ньютона, чайник Уатта, пасьянс Менделеева. Из постоянной подпитки ими доминанты даже случайное впечатление может вызвать в воспаленном мозгу искомое решение. А может - и ложный вывод. Наиболее полно и последовательно исследовал механизм доминанты академик Алексей Алексеевич Ухтомский (1875-1942 г.г.). Этот же механизм - но под другими названиями - изучался в научных школах В.М. Бехтерева и И.П. Павлова.

Стадии выработки доминанты.

Как возникает доминанта? В своем развитии она проходит три стадии.

1-я стадия. Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.

ПРИМЕР. Вспомним, как видит Андрей Болконский Наташу Ростову на первом ее балу в Петербурге: «Он любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившийся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью... Вы видите, как меня выбирают, и я этому рада, и я этому счастлива, и я всех люблю, и мы с Вами все это понимаем, - и еще многое, многое сказала эта улыбка».

2-я стадия. Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», - выборка раздражителя для данной доминанты.

ПРИМЕР. «Князь с бережливо-нежным выражением стоял перед нею и говорил ей что-то. Она подняла голову, разрумянившись, и, видимо, стараясь удержать порывистое дыхание, смотрела на него. И яркий свет какого-то внутреннего, прежде потушенного огня опять горел в ней. Она вся преобразилась. Из дурной опять сделалась такой же, какой она была на бале».

Отметим: на балу раньше Наташа возбуждена, красива и счастлива для всех; теперь она хороша, и возбуждена, и счастлива для одного князя Андрея; доминанта нашла соответствующего раздражителя.

3-я стадия. Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта. И уже даже не сам князь Андрей, а лишь его имя тотчас вызывает в Наташе ту, единственную среди прочих, доминанту, которая некогда создала для Наташи князя Андрея...

Свойства доминанты.

Ознакомившись с примерами, перечислим четыре свойства доминантного очага (на самом деле их больше), которые пригодятся нам в рекламной деятельности:

  • 1) Это очаг возбуждения, и, как правило, достаточно стойкий во времени;
  • 2) Это очаг (а в более общем случае - система очагов) может одновременно располагаться как в коре, управляющей высшими функциями человека (счет, письмо, речь и т.п.), так и в подкорке, ведающей инстинктами. То есть, доминанта может действовать, но не осознаваться человеком!
  • 3) Доминантный очаг обладает свойством «стягивать» различные внешние раздражители (даже не относящиеся к доминанте) и «подпитываться» ими. Вспомним еще раз столь популярные в творческой среде истории про «озарения». Нервные импульсы, вместо того чтобы двигаться по своему Традиционному пути, идут в сторону доминантного очага.

«Не входить в споры и прения, потому что, если сложилась доминанта, ее не преодолеть словами и убеждениями - она будет ими только питаться и подкрепляться, - а следует ждать, когда она сама себя преодолеет опытом. Это от того, что доминанта всегда самооправдывается и логика - слуга ее» - писал А. А. Ухтомский .

4) В конкретный интервал времени (это могут быть минуты, часы, а в болезненных случаях - месяцы и годы) господствует одна доминанта и Приведем иллюстрации на эти свойства

ПРИМЕР. Вот отрывок из письма девушки психотерапевту «Больше всего меня расстраивают уши, я их ненавижу за форму и величину. Все время о них думаю. Даже мерещится постоянно что-то об ушах моих, конечно. Слушаю, допустим песню Высоцкого «Спасите наши души», воспринимаю как «Спасите мои уши».

Архимед во время войны, сосредоточившийся над кругами на песке, молодая мать, не реагирующая на работающий телевизор, но мгновенно просыпающаяся, если забеспокоится во сне ее малыш; напряженное ожидание отложенного рейса пассажиром Аэрофлота - все это проявления принципа доминанты. Можно привести много примеров. Важно другое: доминанта - объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Но, в отличие от животных, человек способен осознавать, корректировать прежние и - главное - создавать новые доминанты. «Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечет повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное» «Когда мы себя не замечаем, тогда всё кажется объективным», считал А. А. Ухтомский.

Из этого можно сделать некоторые выводы:

  • 1. Принятие решений, интуиция, творческие озарения, с одной стороны и шаблонность мышления, неприятие нового с другой, реализуются на основе единого психофизиологического механизма: принципа доминанты, открытого А. А. Ухтомским .
  • 2. Восприятие человеком - в том числе рекламы - зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющейся у человека доминанты и/или стереотипов. Поэтому проектировать коммуникации от своего «хочу», игнорируя доминанты и стереотипы Клиентов - значит проиграть рекламу еще на старте.
  • 3. Механизм доминанты, т.е. «заряженности» человека некой идеей, образом делает процесс восприятия и принятия решения внешне нелогичным (иррациональным) и НЕ описываемым по логической схеме: воздействие на человека - > его реакция.
  • 4. Более того, доминанта может определять поведение и чистосердечно не осознаваться человеком!

Похожие статьи