Полторы комнаты музей. Полторы комнаты бродского превращаются в полторы квартиры. Ловушка для поэта

В минувшее воскресенье отправились культурно просвещаться. Выбор пал на квартиру, когда-то принадлежавшую известному русскому художнику Исааку Бродскому, любимому ученику Ильи Репина, мастеру "ажура".

И.И. Бродский, "Автопортрет", 1914 г.

Надо сказать, что мы не случайно решили туда пойти. Дима, активно собирающий живопись в цифровом формате, неоднократно умилялся - сколько полотен хранится в этом музее. Исаак Израилевич активно собирал живопись, покупал и принимал подарки от самых видных живописцев начала ХХ века. В коллекции насчитывалось к концу его жизни более тысячи произведений искусства. Он сам активно дарил свои сокровища знакомым и целым городам - так, например, 300 работ отправились в его родной Бердянск, где был основан музей имени Бродского. Еще столько же картин отправились в Днепропетровск. А после его смерти вся его обширная коллекция отошла в распоряжение петербургской Академии Художеств, ныне носящей имя его учителя - Ильи Ефимовича Репина. В 1949 году в квартире, где проживал, по адресу - пл. Искусств, дом 3, по соседству с Михайловским театром, открылся его мемориальный музей. Надо сказать, еще до Бродского, который прожил здесь последние 15 лет жизни, в доме, построенном по проекту знаменитого Карла России, бывали самые сливки культурного общества Российской империи - Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Михаил Иванович Глинка и многие-многие другие.



Б.Д. Григорьев, "Портрет Ф.И. Шаляпина", 1918 г.

Б.Д. Григорьев, "Улица блондинок", 1917 г.

В богатейшую коллекцию Бродского вошли сотни полотен художников XVIII - начала XX веков. Среди них - картины Репина, Сурикова, Владимира Маковского, Поленова, Левитана и Серова, а также Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля и Александра Головина. Отдельное внимание на себя обращуют несколько полотен Бориса Григорьева - "Портрет Ф.И. Шаляпина" и "Улица блондинок".

Мастерская Исаака Бродского, 2 этаж

Лестница на первый этаж

Первый этаж. Столовая



Квартира Бродского состоит из двух этажей, соединенных массивной деревянной лестницей. В настоящее время оба этажа занимает постоянная экспозиция музея. Помимо коллекционного наследия Бродского в его квартире выставляются и его собственные работы. Сам художник называл себя "мастером ажура", и в этом есть правда - его работы полны филигранности и кружев, при этом они не кажутся вам напыщенными или дешевыми, - напротив, каждая витиеватость, тень и свет, четкость линий и игра цветов придает его работам легкость и глубину. Среди примечательных работ - "Город ночью", "Зима" и "Первомайская демонстрация на Невском проспекте". Для Совка Бродский писал довольно много, были у него заказные портреты всех "первых" и "вторых" лиц. Как писал Корней Чуковский, "чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина".

Работы из коллекции Исаака Израилевича Бродского:

Б.М. Кустодиев, "Портрет И.И. Бродского", 1920 г.

Б.М. Кустодиев, "Масленница", 1919 г.

Б.М. Кустодиев, "Мост. Астрахань", 1918 г.

Б.М. Кустодиев, "Купец", 1918 г.

Б.М. Кустодиев, "Карусель", 1920 г.

И.Е. Репин, "Девочка с букетом", 1878 г.

И.Е. Репин, "Портрет М.К. Бенуа", 1887 г.

Н.П. Крымов, "Водяная мельница", 1910-1915 гг.

И.И. Левитана, "Портрет С.П. Кувшинниковой", 1888 г. (Редкая штука - портрет кисти мастера пейзажей Левитана)

К.А. Сомов, "Фейерверк", 1922 г.

К.А. Сомов, "Первая любовь", 1916 г.

А.Н. Бенуа, "Петергофские фонтаны", 1901 г.

М.З. Шагал, "Вид в сад", 1917 г.

И.И. Бродский, "Автопортрет с дочерью", 1911 г.


И.И. Бродский, "Портрет И.В. Сталина", 1928 г.

И.И. Бродский, "Первомайская демонстрация на Невском проспекте", 1928 г.

Но его творчество не было принято властью на родине, его обвинили в тунеядстве, и Бродскому пришлось эмигрировать из страны.

Поэт Бродский

В своем творчестве достиг больших высот, его имя известно по всему миру. Уже в эмиграции награжден Нобелевской премией по литературе.

Только во времена перестройки его стихи стали публиковать на родине. До этого момента творчество Бродского было известно ограниченному кругу людей в СССР. Его приглашали вернуться, но он все откладывал свой приезд.

Американский кабинет Бродского в в Фонтанном доме

Бродский никогда не жил в Фонтанном доме, более того, он никогда его не посещал. Но он был очень близок с Анной Ахматовой.

В 2003 году вдова поэта подарила музею вещи из его дома в Саунт-Хедли, где он проживал. Это предметы мебели, постеры, библиотека, коллекция почтовых открыток и множество других мелочей. Даже нашлось место чемодану, с которым покидал страну Бродский.

Музей Ахматовой представил часть из них в экспозиции. В кабинете стоит письменный стол, диван, кресло, лампа, пишущая машинка. Также можно увидеть инсталляцию медиахудожника Быстрова, которая рассказывает о Ленинграде и доме, где проживал Бродский.

Музей постарался расставить все предметы именно так, как было в кабинете поэта. В газетнице лежат именно те газеты, которые читал Бродский. Там же лежит ворох счетов и квитанций, а подушки на диване разложены так же, как и у поэта.

Фоном звучит запись судебного процесса, после которого его отправили в ссылку. В кабинете можно посмотреть фильмы о Бродском.

В кабинет поэта приходят разные люди: школьники и люди старшего поколения, те, кто знаком с его творчеством, и те, кто совсем не знает о нем.

Квартира поэта

Несмотря на то, что Бродский является и великим поэтом, до недавнего времени о нем упоминалось только в экспозиции при музее Анны Ахматовой.

Квартиру Бродского в Санкт-Петербурге, где он проживал с отцом и матерью, решили превратить в музей памяти поэта.

Помещение находится на 24, в доходном доме Мурузи. В этом строении проживали и бывали многие знаменитые литераторы: Мережковский, Гиппиус. Здесь же Гумилев открыл Союз Поэтов.

В квартиру семья Бродских въехала в 1955 г. Иосиф Бродской прожил там до 1964 года, после его отправили в ссылку за тунеядство. Затем он возвращается и живет в ней до эмиграции.

Работа над музеем

Музей Бродского в Санкт-Петербурге планировали организовать еще в девяностых годах. Многие видные деятели культуры, причем как отечественной, так и зарубежной, обратились с просьбой о создании в бывшей квартире поэта музея к губернатору. Он дал добро, но в процессе не участвовал.

Пять из шести комнат в коммунальной квартире фонду создания музея удалось выкупить на средства спонсоров. Для этого понадобилось почти пятнадцать лет.

Первые ремонтные работы закончились к 75-летию поэта, и музей-квартира Бродского открылся для свободного посещения на один день. А после его закрыли для дальнейшего ремонта, дата завершения которого неизвестна.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея Иосифа Бродского показывает основные события в жизни поэта от начала его литературного пути.

В музее можно увидеть полторы комнаты, где Бродский проживал с отцом и матерью, коммунальную кухню и комнаты соседей.

Также в экспозицию входят отпечатки снимков, которые сделали знакомые и отец поэта, сохранившиеся элементы интерьера и скульптурные портреты.

Музей открылся на один день, настоящих экспонатов практически не было, потому что строительные и ремонтные работы не закончены. Но в дальнейшем предполагается разместить вещи, которые передала музею вдова поэта.

Препятствия

Большие затруднения вызвало расселение жильцов коммунальной квартиры, где жил Бродский. Музей удалось разместить в пяти комнатах коммунальной квартиры, но в шестой до сих пор живет соседка. Она не согласилась продать свою комнату, и организаторы музея решили отгородить экспозицию. Из-за этого потеряна возможность экскурсантам заходить с парадного входа.

Сейчас музей-квартира Бродского использует черный ход, и сразу с лестницы человек попадает на кухню. И в дальнейшем, наверное, так и останется. Это сильно огорчает устроителей музея.

Кроме нехватки финансов работа над созданием музея осложняется юридическими и бытовыми проблемами. Дом старый, в аварийном состоянии, и помещения требуют большого ремонта, в первую очередь для сохранения экспонатов.

Предстоит переводить квартиру в чтобы музей Бродского в Петербурге появился официально. И неизвестно, сколько времени займет бюрократическая процедура.

Есть и профессиональные проблемы. Взгляды на то, каким должен быть музей, расходятся. Директор музея Ахматовой в Фонтанном доме считает, что комнаты должны сохранить достоверность, дух того времени без приукрашивания.

Вполне возможно, в дальнейшем музей Иосифа Бродского ожидает расширение. Устроители музея раздумывают над приобретением квартиры ниже или чердачного помещения. Пока музей может вместить одновременно около десяти человек.

Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей

Дом Мурузи на Литейном проспекте, где жил Иосиф Бродский. Фото: Наталья Шкуренок

История создания музея Бродского в Петербурге растянулась уже почти на два десятилетия. О его скором открытии было громко в 2015 году, накануне 75-летия поэта. Но до сих пор квартира и «полторы комнаты» семьи Бродского стоят закрытыми от посетителей, без музейной концепции и перспектив реальной жизни. Выкуп соседней квартиры, похоже, позволит превратить мечту в реальность.

По-соседски

«Это место для офиса, гардероба, технических служб, — Максим Левченко, новый владелец квартиры в доме 24 по Литейному проспекту, в знаменитом доме Мурузи, показывает свое приобретение гостям. — Остальное пространство должно быть легко конвертируемым: сегодня здесь устроили выставку, завтра — лекцию, инсталляцию, театральный спектакль. Мы хотим создать правильную среду, куда будут приходить те, кому наша деятельность реально интересна».

Фасады дома Мурузи, где поэт прожил почти 20 лет до эмиграции в 1972 году, идут по Литейному проспекту, поворачивают на улицу Пестеля в сторону Преображенского собора и делают еще один поворот — на улицу Короленко. Окна квартиры на втором этаже, где находятся «полторы комнаты» Бродского, выходят на улицу Пестеля и на угол Пестеля и Короленко. Квартира, купленная Максимом Левченко, управляющим партнером девелоперской компании FortGroup, примыкает к ней со стороны улицы Короленко. Прежние владельцы квартиры Максим и Карина Малышевы сохранили историческую планировку пространства, в том числе анфиладу комнат, идущую вдоль фасада.

Покупка обошлась Левченко почти в 36 млн руб., всего он готов вложить в проект не меньше $1 млн. Супруги Малышевы, организаторы общественных проектов «Архпароход» и «Плутон», вошли в состав попечительского совета будущего музея Бродского.

Ловушка для поэта

Квартира Иосифа Бродского — на втором этаже. Фото: Наталья Шкуренок

Еще в 1999 году Фонд музея Бродского, председателем совета учредителей которого является Михаил Мильчик, известный петербургский историк архитектуры и друг поэта, начал при поддержке спонсоров выкупать комнаты в бывшей коммуналке. К 2012 году фонд выкупил четыре из пяти комнат, владелица самой большой, бывшая соседка семьи Бродских Нина Васильевна Федорова, наотрез отказалась продавать свою. В 2014 году Василий Кичеджи, тогдашний вице-губернатор Петербурга, публично объявил, что собраны деньги для отделения комнаты госпожи Федоровой от остальной квартиры и что к юбилею поэта его музей будет открыт.

Но все планы пошли прахом. И не только из-за упорства Нины Федоровой. Квартира Бродского оказалась настоящей ловушкой. По закону, чтобы сделать в ней музей, ее нужно перевести в нежилой фонд, а для этого все помещения под ней тоже должны быть нежилыми. Но на первом этаже расположена жилая квартира, владелец которой отказался обсуждать ее продажу. Кроме того, будущий музей, по требованию Минкультуры РФ, обязан иметь два входа-выхода, один из которых должен быть отдельным — им не могут пользоваться остальные жильцы дома. В квартире, где жил Бродский, есть два входа-выхода: один на черную лестницу, но на нее выходят двери других квартир, второй парадный, но его двери выходят на общую лестницу дома. Круг замкнулся.

Все эти годы квартира и ее «полторы комнаты» стоят пустыми, отдельных посетителей сюда пускают по особой договоренности с руководством Фонда музея Бродского. Перспектив у музея поэта не было никаких, пока Максим Левченко не купил соседнюю квартиру. Она имеет общую стену с мемориальной квартирой, в ней есть два отдельных входа-выхода, на первом этаже под ней находится кальянная, то есть нежилое помещение.

Чтобы объединить обе квартиры, достаточно пробить стену между ними. Это позволит сделать в новой квартире гардероб, помещение для охраны и другие технические службы, необходимые музею. Хотя для объединения необходимо решить немало юридических проблем, в том числе с охранными ведомствами: дом — памятник архитектуры, получить разрешение на перепланировку будет непросто. Но, похоже, это Максима Левченко не пугает.

Стены, которые объединяют

Максим Левченко планирует в ближайшее время организовать в купленной квартире общественное культурное пространство, где будут проходить лекции, встречи, выставки, научные конференции, концерты. Но он не скрывает и своего желания объединить в будущем обе квартиры — мемориальную и только что приобретенную. Он уже не раз публично заявил, что в его планах — совместные выставки с Музеем Ахматовой, в фондах которого хранится большое число подлинных вещей, принадлежавших Иосифу Бродскому, переданных сюда его вдовой и Фондом Бродского. Хранятся в Музее Ахматовой и многие вещи Бродского, принадлежавшие раньше петербургским друзьям поэта.

«Частная инициатива — единственная реальная возможность сделать музей Бродского, — уверена Нина Попова, директор Музея Ахматовой. — И мы готовы сотрудничать, тем более что с прошлого года Минкульт разрешил передавать на временное экспонирование предметы из государственного музейного фонда в частные музеи. Конечно, если это будут наши совместные выставочные проекты, которые мы вместе обсудим и которые совпадут с нашим представлением о замысле и воплощении».

Михаил Мильчик, председатель совета учредителей Фонда создания музея Иосифа Бродского, владеющего комнатами в мемориальной квартире поэта, рассказал корреспонденту TANR, что, по его мнению, создать музейное пространство в новой квартире можно и нужно и что он уже обсуждал с Левченко различные планы.

«Пока музей в мемориальной квартире создать нельзя, — считает Мильчик. — Это вопрос не ближайшего времени, хотя я смотрю на всю эту затею самым положительным образом. Мне нравится идея музея, построенного на контрасте, одна часть — мемориальная, атмосферная, с духом времени, вторая — с современными приемами экспонирования, ориентированная на молодежь. Мы 1 августа собираемся со всеми участниками этого проекта, чтобы рассмотреть варианты концепции».

Максим Левченко: «Есть желание сломать стену!»

Нина Попова, директор Музея Ахматовой, и Максим Левченко. Фото: Наталья Шкуренок

Вы не скрываете своих планов объединить две квартиры. Но в мемориальной живет бывшая соседка Бродского, вы с ней этот вопрос обсуждали?

Нина Васильевна сама мне сказала: купи соседнюю квартиру, чего вы все ко мне пристаете!

В музейном сообществе Петербурга уже говорят, что вся эта история — лишь сделка с недвижимостью!

Да, это реальная сделка с недвижимостью, но не только. Мы планируем сделать здесь публичное культурное пространство, которое в перспективе перерастет в частный музей Бродского. Хотя это дело не ближайшего времени: нужно обсудить проекты, концепции, нужно создать новое юридическое лицо, — проблем много, но наша команда готова их решать. Мы хотим привлечь к реализации задачи и фундаментальную науку, найти партнера, типа университета, где преподавал Бродский. Я никуда не тороплюсь.

Но как только вы пробиваете дверь в соседнюю квартиру, вы получаете огромное количество проблем — например, грибок, из-за чего ни один музейный фонд не предоставит вам экспонаты…

Мы уже обсуждаем эту проблему, у нее есть решение. Нам важно, чтобы отсюда, из этой частной квартиры, будущего частного музея, был обеспечен доступ в «полторы комнаты», мы понимаем, что именно они представляют главный интерес. Уже есть план, как это сделать.

Зачем вам, успешному девелоперу, нужен этот музей?

Во-первых, мне нравится Бродский, во-вторых, мне небезразлично, что происходит в городе, — это нонсенс, что почти 20 лет не могут создать музей нобелевского лауреата. И это интересно как задача — она сложная, многоходовая, но решаемая. Поверьте, в том, что я делаю, нет никакого скрытого контекста. У нас есть специальная группа, с которой мы изучаем город, музеи — это важная часть моей жизни.

Место: «Полторы комнаты». Музей Иосифа Бродского

Адрес: Литейный проспект, дом 24, квартира 28

Идея создания музея-квартиры Иосифа Александровича Бродского возникла после того, как поэт получил Нобелевскую премию. Но проект не удавалось осуществить до конца XX века, так как квартира со времен смерти Николая Гумилева оставалась коммунальной, в которой проживали другие люди, а средств на предоставление им другого жилья не было.

Проект реконструкции. Временная экспозиция. 2015 год.

Конструктивный раздел: ООО «Научно-проектный реставрационный центр»

Калинин В. (Главный инженер), Горячев В. (Ведущий инженер-конструктор).

В экспозиции использованы фотографии из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, авторы: Бродский А., Вольперт М., Мильчик М., Турессон Б., Стефанович А., Лемхин М., Боерсм П., Чаплински Ч.

В экспозиции представлены скульптуры: Ястребенецкого Г., Виллинк С., Свердлова В., Никогосяна Т.

Заказчик проекта реконструкции: Фонд создания литературного музея Иосифа Бродского. Председатель правления фонда: Мильчик М.


Заказчик временной экспозиции: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Директор музея: Попова Н.

Куратор экспозиции: Морозова О.

Граффити: Кутилина А., Салтан Н., Амелькович А., Борис А., Селезнев П., Сейфетдинова О., Майорова К., Букина К.

Художественный металл: «Мастерская Горынина»

Светофильтр: Синица Г., «Студия Синица».

Виртуальные панорамы, видео и звукоряд: Студия «Март», Ирина Кондратьева.

Архитектурная мастерская «Витрувий и Сыновья» была образована студентами архитектурного факультета Российской Академии Художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге в 1994 году.

В данной работе наша мастерская выступила в двух качествах - как архитекторы реконструкции и как художники временной экспозиции.

Реконструкция заключалась в разделе одной коммунальной квартиры на две отдельные (в настоящее время выполнен макет раздела в натуральную величину).

А также в замене и укреплении перекрытий на, более, чем 1/3 общей площади квартиры и замене инженерных коммуникаций. При этом необходимо было обеспечить сохранность исторических перегородок, которые опирались на заменяемые перекрытия, и их поверхностей. Главной нашей задачей было сделать так, чтобы работа архитектора и весь комплекс проведенных мероприятий были максимально незаметными.

Основной идеей временной экспозиции был рассказ о ключевых событиях в биографии И. Бродского, рассказанный в сохранившихся пространствах аутентичных интерьеров коммунальной квартиры. Построение экспозиции разбито на четыре основных смысловых блока:

Историческое время, в которое жил Иосиф Бродский;

Социальная обстановка брежневского времени, времени «суда над поэтом»;

Семейные обстоятельства и семья Иосифа Бродского;

Личность поэта, цельность его жизни, вершиной которой становиться получение Нобелевской премии.

Учитывая наличие грибкового поражения поверхностей полов и стен, концепция не предполагала использование в экспозиции мемориальных вещей из музейных фондов. Поэтому построение временной экспозиции опиралось на вещи и предметы, найденные в самой квартире (своего рода ready-made).

Привнесены были только скульптурные бюсты и копии фотографий из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Также, в качестве инструментов, при создании экспозиции были использованы звуковые, пространственные и видео инсталляции, увеличенные копии фотографий.

Войдя в квартиру с черного хода, и пройдя сквозь небольшой тамбур, посетители сразу попадают в пространство коммунальной кухни. Сохранились дровяная печь, три газовые плиты, кухонная мебель, стол с ножками, ободранными котом и кошкой Бродских (по воспоминаниям соседки Нины Васильевны Федоровой). Здесь, на коммунальной кухне, воссоздана атмосфера суда. Звучит фонограмма судебного заседания. По периметру комнаты на мебели, на печи, на газовых плитах, на полу расставлены бюсты советских людей - современников этого события (автор скульптурных бюстов народный художник России Г. Д. Ястребенецкий). Своими лицами бюсты обращены в центр комнаты, где находится, покрытый старой клеенкой стол с отметинами горячих кастрюль и ножками, ободранными котами Бродских.

Из кухни посетители попадают в длинный коридор, освещенный тусклой лампочкой.

На бельевых веревках «сушатся» фотографии, отображающие жизнь Ленинграда1960-1970-х годов.

В нише - велосипед. На полочке, в углу - общий телефон.

Коридор приводит к «полутора комнатам», где жила семья Бродских. Сначала мы попадаем в «комнату родителей». Здесь экспозиция строится на увеличенных изображениях интерьеров комнаты, сфотографированной в день вынужденной эмиграции Иосифа Бродского 4 июня 1972 года, нанесенных на полосы полупрозрачной ткани, спускающиеся с потолка на небольшом расстоянии от стены.

Каждый год в день рождения поэта в этой комнате собирались его близкие и друзья. Александр Иванович, отец поэта, профессиональный фотограф, в день рождения сына делал его снимок на балконе, выходящем на улицу Пестеля.

Одна из этих «юбилейных» фотографий размещена около балконной двери. В центре комнаты «спинами» друг к другу установлены два фортепиано.

На которых, во время работы экспозиции, играли друг с другом джазовые импровизации мужчина и женщина.

На крышках фортепиано - фотографии из семейного альбома.

Полкомнаты, где жил Иосиф и где размещалась фотолаборатория отца, разделены пополам огромным красным светофильтром.

Место в нише, где размещались библиотека и рабочее место поэта обозначено старой пишущей машинкой, размещенной на высоком подиуме.


На стены комнаты нанесены граффити, составленные из стихов Иосифа Бродского ленинградского периода.

Здесь находится ванна, залитая красным «фотолабораторным» светом.

Ванна наполнена водой в ней плавают фотографии, сделанные Александром Ивановичем в разные годы.

Покинув «полторы комнаты» посетители попадают обратно в коммунальный коридор.

А затем - в небольшую почти пустую темную комнату-чиллаут с видеоинсалляцией, посвященной путешествиям поэта, прежде всего - в Венецию.

В освещенном углу - скульптурное изображение Иосифа Бродского работы Т. Никогосяна.

Последнее экспозиционное пространство - просторная угловая комната с эркером и окнами, выходящими на Преображенскую площадь и Спасо-Преображенский собор.

Это «зал Славы», здесь рассказывается о Бродском - Нобелевском лауреате.

В центре комнаты разместился прижизненный бюст Иосифа Бродского, выполненный Сильвией Виллинк и подаренный Музею Анны Ахматовой.

В эркере еще одна скульптурная голова поэта (скульптор Владимир Свердлов).

Вдоль стен на полу расставлены копии фотографий церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме.

На стене портреты значимых фигур, оказавших, по словам самого поэта, огромное влияние на его судьбу и творчество - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштамма, Одена, Фроста.

Их фотокарточки постоянно присутствовали на рабочем столе и книжных полках в комнате Бродского. Звучит фонограмма нобелевской лекции Иосифа Бродского.

Архитектор Сергей Падалко (студия «Витрувий и сыновья») рассказал об архитектурном решении Мемориального музея-квартиры Иосифа Бродского в Петербурге, открывшего свои двери пока что всего на один день - в мае этого года.

Дом Мурузи на Литейном проспекте, построенный в мавританском стиле еще в 1874-1877 годы, занимает «одно из самых почетных мест на современной литературной карте Петербурга».

Здесь 23 года прожила счастливая чета Мережковского-Гиппиус, здесь располагался знаменитый гумилевский «Дом поэтов».

Ранее в доме проживали Николай Лесков и брат поэта Иннокентия Анненского. Иосиф Бродский жил здесь до самого отъезда из страны.

Петербург чрезмерно славен историчностью домов, но поразительно, что память о столь почтенных жильцах Дома Мурузи отпечатана лишь в табличках на доме.

И вот к 2015 году, спустя много лет после смерти Иосифа Бродского, в России наконец появится музей поэта, изгнанного родиной, лишенного возможности даже похоронить родителей.

Предварительный проект развития музея комитет по культуре подготовил был уже 5 лет назад. Концепцию будущего музея Бродского разрабатывал коллектив Музея Анны Ахматовой в «Фонтанном доме».

С помощью спонсоров в коммунальной квартире, где жил Иосиф Бродский, было выкуплено четыре комнаты из пяти. За последнюю комнату ее хозяйка потребовала 12 млн рублей. Городские и федеральные власти не смогли найти такую сумму, поэтому обсуждалась возможность создания музея лишь в четырех комнатах, куда предполагалось сделать отдельный от жилой площади вход.

Проведена перепланировка коммуналки, в которой жил поэт. Единственный жилец квартиры Бродского Нина Федорова, наконец, согласилась на раздел жилплощади.

Коммуналку в доме Мурузи разделят на две части, отремонтируют и откроют экспозицию в конце мая к 75-летию поэта. Работы проведены за счет 13 млн рублей, которые компания «Терра Нова» выделяла ранее на покупку отдельной квартиры для Нины Федоровой, дочери бывшей соседки Бродского, которая занимает последнюю комнату в расселенной коммунальной квартире.

Принято решение отделить почти 200 кв. метров мемориальной квартиры от комнаты, занимаемой гражданкой Федоровой. Для нее будет организован отдельный парадный вход, кухня и санузел. В настоящее время комната Нины Федоровой является проходной.

Музей разместится на площади около 200 кв м, а новая квартира для пожилой жилицы займет 75 квадратных метров. Вход в музей будет располагаться с улицы Короленко, то есть с черного входа.

План будущего музея:

1, 2 - Гардероб, касса, информационные киоски, сувенирный киоск.

3 - Экспозиция «Рождественский романс».

4 - Экспозиция «Песня невинности, она же — опыта».

5 - Коридор.

6 - Экспозиция «Песни счастливой зимы».

7 - Экспозиция «Величие замысла».

8 - Мемориальная экспозиция « Комната Бродского».

9 - Мемориальная экспозиция « Комната родителей».

10 - Туалет и служебная кладовая.

В1 - Главный вход.

В2 - Выход на черную лестницу.

Это будет пространство историческое, литературное, мемориальное.

Все остальное - оставшиеся три комнаты и кухня - это возможность представить общественную, культурную, историческую ситуацию того времени, которое важно для понимания поэзии, истории жизни, судьбы Бродского.

Музей Бродского, или «Полторы комнаты», станет филиалом музея Ахматовой.

Американский кабинет поэта из Фонтанного дома перевозить не будут.

Сейчас в «Фонтанном доме» работает выставка «Американский кабинет Иосифа Бродского».

В 2003 году Фонд наследственного имущества Бродского и вдова поэта Мария Бродская передали музею Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» вещи из его дома в небольшом американском городке Саут-Хедли в штате Массачусетс, где Бродский преподавал с начала 1980-х в колледже Маунт-Холлиок:

Письменный стол

Секретер

Настольную лампу

Кресло, диван

Постеры,

связанные с итальянскими поездками Бродского

Его библиотеку

Коллекцию почтовых открыток

Чемодан, с которым 4 июня 1972 года Иосиф Бродский навсегда покинул родину, увозя печатную машинку, две бутылки водки для Уистена Хью Одена и сборник стихов Джона Донна.

«Часть экспозиции, связанной с жизнью Бродского, которая хранится в «Фонтанном доме», останется у нас - комментирует г-жа Попова. У «Полторы комнаты» пока просто места нет - если когда-нибудь они получат полдома Мурузи, с удовольствием отдадим это им. Тем более что сейчас Мария Бродская собирается передать нам вещи из последнего кабинета Бродского в Нью-Йорке...

Для нас, конечно же, важно открыть нашему посетителю взгляды Бродского на человека в ХХ веке, на законы поведения, законы сопротивления человека, поэта. Этот музей - своего рода музей опыта преодоления поэтом неких драматических ситуаций, которые казались ему неразрешимыми, очень сложными для него. Конечно, для полного понимания этой обстановки нужно, чтобы в музее были и видео, и документальные сюжеты, чтобы можно было слышать голос Бродского, чтобы можно было присутствовать при его диалогах с людьми близкого ему круга. Смысл такого музея, на мой взгляд, в том, чтобы открылась не только поэзия Бродского - сложная, метафорическая, но и некий нравственный опыт этого человека, который все-таки оказался победителем - победителем и времени, и пространства, как писала Ахматова о Пушкине», - поделилась своим мнением Нина Ивановна Попова.

Для музея-квартиры Бродского вход будет организован со двора.

К сожалению, конечно, не с того места, где заходила семья Бродского. В связи с этим в ходе работ по организации мемориального музея будут приведены в порядок двор и черная лестница.

Комнаты Бродских очень хорошо сохранились благодаря людям, которые жили в них после родителей поэта. Никакого капитального ремонта зв комнате Бродских не будет. Даже косметического почти не предвидится. Как можно с этими царапинами, трещинами, с этой наружной проводкой что-то делать! Ну, от пыли, наверное, избавимся. Хотя я бы и пыль можно оставить.

24 мая 2015 года в Санкт-Петербурге в Доме Мурузи открылся мемориальный музей-квартира Иосифа Бродского.

Ввиду того, что музей находится в состоянии ремонта, экспозиция будет представляться лишь один день, поэтому посетители не смогут ознакомиться с личными вещами поэта, прибывшими недавно из Нью-Йорка.

Создатель сообщества «Старый фонд» и автор популярного инстаграм-блога @maax_sf о старых петербургских квартирах, показал снимки из квартиры в доходном доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где долгие годы жил со своими родителями поэт Иосиф Бродский . Сейчас, по словам Косьмина, здесь до сих пор живет бывшая соседка Бродского.

Косьмин сравнил снимки с архивными фотографиями и описаниями самого Бродского из эссе «Полторы комнаты» и подробно рассказал о своих наблюдениях.

Так сейчас выглядит коммунальная квартира в доме Мурузи в Санкт-Петербурге . Иосиф Бродский жил здесь с родителями с 1955 по 1972 год. Это пространство описано поэтом в, пожалуй, самом цитируемом его англоязычном эссе «Полторы комнаты», опубликованном в Нью-Йорке в 1986 году.

Стандартная коммунальная кухня, на первый взгляд. Но мозг слегка напрягается: ПВХ плитка, печь и нестандартная геометрия кухни будто искажают пространство. А ещё здесь слишком пусто для жилой коммуналки, но это легко объяснить. Дело в том, что в квартире последние годы живёт только одна бабушка. Она - бывшая соседка Бродского, который жил здесь с 1955 до 1972 года (до своего отъезда из СССР). Да, это дом Мурузи, и здесь находятся те самые «полторы комнаты». Вот уже несколько лет идут попытки официально открыть музей поэта, но всё упирается в соседку, которая живёт в квартире всю жизнь и уезжать наотрез отказывается. И её можно понять. В следующих постах расскажу о квартире подробнее.

Фев 28, 2018 в 3:27 PST Бродский подробно описал коммунальную квартиру, где он жил с родителями, в эссе «Полторы комнаты» (1985). На фотографиях - родительская часть и две арки в «половину» поэта (одна из них сейчас заложена). Архивная фотография сделана в 1984 году, очевидно, сразу после смерти отца Бродского (мать умерла годом раньше). Иосиф к этому времени не жил здесь уже 12 лет, но можно предположить, что обстановка поменялась несильно. «Моя половина соединялась с их комнатой двумя большими, почти достигавшими потолка арками, которые я постоянно пытался заполнить разнообразными сочетаниями книжных полок и чемоданов, чтобы отделить себя от родителей, обрести некую степень уединения. Можно говорить лишь о некой степени, ибо высота и ширина тех двух арок плюс сарацинские очертания их верхних краев исключали любые помыслы о полном успехе. За вычетом, конечно, возможности заложить их кирпичной кладкой или зашить досками, что было противозаконно, так как свелось бы ко владению двумя комнатами вместо полутора, на которые мы по ордеру имели право» «Следовало изобрести полумеру, и как раз на этом я сосредоточился начиная с пятнадцати лет. Испробовал всевозможные умопомрачительные приспособления и одно время даже помышлял о сооружении четырехметровой высоты аквариума с дверью посередине, которая соединяла бы мою половину с их комнатой. Надо ли объяснять, что такой архитектурный подвиг был мне не по зубам. Итак, решением оказалось приумножение книжных полок с моей стороны, прибавление и уплотнение складок драпировки - с родительской. Нечего и говорить, что им не нравились ни решение, ни подоплека самого вопроса. »

Публикация от Maxim (@maax_sf)

Мар 1, 2018 в 4:27 PST Место, где стоял туалетный столик и родительская кровать, которой Бродский в своём эссе посвятил несколько абзацев: «Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере. Тот же растительный лейтмотив, разумеется, но исполнение колебалось где-то между модерном и коммерческой версией конструктивизма. Эта кровать была предметом особой гордости матери, ибо она купила ее очень дешево в 1935 году, до того, как они с отцом поженились, присмотрев ее и подобранный к ней в пару туалетный столик с трельяжем во второразрядной мебельной лавке. Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье. По русским меркам эта кровать была настоящей роскошью. Я часто думал, что именно она склонила отца к женитьбе, ибо он любил понежиться в этой кровати больше всего на свете. Даже когда их обоих настигал приступ горчайшего обоюдного ожесточения, большей частью спровоцированного нашим бюджетом (»У тебя просто мания спускать все деньги в гастрономе! - несется его негодующий голос над стеллажами, отгородившими мою «половину» от их «комнаты». «Я отравлена, отравлена тридцатью годами твоей скаредности!» - отвечает мать), - даже тогда он с неохотой выбирался из кровати, особенно по утрам. Несколько человек предлагали нам очень приличные деньги за эту кровать, которая и впрямь занимала слишком много места в нашем жилище. Но сколь бы неплатежеспособны мы ни оказывались, родители никогда не обсуждали такую возможность. Кровать была очевидным излишеством, и я думаю, что именно этим она им и нравилась.» Продолжение

Похожие статьи