Спирты и фенолы презентация. Презентация на тему "спирты и фенолы" презентация к уроку на тему. II. Постановка цели урока

Задачи урока:

Образовательные: обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, строении и свойствах спиртов и фенолов;

Развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;

Воспитательные: особое внимание уделить вредному воздействию этанола на организм человека; пропаганда здорового образа жизни.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютеры (12).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Спирты и фенолы», на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы. (Слайд 1)

Сегодня на уроке:

вы повторите, что такое спирты и фенолы;
вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
вы выполните упражнения на компьютере;
вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

III. Фронтальный опрос.

1. Какие вещества называются спиртами? (слайд 3)

Ответ: Спиртами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп -ОН, соединенных с углеводородным радикалом. (слайд 4)

2. По каким признакам классифицируют спирты? (слайд 3)

Ответ: По числу гидроксильных групп (одноатомные, двухатомные, трехатомные); по характеру углеводородного радикала (предельные, непредельные, ароматические); по характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа (первичные, вторичные, третичные). (слайд 6)

3. Продолжите фразу «Фенолы - это…» (слайд 3)

Ответ: Фенолы - это органические вещества, содержащие радикал фенил, связанный с одной или несколькими гидроксильными группами. (слайд 7)

4. Какие виды изомерии характерны для спиртов? (слайд 3)

Ответ: По положению функциональной группы, углеродного скелета, межклассовая с простыми эфирами. (слайд 8)

5. Какими химическими свойствами обладают спирты? (слайд 3)

Ответ: Спиртам характерны следующие реакции:

Замещения;

Дегидратации;

Этерификация;

Окисление. (слайд 9)

6. Каковы качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы? (слайд 3)

Ответ: на многоатомные спирты - взаимодействие со свежеприготовленным гидроксидом меди (II) с образованием ярко-синего алкоголята меди; на фенолы - взаимодействие с раствором FeCl3 с образованием фиолетового фенолята железа. (слайд 10)

IV. Решение задачи.

Решают задачу: один ученик - у доски, другие - на местах.

Задача: Вычислите объем водорода (н.у.), который образуется при взаимодействии металлического натрия массой 3,45 г с избытком этанола.

2С2Н5ОН + 2Na 2С2Н5ОNa + Н2

n(Na) = = 0,15 моль

n(Na) : n(H2) = 2: 1

n (H2) = = = 0,075 моль

V(Н2) = 0,075 моль. 22,4 моль/л = 1,68 л

V. Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.

При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.

А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?

Сообщение учащегося (презентация).

VI. С целью контроля знаний учащимся предлагается индивидуальная работа за компьютерами: выполнение упражнений по теме «Спирты и фенолы».

Используемое пособие: СD-диск «Производные углеводородов» из серии «Электронные уроки и тесты».

Компьютерная программа позволяет учащимся выставить себе проценты за выполнение работы. Учащимся предлагается шкала соответствия баллов отметкам по «пятибалльной системе», что дает возможность каждому ученику поставить себе отметку.

VII. Рефлексия.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.

Рефлексивный тест:

1. Мне это пригодится в жизни.

2. На уроке было над чем подумать.

3. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

4. На уроке я поработал(а) добросовестно.

VIII. Подведение итогов урока, выставление оценок.


Подобные документы

    Номенклатура и изомерия алканолов, способы их получения, химические свойства. Характеристика строения и свойств непредельных спиртов этиленового и ацетиленового рядов. Получение глицерина. Описание ароматических спиртов. Свойства и получение фенолов.

    лекция, добавлен 01.04.2013

    Определение и классификация спиртов. Номенклатура спиртов и составляющие их систематических названий. Характеристика физических свойств спиртов. Химические свойства спиртов, их превращения, реакции, активность. Технология получения и применение спиртов.

    реферат, добавлен 26.02.2009

    Получение, строение и свойства фенолов. Процесс окисления. Электрофильное замещение в ароматическом кольце фенолов. Примеры ароматических спиртов и фенолов. Действие щелочей на галогенарены. Кумольный способ. Нуклеофильность фенолов и фенолят-ионов.

    контрольная работа, добавлен 05.08.2013

    Изучение номенклатуры, классификации, строения и химических свойств спиртов и фенолов, аминов и аминоспиртов. Оценка реакционной способности одноатомных и многоатомных спиртов, алифатических и ароматических спиртов, алифатических и ароматических аминов.

    лекция, добавлен 28.11.2019

    Алканы и их применение. Химические свойства алкенов. Способы получения алкинов. Строение ароматических углеводородов. Физические свойства галогеноуглеводородов. Классификация спиртов. Простые эфиры. Карбоновые кислоты и их производные, дисахариды.

    курс лекций, добавлен 11.09.2017

    Понятие ациклических соединений, свойства, характерные для данного класса. Принципы классификации спиртов, строение углеродного скелета изомеров, физические свойства и методы получения. Происхождение термина "Фенол", состав ароматических оксиосоединений.

    реферат, добавлен 05.10.2010

    Общая классификация спиртов. Физико-химические свойства спиртов. Промышленные и лабораторные методы получения спиртов. Основные химические реакции многоатомных спиртов. Простые эфиры: номенклатура, изомерия, физико-химические и пожароопасные свойства.

    лекция, добавлен 21.03.2015

    Классификация и номенклатура основных оксисоединений – спиртов и фенолов. Методы получения, физические и химические свойства одноатомных насыщенных спиртов, гликолей, алкантриолов, эритритов, пентитов, гекситов, фенолов, ди- и полиоксибензолов.

    лекция, добавлен 10.03.2010

    Особенности строения и химическое значение этилового спирта. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, их специфика и химические, физические свойства. Применение, распространение и получение спиртов, их возможное воздействие на окружающую среду.

    реферат, добавлен 06.11.2017

    Сущность карбоновых кислот, их классификация и сферы применения. Строение, изомерия и способы синтеза одноатомных предельных спиртов (алканолов). Химические свойства ароматических углеводородов и алканов. Реакции присоединения и окисления алкенов.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СПИРТЫ И ФЕНОЛЫ

ЦЕЛИ УРОКА изучить состав, классификацию, строение, физические и химические свойства спиртов и фенолов; рассмотреть общие способы получения и применения спиртов.

Задача Определите молекулярную формулу вещества, содержащего углерода 52%, водорода – 13%, кислорода – 34,8. Молекулярная масса вещества составляет 46.

CH 3 -O-CH 3 CH 3 -CH 2 -OH Формулы и схемы или

РАБОТА С ТЕКСТОМ * Я уже знал + новая информация, ! очень ценная информация, ? не очень понятно, - думал иначе

Спирты – это производные углеводородов, в молекулах которых один или нескольких атомов водорода замещены гидроксильными группами –ОН. -ОН гидроксильная группа R углеводородный радикал

XV в. – впервые Парацельс применил к этанолу название алкоголь 1833 г. – Берцелиус определил молекулярную формулу этилового спирта – C 2 H 6 O

По характеру углеводо-родного радикала По числу гидроксильных групп По месту гидроксильной группы в цепи пре де ль ные CH 3 -CH 2 -OH Этиловый спирт CH 3 - CH 2 - CH 2 - OH Пропиловый спирт од но а том ные CH 3 -OH метиловый спирт C 4 H 9 -OH бутиловый спирт пер вич ные CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 2 -OH Бутанол - 1 CH 3 -CH 2 -OH Этанол не пре де ль ные CH 2 =CH-CH 2 -OH Аллиловый спирт (пропен - 2, ол - 1) мно го а томные Двухатомные CH 2 -OH | CH 2 -OH Этиленгликоль,Этандиол - 1 ,2 Трехатомный CH 2 -CH-CH 2 | | | OH OH OH Пропантриол -1,2,3 (глицерин) Многоатомный CH 2 -CH-CH-CH-CH-CH 2 | | | | | | OH OH OH OH OH OH Гексаол (Сорбит) вто рич ные CH 3 – CH – CH 3 | OH Пропанол – 2 (вторичный пропиловый спирт) а ро ма ти чес кие Фенилметанол (бензиловый спирт) CH 2 OH тре тич ные CH 3 | CH 3 – C – CH 3 | OH 2 – метилпропанол – 2 (третичный бутиловый спирт)

Изомерия Дайте название веществам Изомерия углеродного скелета. CH 3 – CH 2 – CH 2 – CH 2 – OH CH 3 – CH – CH 2 – OH | CH 3 2. Изомерия положения функциональной группы. CH 3 – CH 2 – CH 2 – CH 2 – O Н CH 3 – CH 2 – CH – CH 3 | OH

ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД ПРЕДЕЛЬНЫХ ОДНОАТОМНЫХ СПИРТОВ 1. СН 3 ОН метанол 2. СН 3 -СН 2 -ОН этанол 3. СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН пропанол -1 или СН 3 -СН-СН 3 │ ОН пропанол –2 С n H 2n+ 1 OH

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Агрегатное состояние: С 1 -С 11 - жидкости С 12 –С … - твердые вещества Запах С 1 -С 3 - «спиртовой» запах С 4 -С 6 - «сивушный» запах С 11 - запаха нет Растворимость в воде, высокая легче воды Б/цвета

ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ- СВЯЗЬ МЕЖДУ АТОМАМИ ВОДОРОДА ОДНОЙ МОЛЕКУЛЫ И АТОМОМ СИЛЬНО ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ (КИСЛОРОДА, ФТОРА) ДРУГОЙ МОЛЕКУЛЫ. ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ О-Н ▪ ▪ ▪ │ │ │ R R R Почему возможна водородная связь у спиртов??

СТРОЕНИЕ СПИРТОВ Связи О–Н и С–О - полярные ковалентные. Электронная плотность обеих связей смещена к более электроотрицательному атому кислорода:

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРТОВ 1 . Горение: C 2 H 5 OH + O 2 → 2 . Взаимодействие со щелочными металлами: C 2 H 5 OH + Na → СН 2 ОН – СН 2 ОН + Nа → 3. Окисление спиртов: C 2 H 5 OH + CuO →

4. Дегидратация спиртов (H 2 SO 4 конц.) а) внутримолекулярная: C 2 H 5 OH → (tº>140ºС) б) межмолекулярная: C 2 H 5 OH + НОC 2 H 5 → (tº≤140ºС) в) Дегидратация и дегидрирование 2C 2 H 5 OH →

4. Дегидратация спиртов (H 2 SO 4 конц.) а) внутримолекулярная: C 2 H 5 OH → C 2 H 4 + H 2 О (tº>140ºС) б) межмолекулярная: C 2 H 5 OH + НОC 2 H 5 → C 2 H 5 O - C 2 H 5 + Н 2 О (tº≤140ºС) в) Дегидратация и дегидрирование 2C 2 H 5 OH → СН 2 =СН-СН=СН 2 +Н 2 +2Н 2 О

1.Горение спиртов: C 2 H 5 OH + 3O 2 → 2CO 2 + 3H 2 O 2. Взаимодействие со щелочными металлами: 2C 2 H 5 OH + 2Na → 2C 2 H 5 ONa + H 2 СН 2 ОН – СН 2 ОН + 2Nа → СН 2 ОNа – СН 2 ОNа + Н 2 3. Окисление спиртов: C 2 H 5 OH + CuO → CH 3 COH + Cu + + H 2 O(реакция идет при нагревании)

ПОЛУЧЕНИЕ СПИРТОВ 1.Гидратацией алкенов СН 2 =СН 2 + Н 2 О →СН 3 -СН 2 -ОН 2. Специфические а)Метанола – из синтез – газа СО+2Н 2 →СН 3 ОН б) этанола – брожением С 6 Н 12 О 6 →2С 2 Н 5 ОН + 2 СО 2

ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИЛОВОГО СПИРТА

Спирты – это … - По числу функциональных групп спирты бывают ….. - Общая формула спиртов…. - Спирты по агрегатному состоянию бывают: - Спирты взаимодействуют… - Получают спирты… Применяются…..

Составление синквейна 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом)

Задание на дом: 1. Закончить реакции СН 3 ОН +О 2 = СН 3 ОН+Nа = СН 3 ОН +НC l = 2. Составить структурную формулу пентанола и напишите к нему изомеры Осуществить цепочку превращений: СН 3 -СН 2 ОН → СН 2 = СН 2 →СН 3 – СН 3 →СН 3 -СН 2 CL → СН 3 -СН 2 ОН→ CH 3 COH

ИСТОЧНИКИ 1. http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm Органическая химия: Электронный учебник для средней школы Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова 2.Презентация «Спирты» Полуэктова И.А. 3. http://www.chemistry.ssu.samara.ru/test/ROH.htm


Похожие статьи