Развитие в 7 8 месяцев. Общее развитие ребенка в семь-восемь месяцев. Что должен уметь делать семимесячный малыш

Ребенку исполнилось семь месяцев и внимательные родители уже начинают понимать, что в их семье растет личность со своим характером, проявляющимся во время игр и кормления.

Малыш начинает упрямиться, по-новому воспринимать незнакомых людей и расставание с мамой.

Физическое развитие ребенка с 7 до 8 месяцев

В это время малыш уже меньше набирает в весе, так как тратит много энергии на ползание, подтягивание в кроватки и бесконечное переворачивание. Ребенок умеет активно переворачиваться во все стороны, может приподниматься и садиться. Главным для него в это время становится движение и самостоятельность, малыш уже предпочитает сам добраться до игрушек и интересных вещей. Поэтому в этом возрасте родителям уже необходимо поставить заглушки на розетки, убрать тяжелые и опасные вещи повыше, закрыть шкафы с вещами.

Лежа на спине, малыш может активно играть со своими ножками, проявляя чудеса акробатики. Он легко удерживается лежа на одном локте, а другой рукой в это время может тянуть к себе необходимый ему предмет. Многие малыши в это время могут передвигаться по твердому полу, крепко держась за опору. С поддержкой родителей они смешно бегают, перебирая заплетающимися ножками, под музыку ритмично машут ручками. Семимесячный ребенок хорошо играет в ладушки под считалку родителей, может кидать игрушки. Большой интерес в это время для него представляют разные коробочки с крышками, упаковки - он может бесконечно их закрывать и открывать.

К семи месяцем обычно у малыша есть передние резцы, а некоторые акселераты могут похвастаться 8 -10 зубками. Наличие зубок позволяет малышу активно все грызть, начиная от соски с игрушками и заканчивая собственной одеждой.

Психическое развитие ребенка 7 - 8 месяцев

У семимесячного ребенка начинает развиваться долговременная память, и в этот период психическое развитие связано именно с этой особенностью возраста. Малыш уже понимает, что в гости пришли незнакомые люди и может пугаться их. Любознательный ребенок именно в этом возрасте боится оставаться без мамы, теряет ее и плачет.

Увидев родителей, кроха начинает радостно приветствовать их на своем языке, тянуть ручки.

Малыш на восьмом месяце жизни начинает осознанно играть с игрушками, из погремушек может специально извлекать звуки, рассматривает картинки в книжках, реагирует на источник звука. Ребенок уже учится определять название предметов, может потянуться ручкой, если попросить его взять определенную игрушку. Реагирует малыш и на просьбы дать ручку, поцеловать в щечку, сесть или встать.

Восьмимесячный ребенок уже понимает значение слова «нельзя», может упрямиться, когда родители запрещают ему что-то. Малыш больше времени может провести в одиночестве, играя с любимыми игрушками или рассматривая окружающую обстановку. Его необходимо ненадолго оставлять одного, естественно, если уверены в полной безопасности окружающей обстановки, так ребенок учится обходиться без родителей.

Игры с семимесячным ребенком

С ребенком после семи месяцев можно играть в самые разнообразные игры. В это время желательно учить малыша находить знакомые предметы по названию. Мама может перекладывать игрушки с места на место и называть их, ребенок обязательно найдет их глазками или протянет ручку. Малышам семимесячного возраста чрезвычайно нравится играть в прятки, он может сам прятаться за одежду, подушку или бесконечно заставлять это делать родителей.

Развитию речи в этот период помогает произнесение мамой коротких фраз, названий предметов. С малышом можно и нужно ходить по комнате, показывая вещи и называя их. Помогут в активном познании мира разнообразные игрушки с разными формами и звуками. Карапузу нравится играть с предметами, которые можно вкладывать друг в друга, открывать и закрывать. Ползающий малыш может сам прятать игрушки, а потом с радостью доставать их.

В последние месяцы перед первым большим днем рождения нужно обеспечить безопасность пространства и давать малышу больше свободы к самостоятельному изучению увлекательного мира.


13.06.2018

Для любого родителя важно развитие ребенка в 7 месяцев, ведь это тот этап, когда меняется питание малыша, происходят физические и психические изменения мальчика или девочки. Чтобы правильно подойти к обучению и воспитанию маленького человека, нужно посоветоваться со специалистами, быть терпеливыми и настойчивыми. Кроха уже многое понимает в этом возрасте и все чувствует, много беспокойства ему доставляет появление зубов.

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев

Семимесячный малыш хочет больше двигаться, рассматривать окружающий мир. Он видит какую-нибудь цель, может с интересом наблюдать и стремительно к ней ползти. Для развития ребенка в 7 месяцев характерны попытки вставать, опираясь на диван, кресло или другой устойчивый предмет. Ходить малыш пока не может, пытается только переставлять ножки, а вот уметь переворачиваться должны все детки. Многие родители начинают ставить детей в ходунки.

Вес

В первые месяцы жизни малыши очень стремительно набирают вес. Детям уже не хватает грудного молока для полноценного запаса энергии. К семимесячному возрасту прибавка массы тела во многом зависит от того, какой прикорм и в каком количестве вводится ребенку. Согласно медицинским наблюдениям, вес мальчиков составляет 6,7-10,3 кг, а девочек – 6-9,8 кг.

Рост

Еще один важный показатель в физическом развитии ребенка – это рост. Все детки растут в разном темпе, но существуют нормы, на которые можно ориентироваться, наблюдая за состоянием ребенка. Для развития ребенка в 7 месяцев характерны следующие нормы: рост мальчика должен составлять 64-74 см, а девочки – 62-72 см. Это не жесткие рамки, допускаются и отклонения.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Развитие малыша в 7 месяцев отличается от его умений в 3-4 месяца. Он активно интересуется окружающим миром, людьми, которые находятся вокруг него. Ему интересны все предметы, которые он видит. Игрушки становятся незаменимыми, когда малыш бодрствует, гуляет. Однако общения с живыми людьми не заменит никакой предмет. Малыш по-прежнему требует много внимания от мамы и папы, интересуется приходящими в гости людьми.

Двигательные навыки

Каждый ребенок индивидуален, развивается по своему ритму. Некоторые детки могут уже научиться ползать и вставать, другие же сразу начинают ходить. Координация движения пока плохая, но некоторые навыки ребенка в 7 месяцев уже развиты:

  1. Сидеть без поддержки людей.
  2. Садиться из лежачего положения.
  3. Ползать на животе, не отрываясь полностью от поверхности, на которой лежит.
  4. Лежать на животе, тянуться одной рукой за интересными игрушками, опираясь при этом на другую.
  5. Перекладывать погремушки из одной руки в другую, играть с мячиком.
  6. Изучать детскую книжку.
  7. Ребенок самостоятельно держит бутылочку и поднимает ее, если уронил, стучит игрушками, следит за яркими предметами.
  8. Некоторые дети самостоятельно встают на колени или на ступни, держась за какую-либо опору.
  9. Поворачиваются из стороны в сторону.
  10. Переставляют ножки при поддержке взрослых, имитируя ходьбу.

Речевая активность

Развитие ребенка на 7 месяце жизни – важный период, когда малыш начинает лепетать. Он стремится повторять слоги, похожие на слова: ма, па, ба, да, та и т.д. Этот период важен для становления речи, поэтому нужно активизировать малыша на лепет. Основное, что может делать мама, – это брать ребенка на руки, и спокойно произносить основные слоги, показывая, как шевелятся при этом губы. Малыш будет стараться повторять звуки.

Что понимает ребенок в 7 месяцев

На 7 месяце малыш осознает уже очень много: он привыкает к обстановке, к окружающим людям, предметам. В его эмоциональном развитии можно заметить следующие особенности:

  1. Понимает многие слова, может показывать пальчиком на те предметы, которые ему знакомы.
  2. Он понимает, когда к нему обращаются по имени.
  3. Различает близких людей, особенно большая эмоциональная привязанность к матери.
  4. Проявляет свои чувства не только слезами, но и жестами, прикосновениями.
  5. Может замечать настроение родителей по интонации и мимике.
  6. Может идти на контакт с любым человеком, но инициативу не проявляет.
  7. Дети реагируют на громкие и резкие звуки, могут их пугаться.

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Активные занятия с малышом важны в любом возрасте. Это поможет ему не отставать от сверстников. Осваивать навыки необходимо постепенно, а не в большом количестве. Важно комбинировать физические упражнения для развития мышц с массажем. Потом приступать к умственному и психическому развитию малыша: песенки, стишки, игры в ладушки и т.д. Все подавать дозированно по времени, чтобы не утомлять свое чадо.

Занятия с ребенком

Для малютки важна не только польза от занятий, но и позитивное настроение, поэтому педагоги и педиатры рекомендуют любые упражнения и задания проводить в игровой форме. Также важно тратить по 5-10 минут на одно занятие, после чего сменить род деятельности. Иначе малыш может переутомиться и расплакаться. Занятия можно проводить на протяжении всего дня, чередуя познавательные игры с физической активностью. Если не знаете чем занять ребенка в 7 месяцев, то можно предложить следующее:

  1. Гуляя с малышом, рассказывать обо всем, что он видит.
  2. Давать в ручки предметы разного размера, формы и текстуры, которые развивают мелкую моторику рук.
  3. Просить ребенка что-то поднять, принести, дать и т.д.
  4. Читать стихи, произносить звуки, которые характерны разным животным, предметам.
  5. Зрение уже почти полностью сформировано, поэтому можно обучать цветам и размерам, используя пирамидки.

Чему учить ребенка

Нетерпеливые мамы и папы хотят, чтобы малыш быстрее пошел, заговорил, начал читать, но ребенок вряд ли быстро этому научится, если родители не приложат усилий. В этот период приходит время приучать малыша к основным действиям:

  • показывать пальцем на нужный предмет;
  • хлопать в ладоши;
  • махать ручкой;
  • ползать;
  • вставать на ноги около опоры;
  • кушать с ложки;
  • пить из чашки;
  • соблюдать режим сна.

Что должен есть ребенок в 7 месяцев

Постепенно питание малыша меняется: не хватает одного грудного молока для полноценного запаса энергией, поэтому родители вводят прикорм. Педиатры рекомендуют разные схемы введения основной пищи для грудничков и искусственников. Для малышей на грудном кормлении закономерны следующие принципы в питании:

  • главная пища – молоко;
  • в качестве первых продуктов давать те, что мама сама регулярно кушает;
  • в один прием пищи нужно сначала дать новый продукт, а потом молоко;
  • не знакомить кроху сразу с несколькими новыми продуктами.

Для малышей, которые находятся на искусственном вскармливании, характерны такие принципы кормления:

  • Нельзя отказываться от молочной смеси, она более сбалансирована, чем любая взрослая пища.
  • В качестве первых продуктов давать те, от которых менее вероятна аллергическая реакция.
  • Тактика прикорма та же, что и у грудничков: сначала новый продукт, а затем – молочная смесь.
  • В этот период искусственника кормят 5 раз, прикорм предлагают во время завтрака или обеда.

Меню ребенка

Семимесячный малыш питается в среднем 5-7 раз, интервал составляет примерно 3 часа. Ночью он может уже совсем не просыпаться, а может вставать кушать 1-2 раза. Основное в рационе питания крохи – молоко или молочная смесь. Некоторые родители к этому возрасту уже вводят много разных продуктов, даже мясо, но педиатры рекомендуют не спешить, и прикорм семимесячных детей должен включать следующие продукты:

  • каша – 150 г;
  • овощное пюре 150 г;
  • фруктовое пюре – 60 г;
  • творог – 40 г;
  • яичный желток – 0,25 г (если куриное яйцо) или 0,5 г (если перепелиное);
  • сок – 20 мл;
  • пшеничный хлеб или сухари – 3,5 г;
  • сливочное и растительное масло – по 3 г.

Видео

Вес тела. Ребенок в этом возрасте набирает в среднем 500 г в месяц,примерно по 100-125 г в неделю. Это половина того, что добавлялось к весу младенца в течение 2-го и 3-го месяца. Но именно такое развитие в 7 месяцев считается нормальным. Если малыш и дальше набирал 850-1050 г в месяц, то в 10-летнем возрасте он весил бы 126 кг!

Если мать пытается сравнивать вес своего ребенка с цифрами, приведенными в книгах, она не должна забывать, что те таблицы показывают средние величины, установленные на основании наблюдения над многими-многими детьми. У некоторых детей вес тела и линия (кривая) его рост не подпадают ни под одну из таблиц. Ошибочно было бы причислять к «дистрофиков» или «анормальных» детей, которые весят на 400-500 г меньше, чем об этом говорится в книгах. Дети грудного возраста (и старше), которые все время движутся, никогда не бывают полными. Лучше пусть ваш ребенок будет «худым», но полон сил, веселый и быстроногий, имеет хорошо развитые мышцы и редко болеет, чем «полный» и «красивый», но неповоротливой, восприимчив к любой болезни!

Общая подвижность

а) Лежа на спине. Когда мать кладет сытого и здорового малыша на спину, желательно на вполне горизонтальную и твердую плоскость (лучше на стол), ребенок немедленно поворачивается то на одну, то на другую сторону. Многим легко удается перекинуться на живот.

Ребенок протягивает обе руки и одновременно поднимает голову — этим показывая, чтобы его взяли: когда ребенка берут за руки, он почти самостоятельно подтягивается вверх. Конечности выпрямляются свободно, нет зажатости, односторонней расслабленности (флексии или экстензии).

б) Лежа на животе, ребенок поднимает голову, переносит центр своего веса, подтягивает нижние конечности под живот, пытаясь встать, но падает назад. Малыш непрестанно повторяет это новое для него движение. Лежа на животе, ребенок «крутится» вокруг себя, ползет назад, когда хочет продвинуться вперед. Протягивает руку, чтобы схватить какой-то предмет. Иногда малыш выпрямляет обе руки и опирается на ладони, локоть.

в) Положение сидя. Если ребенку дают возможность подтянуться и сесть (держась за мизинцы маминых рук), он сидит заметно стабильнее и может опираться на свои руки.

Надо поддерживать ребенка, когда он уже сидит? Малыш научился хорошо сидеть самостоятельно, но ему лучше, когда его поддерживают сзади, особенно, если он долго сидит. На 1-2 часа малыша можно сажать на специальный детский стул, где есть опоры для рук и спины, а потому он может полностью отдаться забаве.

Вращение, ползания, «хождение на карячках »

Следует подчеркнуть, что в двигательном развитии ребенка в 7 месяцев (развитии моторики) различают четыре стадии: «ползания», «вращение вокруг своей оси», «хождение накарячках» и «хождение на ножках».

В общем развитии нужно наблюдать за другими достижениями в эволюции движений, таких, например, как «поворот» (на тот или иной бок, в обе стороны, со спины на живот и обратно), «вращение» вокруг оси с опорой на одну или обе руки и т.д.. Большинство детей в своем развитии на 7-м месяце не могут стать в положение « корточки». Они пробуют двигаться с помощью вращения, (например, чтобы получить какой-то предмет), но в результате зачастую продвигаются не впе-ред, а назад. Другим детям удается только «вращаться» вокруг себя. Малыши счастливы, что достигли таких успехов, они повторяют и повторяют это упражнение, чем вызывают беспокойство всей семьи.

В этом возрасте наблюдается хорошая способность к вытягиванию, выравнивание тела и конечностей. Независимо от того лежит ребенок хоть на спине, хоть на животе (особенно в этом положении), он тянется каждой частью тела, пытаясь продвинуться вперед или назад. Нередко во время этих попыток некоторым детям везет опереться на вытянутые руки и подвести нижние конечности под живот — таким образом малыш пытается перейти от стадии «вращения» до стадии «хождение накарячках».

д) Поддерживая под мышки, ставим на ножки. Если мать берет малыша под мышки и подводит его на ноги, он становится, опираясь на кончики пальцев или (реже) на всю ступню, пробует перенести (и не без успеха) вес тела, сгибает и разгибает последовательно суставы нижних конечностей (колени, бедра, голени). Вес тела ребенку удается переносить лишь на короткое время. Мы обращаем внимание родителей на то, что нельзя оставлять ребенка без опоры; так же нельзя с помощью упражнений пытаться ускорять совершенствование этой нейромоторной способности. Ребенка нельзя оставлять держаться без помощи только после того, как он научится хвататься и держаться за сетку кроватки или манежа и вставать на ноги самостоятельно.

Совершенная подвижность

Схватывания. В этом возрасте ребенок пробует передвигаться с любого положения, пытается «наладить» равновесие между туловищем и конечностями (часто ему это не удается), чтобы дотянуться и схватить какой-то предмет поблизости. Ребенка привлекают в основном яркие вещи. Он хватает как крупные, так и мелкие предметы, но в этом хватание пока работает ладонями, хоть и выполняет это движение все лучше. Малыш также протягивает руку, пытаясь схватить предмет, удаленный от радиуса его действия. Очевидно, зрение хочет большего, чем ребенок может выполнить по уровню развития своей подвижности. Руки не сжаты, пальцы готовы к изящной работе. Схватывания предметов напоминает «работу гвоздодера». Добыв дело, ребенок рассматривает ее («усваивает глазами»). Руки могут соединяться на средней линии. Ребенок играет и руками и ногами, он касается различных вещей и учится выделять приятные материалы и поверхности от неприятных, при этом ребенок выражает удовлетворение или неудовлетворение.

Речь. Ребенок произносит первые четкие слоги: «да-да», «ба-ба», «да-да», «ма-ма». Произносит звуки различных оттенков; следует, повторяет и изменяет звуки, много и с удовольствием «рассказывает» своим языком.

Социальный контакт. Взгляд становится как бы«доказательным». Это означает, что ребенок вырабатывает контакт с окружающим миром через глаза, взгляд. Радуется, когда узнает знакомых. Чужих рассматривает с недоверием. Кажется, что ребенок застенчив, но он не умеет «отказывать» незнакомым людям. Радуется, видя свое отражение в зеркале. Внимательно слушает и соответственно реагирует на интонацию голоса (доброжелательную или строгую), т.е. радостно или недовольно.

Слух. Ребенок возвращается к источнику шума. Она слышит и повторяет собственные звуки. Следует посторонние звуки.

Зрение и движения глазных яблок. В этом возрасте в развитии ребенка 7 8 месяцев заметна хорошая координация мышц глазных яблок и управления движением рука-глаза. Ребенок долго смотрит на тот или иной предмет, наблюдает за людьми, находящихся вблизи. Он уже не «косит», но иногда, когда ребенок смотрит в сторону, «один глаз отстает от другого».

Вывод. На 7-м месяце продолжается процесс стабилизации физических достижений ребенка и процесс становления его личности. Большинство младенцев в этом возрасте хорошо сидит, но есть дети, которые «шатаются» или «падают» через 1-2 минуты, так они еще требуют подпорки. На 1 — 2 часа их можно сажать на детский стульчик или кресло, но таким образом, чтобы между спиной и ножками образовался прямой угол.

Благодаря развитию подвижности на 7 8 месяце, ребенок вырабатывает новые способности в исследование окружающей среды. Он хорошо контролирует движения и положения головы; все увереннее возвращается из стороны в сторону, некоторые начинают в этом возрасте отползать. Ребенок обладает полной способностью к зрительного, касательного и слухового восприятия.

В этом возрасте некоторые дети становятся робкими и менее общительными. Это не значит, что они чего-то боятся; нет, это признак того, что малыш начинает понимать разницу между близкими и посторонними людьми и соответственно на это реагирует. К человеку, хорошо ему знакомым, ребенок улыбается, к чужим, незнакомым относится сдержанно. Когда говорят о враче или патронажной сестре, которая недавно делала малому укол, он горько плачет.

Некоторые малыши, очевидно, не знают такого периода «робости», тогда как у многих он очень заметен. Поэтому с этим чувством надо считаться. Ребенка не стоит заставлять, чтобы он шел на руки к незнакомым людям, когда это ему неприятно и она сопротивляется. Можно убедиться, что эта сдержанность или робость проходит, когда ребенок чаще общается с посторонними лицами, однако еще допускается очень ограничено и ненадолго.

Робость — это тоже определенный этап в развитии ребенка на 7 8 месяце , его еще называют «избирательной общительностью». Если родители с этим считаются и не придают особого значения, то можно надеяться, что в будущем ребенок не будет слишком застенчивым.

Малышу 7 месяцев. Закончился период, когда кроха долго мог оставаться на одном месте, занятый погремушкой или сном. Теперь карапуз изменился и больше не хочет изучать окружающий мир, лежа в кроватке или манеже. Ему интересно двигаться и стараться познать все, что находится дома и на улице. Малыш сидит и пытается встать, старается ползать или крутиться, лежа на животе. Полученные навыки игровой деятельности стимулируют кроху развивать свои умственные способности и речь.

Если в первые 6 месяцев жизни можно было говорить о единых стандартах развития, то ближе к 8-ми месяцам начинает проявляться разница в развитии между детьми. Каждый малыш индивидуален и выбирает свой способ и скорость получения новой информации. Мамам и папам стоит помнить, что не стоит сравнивать свое чадо со сверстниками, пытаться оценить развитие ребенка через достижения других детей.

Особенности развития детей на 8-м месяце жизни

На 8-м месяце жизни карапуз все больше лепечет. Часто повторяя получающиеся слоговые цепочки, ребенок совершенствует возможности речевого аппарата. Уже отчетливо звучит «ма-ма» и «ба-ба», если часто показывать малышу как звучат разные слоги, то достаточно быстро он сможет сказать «па-па», «би-би», «ко-ко». Но это еще ненаполненные смыслом слова, а звуки, которые очень нравятся ребенку. Указывайте на себя и говорите «ма-ма», постепенно головной мозг соединит звук и образ.

В 7 месяцев малыша можно занять игрушками на некоторое время. Он уверенно владеет своими руками и пальцами, знает основные игровые приемы. Получив новый предмет для изучения, кроха обязательно постарается его взять, потрясти, постучать им об пол, рассмотреть и попробовать на вкус.

Карапуз уже хорошо понимает, как сесть, ловко подставляет руку и поднимает свое тело. Если внимательно присмотреться к спине сидящего малыша можно увидеть небольшое искривление. Если оно напоминает ровную дугу, протянувшуюся от шеи до попы, то это физиологическая норма. Постепенно мышцы, поддерживающие позвоночник, окрепнут, кроха будет сидеть ровно.

На 8-м месяце жизни самые активные малыши уже хорошо ползают, кто-то — по-пластунски, а другие — пытаясь приподнять живот над землей. Но не стоит расстраиваться, если ваш карапуз не интересуется таким видом передвижения. Некоторые дети вначале хотят научиться ходить и только после этого ползать. Любой из вариантов норма. Возможно, ваш малыш уже научился вставать в кроватке, ухватившись за боковые стенки или попытался сделать первый шаг вдоль опоры.

По мнению педиатров, желательным вариантом развития двигательных умений ребенка является последовательность: сидит – ползет – стоит — идет. Но реальность такова, что не все малыши развиваются по такой схеме. Если ваш карапуз решил оставить умение ползать на потом, то не стоит его заставлять приобретать этот навык. Первые попытки встать и перемещаться вдоль бортика кроватки или манежа должны сопровождаться интенсивными упражнениями на укрепление мышц ног и спины. Раннее освоение навыка ходьбы (7-8 мес.) иногда приводит к небольшому искривлению ног малыша. Если кроха поднялся сам, вы не стимулировали это умение, то ближе к 3-м годам ноги станут ровными. При излишней активности родителей и принуждению к совершенствованию навыка может понадобиться помощь ортопеда и специальный массаж.

На 8-м месяце жизни продолжается процесс прорезывания зубов. В норме к году появятся 8 передних резцов. В большинстве случаев они появляются по двое. Сначала появляются нижние передние, после — верхние передние. После появления первых четырех зубов появляются верхние и нижние боковые. Каждый ребенок индивидуален и появление, очередность и сроки могут варьироваться. В редких случаях первый зуб появляется ближе к году, эта особенность требует контроля со стороны детского стоматолога.

Физическое развитие

На 8-м месяце жизни карапуз должен прибавить в весе около 600 грамм. Но при интенсивном освоении двигательных навыков вполне нормально снижение общего количества набранного веса до 400 грамм.

Постепенно происходит замедление набора роста. Большинство малышей вырастут не более, чем на 2 см. К году интенсивность роста еще больше снизится и измерять этот показатель будет нужно не так часто. В среднем, после года измерение роста производится раз в 3 месяца.

Голова ребенка увеличится на 0,5 см в окружности, а грудь на — 0,5 -1 см. Постепенно кроха становится пропорциональным, фигура напоминает привычные очертания взрослого человека, только в меньших размерах.

Изменения, происходящие в организме, постепенно замедляют рост и набор веса. Еженедельный контроль показателей не обязателен.

Граничные показатели физического развития ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница роста Верхняя граница роста Нижняя граница веса Верхняя граница веса Средняя окружность головы Средняя окружность груди
Мальчик в 7 месяцев 65,1 71,1 7,1 9,5 45 46
Мальчик в 8 месяцев 66,8 73,1 7,5 9,3 45,5 48
Девочка в 7 месяцев 64,1 70,4 6,8 8,9 44,3 45
Девочка в 8 месяцев 66 72,5 7,2 9,3 45 47

Нервно-психическое развитие и эмоции

Нервная система и познавательные возможности карапуза развиваются все быстрее. Кроха уже многое понимает и готов приступать к изучению новых игрушек и вариантов игровой деятельности. Он четко понимает, что предметы не пропадают, а их прячет или убирает мама. Игра в прятки с игрушками хорошо развивает внимание ребенка и стимулирует его двигаться.

Эмоциональная сфера 7-ми месячного ребенка расширяется. Теперь карапуз может по-настоящему расстраиваться и требовать желаемый предмет. Если присмотреться за игрой малыша, то часто можно заметить сильную реакцию на неудачу и восторг от выполнения задуманного. Игровая деятельность сопровождается активным лепетом, жестами, мимикой.

Рекомендуется контролировать собственное поведение в присутствии ребенка. Малыш копирует поведение находящихся рядом с ним взрослых, применяя жесты, мимику и поведение. Доброжелательная атмосфера, размеренный образ жизни и спокойная мама – залог формирования крепкой нервной системы, равномерного психического развития .

Развитие эмоциональной сферы ребенка усиливает необходимость крохи в ласке, диалоге, телесном контакте. Находясь рядом с мамой, карапуз чувствует себя комфортно. Чувство защищенности и постоянства делает кроху открытым для новых знаний и навыков.

В познавательной сфере происходят заметные изменения. Если месяц назад кроха активно знакомился с новыми вкусами, осторожно снимая губами прикорм с ложки. Теперь он отчаянно пытается отобрать у мамы столовый прибор и самостоятельно кушать. Не нужно отбивать у него желание выполнять действия самостоятельно. Подготовьте отдельную тарелку и ложку из небьющегося материала, положите немного еды и предложите тренировать навык. Пока карапуз с увлечением пытается набрать в ложку еды, кормите его с другой тарелки.

Игровая активность преображается. Малыш выполняет разные действия со знакомыми предметами, следуя определенной цели: трясет, чтобы услышать звук, катает шарик по полу, чтобы добиться свечения, выталкивает игрушки из кроватки, чтобы услышать, как они упали или привлечь мамино внимание.

Ребенок может различать игрушки по их форме, выполнять действия, руководствуясь этим знанием: мяч — катает, кубики — собирает в башенки, кольца пирамидки — нанизывает на основу.

Изменения происходят и в отношении к незнакомым людям. Малыш четко различает образ знакомых и чужих. Рядом с теми, кого он видит каждый день, кроха лепечет и улыбается. Если в помещение заходит незнакомец или человек, давно не посещавший кроху, то малыш затихнет и начнет внимательно его изучать. Если малознакомый человек попытается взять карапуза на руки, то кроха заплачет. Дальнейшее поведение ребенка зависит от реакции мамы. Если она начнет доброжелательный разговор с «незнакомцем», будет расслаблена, то через некоторое время любопытство пересилит страх, малыш с удовольствием будет знакомиться с новым человеком.

Изменения происходят и в восприятии малышом собственного Я. Если регулярно предлагать играть с зеркалом, то кроха постепенно начнет узнавать свое отражение, тянуть к нему ручки и улыбаться.

В период между 7 и 8 месяцами идет усиленное развитие правого полушария мозга, поэтому левая рука используется малышом чаще правой. Такое поведение ребенка не говорит, что малыш будет левшой. В большинстве случаев ближе к году дети начинают пользоваться руками в равной степени, а к 3-м годам проявляется праворукость.

На восьмом месяце постепенно формируется пространственное понимание. Кроха может оценить расстояние до интересующего предмета и четко выбрать необходимое движение для перемещения своего тела. Если игрушка близко, то кроха просто за ней потянется, за далекой – поползет или станет просить маму подать.

Поведение

На восьмом месяце жизни ребенок начинает искать границы дозволенного. Карапуз щипается, тянет за волосы, пытается достать и изучить все окружающее. Самое время начинать процесс воспитания. Кроха уже хорошо ориентируется в эмоциях, изменение выражения маминого лица и интонации подсказывают ему, правильно ли он поступает.

Любое действие, причиняющее вам или другим взрослым боль, угрожающее жизни и здоровью ребенка, должно пресекаться. В большинстве случаев достаточно просто отвлечь карапуза другим интересным занятием. Но, если малыш серьезно настроен на достижение поставленной цели, стоит запретить это делать, используя строгую интонацию голоса или выражение испуга.

Хорошо в этот период вынести на семейный совет вопрос о запретах для ребенка. Чтобы кроха в будущем вел себя правильно, запрет должен поддерживаться всеми членами семьи. В вопросе воспитания ребенка недопустимо, чтобы кто-либо из взрослых членов семьи нарушал установленные правила. Младенцы и дети дошкольного возраста нуждаются в четком понимании разрешенных и запрещенных действий. Если вы договоритесь о правилах на 8-м месяце жизни ребенка, вам будет проще впоследствии регулировать поведение крохи.

Введение первых правил в жизни ребенка требует неукоснительного выполнения их всеми членами семьи. Никакие требования и плачь не должны вынудить вас сдаться. Однократно разрешив нарушить правило, вы покажете крохе способ обойти запрет. Рекомендуется спокойно реагировать на попытки малыша добиться желаемого, сказать четкое «нет» и предложить альтернативу.

Умения ребенка в 7 месяцев

На 8-м месяце жизни ребенок обладает большим списком навыков. Наиболее заметными являются умения:

  • сидеть. Кроха поднимается самостоятельно или при помощи взрослых, уверенно удерживает свое тело и ворочает головой по сторонам, может действовать обеими руками;
  • ползать. Малыш может передвигаться по-пластунски, или подняв живот, двигаться вперед, назад или по кругу;
  • играть. Действия с игрушками целенаправленные, уверенные. Получая новый предмет, карапуз выполняет с ним все известные ему способы изучения;
  • пользоваться пальчиками. Постепенно совершенствуется мелкая моторика рук, карапуз при захвате небольших предметов использует не ладонь, а пальцы;
  • тянуться за игрушкой, лежа на животе. Кроха без труда отрывает одну их рук, на которые упирается и тянется за интересующим его предметом;
  • вставать в кроватке. Некоторые дети освоили навык подъема в кроватке или манеже. Одни поднимаются на колени, другие – во весь рост;
  • шагать в вертикальном положении при поддержке родителей. Если карапуза поднять за подмышки или руки вверх, почувствовав опору, он начнет переставлять ноги;
  • сортировать игрушки, вкладывать маленькие предметы в большие. Этот навык появляется у детей, которым ранее было показано, как это делать;
  • держать бутылочку или поильник. Все четче просматривается желание выполнять многие действия самостоятельно;
  • найти знакомый предмет и указать на него пальчиком.

Двигательные навыки

Развитие двигательных навыков ребенка на 8-м месяце жизни в большей степени направлено на увеличение скорости движения и ловкости рук. Утреннюю гимнастику хорошо расширить, добавив игровые упражнения:

  • стимулирующие развитие навыка ползанья. Предлагайте дотянуться до предмета, подняться на коленки, показывайте, каким образом можно ползти, поднимая живот;
  • развивающие понимание возможностей сидящего положения. Продолжайте тренировать мышцы спины, предложите научиться делать наклоны, ворочать головой и корпусом;
  • тренирующие мышцы ног. Хорошо предложить крохе упираться на ваши руки, пытаясь оттолкнуть их. Во время упражнения он должен с усилием работать мышцами бедер, голени, ровно сгибать колено;
  • развивающие умение держать равновесие. Качайте и подбрасывайте, тренируйте на гимнастическом шаре;
  • раскрывающие секрет преодоления небольших препятствий. Выложите вокруг ребенка небольшие мягкие валики и предложите преодолеть преграду. Если у малыша не получится, помогите ему, передвинув его руки и ноги в правильной последовательности.

Получается ли у ребенка сидеть? Как помочь ребенку?

Большинство деток осваивают навык сидеть самостоятельно между 6 и 7 месяцами. Вначале малыш поднимается вверх при помощи родителей, хватаясь за пальцы и поднимая туловище. Самостоятельно дети начинают подниматься в разное время. Все зависит от способа, выбранного карапузом, для освоения навыка. Одни дети встают на четвереньки и садятся, другие, лежа на спине, опираются на руку.

Первые 1-2 месяца спина ребенка выглядит немного изогнутой. Если посмотреть со стороны, то от попы до шеи отчетливо видна дуга позвоночника. Постепенно мышцы спины крепнут, малыш выравнивает спину. Чтобы помочь крохе быстрее достигнуть совершенства умения сидеть, хорошо чаще предлагать ему упражнения и массаж.

Слух и зрение

Зрение полностью сформировано. Теперь карапуз легко находит глазами знакомые предметы, узнает их под разным углом. Ориентирами при поиске игрушки становится форма и цвет. Рекомендуется предлагать малышу яркие предметы, выполненные в основных цветах спектра.

Слышит карапуз уже очень хорошо. Он различает даже очень тихие звуки, если они его привлекают, реагирует оживлением, попыткой добраться до источника. Рекомендуется продолжать знакомство с классической музыкой, включая карапузу любимые композиции на 30-50 минут в день.

Волосы и ногти

Уход за волосами младенца на 8-м месяце жизни немного изменяется. Теперь во время ежедневного купания раз в неделю можно использовать шампунь для волос. Новый гигиенический предмет должен:

  • подходить младенцам. На упаковке должно быть указано, для какой возрастной категории подходит выбранный шампунь;
  • быть без красителей, отдушек;
  • проверен на гипоаллергенность.

Желательно, чтобы шампунь не раздражала глаза, на ней должна быть отметка «без слез».

Мыть голову карапузу желательно чистой водой, не той, в которой ребенку обмывали тело. Во время процедуры старайтесь развлекать кроху, не напугать громкими или неожиданными движениями.

Ногти у крохи растут очень быстро. Некоторым детям необходимо укорачивать коготки до 2-х раз в неделю. Обрезать отросшую ногтевую пластину нужно прямо, не закругляя. Используйте личные ножнички малыша с закругленными концами.

Зубы

Появление зубов на 8-м месяце жизни считается самой частой причиной нарушения сна и поведения. Кроха может часто просыпаться, капризничать, отказываться кушать. Обильное слюнотечение и покраснение десен, которые малыш стремится почесать об игрушки и другие предметы, повышение температуры являются основными признаками этого процесса.

Способа полностью избавить кроху от неприятных ощущений — нет. Но вы можете облегчить его состояние:

  • предложив прорезыватель;
  • проконсультировавшись с педиатром, о применении геля для снижения болевых ощущений. Стоит внимательно отнестись к частоте применения и дозировке;
  • детям, находящимся на ГВ, хорошо чаще давать прикладываться к груди.
  • при повышении температуры выше отметки 38,5 градусов используйте жаропонижающие и болеутоляющие средства для детей этого возраста. Желательно предварительно проконсультироваться с врачом.

Социальный контакт

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в постоянном контакте со взрослыми. Ему важно слышать речь, чувствовать прикосновения, видеть образ родных ему людей. Головной мозг ребенка развивается, требуя все больше новой информации. Речевые центры продолжают формировать базу слов, так называемый, «пассивный словарь», слух адаптируется к восприятию сложных слоговых цепочек, зрение запоминает артикуляционные движения. Чтобы речь карапуза развивалась быстро и качественно, необходимо много времени уделять общению с ним. Речь должна звучать вокруг ребенка и быть направленной непосредственно на него.

В этом возрасте постепенно начинает проявляться необходимость в общении с новыми людьми. Посторонние люди вызывают у карапуза настороженность, но при доброжелательном отношении мамы, кроха быстро пересиливает свой страх и с удовольствием идет на контакт.

К 8-ми месяцам хорошо показать ребенку, как играют другие дети. Это можно сделать, отправившись в гости, пригласив к себе друзей с детьми. Хорошо во время прогулки на улице обращать внимание ребенка на других детей.

Речь ребенка

Речь ребенка строится на двух взаимосвязанных умениях. С одной стороны, это, непосредственно, произношение отдельных звуков и слогов, а с другой — понимание речи. Оба этих умения очень важны для появления самостоятельного «говорения». Между 7 и 8 месяцами жизни идет активное развитие в обоих направлениях.

Кроха совершенствует слоговые цепочки. Все чаще можно услышать, как карапуз долго повторяет один и тот же слог, играя с ним, пытаясь добиться его различными способами. Тренируя артикуляцию, используя губы, зубы, язык для получения новых звуков ребенок запоминает необходимые комбинации, чтобы повторить услышанное от мамы или папы. Рекомендуется, как можно чаще разговаривать с крохой лицом к лицу, четко произнося звуки.

Увеличивается «пассивный словарь» малыша. Если показывать на предмет и называть его, то карапуз запомнит значение и в будущем удивит вас своими познаниями. Хорошо в этом возрасте предлагать не только изучать окружающие предметы, но и показывать изображения в книжках и на карточках.

Ребенок уже хорошо понимает значение простых вопросительных слов. Услышав вопрос «где», начинает искать названный предмет или изображение, на вопрос «кто» — показывает пальчиком на знакомого человека. Теперь малыш уже хорошо ориентируется в своих игрушках и может без ошибки указать на необходимую.

  • исключить сюсюканье;
  • играя с малышом, не только называть предметы, но и рассказывать об их предназначении, описывать внешний вид;
  • тренировать артикуляционные возможности малыша. Предлагайте повторить за вами простые слоги и звуки;
  • разговаривая с карапузом, использовать интонацию, мимику, жесты. Чем ярче и насыщеннее будет ваша речь, тем легче малышу будет ее понимать.

Речь ребенка — сложный навык, появляющийся постепенно. Следует заниматься с малышом с самого раннего возраста, чтобы обеспечить своевременное появление полноценной речи, богатой на разные слова.

Правила по уходу за малышом

На восьмом месяце жизни ребенка основной уход остается прежним. Утренняя гимнастика и вечерние купания – обязательные ежедневные процедуры.

Стул карапуза после начала введения прикорма становится постоянным. Чаще всего малыши этого периода какают раз в день в одно и то же время. Стул становится менее жидким. При введении каш, в первые недели может наблюдаться некоторая задержка дефекации до 2-х дней. Это связано с новой консистенцией употребляемого продукта. Вмешательства со стороны взрослых это состояние не требует.

Писает кроха реже, но большими объемами. Если держать малыша в дневное время без подгузника, то постепенно можно вычислить приблизительное время, начать использовать горшок. Но не стоит усердствовать с приучением. Малыш еще не понимает смысла в этих действиях и неправильная реакция со стороны родителей на мокрые штанишки, чрезмерно частое высаживание могут спровоцировать страх перед горшком. Рекомендуется вводить этот предмет постепенно, в форме игры.

Купание и гигиена

Купание остается ежедневной процедурой. В зависимости от выбранного способа (маленькая ванночка или общая ванная) температура воды может колебаться. В детской ванночке, где малыш сидит или лежит на горке, рекомендуемая температура воды – 37 градусов. В большой ванной кроха плавает при помощи специального круга, рекомендуемая температура – 27 – 35 градусов.

Когда малыш уверенно сядет, можно приобрести специальный стульчик для ванной. Он позволит карапузу сидеть в воде без поддержки, играть с предложенными предметами. Его устанавливают в большой ванной. При желании родителей, от детской ванночки можно полностью отказаться.

Длительность ежевечернего купания зависит от настроения и самочувствия ребенка. Обычно оно занимает от 10 до 30 минут. Перед процедурой не стоит ребенка кормить.

Очищение тела не требует ежедневного применения мыла. Раз в неделю можно использовать шампунь для волос или гель для купания.

Обязательно ежедневно осматривать ушные раковины и нос малыша. При необходимости убирать скопившуюся грязь.

Питание

На восьмом месяце жизни ребенка необходимо продолжать расширять количество введенных продуктов питания. Прикорм в этом возрасте становится необходимым. Материнское молоко уже не может полностью снабжать кроху всеми необходимыми витаминами и минералами, желудочно-кишечный тракт полностью готов к перевариванию.

Много детей к этому периоду уже знакомы с фруктовым или овощным пюре, попробовали злаковые каши. Детям, находящимся на искусственном вскармливании, ввели мясо кролика или индейки. До 7,5 месяцев питание должно оставаться однокомпонентным. К 8-ми месяцам допустимо вводить более сложные виды пищи: каши из смеси злаков, несколько видов овощей.

Одним из самых интересных малышу продуктов, вводимых на 8-м месяце жизни, становится яичный желток. Очень полезный, но часто вызывающий аллергическую реакцию, желток вводится очень маленькими порциями. Первая доза не должна превышать ¼ чайной ложки. Второй раз дать малышу желток можно через 2-3 дня, при отсутствии аллергической реакции. Если кроха хорошо усваивает этот продукт, то предлагать его нужно не чаще 2-х раз в неделю, постепенно увеличивая порцию до 1/2 желтка.

В начале 7-го месяца можно познакомить карапуза с растворимым печеньем и хлебом. Они должны быть выполнены из пшеничной муки высшего сорта, не содержать добавок и красителей.

В рацион питания можно вносить некоторые изменения. Постепенно третье дневное кормление грудью заменяется прикормом. К 7,5 месяцам режим кормления выглядит так:

  • Утром малыш кушает грудь или смесь.
  • Через 3,5 часа знакомится с новым продуктом или наращивает объем недавно введенного.
  • Третье кормление состоит из хорошо знакомых продуктов.
  • Вечером и на ночь малыш получает грудь или смесь.

В период активного прорезывания зубов, вечером хорошо предложить почесать десна пшеничным сухариком.

Дети, получающие прикорм с 4-5 месяцев, знакомятся с более сложными блюдами: суп-пюре, смесь овощной каши с мясом.

Таблица прикорма

Вид Малыши на ГВ Малыши на искусственном вскармливании
Фруктовый сок 5-6 мес. 3-4 мес.
Фруктовое пюре 5-6 мес. 3-4 мес.
Творог 6,5 мес. 5 мес.
Овощи 6 мес. 4 мес.
Молочная каша 5 мес. 5 мес.
Безмолочная каша 7 мес. 7 мес.
Мясо 7 мес. 6 мес.
Рыба 8 мес. 8 мес.
Кефир 7 мес. 6-7 мес.
Хлеб 7 мес. 6-7 мес.
Сухари, детское печенье 6 мес. 6 мес.
Растительное масло 6 мес. 5 мес.
Сливочное масло 6 мес. 6 мес.
Яичный желток 6 мес. 6 мес.

Разрешенные продукты к употреблению

Продукт Срок введения (искусственное вскармливание/ГВ) Польза
Кабачок 3/ 5-6 Диетический, гипоаллергенный овощ, способствующий поступлению витаминов и минералов, источник энергии
Цветная капуста и брокколи 3/5-6 Гипоаллергенные овощи, способствующие укреплению иммунитета
Тыква 4/6 Способствует пищеварению, может вызвать аллергическую реакцию
Морковь 4/6 Положительно влияет на зрение, улучшает состояние кожи и волос, укрепляет костный скелет
Яблоко 3/5 Источник витаминов и минералов
Груша 5/6 Нормализует пищеварение, укрепляет сосуды.
Бананы 4/5 Единственный экзотический фрукт, разрешенный до года. Способствует укреплению организма
Персик, абрикос 6 Большое содержание витаминов
Картофель 6 Способствует очистки организма, выводит поваренную соль, улучшает обмен веществ
Растительное масло 5/6 Богато аминокислотами

Отдельно стоит упомянуть сахар и соль. Введение этих усилителей вкуса не рекомендуется до года. Даже, если вам кажется, что получаемый прикорм безвкусен и не понравится малышу, не стоит добавлять соль или сахар. То, что вам кажется невкусным, для малыша это новый опыт и яркие впечатления. Ребенок еще не знаком со вкусом предлагаемых блюд и ему будет интересно. Раннее приучение к соли и сахару может повлечь за собой нежелательные последствия со стороны организма крохи, вызвать нежелание есть несоленую и несладкую пищу.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка составляет около 10-11 часов. Днем карапуз больше двигается и спит 2 раза по 2-3 часа.

Чтобы способствовать крепкому и продолжительному сну желательно:

  • проветрить помещение;
  • затемнить место отдыха. В дневные часы хорошо воспользоваться темными шторами;
  • проверить температуру комнаты. Температура помещения не должна превышать 22 градусов и быть не ниже 18;
  • проверить влажность. Влажность не менее 50% и не более 75%;
  • придерживаться графика. Укладывать карапуза спать до того, как он начнет капризничать или плакать.

В период активного освоения навыка ползания, сон ребенка может становиться более тревожным. Карапуз может перемещаться по кровати, ворочаться. Не оставляйте спящего ребенка на кровати или столе без стенок.

Закаливание

На 8-м месяце жизни ребенка необходимо продолжать придерживаться принципов закаливания. Ежедневные обтирания водой комнатной температуры, воздушные и солнечные ванные, контроль количества одежды, для предупреждения перегрева тела – остаются обязательными ежедневными действиями со стороны родителей.

Как развивать

Развитие ребенка на 8-м месяце жизни происходит сразу в нескольких направлениях. Задача родителей — поддерживать кроху на этом непростом пути, подсказывая как научиться и получить больше информации.

  • развитием двигательных умений. Предлагайте подвижные игры, гимнастические комплексы;
  • речью. Разговаривайте и знакомьте с новыми словами и их изображением;
  • формированием общих знаний об окружающем мире. Показывайте малышу разнообразие через основные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;
  • развитием умственных способностей. Знакомьте карапуза с логическими игрушками и простыми способами получения информации о предметах.

Двигательные умения и физическая форма

Ребенок на 8-м месяце жизни нуждается в дополнительных упражнениях на укрепление мышц тела. Особенное внимание необходимо уделить мышечному корсету, поддерживающему позвоночник, ногам и пальцам рук. Обычно применяется утренняя гимнастика и 2-3 вида разминки в течение дня.

Для проведения гимнастического комплекса необходимо:

  • бодрое и веселое настроение крохи;
  • после еды должно пройти минимум 30 минут;
  • до сна, дневного или ночного — около 30 минут;
  • температура в помещении должна быть не выше 22 градусов.

Хорошо способствуют развитию двигательных навыков первые активные игры. Можно прятать игрушки, катать мяч, просить сползать за определенным предметом.

Развитие речи и мелкая моторика

Речь и умение манипулировать пальцами рук — взаимосвязаны. Природой заложено, что речевой центр головного мозга находится рядом с центром мелкой моторики. При стимуляции пальчиков рук активизируется зона, ответственная за речь. На 8-м месяце жизни стоит начинать вводить в ежедневные занятия малыша упражнения, стимулирующие умение работать пальчиками. Предложенные игры должны соответствовать уровню развития и привлекать карапуза. Не торопите события и не огорчайтесь, если кроха не в силах выполнить предложенное упражнение, отложите его на несколько дней или недель. Сохраняйте общий положительный тон занятий, делайте их с игровыми элементами. Наиболее подходящие для 7-ми месячного ребенка упражнения на развитие мелкой моторики:

  • поднимать и подавать игрушки, разложенные перед сидящим или лежащим крохой;
  • указать пальчиком на знакомый предмет;
  • хлопать в ладоши, щупать разнообразные материалы и формы;
  • игрушки на развитие сенсорики (коврики, мешочки, подушечки, бизиборды, пирамидки, кубики).

Кроме мелкой моторики, речь малыша нуждается в пополнении «пассивного словаря». Самыми действенными способами помочь карапузу узнать и запомнить больше слов являются:

  • диалог с использованием наглядного материала. Покажите предмет и назовите его, опишите цвет, форму, предназначение;
  • обучение при помощи карточек. Методика Домана содержит большое количество разнообразных адаптированных под возраст ребенка картинок. Показывайте по 10 карточек в день, называя изображенный предмет. Через 7 дней произведите полную замену материала для изучения, знакомые карточки показывайте в конце занятия по 1-2 шт. за раз;
  • чтение книг. На сегодняшний день существует большое количество специально разработанных для младенцев изданий, позволяющих в доступной форме знакомить кроху с окружающим миром, привлекать к чтению;
  • пение и стихи. Рифма привлекает карапуза. Пение и чтение стихотворений детской тематики стимулирует кроху подбирать слоги по звучанию, мотивируя появление самостоятельной речи.

Знания о мире и умственные способности

Кроха уже понимает намного больше, чем вы можете подумать. На 8-м месяце жизни можно начинать:

  • рассказывать о предметах и явлениях в простом виде. Используйте знакомые малышу слова, прямой порядок слов, мимику и жесты;
  • знакомить карапуза с миром вне дома. Старайтесь ходить гулять на улицу не только на время сна малыша. Гуляя в парке или рядом с детской площадкой, садите кроху и рассказывайте об окружающих его предметах;
  • начинайте читать первые сказки. «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и другие народные сказки расширяют познавательные способности малыша;
  • во время игры называйте цвет и форму предмета, находящегося в руках ребенка;
  • предлагайте малышу потрогать разные материалы, озвучивая его ощущения;
  • предложите для игры небольшой короб, в который можно складывать игрушки. Малыш с удовольствием будет собирать в него окружающие предметы, после чего, доставать их обратно;
  • приобретите или сделайте развивающий коврик или мягкий бизиборд. Игры с небольшими предметами, компактно размещенными на небольшой поверхности, дадут карапузу больше информации о внешних различиях предметов.

Игрушки

Игротека ребенка на 8-м месяце жизни продолжает расширяться. Хорошо, когда малыш имеет возможность заниматься с разными игрушками. Рекомендуется приобрести для домашних игр:

  • Мячи разной формы. Большой гимнастический шар для упражнений, легкий резиновый мяч для катания, маленькие мячики, наполненные шумящими и святящимися элементами.
  • Молоточки и колышки. На восьмом месяце жизни детям очень нравится стучать предметами об пол. Приобретите небольшой молоточек и доску с отверстиями, в которые можно вбивать небольшие колышки.
  • Пирамидки разных размеров. Если месяц назад рекомендовалось покупать пирамидку с конусообразной основой, то сейчас можно предложить малышу усложнить задачу. Приобретите пирамидку с прямой основой и покажите, как собрать кольца по порядку.
  • Вкладыши и сортеры. Научите малыша подбирать фигуры по форме и размеру.
  • Погремушки и пищалки. Хорошо расширить коллекцию погремушек. Теперь они могут быть пестрыми, выполненными в виде фигур животных.
  • Неваляшка и юла. Такие игрушки хорошо развивают пространственную ориентацию.
  • Кубики и конструкторы. Научите строить и разрушать башни, соединять между собой разные элементы.
  • Музыкальные игрушки и инструменты. Можно приобрести классический набор в детском магазине, но для формирования чистоты слуха, хорошо предложить колокольчики и треугольник из магазина музыкальных товаров.
  • Игрушки для ванной. Дети на 8-м месяце жизни с удовольствием купаются и играют в воде. Разнообразьте ежедневную процедуру играми со специальными резиновыми игрушками.
  • Животные и куклы. У мальчиков и девочек на 8-м месяце жизни для игровых целей должны появляться игрушки, изображающие живых существ. Такой игровой материал позволяет формировать не только умение играть, но и проецировать увиденные события на куклах, закрепляя полученный зрительный опыт. При помощи любимой куклы или мягкой игрушки легко в игровой форме рассказывать малышу об окружающем мире.

Что должно насторожить на 8-м месяце жизни

Все дети индивидуальны. У каждого своя скорость освоения навыков, появления основных умений, роста и набора веса. Но есть ситуации, требующие повышенного внимания и осмотра специалистами. Срочно обратитесь к участковому педиатру, в случае если ваш малыш:

  • не ворочается и не пытается садиться;
  • во время игры не пытается стучать игрушками по полу;
  • не реагирует на громкие и тихие звуки;
  • не проявляет нежности к маме и папе;
  • не просится на руки к родителям;
  • не следит за перемещающимися предметами;
  • не несет игрушки в рот;
  • не упирается ногами, находясь в вертикальном положении;
  • не пытается тренировать речевые возможности. Отсутствует лепет и агуканье.

Безопасность

Младенец на 8-м месяце жизни требует повышенного внимания не только со стороны гигиены, ухода, развития, но и осознанных действий в вопросах безопасности. Рекомендуется:

  • Проверить зону активности ребенка (кроватка, манеж, пол и т.д.) на отсутствие опасных, острых, ядовитых предметов. Недопустимо хранение химикатов, лекарственных средств в поле зрения ребенка. Все, что малыш видит перед глазами должно быть безопасно.
  • Приобретите специальные заглушки для розеток, находящихся в открытых и доступных местах.
  • Закройте острые углы мебели плотной тканью или мягким материалом.
  • Уберите все мелкие, бьющиеся предметы.

Безопасность ребенка – превыше всего. Не думайте, что какой-либо предмет не заинтересует карапуза или он не сможет его открыть. Навыки появляются очень быстро, но, чтобы избежать беды, нужно ее предугадать.

Ваш малыш с каждым днем становится все старше и умнее. Карапуз скоро пойдет и заговорит. Старайтесь делать как можно больше фотографий своего малыша, ведь он так быстро растет. Не успеете оглянуться, как он скажет «Мама, я люблю тебя!».

В возрасте семи месяцев малыш активно исследует пространство вокруг себя, перемещаясь по всем закоулкам дома на четвереньках. А еще играет в ладушки, хлопает в ладоши, машет ручкой при прощании и многое другое. А еще он по-прежнему испытывает сильную эмоциональную привязанность с мамой, поэтому боится ее потерять.

Физиологические особенности малыша в 7 месяцев

На 7 месяце ребенок уже не так много прибавляет в весе. Сейчас он мог поправиться на 500-600 гр, а рост увеличиться на 1-1,5 см. То есть к этому моменту вес малыша может составить от 7,5 до 9 кг. А рост от 67 до 70 см.

Вес набирается уже не так стремительно, как в начале. Вы даже можете заметить, как из пухленького карапуза малыш превращается в стройняшку. Все потому, что теперь затраты энергии стали гораздо большими по сравнению с периодом новорожденности. Но здесь не так важно, сколько весит малыш, 7 или 9 кг, как то, насколько он активен и жизнерадостен.

Зрение и слух. Зрительный анализатор продолжает совершенствоваться. В 7 месяцев ребенок пристально рассматривает игрушки, предметы, концентрируется на деталях. Малыш уже умеет сосредоточить взгляд на том или ином предмете и уже в состоянии отличать цвета на взрослом уровне.

Семимесячным малыш в состоянии отследить глазами даже быстрое движение предмета. Малыш начинает отдавать предпочтение ярким игрушкам, книжкам с большими картинками.

Слух тоже совершенствуется, так малыш чутко реагирует даже на самые тихие звуки, безошибочно поворачивает голову в сторону источника звука.

Сон. Особых изменений в этой позиции нет. Ребенок спит около 14 часов в общей сложности. Ночной сон при этом должен составлять львиную долю (10-11 часов, примерно с 20-21 до 6-7 утра). Дневной сон может быть трехразовым по 1,5 часа, двухразовым по 2,5 или в иных пропорциях. Важно, чтобы в общей сложности выходило не менее 13 часов. Только при этом условии отдых крохи будет полноценным, у него будет возможность восстановить энергию и запастись силами для роста и развития.

Речевое развитие. Речь детей к седьмому месяцу жизни тоже совершенствуется. Они учатся произносить многие согласные звуки, складывая их в слоги с гласными. Лепет ребенка состоит из таких буквосочетаний, как «да», «ма», «ба», «па». Иногда ему получается сказать несколько слогов подряд – «да-да», «бо-бо» и т.д. Малыш активно «разговаривает», увидев маму и папу усиленно лепечет.

С удовольствием «отвечает», если заговорить к нему, старается копировать интонации и звуки. Начинает понимать первые слова. Например, при вопросе «где игрушка» мотает головой, ищет ее глазами. Когда его спросить «где мама?», может показать пальчиком и радостно улыбнуться. Нарушения речи в этом возрасте чаще связаны с проблемами слуха, реже с общим отставанием в развитии.


Двигательная активность.
Малыш уверенно сидит, может вставать и садиться без посторонней помощи. Во время сидения освобождаются руки. Особо активные малыши встают и перемещаются вдоль опоры.

Полноценной ходьбой называть это еще нельзя (дети не умеют подгибать ноги, приседать, но могут на несколько секунд отпускать опору), но зачатки для будущих достижений налицо.

Для некоторых такая активность неприемлема. Они развиваются в других направлениях. Важно делать с малышом комплекс гимнастики и стимулировать его развитие в укреплении мышц рук и ног.Именно от этого зависит, как скоро ребенок научится ходить.

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев

В 7 месяцев большинство детей не только уверенно держат спинку и самостоятельно сидят, но и начинают осваивать элементы ползанья, теперь малыш не лежит пассивно в кроватке или манеже, ожидая, когда к нему подойдет кто-то из взрослых. А все остальные навыки, освоенные за предыдущие месяцы, совершенствуются. К 7 месяцем малыш умеет:

  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно садится и может сидеть некоторое время без поддержки;
  • пытается ползать или садиться самостоятельно;
  • может пить из стакана и брать еду с ложки;
  • стоит возле опоры;
  • активно манипулирует игрушками, пытается собирать пирамидки, играет с матрешками и другими подобными предметами;
  • пытается привлечь внимание окружающих, издавая разнообразные звука, произносит слоги и буквы;
  • повторяет движения и звуки за взрослыми, любит играть в пальчиковые игры и слушать стишки и потешки;
  • знает, как его зовут, названия предметов и обозначения определенных действий: радуется, когда слышит «сейчас пойдем гулять или купаться», плачет, когда нужно идти спать или когда с ним прощаются;
  • находит взглядом предмет, который хорошо знает и который называет взрослый, может показать его пальцем или еще каким-нибудь образом привлекает к нему внимание.

В 7 месяцев очень важно поощрять двигательную и познавательную активность малыша, чем больше он увидит и узнает о свойствах предметов, тем больше информации получит его головной мозг и тем быстрее будет его развитие.

Необходимо ежедневно выкладывать ребенка на пол или другую твердую поверхность и ничем не мешать его попыткам ползти, переворачиваться с боку на бок или садиться самостоятельно. Также нужно больше времени носить карапуза на руках, помогая ему доставать или трогать различные предметы интерьера, одновременно называя ему их или рассказывая об их свойствах.

Психоэмоциональное развитие малыша

  1. Малыш понимает большинство слов, хотя основная манера общения выглядит как лепет, с которыми вы к нему обращаетесь. Если вы попросите показать его тот или иной предмет, он укажет на него пальчиком. В то же время речь стала более отчетливой. Кроха любит произносить звукосочетания, содержащие согласные, нараспев: «та-та-та», «да-да да».
  2. Теперь кроха понимает, о ком говорят, он знает имена ближайших родственников. К этому времени у ребенка развивается стойкая эмоциональная привязанность, особенно к матери. Если он разлучается с ней на определенное время, может ощущать тревогу.
  3. Осознает, что у него есть свое личное имя, реагирует на него при обращении.
  4. Грудничок учится управлять своими чувствами. Малыш то трогает ваше лицо, то треплет за волосы, сейчас только он прижался, ища ласки, и тут же отвернулся. Управлять эмоциями, даже негативными, нужно научиться — помогите ему в этом. Когда он плачет, возьмите его на руки, спокойно прокомментируйте его поведение: «Я знаю, ты расстроился, тебе хотелось бы еще поиграть, но сейчас время ложиться спать, завтра будет новый день и мы с тобой обязательно поиграем».
  5. Ребенок любит сидеть на маминых руках. Относитесь к этому как к новому этапу взросления и не бойтесь избаловать его, совсем скоро он станет самостоятельным и даст себя приласкать только тогда, когда ему этого захочется.
  6. Малыш внимательно изучает чужих людей, сначала настороженно, со страхом, который сменяется любопытством. Не пугайте ребенка «чужими дядями», если не хотите чтобы всех новых людей он встречал плачем.
  7. Маленькому егозе сложно усидеть на одном месте (не для того же он учился ползать), поэтому всеми возможными способами он исследует окружающий мир. Кроха настойчиво достигает своих целей и протестует, если вы ставите ему препятствия. Сейчас самое время позаботиться о его безопасности в доме. Подробнее об этом мы говорили в

В возрасте 7 месяцев ребенка нужно начинать обучать определенным правилам поведения, он уже должен осознавать смысл слова «нельзя» и «подожди».

Питание в 7 месяцев: таблица прикорма

Несмотря на то, что многие дети еще получают грудное молоко, в рационе уже присутствует большое количество продуктов «взрослой пищи», и их число с каждым днем растет — каша, овощное пюре, фруктовые и овощные соки, растительное и сливочное масло.

В сутки малыш съедает около 1000 граммов пищи, если разделить это на количество кормлений (5), то за раз малыш получит 200 граммов. Точно можно рассчитать объем, принимая во внимание массу тела.

Однако, специалисты советуют давать малышу питание по требованию, если он хорошо набирает вес и чувствует себя здоровым. Можно кормить его и чаще, соответственно уменьшив нормы. Если малыш получает еще грудное молоко, первое, третье и последнее кормление должно быть грудью, а прикорм дается в промежутках.

В 14-00, обеденное время в качестве прикорма добавляется творожок. Также следует поступать и при смешанном кормлении, пополняя недостающую норму молока молочной смесью. На искусственном вскармливании схема кормления с 6 утра до 22 часов вечера может выглядеть таким образом:

  • 1 кормление — смесь — 200 грамм.
  • 2 кормление – каша, фруктовое пюре 50 грамм.
  • 3 кормление – овощное пюре (150 грамм).
  • 4 кормление — кисломолочная смесь, творог.
  • 5 кормление – молочная смесь.

Приучая малыша к мясу, начните с двух ложек бульона, затем потихоньку добавляйте мясное пюре из курицы или говядины. Пюре можно смешивать с овощным, протирая через сито. Если ваш малыш находится на искусственном вскармливании, то предлагаем вашему информацию о

Поводы для беспокойства и обращения к врачу

Следующие моменты должны стать поводом для визита к педиатру:

  • Малыш не переворачивается.
  • Не сидит самостоятельно.
  • Не исследует предметы с помощью рта.
  • Не стучит игрушкой по столу.
  • Не провожает взглядом передвигающуюся игрушку.
  • Не произносит слоги.
  • Не привлекает мамино внимание и не выявляет эмоций при общении с мамой.

Осмотр у врачей и вакцинация в 7 месяцев

В 7 месяцев ребенок проходит стандартный осмотр у педиатра. Оно включает в себя взвешивание ребенка, измерение его роста, окружности груди и головы. Врач осматривает горло малыша, уши и нос на предмет воспалений и покраснений, прослушивает сердце, проверяет живот ребенка. Также педиатр оценивает общее развитие крохи, консультирует по введению прикорма. Отмечается количество зубов у ребенка. Что касается вакцинации, то в 7 месяцев, родители могут вздохнуть спокойно, плановой вакцинации не предстоит.

Развитие малыша через игры и упражнения

Изучаем свойства предметов. 7- ми месячный ребенок уже отличает игрушки друг от друга, узнает их, у него появляются первые любимые и нелюбимые вещи. На основе этих новых навыков и выбирают игры, которые помогут ребенку развиваться.

  • Найди игрушку. Вы раскладываете перед ребенком несколько знакомых ему игрушек (мячик, мишку, зайчика и куклу) и просите его найти мячик. Иногда придется повторить просьбу не один раз. Важно хвалить ребенка за то, что он просьбу выполнил правильно.
  • Собираем пирамидку. Это развивающее занятие поможет ребенку лучше ориентироваться в формах и размерах. Нанизывайте колечки от большего к меньшему и комментируйте свои действия. Пусть малыш самостоятельно снимает части пирамидки. Важно, чтоб ребенок был активным участником игр, а не простым наблюдателем.
  • Динамические игрушки. Для развития логического мышления можно купить ребенку динамические игрушки. Для семимесячного ребенка прекрасным выбором будет юла, кукла-неваляшка. Лучше выбирать яркие и разноцветные игрушки. Сейчас выпускается огромное количество игрушек, которые при вращении создают новые картинки. Это может привлечь внимание малыша.
  • Прятки. 7-месячный ребенок уже активно ползает и знакомится с самыми укромными уголками вашего жилища. Этим можно воспользоваться и развить поисковые навыки малыша. Спрячьте любимую игрушку ребенка и попросите ее найти. В первые разы лучше сделать это на глазах у малыша, чтобы облегчить ему процесс поисков. Затем нужно спрятать игрушку так, чтобы он не видел, но оставить часть игрушки на виду, чтобы облегчить малышу поиски.
  • Чтение потешек, стишков, сказок. Польза книг огромна они развивают речь, фантазию, воображение, нестандартное мышление. Сказки компенсируют недостаток эмоций, помогают расслабиться, а аудиосказки ещё и прекрасно развивают слух и воображение.

Для детей 7 месяцев очень полезно стимулировать двигательную активность ребенка, побуждая его ползать. Педиатры уверяют, что этот навык очень необходим каждому ребенку, это своеобразная ступень развития, пройти которую должен каждый ребенок.

Во время ползания активно тренируется мышечная система и укрепляется позвоночник, на который вскоре нагрузка существенно возрастет и без должной подготовки у малыша могут в дальнейшем возникнуть проблемы с осанкой.

Потому очень полезно регулярно выкладывать ребенка на животик и привлекать его внимание яркой игрушкой, вызывая желание завладеть ею, во что бы то ни стало.

Частые проблемы у ребенка 7-ми месяцев

  • Боли и дискомфорт во время прорезывания зубов.


Дети реагируют на процесс появления зубов по-разному.

У некоторых малышей родители узнают о зубе лишь после заглядывания в рот, но у многих деток появление каждого зуба сопровождается усиленным слюнотечением, покраснением десен и их припуханием.

Нередко у ребенка повышается температура и может нарушаться стул. Справиться с дискомфортом помогают охлажденные прорезыватели, обезболивающие гели, жаропонижающие препараты.

  • Страх перед посторонними людьми. Семимесячные дети уже четко различают знакомых людей и чужих, и могут отрицательно отреагировать на незнакомца. Так что не стоит оставлять малютку наедине с любым незнакомым ему человеком. Желая познакомить малыша с кем-то, побудьте рядом, возьмите кроху на руки и держите, пока малыш не освоится в обстановке и не поймет, что незнакомец не опасен.
  • Проблемы с засыпанием и сном. Многие карапузы вследствие увеличения физической активности днем начинают хуже спать в ночное время, а уложить младенца становится проблематично. В укладывании вам поможет создание ритуала. Ежедневно проводите с ребенком одинаковые действия перед отходом ко сну, которые будут настраивать малютку на ночной отдых.
  • Отказ от прикорма. Многие дети, особенно те, кто раньше ел лишь материнское молоко, отказываются от незнакомых продуктов, не желая пробовать любовно приготовленное мамой пюре или жидкую кашку. Заставлять ребенка пробовать новую пищу недопустимо. Не настаивайте, дайте ребенку грудь, а со временем снова предложите новое блюдо. Если ребенок наотрез отказывается от пюре и каш, подумайте о возможности введения педагогического прикорма.

Похожие статьи