Диспозициональная теория личности (Гордон Олпорт). Теория развития личности гордона олпорта Теория г олпорта

В основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи.

    Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (то есть черт личности).

    Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционального направления - Гордон Олпорт - полагал, что каждая личность уникальна и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Большое внимание уделяется и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности 1. Что такое личность

«Человек - это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «личность - это нечто, и она что - то делает. Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума» .

«Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление».

    Во - первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность - не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.

    Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга.

    И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека.

Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Олпорта, характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер. Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность.

Концепция черты личности

Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций . Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в социальных ситуациях, и добавляет: «Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна».

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей.

«Черты» черт

Можно сказать, что в системе Олпорта сами черты личности характеризуются «чертами», или определяющими характеристиками. Незадолго до своей смерти Олпорт опубликовал статью, озаглавленную «Еще раз о чертах личности», в которой он суммировал все данные, способные дать ответ на вопрос: «Что такое черта личности?» В этой статье он предложил восемь основных критериев ее определения.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности - не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека.

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения.

4. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинные особенности индивидуума.

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Общие черты в сравнении с индивидуальными

В своих ранних работах Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными . Первые (называемые также измеряемыми или узаконенными ) включают в себя любые характеристики, присущие какому - то количеству людей в пределах данной культуры.

Индивидуальные черты (называемые также морфологическими) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Это те «подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения». Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру.

Гордон Уиллард Олпорт (11 ноября 1897 - 9 октября 1967) - американский психолог, теоретик черт личности.

Понятие личности Олпорт предположил, что можно кратко определить личность как "то, чем в реальности является человек". Однако, соглашаясь, что это определение слишком кратко, чтобы быть полезным, он пришел к более известному: "Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде" Сочетание "динамическая организация" подчеркивает то, что личность постоянно изменяется и развивается, хотя в тоже время есть организация или система, связывающая воедино и соотносящая различные компоненты личности. Термин "психофизическая" напоминает, что личность – "ни нечто исключительно ментальное, ни исключительно нервное". Организация предполагает действие как тела, так и психики, неразрывно связанных в единстве личности. Слово "детерминируют" проясняет, что личность включает детерминирующие тенденции, играющие активную роль в индивидуальном поведении. "Личность есть нечто и делает нечто. . . Она есть то, что лежит за специфическими актами и внутри индивида"

Структура личности Согласно теории Олпорта, двумя основными составляющими личности являются личные диспозиции (такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей) и проприум. Использование этих структур позволяет описывать личность в терминах индивидуальных характеристик. Третья составляющая личности - это осознающая личность, или субъективная личность.

Г. Олпорт различал три вида личных диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальные диспозиции - максимально генерализированная, всепроникающая черта личности, определяющая всю жизнь человека. Ею наделены очень немногие люди, которые, как правило, становятся широко известными именно благодаря наличию кардинальной диспозиции. Более того, имена этих людей становятся нарицательными для определенного стиля жизни или поведенческих стратегий, например, дон Жуан, Фома Неверующий, маркиз де Сад и т. п. Центральные диспозиции - хорошо узнаваемые другими людьми устойчивые характеристики, позволяющие достаточно полно и точно описать личность. На основании результатов своих исследований Г. Олпорт пришел к выводу, что количество центральных диспозиций для каждого конкретного индивида колеблется в пределах от пяти до десяти. Центральные диспозиции наиболее универсальны и в содержательном плане близки к чертам личности. Вторичные диспозиции - менее устойчивые и менее узнаваемые по сравнению с центральными. К ним обычно относятся вкусовые предпочтения, ситуативно обусловленные краткосрочные установки и т. п.

Олпорт предлагает все функции Эго и Я называть собственными функциями личности. Все они (включая телесное чувство, самобытность, самоуважение, самопротяженность, ощущение себя собой, рациональное мышление, образ себя, свои стремления, когнитивный стиль, функцию познания) – реальные и жизненные части личности. У них есть общее – феноменальное "тепло" и "чувство значимости". Можно сказать, что вместе они охватывают "собственное" (проприум).

Мотивация личности Подходя к сложным и противоречивым проблемам человеческой мотивации, Олпорт определяет то, что считает требованиями для адекватной теории. Во-первых, такая теория должна признавать одновременность мотивов человека. Во-вторых, это должна быть плюралистическая теория, допускающая, что есть мотивы многих типов. Втретьих, она наделяет динамической силой когнитивные процессы – планирование и намерения. Наконец, теория должна принимать во внимание конкретную уникальность мотивов индивида. Такая теория, полагает Олпорт, стоит за понятием функциональной автономии, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.

Движущие силы развития Согласно Г. Олпорту, зрелая личность развивается в процессе становления, продолжающегося всю человеческую жизнь. Он также был привержен принципу холизма, рассматривая здоровую личность как интегрированное целое разнородных частей. Организующее и объединяющее начало в человеческой природе, одновременно являющееся главной движущей силой развития личности, Г. Олпорт обозначал как проприум. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства.

Этапы развития личности 1. Ребенок Олпорт полагает новорожденного почти целиком продуктом наследственности, примитивных влечений и рефлексов. У него еще не появились те отличительные признаки, которые появятся позже в результате взаимодействия со средой. Что существенно, с точки зрения Олпорта новорожденный личностью не обладает. Уже на первом году жизни, говорит Олпорт, ребенок начинает проявлять отличительные качества, различия в двигательной сфере и выражении эмоций, которые имеют тенденцию сохраняться и вливаться в более зрелые формы приспособления, приобретаемые позже.

2. Трансформация ребенка Процесс развития идет по различным линиям. Олпорт полагает, что для описания изменений, происходящих между детством и взрослостью, адекватны различные принципы и механизмы. Особенно он обсуждает дифференциацию, интеграцию, созревание, подражание, научение, функциональную автономию. Он даже признает объяснительную роль психоаналитических механизмов и травмы, хотя эти явления не занимают центрального места в том, что он называет нормальной личностью. 3. Взрослый Итак, в зрелом индивиде мы видим личность, чьи детерминанты поведения - система организованных черт. Эти черты многообразными способами возникли из разобщенной мотивации новорожденного. В существенной степени функционирование этих черт осознанно и рационально.

Методы изучения личности Проблема индивидуальности и ее изучения в психологии - вопрос, который оставался для Олпорта главным в течение всей жизни. Множество страниц он посвящает обсуждению проблемы уникальности, проблемы индивидуального и общего применительно к психологии личности. Олпорт использует два подхода к изучению личности: 1. Измерительный (номотетический) подход - это попытка подвести любые психологические проявления под общие закономерности. 2. Морфогенетический (идиографический) подход - стремление описать индивидуальное уникальное своеобразие данного случая не как частное проявление каких-то общих закономерностей, а как нечто уникальное. «Каждый человек сам по себе есть по сути особый закон природы»

Упор на морфогенетический подход – логическое следствие некоторых особенностей теоретической позиции Олпорта. Прежде всего, подчеркивание уникальности каждого человека требует от исследователя избрать такие методы изучения, которые не скрывали и не размывали бы эту индивидуальность. Второе – и это тесно связано с первым – подчеркивание важности личных диспозиций (индивидуальных черт) как первичных детерминант поведения. Если эти диспозиции – "реальные" единицы личности и если они характеризуют лишь отдельного человека, тогда вполне очевидно, что наиболее эффективный подход к изучению поведения – изучение индивида.

Нарушения в развитии личности Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства.

Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. 2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4. Зрелый человек демонстрирует восприятие, опыт и притязания. реалистичное 5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Используемая литература http: //www. bestreferat. ru/referat-149307. html http: //vdushe. narod. ru/Teorii_Lichnosti_Ustanovka_Kelvin_S _3 Mb. pdf


Теорию Гордона Олпорта (1897-1967) часто относят к диспозициональному направлению, согласно которому:

1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации;

2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

В своей персонологической концепции Г. Олпорт рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в иерархической организации которой он выделяет следующие интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития.
Принцип так называемого гомеостазиса - стремления к устранению напряжения - применим лишь к низшему уровню мотивационной системы (мотивам нужды). Формы истинно личностного бытия (стремление к новым целям, постановка творческих задач, актуализация чувства инициативности и ответственности и др.) не укладываются в формулу гомеостазиса. Поиск постоянного напряжения, сопротивление равновесию - характерные черты мотивов развития.

Системы высших мотивов входят в центральное ядро личности - Я - и преобразуются в системы ценностей человека. Стремление к самоактуализации и самореализации относятся к мотивам развития и являются изначально заложенными в человеке потребностями. Мотивы развития порождают обращенную в будущее систему целей, реализация которых обеспечивает формирование новых возможностей человека. Человек, по Олпорту, обращен в свое будущее.

"Для того, чтобы понять личность, всегда необходимо обращаться к тому, чем она может оказаться в будущем, ибо каждое состояние личности ориентировано в направлении будущих возможностей".

Развитие личности по Олпорту ассоциируется с динамикой мотивационной системы. Для объяснения особенностей формирования и становления личности он формулирует принцип функциональной автономии мотивов, согласно которому в процессе развития человека связи между старыми и новыми мотивами сохраняются, при этом характер этих связей имеет историческую, но не функциональную природу. Функционально они не тождественны.

Принцип функциональной автономии мотивов позволяет рассматривать новые мотивы как самостоятельные единицы психики человека, относительно независимые от более ранних форм (инстинктов и рефлексов).
Введением этого принципа Олпорт противопоставляет свой взгляд на мотивационную структуру личности бихевиористической точке зрения, согласно которой новые мотивы (драйвы) возникают в результате сочетания того или иного стимула с удовлетворением врожденных потребностей, т.е. с точки зрения поведенческой психологии высшие, духовные потребности человека являются дериватами его органических состояний. Так, по словам необихевиористов Н. Миллера и Д. Долларда вторичные побуждения "служат фасадом, за которым скрыты функции лежащих в их основе врожденных побуждений".

Образование новых мотивов Олпорт объясняет превращением средств деятельности в ее цели и мотивы. Иными словами, объекты и действия, которые некогда выступали для человека лишь в качестве средства достижения определенных целей, начинают сами по себе вызывать интерес и обретают собственную мотивационную силу.
Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Это такие психологические особенности, которые преобразуют множество стимулов и обуславливают множество эквивалентных ответных реакций. Например, агрессивный человек склонен интерпретировать нейтральные стимулы как угрожающие, робкий - в каждом человеке видит потенциального критика, носителя морали.

Черты рассматриваются Олпортом в качестве единиц анализа личности. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. И те, и другие в совокупности составляют фокус личности.

Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях. Согласно Олпорту, центральных черт бывает не больше 5-10.
Главной целью психологии личности Олпорт считает исследование неповторимости каждого человека. Он утверждал, что характерным свойством человека является его уникальность. "Индивидуальность - есть основная характеристика человеческой природы".
Неповторимость каждого индивида выражается им через введение понятия личностной диспозиции как слияния нескольких черт в неповторимый гештальт. В этом смысле личность можно изучать только с помощью идиографических методов исследования. Однако столь односторонний подход к человеку не был присущ Олпорту. Наоборот, он предлагает исследовать личность и идиографическими техниками, получая уникальное знание об индивиде, и номотетическими методами, утверждая универсальные законы и закономерности.

Олпорт характеризует свою теорию как "конкретно приложимую к бесконечно разнообразным формам личностного существования и в то же время достаточно абстрактную для того, чтобы служить в качестве унифицирующего принципа для новой отрасли науки" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. IX).

Выделяя общие принципы развития личности (например, принцип функциональной автономии мотивов, общие качества личности - черты, установки, Я) мы неизбежно пользуемся номотетическим методом анализа научных данных. Но при качественном анализе личности мы сталкиваемся со своеобразной организацией ее свойств и качеств, уникальным стилем поведения, строением структуры Я. Исследование личности под таким ракурсом требует применения идиографического метода, использующего понятия "особенный", "единичный", "индивидуальный". Индивидуальным может быть не только особое сочетание неповторимых черт личности, но и путь, направление ее развития, при этом сам принцип перехода от стадии к стадии остается общим.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

Детская стадия;

Стадия относительной дифференциации;

Стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.
"С развитием дифференциации и интеграции постепенно развивается и важное ядро самосознания" (Allport G. Personality. A Psychological Interpretation. N.Y., 1938. P. 345). Самосознание является необходимым для стремления личности к поставленным целям. Эта характеристика присуща "Я". ""Я" является субъективным регулятором того единства, которым может обладать личность" (Там же).

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психоолги - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.



Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции "черты", которую он считал наиболее валидной "единицей анализа"личности. Что такое черта личности? Олпорт определял черту как "нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения". Проще говоря, черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуаціях, и т.д.Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Согласно Олпорту, черты личности являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей "личностной структуры". В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в рисунке поведения человека. Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в социальных ситуациях.

В своих ранних работах Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными. Первые (называемые также измеряемыми или узаконенными) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Логика рассуждений о существовании общих черт такова: члены определенной культуры испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и поэтому у них развиваются по определению сравнимые модели адаптации. Индивидуальные черты (называемые также морфологическими) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Это те "подлинные нейропсихические элементы, которые управляют, направляют и мотивируют определенные виды приспособительного поведения". Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру. В последние годы своей карьеры Олпорт назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями . Общие же черты изменили название, став просто чертами личности . Теперь в определение индивидуальной диспозиции включена фраза "присущая индивидууму", но в остальном определение осталось таким же, как и более раннее определение черты.

Олпорт предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Эта в высшей степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой. Наличие подобной кардинальной диспозиции или главной страсти может сделать его обладателя в своем роде выдающейся фигурой. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.

Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, получившие название центральные диспозиции – это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции лучше всего сравнить с качествами, приводимыми в рекомендательных письмах . Центральные диспозиции представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.

Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности, называются вторичными диспозициями. В эту рубрику следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Диспозиционное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам.

Олпорт выдвинул теорию черт личности, главная задача психологии – объяснение уникальности человека.

Личность – динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.

Черта личности – предрасположенность реагировать сходным образом на различные виды стимулов.

Характеристики черт личности:

черта – не только номинальное обозначение , т.е. черты реальны

черта является более обобщенным качеством, чем привычка (привычка относится к специфическим тенденциям)

черта движет или , по крайней мере, определяет поведение

существование черты можно установить эмпирически (долгосрочное наблюдение, биографии, статистические методы)

черта лишь относительно независима от других черт , в реальности они перекрывают друг друга

черта не является синонимом моральной/социальной оценки , это истинная особенность человека и описывать ее надо нейтральными словами

черту можно рассматривать как в контексте личности , у которой она наблюдается, так и по ее распространению в обществе

то, что поступки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия этой черты (черты могут быть противоречивыми, черта может проявляться только в определенных сферах)

Виды черт:

ü общие – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры (умение пользоваться языком, политические/социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм), т.е. черты, по которым людей можно сравнивать (=черты личности)

ü индивидуальные – такие характеристики, которые не допускают сравнений с другими людьми; уникальные черты, которые и отражают структуру личности (=индивидуальные диспозиции)

Типы индивидуальных диспозиций:

ÿ кардинальная – настолько пронизывает человека, что все поступки можно свести к ее влиянию

ÿ центральные – не столь всеобъемлющие, но яркие характеристики (у одного человека 5-10)

ÿ вторичные – еще менее заметны, еще менее обобщены, менее устойчивы (человек никогда не ведет себя послушно, кроме случаев, когда его пинает мент)

Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, - проприум.

Стадии развития проприума:

1) телесная самость – осознание телесных ощущений (младенец)

2) самоидентичность – неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений (ребенок выучил свое имя)

3) самоуважение – гордость за собственные достижения

4) расширение самости – Я начинает захватывать важные аспекты социального и физического окружения (мой мяч)

5) образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей (5-6 лет, «я плохой»)

6) рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем

7) проприативное стремление – целостное чувство Я и планирование перспективных целей (подросток)

8) познание самого себя – стоит над всеми семью стадиями

Личность представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли, - концепция функциональной автономии .

Виды функциональной автономии :

A. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе – повторяющиеся действия (есть и ложиться спать в одно и тоже время)

B. собственная функциональная автономия – приобретенные интересы, ценности, установки, намерения.

Процессы собственной автономии подчиняются 3-м психологическим принципам:

· принцип организации энергетического уровня собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает уровень, необходимый для выживания и приспособления.

· принцип преодоления и компетенции – зрелым людям присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализация поставленных пред собой целей.

· принцип построения проприотической системы – собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Я, поэтому человек организует свою жизнь вокруг проприума для усиления Я, отвергая все остальное.

Зрелая личность:

· имеет широкие границы Я – может посмотреть на себя со стороны, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами и т.д.

· способен к теплым, сердечным социальным отношениям – может проявлять дружеские отношения и сочувствие, которое проявляется в терпимости к различиям между собой и другими

· демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие – положительно относится к самому себе, терпим к собственным недостаткам, умеет справляться с собственными эмоциональными состояниями

· демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания – видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими он хотел бы их видеть

· демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

· обладает цельной жизненной философией – видит целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; цельная жизненная философия дает некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек

ордон Олпорт: диспозициональная теория личности.

Что такое личность.

В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. В результате многократных корректировок он предложил определение личности: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечает, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности, и объясняет, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Т.е. характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал это понятие особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.

Концепция черты личности.

Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определяет черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Т.е. черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответный реакций. Разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главной составляющей теории личности Олпорта. Следует подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Олпорт предлагает 8 основных критериев определения черты личности:

1. черты личности – это не только номинальное обозначение, они являются реальной и жизненно важной частью существования любого человекаю

2. черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения.

3. черты личности являются движущими или, по крайней мере, определяющими элементами поведения. Они побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.

4. существование черт личности можно установить эмпирически посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени.

5. черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой, скорее личность представляет собой набор перекрывающих друг друга черт.

6. черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.

7. черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.

8. то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Это объясняется тем, что не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности, один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, кроме того, бывают случаи, когда поведение обусловлено в большей мере общественными условиями, чем личностными чертами.

Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными.

Общие черты (измеряемые, узаконенные) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры.

Индивидуальные черты (морфологические) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру.

Типы индивидуальных диспозиций (три типа черт личности).

Индивидуальные черты – индивидуальные диспозиции.

1. кардинальная диспозиция (главная страсть) – настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.

2. центральные диспозиции не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, это строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции – это такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.

3. вторичные диспозиции – черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. Сюда следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.

Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Поэтому, можно предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», т.е. это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства, и выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума:

1. ощущение своего тела – телесная самость – в результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

2. ощущение самоидентичности (неизменности и непрерывности «Я», независимо от происходящих изменений) – когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица.

3. чувство самоуважения – чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно.

4. расширение самости – «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения (начиная примерно с 4-6-летнего возраста). Дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей.

5. образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей – начинает развиваться в 5-6 лет.

6. рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем – между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

7. проприативное стремление – целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.

Кроме того, Олпорт предложил еще один аспект – познание самого себя, - который стоит над всеми остальными и синтезирует их.

Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Он предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации:

1. она должна признавать согласованность мотивов во времени

2. она должна признавать существование различных видов мотивов

3. она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов (Олпорт придавал большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям)

4. она должна признавать реальную уникальность мотивов

необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии, которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого – связи с прошлым исторические, а не функциональные. Первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется – в этом состоит суть концепции функциональной автономии.

Олпорт различал два типа функциональной автономии:

1. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии

2. собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.

Процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:

1. принцип организации энергетического уровня: собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления.

2. принцип преодоления и компетенции: зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных целей. Поэтому любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.

3. принцип построения проприотической системы: все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума. В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные.

Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой (невротической). Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1. зрелый человек имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны»

2. зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеской интимности и сочувствию.

3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.

4. зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания

5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора

зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Похожие статьи